ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нузал. Неизвестная церковь.

Нузальская часовня


Нузал. Неизвестная  церковь
Церковь. Действует.  
Год постройки:приблизительно 1100 - 1400.
Адрес:
Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, село Нузал

Координаты: 42.824829, 44.022929
Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Сортировка:

Неизвестная  церковь, Вид с юго-запада<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
7 ноября 2021
Неизвестная  церковь, , Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, , Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, , Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, Георгий Победоносец<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Георгий Победоносец
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
2 марта 2023
Неизвестная  церковь, , Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, Деисус. Богородица. Фреска конец XIII - начало XIV вв.<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Деисус. Богородица. Фреска конец XIII - начало XIV вв.
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, алтарная стена<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
алтарная стена
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, , Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, , Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, Пантократор. Фреска конец XIII - начало XIV вв.<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Пантократор. Фреска конец XIII - начало XIV вв.
zavar-vera
6 мая 2021
Неизвестная  церковь, Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1 января 1914
Неизвестная  церковь, Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1 января 1914
Неизвестная  церковь, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Неизвестная  церковь, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Неизвестная  церковь, Фото из журнала "Кормчий".<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1897
Неизвестная  церковь, http://andcvet.narod.ru/sib1/15/sam.html и http://andcvet.narod.ru/sib1/15/asd46.html Альбом «Поездки команды Северского драгунского полка из города Владикавказа, через главный ребет Кавказских гор в г. Гори и обратно. 1886 г.»<br>, Нузал, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания
http://andcvet.narod.ru/sib1/15/sam.html и http://andcvet.narod.ru/sib1/15/asd46.html Альбом «Поездки команды Северского драгунского полка из города Владикавказа, через главный ребет Кавказских гор в г. Гори и обратно. 1886 г.»
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  28 сентября 2015

Прославленный памятник древнего Нузала — часовня, стоящая у полотна старой дороги в центре поселка Нузал, расположенного на левом берегу реки Ардон в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания. Близ часовни расположено кладбище, увенчанное несколькими позднейшими склеповыми сооружениями. Есть основания думать, что большая часть Нузальской долины представляет древнее погребальное поле не только для обитателей Нузала, но и для окрестных высокогорных селений Назгин и Амасин (ныне покинутых). Против Нузальской часовни, на противоположной стороне реки, подобно ласточкиным гнездам, к отвесному обрыву прилепились башни, пристроенные к естественным впадинам скалы.

В литературе отмечалось, что это якобы кельи монахов, которые сохраняли здесь исторические реликвии Осетии - поэму «Алгузиани» и другие рукописи, в 1840 году вывезенные грузинским священником И. Русишвили и затем бесследно исчезнувшие. В действительности же эти сооружения представляют обычные оборонительные башни и не случайно носят осетинское название «Нузалы фидар» - «Нузальская крепость». Описанию Нузальской часовни посвящена целая литература, начало которой положил грузинский ученый XVIII века царевич Вахушти и которая продолжает расти. Этот памятник поставил перед учеными столько проблем и загадок, что они окончательно не решены до сих пор, а споры не утихают, а разгораются.... Лишь за последние три года вышли две книги о Нузальской часовне, и обе они, при всей противоположности мнений их авторов, единодушно начинаются со слова «тайна». Что это за тайна? Усиленный научный и общественный интерес может показаться даже неожиданным и трудно соотносимым со скромным и весьма непритязательным зданием часовни.

Часовня очень невелика (длина 5,50 м, ширина 3,30 м, высота 4,70 м) и не имеет никаких признаков, присущих канонической церковной архитектуре — таких, как апсида с восточной стороны или строгая ориентация здания по странам света. Часовня явно принадлежит к произведениям местного и самобытного горского зодчества и чрезвычайно похожа на обычный осетинский двускатный склеп — «заппадз», какие можно видеть почти у каждого горного осетинского селения.

Существует даже высказанное в литературе мнение о перестройке бывшего склепа в часовню. Но эта версия не доказана, хотя тщательное обследование часовни свидетельствует, что по крайней мере в ее южной части имеются разные кладки. Это - следы сравнительно недавних ремонтов и подновлений. Между прочим, сходство с надземными склепами усиливают выступающие по скату кровли сланцевые полочки. На осетинских склепах они обычны. На кровле Нузальской часовни сохранились лишь незначительные следы двух нижних полочек. Остальные уже не существуют.

Интерьер часовни слабо освещен через три узких щелевидных оконца в северной, западной и восточной стенах. Помещение очень тесное, и в нем вряд ли могло разместиться больше десяти-двенадцати человек. Сложенные из грубо обработанных камней стены путем напуска одного ряда кладки на другой образуют так называемый ложный свод. Несмотря на кажущуюся элементарность конструкции, такие своды были очень прочны и стояли веками. На стыке сводов над алтарем в кладку вмонтирован голосник - большой красноглиняный сосуд с линейным орнаментом. Вряд ли в таком тесном помещении он мог иметь какое-то практическое значение. Стены часовни в интерьере были покрыты толстым слоем штукатурки, заполнявшей промежутки между камнями и скрывавшей тем самым огрехи кладки. Сейчас штукатурка во многих местах обвалилась или сбита. Но привыкнув к темноте, мы видим на уцелевших фрагментах штукатурки остатки древней фресковой живописи. Уже одно это делает Нузальскую часовню своего рода уникумом. Обратим внимание на левую от входа стену. Ближе к двери изображена целая сюжетная сцена: всадник на темном коне поднял на скаку лук и стреляет в оленя с ветвистыми рогами. Последний не убегает от охотника, а спокойно стоит, повернув голову к всаднику. Рядом с ним виден второй олень. Правее (ближе к алтарю) мы видим фигуры двух святых: мужчины и женщины. Женская фигура — Мария Богородица, на что указывает хорошо заметная около нимба надпись греческими буквами МРθ. В мужской фигуре, возможно, следует видеть архангела Михаила. Но кто такой всадник, охотящийся на оленей? Исследователи высказывают на этот счет противоречивые суждения.

Дореволюционный археолог П.С. Уварова писала: «Ввиду того, что живописец церкви был, видимо, грузин, я склонна видеть в этом всаднике Фарнаваза, героя Грузии, который, освободив отечество от Азона... стал полновластным властителем страны в 247 г.». Но это предположение неправдоподобно, его никто не разделил. Специально изучавшая фрески Нузальской часовни искусствовед К.А. Берладина считала, что эта сюжетная сцена изображает «чудо» Евстафия Плакидия. Однако последующие исследователи с нею не согласились: Е.Г. Пчелина видит в загадочном всаднике, скорее всего, Давида Сослана - историческую личность, а И. Лолашвили полагает, что это изображение легендарного осетинского героя Ос-Багатара.

Решающих аргументов никто не привел, и значение этой фигуры остается по-прежнему спорным и неясным. Таков верхний ряд изображений. Горизонтальная черта - регистр отделяет его от нижнего ряда, где мы видим шесть фигур. Первые пять фигур изображают ктиторов - строителей и покровителей церкви. У изголовий некоторых ктиторов сохранились грузинские надписи, содержащие имена - Атон, Сослан, Пидарос (из них полностью уцелело только имя Сослан). Шестая фигура принадлежит святому с нимбом вокруг головы и кадильницей в руке. Около остатки грузинской надписи «Со...» (видимо, Сокур). Теперь рассмотрим алтарную стену. Здесь, против входа в часовню, и выше алтарного окна помещено монументальное изображение Христа с греческой монограммой IС ХС. Лицо, как и лица ктиторов, кем-то стерто. Ниже Христа по обе стороны окна расположены двое святых с нимбами. Около правого сохранилась грузинская надпись «Басили» (Василий). Композиция этой стены составляет обычную алтарную тему «Деисус». Роспись правой от входа стены, подобно росписи левой, разделена горизонтальной линией на верхний и нижний ряды. От нижнего ряда уцелела только одна фигура святого с прижатой к груди книгой и грузинской надписью «Романоз» (Роман). Остальные фигуры нижнего ряда, вероятно, продолжавшие ряд ктиторов, уничтожены вместе со штукатуркой. О том, что это были ктиторы, в 1906 году писал ботаник и путешественник В В. Маркович: «При входе налево и направо нарисованы изображения евяти братьев — основателей этой часовни...» Следовательно, в нижнем ряду правой стены должны были находиться еще три фигуры ктиторов. Похоже, что они кому-то «мешали», и после 1906 года эта часть фресок была сознательно сбита. Верхний ряд правой стены состоит из фигур двух святых с остатками грузинских надписей «святой Иоанн» (слева) и «Габриел» (Гавриил, справа). Между ними заметен нимб третьего святого, но фигуры его нет. От следующей композиции святые отделены вертикальной чертой. За нею и правее оконного проема помещено изображение святого Георгия на белом коне, поражающего копьем дракона. Нам осталось познакомиться с росписью южной стены. Большая ее часть занята входным проемом, над которым нарисован крест с тремя поперечными перекладинами, окруженный сложным растительным орнаментом. С левой стороны креста грузинская надпись: «джори» (крест), с правой - «Кеси» (Христов).

Палитра расписывавшего часовню художника была очень скромна: красная и желтая охры, жидкая черная краска с примесью синьки, коричневая и немного голубой (хитон Христа). Фресковая живопись Нузальской часовни еще слабо изучена. Тем не менее при всей ее сложности можно отметить наличие и переплетение здесь различных традиций и художественных приемов. Искусствовед К.А. Берладина в неопубликованной работе о фресках Нузала пишет, что в них преобладает грузинская иконографическая система, но с рядом местных особенностей, а конховая полуфигура Христа является западновизантийской. Кроме того, К.А. Берладина усматривала и отдельные художественно-стилистические связи с фресками Старой Ладоги (изображение коня св. Георгия). Большие расхождения существуют и относительно даты Нузальской часовни. Ее датировали и V, и X, и XII-XIII веками, а А.М. Дирр указывал даже точный год - 1272-й, но без всякого обоснования. Это тоже нелегкая задача, ибо строители здания «забыли» указать на его стене точную дату. Искусствоведы относят фрески часовни к середине - концу XIII века. Заметим, что голосник в своде часовни - типичный для золото-ордынской эпохи Северного Кавказа красноглиняный, прекрасно обожженный сосуд с линейным орнаментом. Раньше его для датировки не привлекали, а между тем это важный факт. Голосник можно с достаточной уверенностью отнести ко времени не раньше середины ХШ века, скорее всего, к концу XIII - началу XIV веков. Как видим, это очень близко соответствует искусствоведческой дате фресок, и, видимо, конец XIII - начало XIV века можно считать временем строительства Нузальской часовни. Однако где же нузальская «тайна»? Она существует в действительности и связана с погребением, открытым археологом Е.Г. Пчелиной в 1946 году. Изучив исторические и фольклорные материалы, Е.Г. Пчелина пришла к выводу, что под полом Нузальской часовни должно быть погребение Давида Сослана. Давид Сослан — по преданиям, выходец из алано-осетин-ской феодальной фамилии Царазонта, владевшей верхней частью Алагирского ущелья и разбогатевшей благодаря постоянному притоку пошлины, взимаемой с путников в Кассарской теснине, где сохраняются остатки стены и ворот средневековой заставы «Зылын дуар». Давид Сослан, по мнению некоторых историков, был представителем осетинской ветви грузинской царской династии Багратидов, и это, очевидно, сыграло решающую роль в его судьбе. С юношеских лет он находился при грузинском дворе, а в 1189 году стал вторым (после русского князя Юрия) мужем легендарной царицы Грузии Тамары. Исторические документы характеризуют Давида Сослана как талантливого полководца, немало содействовавшего расцвету Грузии в эпоху царицы Тамары. Конечно, выявление его могилы было бы интересным научным открытием. Подняв доски пола Нузальской часовни, Е.Г. Пчелина обнаружила у западной стены залегающий на небольшой глубине каменный ящик. Внутри оказался скелет мужчины, сопровождаемый очень скромным погребальным инвентарем: двумя железными ножами, тремя железными кольцами, кресалом и кремнем для высекания огня и двумя альчиками. По мнению Е.Г. Пчелиной, скелет принадлежал именно Давиду Сослану. В пользу этих соображений был выставлен ряд доказательств, в частности то, что погребение оказалось у левой стены под фреской с надписью «Сослан».

Возникает закономерный вопрос - почему муж и соправитель грузинской царицы погребен не вместе с нею в Грузии? Автор раскопок объясняет это осетинским обычаем хоронить своих умерших на родовом кладбище. Тех, кто умирал вдали от родины, старались доставить и захоронить в земле предков. Таков закон. Именитый Давид Сослан не был из него исключением. Его тело доставили через перевал из Грузии в Осетию и с почестями погребли в специально для этого построенной и расписанной часовне. По грузинской хронике смерть Давида Сослана наступила в 1207 году. Следовательно, захоронение славного воина и саму часовню можно было бы датировать 1207-1208 годами. Гипотеза Пчелиной нашла сторонников. Именно вокруг нее, вокруг предполагаемого Давида Сослана и «тайны» этого погребения и разгорелись неутихающие споры. Действительно ли это останки Давида Сослана? Нетрудно заметить, что в гипотезе Пчелиной немало противоречий, не поддающихся обоснованному объяснению. Так, например, имя «Сослан», начертанное на стене, вовсе не означает, что это «Давид Сослан». Имя Сослан у осетин широко распространено, и в надписи мог фигурировать любой другой Сослан. Нет также убедительных доказательств того, что Давид Сослан происходит именно из фамилии Царазонта, владевшей Нузалом. Здесь единственное основание — устные предания, которые невозможно проверить и научно подтвердить. Поражает бедность сопровождающего инвентаря — вряд ли действительный Давид Сослан мог быть захоронен так убого. Еще большее недоумение вызывают размеры каменного ящика: в головах он имеет ширину... 36 см! Трудно себе представить, как «телом мощный воин могущественный» мог поместиться в это прокрустово ложе. Наконец, существует и серьезное хронологическое несоответствие: погребение, по Е.Г. Пчелиной, относится к самому началу XIII века, тогда как выше мы уже говорили о времени строительства часовни - конец XIII или начало XIV века. Как видим, отождествление погребенного в Нузальской часовне с Давидом Сосланом нельзя считать доказанным, а нузальская «тайна» продолжает существовать и волновать воображение и чувства современников. Но при всех обстоятельствах можно считать несомненным, что в часовне был погребен не рядовой житель Нузала, а какой-то видный и достаточно влиятельный человек, скорее всего, представитель местной феодальной фамилии Царазонта. Фрески же Нузальской часовни представляют собой ценный памятник культуры и художественных связей между Грузией и Осетией в эпоху средневековья. В этом большое и непреходящее значение такой скромной и непритязательной на вид Нузальской часовни.

В.А. Кузнецов. "Путешествие в древний Иристон". Москва, Искусство.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 августа 2020

Нузальская часовня находится в Алагирском ущелье на высоте 1160 м над уровнем моря. Часовня среди древностей Северной Осетии занимает особое место, которое в данном случае объясняется не исходным материалом постройки и архитектурными достоинствами, а прежде всего замечательными фресковыми росписями.

Форма, конструкция и фресковая живопись Нузальской церкви свидетельствуют о двух этапах её существования - сначала в виде обычного родового заппадза, затем, после перестройки, в виде христианской часовни-усыпальницы, родового склепа.

Доказательством того, что часовня существовала первоначально в качестве языческого заппадза, служит ориентировка здания с северо-запада на юго-восток, а не с запада на восток, как это принято для христианской церкви. В результате перестройки заппадза в часовню в западной ее стене появился дверной проем, а в северной, южной и восточной - по одному щелевидному окну.

В 2017-2018 г.г. проведены работы по реставрации часовни и консервации настенной живописи. Был укреплен фундамент и отреставрирован фасад часовни.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.