Каменный храм в стиле классицизма, архитектура которого близка культовым памятникам Галичского уезда, отличается оригинальной объемной композицией. Троицкий погост сформировался в полуверсте от д. Бараново. В 1822 г. здесь была возведена Троицкая церковь с приделами Рождества Богоматери, Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского. В 80-х гг. 19 в. трапезная храма была расширена к западу с образованием палаток по сторонам колокольни. Кроме церкви на Троицком погосте, окруженном в нач. 20 в. каменной оградой, стояли три дома священнослужителей. Ограда и дома причта не сохранились. На кладбище к югу от храма уцелело оригинальное чугунное надгробие в виде голгофы, увенчанной крестом с надписью на каменной плите основания: «Анна, Григорий 20 декабря 1865 года». Утрачены кровли трапезной и апсиды, фронтоны боковых портиков, сильно пострадали интерьеры. Кирпичные стены церкви покрыты толстым слоем известковой обмазки.
Церковь стоит в стороне от села на кладбище, окруженном березовой обсадкой. Композиция здания симметрична относительно продольной оси. Высокий объем храма имеет ярусную структуру: над высоким двусветным четвериком возвышается довольно высокий двухступенчатый аттиковый ярус, завершенный еще одним менее крупным четвериком, над гуськовой кровлей которого вознесена чешуйчатая главка на глухом четырехгранном барабанчике со срезанными углами. С востока к четверику примыкает более узкая полукруглая апсида, а с запада – более широкая вытянутая трапезная со скругленными углами. Палатки, являющиеся ее продолжением фланкируют трехъярусную четырехгранную колокольню с высоким шпилем на кровле гуськового силуэта.
Боковые фасады храма украшены портиками, приставные тосканские колонны которого, связанные попарно общим постаментом, оставляют открытым основную часть стены, прорезанной прямоугольными проемами первого света (средний входной) и круглыми второго, окруженными вдавленными рамками. Треугольный фронтон (архитрав антаблемента в его основании деревянный) частично закрывает нижнюю часть аттика. Его верхняя часть завершена карнизом, нижняя полочка которого слита с короткими угловыми лопатками, образуя узкую лежачую нишу. Верхний четверик прорезан полуциркульными окнами и также завершен профилированным карнизом. Основные грани подглавного барабанчика украшены арочными нишками, а узкие диагональные грани имеют в нижней части волютообразные выступы, свидетельствующие о неизжитых традициях барокко. Три прямоугольных окна алтаря с несложным венчающим карнизом помещены в плоские прямоугольные ниши. Аналогичный декор имеют и фасады трапезной, где окна расположены более часто. Все четверики колокольни прорезаны стройными арками, перемычки которых подчеркнуты профилированными импостами. В двух нижних ярусах арки оформлены двухпилястровыми портиками (нижний – с треугольными фронтонами), верхний – портиком из полуколонн, крепующих широкий профилированный карниз. Оформление глухого барабана под шпилем аналогично барабану храма.
Четверик храма перекрыт восьмилотковым сводом с узкими диагональными лотками на тромпах, в который врезан круглый внутри купольный световой ярус верхнего четверика. Алтарь с перекрытием в виде конхи с распалубками над окнами открывается в основное пространство широкой аркой. Арочный проем с противоположной стороны ведет в первоначальную трапезную со скругленными углами, завершенную сомкнутым сводом с распалубками над проемами. Новая часть трапезной перекрыта узким поперечным коробовым сводом, а боковые палатки имеют плоские потолки. Нижний ярус колокольни завершен коробовым сводом.
В храме фрагментарно сохранилась масляная роспись кон. 19 в., представляющая собой провинциальное подражание академической манере живописи. В куполе храма изображены Саваоф и ангелы, на своде – фигуры четырех сидящих Евангелистов в клеймах с полукруглыми завершениями. На западной стене над входной аркой написано «Моление о чаше», по сторонам от него – тронный образ Богоматери Печерской и «Благовещение». На боковых стенах четверика между окнами первого и второго света написан поясной апостольский чин. В шести клеймах святые представлены попарно.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 242; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 133. № 179; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 214-215; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 35; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 58; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 178-180. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 1. Д. 292.
http://svodokn.ru/object/101509017?open=true