ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая).

Сергиевская церковь


Москва. Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Сергия Радонежского
Архитектурные стили:Русский стиль, Эклектика
Год постройки:Между 1892 и 1893.
Год утраты:приблизительно 1925 (снесена)
Архитектор:И.П. Херодинов
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Москва, проезд Берёзовой Рощи, [6]

Координаты: 55.78728, 37.5198
Проезд:метро "Динамо,"Аэропорт" далее пешком.





Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Рис. из журнала "Нива"<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1905
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), фото с сайта http://www.sergiy-hram.ru<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
фото с сайта http://www.sergiy-hram.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Фотография сделана предположительно в 1896 году. источник http://сергиев-посад.рф/историческое-фото-храм-прп-сергия-рад/<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Фотография сделана предположительно в 1896 году. источник http://сергиев-посад.рф/историческое-фото-храм-прп-сергия-рад/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1896
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Рис. из книги "В память Священнаго Коронования"<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Рис. из книги "В память Священнаго Коронования"
Андрей Агафонов
1 января 1896
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Внутренний вид храма.1900 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/83758<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Внутренний вид храма.1900 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/83758
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1896
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), 1896 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/227369<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
1896 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/227369
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1896
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), 1896 год фото с http://img-fotki.yandex.ru/get/5309/97833783.9b8/0_104d34_bf8121b8_XXXL.jpg<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
1896 год фото с http://img-fotki.yandex.ru/get/5309/97833783.9b8/0_104d34_bf8121b8_XXXL.jpg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1896
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1894
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1893
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1893
Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая), Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1893



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 апреля 2015

При выступлении войск из казарм в летние лагеря обычно устраивалась летняя походная или, как её называли, палаточная шатровая церковь. Нужда в постоянной армейской церкви на Ходынке всеми ощущалась. В марте 1888 г. почётный гражданин города Н.П. Каверин пожертвовал значительную сумму на постройку в летних лагерях деревянной церкви во имя преподобного Сергия. Он пожелал посвятить свой дар памяти приезда в Москву императора Александра III в 1883 г. и состоявшегося 28 мая в присутствии императора смотра войск.
В 1891 г. по инициативе командующего МВО генерал-адъютанта А.С. Костанда создали комиссию для сбора пожертвований на постройку нового храма. По его же указанию для храма отвели место в 50 квадратных сажен напротив середины лагеря. 24 июля 1892 г. состоялась торжественная закладка, ознаменованная митрополичьим служением.

Деревянный храм на каменном фундаменте с колокольней построили менее чем за год по проекту коллежского советника архитектора И.П. Херодинова, сметная стоимость – 60 000 рублей. При храме – деревянный дом священника и сторожка. Украшенный резьбою шестиглавый храм в стиле древнерусской архитектуры освятили 23 мая 1893 г. Купол и пять глав покрыли железом и увенчали вызолоченными крестами. Эффектная колокольня опиралась на массу колонн. В верхней части колокольни с трёх сторон помещены башенные часы, а ниже помещались колокола: первый – 63 пуда 2 фунта; второй – 31 пуд 22 фунта, третий – 15 пудов 11 фунтов, четвёртый – 8 пудов 12 фунтов, остальные четыре – общим весом 7 пудов 13,5 фунтов.

Вместимость храма – более 1000 человек, его площадь составляла 67 кв. саженей, высота от пола до карниза – около 16 аршин, и купола от карниза – 9 аршин, а галереи – более 8 аршин.

Как писал в книге «Седая старина Москвы» И.К. Кондратьев, «по оригинальности и изяществу исполнения работ особое внимание останавливает на себе купол, он утверждён на храмовых стенах и представляет собой многорядный восьмиугольник, постепенно сужающийся вверху до фонаря большой главы. В галерею ведут три входа: главный – под звонницей с западной и два других – с северной и южной сторон, а из галереи – также три входа с прекрасными по работе полированными сосновыми дверями в русском стиле».

В главном храме находились престол преподобного Сергия Радонежского и два придела. Один из них – святого Александра Невского и Марии Магдалины устроили в честь 25-летия супружества императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, другой – чудотворца Николая –  посвящён спасению жизни наследника российского престола Николая Александровича во время его путешествия по Японии 29 апреля 1891 г. Иконостас – 4-ярусный, копия иконостаса Успенского Кремлёвского собора. 94 иконы выполнены живописцем Ф.Е. Кудряшёвым. Из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращали на себя внимание: с северной стороны Царских врат в особых сенях по образцу Успенского собора – икона Владимирской Богоматери и Святого Георгия Победоносца, с южной – икона Казанской Богоматери.

Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем – собор святых Апостолов, в четвёртом – ветхозаветных пророков и праведников, выше иконостас увенчан восьмиконечным золочёным крестом. Перед алтарём на возвышении в несколько ступеней устроена солея из облицованного подольского мрамора, ограждённая железной бронзированной решёткой. По сторонам солеи – два прекрасной работы полированных сосновых клироса, выше которых помещены иконы Богоматери скоропослушницы и целителя Пантелеймона (дар афонской Пантелеймоновской часовни в Москве). На южной стене рядом с этими иконами находилась драгоценнейшая и главнейшая святыня храма – древняя икона преподобного Сергия, пожертвованная собором Троицкой лавры. На левом клиросе – икона Спаса Нерукотворного, а рядом по северной стене – икона Иверской Богоматери (благословение Иверского Афонского монастыря).

Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращали на себя: икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Симеона Юродивого и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы. По углам храма выше карниза под парусами в массивных киотах размещались изображения четырех евангелистов. Не меньшее внимание обращали на себя иконы, помещённые в приделах святого Николая – икона преподобного Сергия (в роскошном киоте), икона святых устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, икона святого Александра Невского, шитая бисером и шелками работы графини А.А.Орловой-Чесменской. В главном алтаре, на горнем месте, находилась больших размеров картина «Преображение Господне», по ее сторонам были изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия художественной работы. В алтаре находилась богатая плащаница работы сыновей Г. Корнилова, в главном приделе по изяществу работы выделялся свечной ящик из агрового дерева. Полы в храме и в его галереях – бетонные, паркетного типа. Масса света проникала в храм через громадные окна галереи.

Сразу же после Октябрьской революции большевики предпринимают попытку приспособить храм для клубной работы. В 1918 году храм был опечатан, богослужения в нём были прекращены. Храм святого Сергия Радонежского был разрушен в 1920-е гг. и это, без сомнения, самая большая архитектурная утрата на Ходынке.

Источник: http://tushinec.ru/index.php

В настоящее время зарегистрирован приход храма, разработан проект его восстановления.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2015

В конце XIX века в Москве были расквартированы восемь гренадерских, один драгунский и один казачий полки, шесть батарей артиллерии и другие более мелкие подразделении. При некоторых частях существовали православные полковые храмы. В летнее время городские казармы пустели, и войска перемещались в лагерь под Москвой, на Ходынское поле. Туда же прибывали воинские части из уездных городов. На Ходынском поле собиралось до 30 тысяч военных, а походный храм был настолько мал, что кроме духовенства, причта и певчих мог вместить лишь несколько богомольцев. Такое ненормальное положение не могло продолжаться долго, и в 1887 году почетные граждане Николай Павлович Каверин и Василий Борисович Глинский заявили о готовности внести первый взнос в дело построения лагерного храма и пожертвовать для него вызолоченный иконостас со святыми иконами. Однако прошло еще два года, прежде чем в феврале 1891 года, по распоряжению командующего войсками московского военного округа генерал-лейтенанта Апостола Спиридоновича Костанда, московский комендант генерал-лейтенант Сергей Семенович Унковский создал строительную комиссию.

29 апреля 1891 года во время путешествия избежал смерти в японском городе Отсу наследник престола Николай Александрович, и строительная комиссии решила лагерный храм посвятить памяти итого чудесного события. Вскоре после этого многие состоятельные москвичи выразили желание помочь в сооружении собора. Алексей Михайлович Михайлов пожертвовал 10 тыс. рублей. Сергей Иванович Натрускин собрал и передал в комиссию около 20 тыс. рублей. Значительную работу по сбору средств проводили общества хоругвеносцев московских соборов и монастырей.

24 июня 1892 года на Ходынском поле, в присутствии представителей (по одной роте) всех московских полков, состоялась торжественная закладка. Предварительно в устроенный перед походной церковью полотняный шатер привезли из Москвы чудотворные иконы: Иверскую, Спаса Нерукотворенного, целителя Пантелеимона, хоругви кремлевских соборов и монастырей, другие святыни. На торжество был приглашен митрополит Московский Леонтий и многочисленное духовенство. При закладке храма присутствовали практически все командиры московских полков и великий князь Сергей Александрович. Уже через четыре месяца после закладки громадный храм был вчерне готов, и 1 ноября на пять его глав были подняты кресты, а на колокольню — восемь колоколов.

Сооружение Сергиевского храма совпало в сентябре 1892 года с 500-летием преставления преп. Сергия. В эти дни было особо много приношений в строящуюся церковь. Тогда же члены обществ хоругвеносцев кремлевских соборов и Владимир Иванович Байков пожелали соорудить на свои средства два придела: один – Александра Невского и Марии Магдалины, другой – Николая Чудотворца (как тезоименитых императору Александру III, его супруге и наследнику цесаревичу).

Работы по благоукрашению храма не прерывались ни на день и продолжались всю зиму. Освящение состоялось 16 мая 1893 года, в присутствии цесаревича Николая Александровича. На торжестве были высшие армейские начальники, многочисленные жертвователи. Среди присутствующих был и настоятель Пантелеимоновской часовни в Москве о. Аристоклий, принимавший самое деятельное участие в сооружении лагерного храма.

Сергиевская церковь с галереей и звонницей была сооружена в русском стиле из ветлужских сосновых балок. Оригинальным было устройство многорядного восьмиугольного купола, также рубленного из сосновых балок. Внутри внимание привлекал высокий четырехъярусный иконостас, представляющий собой точную копию с иконостаса Большого Успенского собора в Кремле. Из икон местного ряда прекрасной живописью и драгоценными окладами обращали на себя внимание иконы Владимирской Богоматери — пожертвованная Я.В. Шиловым, св. Георгия Победоносца — пожертвованная городским головою К.В. Рукавишниковым, Казанской Богоматери — пожертвованная архитектором-строителем храма И.П. Херодиновым. По сторонам солеи, в сосновых клиросах помещались иконы Богоматери «Скоропослушница» и целителя Пантелеимона — дар от Афонской Пантелеимоновской в Москве часовни.

Главной же святыней была древняя икона преп. Сергия. Этот образ до 1836 года находился на крышке раки, в которой почивают мощи преп. Сергия, и был пожертвован в 1893 году в лагерный храм. С особым изяществом и вкусом были изготовлены все предметы церковной утвари. В верхней части колокольни с трех сторон помещались башенные часы, пожертвованные П.К. Липинским, а ниже их — колокола, самый большой из которых весил 63 пуда.

Все военные храмы были закрыты почти сразу после революции 1917 года. Трагическая судьба ждала и главный военный собор Москвы. В течение трех лет он стоял опечатанным. В марте 1921 года заведующий гарнизонным рабоче-красноармейским клубом при Спасских казармах А. Валюжинич писал в Политуправление, что существование церкви «плохо отражается на политической работе» и ее нужно немедленно ликвидировать, снести купол и устроить в помещении читальню, зал для партшколы, концертную эстраду.

10 мая 1921 года на Ходынское поле прибыл сотрудник Отдела юстиции и увидел удручающую картину: «Западные двери оказались открыты, около храма охраны не было, в храме полный беспорядок: на полу у входа разбросаны части подсвечников, паникадил и семисвечников, а также иконы, изломанные хоругви, битые стекла, обломки от рам». И пятиярусном иконостасе оказалось только 17 икон. В приделах икон вообще не нашли. На паперти валялись две двери, южная и северная, от большого иконостаса, с уничтоженной на них живописью. При опросе красноармейцев гарнизона выяснилось, что «вещи вывозились и выносились разными лицами и в разное время». Удалось узнать, что не все пропавшее было уничтожено. В 1919 году верующие храма Сергия на Ходынке, желая сохранить иконы и утварь, добились разрешения у военных перенести их в Гребневскую церковь на Лубянке. Таким образом, на хранении в этом храме оказалось трое Царских врат, две боковые двери от приделов, несколько киотов с иконами, сосуды, семисвечник и сорок девять живописных икон. Двадцать одну иконостасную икону удалось обнаружить в церкви «Отрада и Утешение» при Николаевских казармах. Там же были большие образа «Знамение», Иоанна Крестителя. Их перенесли сюда священник и верующие.

Чтобы окончательно ликвидировать Сергиевский храм, власти передали оставшееся там церковное имущество, включая два иконостаса, иконы, подсвечники, в образовавшуюся в годы войны женскую общину на Пресне (строящееся подворье Уфимского монастыря). Туда же перевезли иконы и утварь Сергиевского храма, хранившиеся в Гребневской церкви. Удалось выяснить и адрес колоколов лагерного храма: в феврале 1921 года их увезли в церковь села Белое Тверской губернии Калязинского уезда. Храм разобрали красноармейцы где-то в середине 1920-х годов. Из прекрасных ветлужских сосновых балок они, наверное, построили баню или вещевой склад.

Источник: О.П. Щенкова. Землевладения московских церковных приходов «Поповка» конца XVII – начала XX в. Москва. Памятники исторической мысли. 2010


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 ноября 2016

Освящение церкви на Ходынском поле, где в летнее время проходили учения войск Московского военного округа, состоялось 16 мая 1893 г. в присутствии цесаревича Николая Александровича. Сергиевская церковь с галереей и звонницей была сооружена в русском стиле из ветлужских сосновых балок. Оригинальным было устройство многорядного восьмиугольного купола. Внутри внимание привлекал высокий четырехъярусный иконостас, представляющий собой точную копию иконостаса Успенского собора Кремля. Главной святыней храма был древний образ преподобного Сергия, который до 1838 г. находился на крышке раки, где почивали его мощи.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли, вернее, запретили в нем проведение богослужений. В течение нескольких лет он стоял с выбитыми стеклами и подвергался разграблению. Его разобрали в середине 1920-х гг.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.