ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Осака. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая).


Осака. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1909 и 1910.
Год утраты:1945 (разрушена бомбардировкой)
Адрес:
Осака, район Тэнмабаси. Точное месторасположение неизвестно.




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая), Фото из журнала "Новая Иллюстрация".<br>, Осака, Япония, Прочие страны
Фото из журнала "Новая Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1910
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая), Предыдущая церковь. Рис. из журнала "Всемирная иллюстрация"<br>, Осака, Япония, Прочие страны
Предыдущая церковь. Рис. из журнала "Всемирная иллюстрация"
Андрей Агафонов
1890



Статьи


Андрей Агафонов  3 июля 2015

Становление общины в Осака началось в 1878 году, когда 33 оглашенных приняли крещение у помощника святителя Николая Японского иеромонаха Анатолия (Тихая). Прихожане осакской церкви во имя целителя Пантелеимона поначалу собирались в небольших молитвенных домах, а затем отец Анатолий построил в восточной части города миссионерский дом. В 1898 году в Осака служили архимандрит Сергий (Страгородский) и иеромонах Андроник (Никольский). Святитель Андроник вновь служил в Осака и Киото в 1906–1908 годах в сане епископа Киотоского. Членом осакской общины был Павел (Накаи Цугумаро), ближайший помощник равноапостольного Николая Японского в его переводах Библии и богослужебных книг на японский язык. Сейчас изучением наследия Павла Накаи занимается настоятель Осакского храма – священник Давид Мидзугути.

В уникальной библиотеке осакского храма, созданной стараниями прежних настоятелей – историков Японской Православной Церкви священников Прокла Усимару и Иустина Ямагути – есть и множество рукописных текстов эпохи Мэйдзи. В их числе и издания первых молитвословов и служебников, переведенные святителем Николаем в 1870-е годы. С 1882 года епископ Николай стал заниматься переводами вместе с Павлом Накаи. Десятки дневниковых тетрадей Павла Накаи, хранящиеся в библиотеке Осакского государственного университета, содержат уникальный материал о творческих спорах двух переводчиков и поисках наиболее точной православной терминологии на японском языке. В 1908 году в Осака было решено построить величественное здание церкви в память русских военнопленных, скончавшихся в Японии в годы русско-японской войны. Для храма, где бы служились литии об упокоении душ их товарищей, пожертвования собирали сами русские воины. Сбор средств проходил и при содействии владыки Андроника (Никольского), вынужденного из-за болезни вернуться в Россию, но и там радевшего о своей японской пастве.

В августе 1909 года в осакском районе Тэнмабаси святитель Николай в сослужении отца Симеона Мии совершал «освящение основания церкви в Осака, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сооружаемой в поминовение русских воинов, погребенных в Хаматера и других местах Японии, на средства, пожертвованные русскими, в том числе 5000 рублей – государынею императрицею Александрою Феодоровною; и для молений осакских христиан, собравших между собою для постройки церкви 1000 рублей». К июлю 1910 года возведение деревянного храма в старинном византийском стиле было завершено. Однако в 1945 году храм был полностью уничтожен в ходе бомбардировок. В течение трех лет богослужения совершались во временном здании, а затем, продав участок в центре города, община смогла построить храм и дом для собраний верующих в Суита. Храм в Осака очень просторный, он может вместить несколько сотен прихожан. В ноябре 2007 года в Осака отмечался необычный юбилей – столетие иконостаса. Осакский иконостас был создан в Москве иконописцем Василием Гурьяновым для храма в Мацуяма – городе на западе острова Сикоку, где был самый крупный лагерь для русских военнопленных. В 1924 году Воскресенский храм Мацуяма вместе с иконостасом был перенесен в Токио, где страшное землетрясение 1923 года сильно повредило Токийский кафедральный собор. После восстановления Токийского собора храм из Мацуяма продолжал использоваться для богослужений в будние дни, а также стал теплым зимним храмом. И только в 1962 году, когда храм Мацуяма совсем обветшал, а в Осаке была возведена новая церковь, старинный иконостас было решено перенести в Осака. К храму приписана община города Хиросима.

Адрес: Osaka Protection of the Holy Virgin Church 15-8-1 Yamate-chyo, Suita-shi, Oosaka fu

Источник: www.pravostok.ru


прот. Александр  25 июня 2025

Величественный деревянный храм в Осака был построен в память русских военнопленных, похороненных в Хамадеру, близ города. Возвышенный участок приобрели при помощи московских прихожан. На церковь собирали средства прихожане (1 тыс. руб.), русские воины. 5 тыс. руб. передала императрица св. Александра Феодоровна, 1286 руб. - прпмц. Елисавета Феодоровна. 8 тыс. руб. собрал архим. сщмч. Андроник (Никольский), «Общество Воскресения Христова» под председательством еп. Можайского Василия (Преображенского) – 1600 руб., С. В. Унженин – 2 тыс. руб. Постройка стоила 22 тыс. иен.

Закладку в авг. 1909 г. и освящение храма 29 июня (12 июля) 1910 г. совершил св. равноап. Николай. Заведовал строительными работами известный храмостроитель М. Кавамура, подрядчиком был Фома Обаяси. Покровская церковь соответствовала двум проектам из альбома 1899 г.: № 19 – деревянной церкви на 450-500 человек и № 22. Сам св. Николай указывал, что «план взят нами из «Атласа планов и фасадов церквей, одобренных к постройке Святейшим Синодом» № 19» (Дневники. СПб., 2004. Т. 5. С. 439).

Основной кубический двусветный объем в 3 оси с крупной трапециевидной в плане апсидой был завершен щипцами по центральной оси каждого фасада и малой глухой луковичной главкой на низком шатре. Более низкая трапезная под двускатной кровлей в 2 оси соединяла четверик с высокой двухъярусной колокольней по типу «восьмерик на четверике» со щипцами в основании шатра с главкой. В храм вели 3 входа с крыльцами под двускатными кровлями. Наличники окон 1 света – со щипцами, окна 2 света – круглые. Крыша была покрыта медными листами вместо традиционной черепицы.

Как и в Мацуяма, церковь в Осака имела сдержанное декоративное убранство (наборные наличники, карниз с подзором по периметру, щипцы) и ступенчатую композицию завершения за счет уступов на 4-скатной кровле.

Дубовый 3-ярусный иконостас пожертвовал купец 1 гильдии, тайный советник А. Г. Елисеев из Санкт-Петербурга (1909 г., поступил в марте 1910 г.). Образа для иконостаса - «весьма красивые», но не «строго византийского стиля», писал ранее «одобренный» св. Иоанном Кронштадтским для работ в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге А. П. Розанов (Дневники. Т. 5. С. 661). На Афоне были написаны предназначенные для миссионера архим. Анатолия (Тихая) иконы Спасителя, Божией Матери, св. Пантелеимона и св. Александра Невского. Набор из 6 колоколов пожертвовал И. А. Колесников из Москвы, церковную утварь – коммерции советник П. В. Щетинкин из Казани (облачения) и Санкт-Петербургские купцы братья И. И. и Ф. И. Рубахины.

7 июня 1945 г. храм в Осака с иконостасом и приходские постройки были уничтожены в ходе американской бомбардировки, сохранились только колокола завода Самгиных, ряд сосудов и мощевик с частицей мощей мч. Мардария в основании алтаря.

По аналогичному проекту была возведена деревянная церковь во имя св. ап. Матфея в г. Тоёхаси (янв. 1913 – февр. 1915 гг., диакон М. Кавамура).

прот. Александр Берташ



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.