Филимонов К. Ф. Коштугский приход // Олонецкие губернские ведомости. 1890. № 59. С. 603.
КОШТУГСКIЙ ПРИХОДЪ
____
Коштугскiй приходъ (Олонецкой губернiи) занимаетъ часть пространства Вытегорскаго и Лодейнопольскаго уѣздовъ, граничную черту между которыми составляетъ рѣка Мегра, вытекающая изъ озера Мегрозера (Новгородской губернiи); на правомъ берегу рѣки мѣстность принадлежитъ къ Вытегорскому уѣзду, а на лѣвомъ — къ Лодейнопольскому. Названiе свое Коштугскiй приходъ получилъ отъ имени рѣчки Коштъ, составляющей притокъ р. Мегры, при устьѣ которой, вѣроятно, и расположились первые обитатели названнаго прихода.
Всѣхъ деревень, входящихъ въ составъ названнаго прихода — 18; изъ нихъ 13 — на Вытегорской сторонѣ и 5 — на Лодейнопольской.
Когда положено было здѣсь начало русской колонизацiи, съ точностiю не извѣстно; во всякомъ случаѣ, съ большею достовѣрностiю появленiе первоначальныхъ обитателей въ этомъ краѣ можно отнести къ концу XVI столѣтiя. Предположенiе это основывается на слѣдующихъ соображенiяхъ.
Изъ надписи на крестѣ, водруженномъ подъ престоломъ деревянной старинной церкви во имя св. Прокопiя и Iоанна, велико-устюжскихъ чудотворцевъ, видно, что она построена въ 1693 году1 и притомъ иждивенiемъ прихожанъ. Поэтому, на основанiи точнаго обозначенiя времени построенiя церкви (именно — конца XVII вѣка) и, въ особенности, на основанiи того обстоятельства, что церковь эта была сооружена на собственныя средства прихожанъ, — можно, большею вѣроятностiю, заключить, что народонаселенiе сего края ко времени построенiя вышеупомянутой церкви, а слѣдовательно и возникновенiя прихода (въ концѣ XVI в.), было уже довольно значительное, такъ что почувствовалась нужда въ учрежденiи здѣсь отдѣльнаго прихода, въ сооруженiи церкви. Притомъ, для сооруженiя такого зданiя, какъ храмъ Божiй, во всякомъ случаѣ, необходимы были значительныя матерiальныя затраты, каковыя и возможны, если допустить, что ко времени построенiя означеннаго храма названная мѣстность уже имѣла значительное количество народонаселенiя.
Подтвержденiемъ нашей мысли (что означенная мѣстность заселена русскими въ концѣ XVI вѣка) служитъ мѣстное народное преданiе, сохраняющееся въ различныхъ разсказахъ о панахъ. Изъ этихъ разсказовъ видно слѣдующее. Когда въ Коштугскомъ краѣ появились паны и начали грабить и убивать жителей, то они, спасая свою жизнь, разбѣжались въ лѣса, по своей недоступности могшiе служить надежнымъ убѣжищемъ для бѣглецовъ. Когда же опасность миновала, жители стали возвращаться къ мѣсту первоначальнаго жительства; только количество ихъ было такъ незначительно, что всѣ они, по свидѣтельству преданiя, могли помѣститься на трехъ-саженномъ бревнѣ.
Далѣе, тоже преданiе говоритъ, что и сами паны за свои жестокости получили должное возмездiе: они утонули въ глубокомъ ручьѣ, прозванномъ отъ сего «панскимъ», находящемся въ 28 верстахъ отъ Коштугъ, на пути слѣдованiя изъ Мегорскаго прихода въ с. Водлицу. Очевидно, что это преданiе основано на дѣйствительныхъ событiяхъ. Исторiя свидѣтельствуетъ, что въ смутное время на Руси, а равно и въ первые годы царствованiя Михаила Ѳедоровича шайки Поляковъ бродили по окраинамъ Русской земли, подвергая все огню и мечу. Были они и въ нашей Олонецкой губернiи, утвердивъ свое посѣщенiе въ памяти народной, напр. разрушенiемъ почти всѣхъ нашихъ монастырей.
Такимъ образомъ, на основанiи вышеизложенныхъ данныхъ, мысль о началѣ русской колонизацiи Коштугского края въ концѣ XVI или первыхъ лѣтъ XVII вѣка будетъ имѣть прочное основанiе.
Высказанное предположенiе о колонизацiи Коштугскаго края въ концѣ XVI вѣка находитъ для себя подтвержденiе въ историческомъ изслѣдованiи г. Неволина, въ ст. «Обонежскiя пятины, письма Ондрея Васильева Плещеева и подъячего Семейки Кузьмина, 7091 (1582-1583 г.)», гдѣ, на стр. 177, между прочимъ, сказано, что деревни были «на Коштогѣ, на Коштѣ-рѣчкѣ, на Ундозерѣ» и т. д. (принадлежали къ Мегорскому погосту — въ 25 верстахъ отъ Коштугъ).
(Продолженiе въ слѣд. №.)
_____
Филимонов К. Ф. Коштугский приход // Олонецкие губернские ведомости. 1890. № 60. С. 602.
КОШТУГСКIЙ ПРИХОДЪ
(Продолженiе, см. № 59.)
____
Въ религiозномъ отношенiи жители сел. Коштугъ отличаются набожностiю, доказательствомъ чего служитъ ревностное посѣщенiе ими храма Божiя въ воскресные и праздничные дни.
Расколъ (Филипповская секта), существовавшiй здѣсь почти съ половины XVIII в., мало по-малу вытѣсненъ отсюда почти совсѣмъ, благодаря, главнымъ образомъ, неутомимой дѣятельности покойнаго протоiерея о. Петра Тимоѳеевича Мегорскаго, который положилъ начало своему пастырскому служенiю въ Коштугскомъ приходѣ и хотя священствовалъ здѣсь и не долгое время (около 5 лѣтъ), но и въ этотъ кратковременный срокъ успѣлъ сдѣлать сердца коштугцевъ воспрiимчивыми къ слову истины. Подъ влiянiемъ его ревности о пасомыхъ, даже самые закоренѣлые раскольники нелицемѣрно обратились въ православiе, а нѣкоторые же, изъ такъ называемыхъ, колеблющихся въ правотѣ православiя, не только были убѣждены имъ въ правотѣ истинности православной Церкви, но и были его старанiемъ пристроены къ прохожденiю должности приходскихъ причетниковъ и священниковъ. Объ энергической дѣятельности здѣсь покойнаго о. Мегорскаго на пользу св. Православной Церкви свидѣтельствуютъ и воспоминанiя о немъ самихъ Коштугскихъ прихожанъ. Такъ, между прочимъ, разсказываютъ здѣсь, что покойный, въ бытность свою священникомъ въ Коштугахъ, съ особенною настойчивостью относился къ тому, чтобы каждый прихожанинъ, по возможности, неупустительно посѣщалъ храмъ Божiй въ воскресные и праздничные дни. «Бывало — говаривалъ мнѣ одинъ изъ коштужанъ — полѣнишься, грѣшный человѣкъ, сходить въ воскресенье въ церковь; глядишь, какъ только отойдетъ обѣдня, о. Петръ и прикатитъ къ тебѣ, какъ снѣгъ на голову. Первымъ долгомъ справится о здоровьѣ. Сперва скажешь ему, что не можется (не здоровится) что-то сегодня, а потому и въ церковь не пришлось сходить. Онъ, какъ будто, сперва и повѣритъ этому, а потомъ и начнетъ, и начнетъ тебя урезонивать, да говоритъ, что отъ церкви бѣгать не надо, — кому церковь не мать, тому и Богъ не отецъ, — да такъ тебя дойметъ своими рѣчами, что тутъ же сознаешься предъ нимъ и скажешь: виноватъ, бытюшка, — полѣнился сегодня придти въ церковь, — простите! И въ другой разъ по лѣности дома обѣдни ужъ и не просидишь, — потому отъ него не отстанешь: онъ и въ другой и въ третiй разъ не полѣнится завернуть къ тебѣ — и ужъ на своемъ насто̀итъ!»1. Кромѣ покойнаго о. Мегорскаго, съ успѣхомъ потрудился здѣсь для пользы Православiя и непосредственный преемникъ его, нынѣшнiй мѣстный священникъ о. К-кiй, состоящiй въ санѣ священника въ названномъ приходѣ уже болѣе 28 лѣтъ.
Не малое значенiе въ дѣлѣ ослабленiя раскола въ Коштугскомъ приходѣ должно приписать и существующей здѣсь уже, сравнительно, съ давняго времени школѣ. Въ первое время эта школа была церковная, затѣмъ она содержалась на средства отъ палаты государственныхъ имуществъ. Названное учрежденiе снабжало эту школу книгами и другими классными принадлежностями и платило, хотя и незначительное, жалованье мѣстному причту за веденiе здѣсь имъ учебнаго дѣла. Послѣднее обстоятельство не могло, конечно, не отразиться на болѣе или менѣе успѣшномъ ходѣ школьнаго дѣла, такъ какъ опалчиваемый, а не безвозмездный учебный трудъ, по всей вѣроятности, долженъ былъ служить для причта не малымъ побужденiемъ къ болѣе усердному выполненiю возложенной на него обязанности. Съ появленiемъ земства, которое приняло на себя, между прочимъ, и заботу о народномъ образованiи, школа поступила въ вѣдѣнiе Вытегорскаго земства, присвоивъ себѣ наименованiе Коштугского земскаго сельскаго училища.
Съ этого времени Коштугское училище, въ матерiальномъ и педагогическомъ отношенiяхъ, получило возможность стать еще въ болѣе лучшiя условiя, слѣдствiемъ чего было то, что количество учащихся, въ сравненiи съ предшествовавшимъ временемъ, начало замѣтно увеличиваться. Такъ, число учениковъ, въ 1887 году, простиралось въ немъ уже до 50 (наличное число жителей 539 мужск. и 603 жен. пола), а дѣвочекъ (для которыхъ имѣется здѣсь отдѣльное училище, тоже земское, открытое въ 1879 г.) — доходило въ упомянутомъ году — до 252.
(Продолженiе въ слѣд. №.)
Филимонов К. Ф. Коштугский приход // Олонецкие губернские ведомости. 1890. № 61. С. 612.
КОШТУГСКIЙ ПРИХОДЪ
(Продолженiе, см. № 60.)
____
Такимъ образомъ, принимая во вниманiе давность Коштугской школы и, сравнительно, благопрiятствующiя для развитiя ея условiя, можно утверждать, что замѣчаемое здѣсь въ настоящее время усердное посѣщенiе обучавшимися въ школѣ молодымъ поколѣнiемъ храма Божiя есть ничто иное, какъ прямой результатъ влiянiя на это поколѣнiе школы, имѣвшей возможность вселить въ немъ правильныя религiозныя понятiя, служащiя достаточнымъ средствомъ для убѣжденiя въ несостоятельности раскола.
По набожности своей жители Коштугскаго прихода съ усердiемъ относятся къ поддержанiю какъ наружнаго, такъ и внутренняго благолѣпiя своихъ церквей, которыхъ у нихъ существуетъ двѣ: одна — построенная, какъ уже сказано выше, въ 1693 году, во имя св. Велико-устюжскихъ чудотворцевъ Прокопiя и Iоанна, и другая — основанная въ 1720 году3, съ главнымъ престоломъ: а) въ честь Срѣтенiя Господня и съ придѣлами — б) во имя св. пророка Божiя Илiи, в) св. апостоловъ Петра и Павла и г) св. пророка и крестителя Господня Iоанна.
О выборѣ мѣста для первоначальнаго построенiя церкви во имя св. Прокопiя и Iоанна существуетъ здѣсь такого рода преданiе. Когда пришло на мысль благочестивымъ предкамъ теперешнихъ коштугскихъ жителей соорудить у себя церковь, то они начали прiискивать подходящее для сего мѣсто. Но какъ во мнѣнiяхъ своихъ на этотъ счетъ они расходились, то и рѣшено было поступить слѣдующимъ образомъ: во время весенняго разлива рѣки Мегры пустить внизъ по ея теченiю бревно и гдѣ послѣднее остановится, на томъ мѣстѣ и построить церковь. Отмѣченное условными знаками и затѣмъ пущенное по рѣкѣ бревно остановилось вскорѣ на одномъ ровномъ мѣстѣ лѣваго берега р. Мегры и мѣсто остановки его принято было жителями за указанное самимъ Богомъ для приведенiя въ исполненiе благочестиваго намѣренiя ихъ. Такъ была устроена церковь на вышеупомянутомъ мѣстѣ. Лѣсъ, послужившiй матерiаломъ для нея, отличается замѣчательною прочностiю, такъ что, не смотря на то, что отъ основанiя церкви до настоящаго времени протекло уже почти 200 лѣтъ, онъ (лѣсъ), при возобновленiи сей церкви въ минувшемъ году, былъ употребленъ для ея перестройки. Древнiй иконостасъ также хорошо сохранился. Иконы — такъ называемаго — византiйскаго письма. При этомъ считаю не безъинтереснымъ упомянуть о небольшомъ изображенiи «Тайной вечери»4, на правой сторонѣ косяка царскихъ вратъ. Здѣсь I. Христовъ представленъ преполагающимъ своимъ ученикамъ не чашу, а бутылку, широкiй конецъ которой въ рукахъ Спасителя, а горлышко приложено къ устамъ одного изъ апостоловъ Его. Было ли такого рода изображенiе слѣдствiемъ неумѣстной фантазiи иконописца, или его безразличнаго отношенiя къ исторической вѣрности въ изображенiи событiй, или иныхъ какихъ-либо побужденiй, — представляю судить болѣе компетентнымъ людямъ.
Место хранения оцифрованной копии оригинального текста: http://refdb.ru/look/2787242.html [прим. модератора]