ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Српски православни Католикон Успења Пресвете Богородице


Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1183 и 1230.
Адрес:
Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, с. Брезова
Село Брезова, општина Краљево, Рашки управни округ, Шумадија и западна Србија, Србија

Координаты: 43.486612, 20.531339
Проезд:см. проезд до монастыря





Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Брезова, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://srpska-pravoslavna-crkva.blogspot.ru<br>, Брезова, Рашский округ, Сербия
Фото с сайта http://srpska-pravoslavna-crkva.blogspot.ru
Андрей Агафонов
1920
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://srpska-pravoslavna-crkva.blogspot.ru<br>, Брезова, Рашский округ, Сербия
Фото с сайта http://srpska-pravoslavna-crkva.blogspot.ru
Андрей Агафонов
1920
Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://srpska-pravoslavna-crkva.blogspot.ru<br>, Брезова, Рашский округ, Сербия
Фото с сайта http://srpska-pravoslavna-crkva.blogspot.ru
Андрей Агафонов
1920



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 сентября 2016

Главную церковь монастыря Студеница Стефан Неманя построил в 1183–1196 гг. по случаю важных для своей державы побед: в это время он вместе с венгерским королем Белой III он отвоевал у Византии крупный город Ниш и все города вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге до Стоби (в Македонии) и на юго-западе до Котора. Храм устроен как семейная усыпальница. К первоначальной однонефной церкви с боковыми притворами при наосе, трехчастным алтарем и нартексом в 1230-х гг. был пристроен обширный экзонартекс с боковыми капеллами и захоронением под аркосолием.

Три части алтаря разделены продольными арками и перекрыты полуциркульными сводами. Восточная стена представляет собой трибелон с очень большой и немного преломленной средней аркой, а боковые проемы узкие и прямоугольные. Наос разделен пилястрами на две травеи. Оболочка купола на парусах снаружи 12-гранная, а изнутри волнистая с двенадцатью окнами. Купол сильно акцентирован с помощью широкого и высокого основания. Нартекс решен так же, как и западная травея: с прислоненными боковыми арками и перекрыт немного преломленным сводом. На западной стене размещен монументальный резной портал с высоким рельефом в тимпане – Богоматерь с Младенцем на троне с поклоняющимися архангелами.

Экзонартекс достроен таким образом, что своими боковыми стенами он охватывает стены древней части церкви. Однонефное прямоугольное помещение разделено пилястрами на две травеи, к восточной пристроены боковые глубокие конхи, каждая с полукруглой нишей в восточной стене. Южная капелла посвящена св. Симеону, северная – св. Николаю. Экзонартекс перекрыт ломбардскими крестовыми сводами с мощными ребрами прямоугольного сечения и с поперечной аркой между травеями. Большой распор экзонартекса сдерживает конструкция из тройных арок разной кривизны и формы (преломленных и полуциркульных), прислоненных к боковым стенам. Ребра опираются на мощные консоли в углах помещения и по бокам от от центральных пилястр.

Богато украшен скульптурой перспективный портал южного притвора, на котором в тимпане устроены солнечные часы. Консоли в подножиях глухих аркад выполнены в виде разных скульптурных деталей (головы людей и животных, растительные и орнаментальные мотивы). Северный портал простой; фризы глухих аркад на фронтоне восточного фасада и трех апсидах вкупе с трифорием придают ему выраженный романский облик. Сочетание разных по цвету и тону камней первоначально, так как оно есть в каменной пластике других западноевропейских памятников того времени. Полихромия была и на барабане купола – его красный цвет также первоначален. Оловянное окно (трансенна) в северной стене четверика в виде 12 перфорированных кругов с изображениями голубя, орла, грифонов, оленей, льва и восьмилистных роз датируется концом 12 века на основе стилистики этих образов. Их аналоги есть в немецком и мозельском прикладном искусстве того времени, а по способу исполнения близкие параллели находятся в апулийской архитектуре того же времени, особенно оконная роза собора в Бигетто в Апулии. Иконостас не сохранился, но он, очевидно был выполнен по византийскому образцу.

В целом ученые сходятся во мнении, что строительство храма начали мастера с Запада, построившие основной объем в романском стиле, а закончили строители из византийских областей, соорудившие характерный византийский купол. Кроме того, возможно, что западные и византийские строители в отдельных случаях работали вместе.

Источник : А.А. Воронова «На границе Востока и Запада. Средневековая архитектура Сербии, Далмации и Истрии», М., издательство ПСТГУ, 2015, с. 116-120.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

«…Самые ранние сербские фрески XIII века украшают церковь Богородицы в Студенице, возведенную великим жупаном Стефаном Неманей в 1190–1196 годах. В настоящем виде эти фрески оставляют пестрое впечатление, так как часть из них полностью расчищена, другая же часть остается под записями XVI века либо неоднократно освежалась в различные эпохи. Это крайне затрудняет суждение о первоначальном стиле росписи, тем более что многие исследователи не хотят замечать поновлений таких композиций как Евхаристия или Распятие.

Греческая надпись на фреске с изображением Спаса Нерукотворного свидетельствует, что фрески выполнены в 1208 или 1209 году при старшем сыне Стефана Немани — Вукане. Имя мастера в надписи, к сожалению, утрачено. Все расчищенные фрески имеют голубой фон и выполнены в светлой колористической гамме с преобладанием легких прозрачных цветов. Иконографическая система росписи складывается из традиционных элементов: Богоматерь Влахернитисса и два архангела в конхе, Евхаристия и святители в апсиде, евангелисты на парусах, сцены из жизни Христа и фигуры святых на стенах и сводах.

На южной стене находится переписанный в XVI–XVII веках ктиторский портрет: Богоматерь подводит к восседающему на троне Христу Стефана Неманю, который держит в руках модель возведенной им церкви, а на боковых выступах стены даны фигуры св. Саввы и Стефана Дечанского. Этот тип ктиторского портрета был занесен в Сербию из Византии. Однако в Сербии он получил такое развитие, какого никогда не имел у греков. Сербы, с их повышенным интересом к национальной истории, сумели насытить ктиторские портреты новым, реалистическим содержанием и в значительной мере изменить канон, который господствовал в византийской живописи.

По своему стилю фрески Студеницы существенно отличаются от произведений греческого мастерства. Более того, они знаменуют решительный отход от его традиций. Все формы стали крупными и тяжелыми, в фигурах и особенно в лицах подчеркивается не столько тонкая одухотворенность, сколько физическая мощь, плоскости не дробятся мелкими линиями, а даются широкими и спокойными. Отдельные головы поражают своим реализмом, в такой мере запечатлен в них славянский тип. Все это говорит о кристаллизации оригинальной сербской школы живописи, которая на этом раннем этапе развития обнаруживает немало точек соприкосновения с искусством романского Запада. Учитывая оживленные связи Стефана Немани и его сыновей с папским престолом и венграми, не приходится удивляться этой близости. Она находит себе объяснение как в географическом положении Рашки, так и в реальной исторической обстановке, заставлявшей сербских королей лавировать между Византией и Западом.

Немало романских черт наблюдается также в росписях южной и северной капелл, фланкирующих внешний нарфик церкви Богородицы в Студенице. Фрески обеих капелл исполнены около 1235 года. В северной капелле сохранилась композиция Поклонение жертве, а стены южной капеллы украшали четыре сцены из жития Симеона Немани (лучше других уцелела композиция Перенесение останков Симеона Немани) и два групповых портрета (Стефан Неманя в монашеском облачении, Стефан Первовенчанный, Радослав и его жена Анна и три первых архиепископа автокефальной сербской церкви: Савва I, Арсений и Савва II). К сожалению, фрески южной капеллы дошли до нас в полуутраченном состоянии. Но и тут бросается в глаза тенденция к утяжелению всех форм, которым присуща романская массивность. Отдельные головы, особенно портретные, написаны в смелой, энергичной манере, адекватной сильным характерам представленных здесь людей…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве». VIII. Тринадцатый век. VIII.7. Сербия: Студеница, Жича, Милешева, Печ

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=9&ch_l2=7


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Соборный храм Студеницы в плане прямоугольный, имеет полукруглую внутри и трехчастную снаружи апсиду, купол и квадратное подкупольное пространство, вытянувшиеся по оси восток-запад. К подкупольному пространству с северной и южной сторон пристроены боковые притворы с портиками. Внутренний притвор отделен от наоса стеной с порталом. Купол поставлен на барабан, круглый внутри и двенадцатигранный снаружи, оштукатуренный и покрашенный в красный цвет, который контрастирует с мраморной облицовкой остальных частей сооружения. Основание купола и полукруглые своды опираются на толстые стены с пилястрами. Романские декоративные элементы занимают значительное пространство на наружных стенах. Богаты и украшения оконных проемов.

Во времена короля Радослава, около 1235 года, к первому внутреннему притвору был пристроен просторный и высокий внешний притвор с двумя полукруглыми приделами. Притвор Радослава, строившийся как усыпальница, отличается от первых построек и размером, и отделкой фасада.

Академик С. Чиркович подчеркивает, что соборный храм Студеницы имеет в полном смысле слова романский облик. Об этом говорят и облицовки церкви мраморными плитами, и характерные полукруглые проемы дверей, и тройные и двойные окна, и большие глухие арки, соответствующие снаружи внутренним сводам, и типичные фризы глухих арочек, тянущиеся вдоль краев стен. Романский почерк проявляется в изломе вершин сводов и арок. О близости романскому стилю и подражании западным образцам свидетельствует также то, какое значение придается каменной скульптуре. Каменный декор в виде скульптур украсил порталы с консолями, проемы окон и дверей.

Стремясь к гармонии пропорций, красоте силуэта, выявлению конструкции в объемах здания, строители обращали особенное внимание на внешнюю отделку. Роскошно оформлен западный портал, имеющий сложное архитектурное обрамление со скульптурой Пресвятой Богородицы на престоле с Иисусом Христом на коленях и фигурами двух архангелов. Мастера, работавшие над декором соборного храма Студеницы в последнее десятилетие XII века, показали исключительное мастерство, с особой силой проявляющееся в богатом плетеном орнаменте из виноградной лозы, птиц и фантастических животных. Впоследствии каменный декор станет важнейшей составляющей «рашской школы».

Особую ценность представляют фрески храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Студенице. Настенную живопись применительно к эпохе средневековья называют «Библией для неграмотных». Действительно, фрески сообщали большинству верующих той поры гораздо больше информации, чем тексты. Поэтому настенная живопись, играющая роль поучения, была непосредственно связана с господствующей богословской доктриной. Фрески соборного храма Студеницы выполнены в 1208-1209 годах, уже при сыновьях ее основателя и первого ктитора Стефана Немани. Инициатором росписи был святитель Савва Сербский, который стал архимандритом Студеницы и, в единомыслии с братьями, решил украсить усыпальницу своего отца.

Знаменитый сербский византинист В. Джурич отмечает: «С росписью храма в Студенице появилось в Сербии искусство, никогда прежде здесь невиданное — не только в силу своей исключительной красоты, но и потому, что Савва осуществил в храме декорацию, имитирующую во фреске мозаичное убранство». Самое знаменитой фреской соборного храма Студеницы является сцена «Распятие», помещенная на западной стене.

По материалам сайта «Моя Сербия»: https://www.srbija.ru/

https://www.srbija.ru/mat/mon/81-id?ysclid=mhd28yokwp410029316



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.