ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кировский район. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Устье.

Казанская церковь на Устье


Кировский район. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Устье
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:1900.
Год утраты:1918 (сгорела во время боев за Казань 9 сентября 1918 г.)
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, акватория Куйбышевского водохранилища напротив Адмиралтейской слободы.

Координаты: 55.785575, 49.034067 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:В 1956 г. место, где стояла церковь, скрыто под водой Куйбышевского водохранилища.



Церковь Казанской иконы Божией Матери на Устье, , Кировский район, Казань, город, Республика Татарстан
Артур 955
1 сентября 1911
Церковь Казанской иконы Божией Матери на Устье, Фото 1915 г. Из "Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани"<br>, Кировский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото 1915 г. Из "Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани"
Гранковский Владимир
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  23 апреля 2015

Волжская пристань г. Казани была самой обширной и оживленной на Волге после нижегородской, так как здесь, кроме волжских, свои дебаркадеры имели и все камские пароходства. До конца 1840-х годов волжская пристань г. Казани находилась в шести верстах ниже устья реки Казанки, при урочище, известном под названием Бакалды. В 1849 году, через год после вхождения Адмиралтейской слободы в черту Казани, между слободой и городом построили дамбу. Пристани были перенесены в устье р. Казанки и получили название «Устьинских» или просто- «Устья». При устьинской пристани образовалась целая слободка из трех линий гостиниц, складов и лавок. Место это было очень оживленное в плане торговли и очень важное, как своеобразные "водные ворота" Казани (были еще и городские пристани южнее, но они активно действовали только в период весеннего разлива). В 1890 г для пассажиров пароходов и работающего люда на «Устье» была построена деревянная часовня. Через десять лет в 1900 г. на ее месте возвели новую деревянную церковь и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1956 году к Казани пришла большая вода Куйбышевского водохранилища. И место, где ранее стояла церковь, ушло под воду. Сам храм был разобран еще в первые годы советской власти.

В статье использованы материалы: Б. Милицын «Адмиралтейство – гордость земли Казанской», газета «Звезда Поволжья» от 27.07.2012 г.; из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г. В. Фролов - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.


Гранковский Владимир  24 апреля 2015

Еще до появления в 1890-1900 годах часовни и храма «на Устье», на месте прежних пристаней Бакалда существовала православная церковь. Вот что об этом повествуется в «Истории Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани»:

«Бакалдой называлось местечко в устье Казанки, в нескольких километрах от монастыря, где стояли пристани и лабазы. 30 лабазов принадлежали монастырю в XIX веке. Поэтому в 1830-1850-х годах, когда при архимандрите Гаврииле обитель переживала второй расцвет, а торговля шла особенно бойко, здесь существовала приписная к обители церковь. В то время в каждом городе имелись так называемые в народе "церкви на торгу" - то есть на рынках и прочих местах оживленной торговли. Монастырский храм "на Бакалде" можно отнести к их числу. И естественно, как же могла называться церковь, первой встречавшая всех заплывших в устье Казанки - единственной ведущей в город судоходной реки? Конечно, в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Казани, ради паломничества к которой многие и приезжали в наш город. Деревянная малая церковь Казанской иконы Божией Матери на Бакалде была построена и освящена 7 июля 1824 г. Церковь была бедной и снаружи, и внутри. При ней имелся один малый колокол. Никаких ценных реликвий и богатых иконных риз в описи 1832 г. не значится. В иконостасе упомянуты лишь иконы Спасителя и Божией Матери в местном чине - видимо, без риз. Церковь закрылась из-за бедности.в 1852 году. Архимандрит Никодим в конце XIX века писал с горечью, что вообще "монастырская Бакалда размыта Волгой, и владеть ею монастырь перестал". Таким образом, церковь на Бакалде просуществовала чуть больше четверти века, оставив только память о себе. Кроме этой церкви, на Бакалде была и деревянная, так называемая «подвижная» или «передвижная» часовня, которая находилась рядом с ней и приносила определенные доходы за счет продажи свеч, икон и книг.»

В статье использованы материалы из книги: А.Рощектаев « История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани», изд-во «Русич», Казань-2004 г.


Марина Зуйкова  5 ноября 2019

Уполномоченные отъ попечительства М. М. Пушкаревъ и Д. И. Седміозерскій, когда обратились за разрѣшеиіемъ къ Высокопреосвященнѣйшему Арсенію и сердечно повѣдали ему настоятельную нужду въ храмѣ Божіемъ на устьѣ, то въ Архипастырѣ они нашли и опытнаго совѣтника, и авторитетнаго руководителя въ задуманномъ ими столь благомъ и спасительномъ дѣлѣ. Въ поданномъ на имя Владыки прошеніи—они совершенно справедливо указывали на то, „что населеніе устья издавна тяготится отсутствіемъ храма Божія, что сооруженіе часовни въ 1890 г. не можетъ въ достаточной мѣрѣ удовлетворять мѣстнымъ религіознымъ потребностямъ за значительною отдаленностію приходской (Макарьевской) церкви, и что временное населеніе устья—служащіе при пароходныхъ и разныхъ другихъ торгово-промышленныхъ учрежденіяхъ, крунные и мелкіе торговцы и пристанскіе чернорабочіе,—лишены возможности даже въ праздничные дни посѣщать общественное богослуженіе».

Высокопреосвящепнѣйшій Арсеній съ горячимъ сочувствіемъ отнесся къ этому, столь важному для устьинцевъ, дѣлу и, преподавъ свое благословеніе, разрѣшилъ воздвигнуть храмъ во имя Казанской Божіей Матери. Предложенная управленіемъ Архіерейскаго дома сравнительно недорогая цѣна и льготныя условія, съ разсрочкою платежа на два года, дали возможность храмоздателямъ пріобрѣсти скитъ для устьинской церкви. Скитъ былъ деревянный, подъ желѣзной крышей; въ немъ не было только иконъ и иконостаса, а также колокольни. Въ длину скитъ былъ одиннадцать съ половиной саженъ, а въ ширину четыре сажени. Казанская городская дума, куда уполномоченные вошли съ ходатайствомъ въ ноябрѣ мѣсяцѣ 1898 г. объ отведеніи мѣста подъ церковь, отвела таковое вблизи мостовой дороги, недалеко отъ дома Казанской городской управы.

По соблюденіи всѣхъ форлальностей, послѣ составленія и угвержденія плана на церковь, Высокопреосвященнѣйшій Архипастырь Казанскій Арсеній назначилъ строительный комитетъ въ составѣ слѣдующихъ лицъ: предсѣдателя, священника Макарьевской (нынѣ Боголюбской) церкви Н. М. Крестникова и членовъ М. М. Пушкарева п Д. И. Седміозерскаго. Строительный комитетъ горячо взялся за выполненіе возложеннаго на него дѣла. Онъ изготовилъ воззванія о вновь сооружаемомъ на устьѣ храмѣ и разослалъ ихъ по домамъ гражданъ г. Казани, выхлопоталъ предъ епархіальнымъ начальствомъ подписные листы для сбора по нимъ пожертвованій, при чемъ при самомъ началѣ этого дѣла поступили крупныя пожертвованія отъ самихъ строителей храма М. М. Пушкарева, пожертвовавшаго изъ своихъ средствъ тысячу рублей, и Д. И. Седміозерскаго, пожертвовавшаго пять сотъ рублей. Эти деньги отданы были архіерейскому дому въ видѣ задатка за купленный у него скитъ. Зимою же 1898 года перевезенъ былъ на устье и самый скитъ, который сданъ былъ для постройки подрядчику за двѣ тысячи пятьдесятъ руб. Постройку церкви подрядчикъ обязывался начать сь февраля мѣсяца 1899 г. и окончить не позже перваго іюля 1899 года.

Съ благословенія и разрѣшенія Казанскаго Владыки 25 февраля 1899 года, въ часъ дня, происходила закладка этого храма. Для сего, съ благословенія Владыки, изъ Макарьевской церкви со св. иконами былъ крестный ходъ на устье къ мѣсту закладки, при громадномъ стеченіи народа, совершенный мѣстнымъ причтомъ. Въ установленное время, на горнемъ мѣстѣ, по освященіи мѣста закладки, вложена была въ средину нижняго дубоваго бревна чугунная доска съ слѣдующей надписью: Во имя Отца и Сына и Святаго Дцха! Основася сія церковь во имя Казанскiя иконы Божіей Матери при Державѣ Благочестивѣйшаго, Самодержавнѣишаго, Великаго Государя Нашего, Императора Николая ІІ-го, при святителъствѣ Преосвященнѣйшаго Арсенія, Архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго, Строителяхъ — Свяіценникѣ Никандрѣ Михаиловичѣ Крестниковѣ; Михаилѣ Михаиловичѣ Пушкаревѣ и Дмитріи Ивановичѣ Седміозерскомъ, въ лѣто отъ сотворенія міра 7407, отъ Рождества по плоти Бога Слова тысяча восемъсотъ девяносто девятое, февраля двадцать пятаго дня.

Въ началѣ быстро пошли плотничныя работы, но затѣмъ, вслѣдствіе несостоятельности подрядчика, работы пріостановились. Подрядчикъ, при всёмъ желаніи выполнить свой договоръ, долженъ былъ отказаться отъ постройки церкви. Въ сентябрѣ мѣсяцѣ Комитетъ заключилъ новое условіе съ другимъ подрядчикомъ за двѣ тысячи рублей. Послѣдній обязался докончить начатую постройку, согласно плана и съ соблюденіемъ всѣхъ правилъ строительнаго устава и указаний строительнаго комитета. Работы пошли быстро и успѣшно. Къ счастію, и осень стояла сухая и теплая. Въ октябрѣ мѣсяцѣ храмъ былъ покрытъ уже желѣзомъ, и 22-го октября, въ день празднованія Казанской Божіей Матери, съ благословенія Владыки, въ часъ дня, послѣ положеннаго молебна, были подняты на сооружаемый храмъ деревянные кресты, обитые листовымъ бѣлымъ желѣзомъ.
За скромной трапезой, предложенной комитетомъ, по случаю такого радостнаго событія, одинъ изъ сочувствующихъ этой постройкѣ лицъ заявилъ, «что у него давно было желаніе видѣть на устьѣ храмъ Божій, гдѣ-бы можно было трудящемуся люду и всѣмъ плавающимь на пароходахъ и баржахъ, при проѣздѣ, взглянуть на храмъ и осѣнить себя крестнымъ знаменіемъ. Теперь, говорилъ онъ, подняты уже кресты, которые блестятъ на солнцѣ, напоминая всѣмъ намъ о распятомъ за насъ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, заповѣдовавшемъ намъ любить всѣхъ нашихъ ближнихъ. И вотъ, я, продолжалъ онъ, какъ промышляющій по Волгѣ, помня заповѣдь Христа, желалъ-бы придти на помощь этому задуманному святому дѣлу и желалъ-бы пособить чѣмъ либо отъ своихъ трудовъ». И онъ заявилъ, что намѣренъ пожертвовать въ сей вновь сооружаемый храмъ новый дубовый, рѣзной иконостасъ со всѣми въ немъ иконами. Этотъ щедрый даръ предложилъ Казанскій купецъ Сергѣй Андреевичъ Земляновъ. Строительный комитетъ съ глубокой признательностію принялъ этотъ даръ.

Вскорѣ Господь послалъ еще новую жертвовательницу, нѣкую У. И. Алексѣеву, которая, проживъ почти всю жизнь на устьѣ и занимаясь бакалейной торговлей, пожертвовала отъ своихъ скудныхъ сбереженій въ память покойнаго своего мужа новый колоколъ въ тридцать два пуда. Къ этому же времени поступили пожертвованія отъ Е. П. Свѣшниковой — Дарохрапительница серебряно-вызолоченная; отъ Е. С. Пушкаревой — напрестольный серебряно-вызолоченный, художественной работы крестъ; отъ А. М. Морозовой и Е. В. Чугуновой — металлическіе запрестольный крестъ и Божія Матерь, храмовая икона Казанской Божіей Матери, писанная на золотѣ, для аналогія, отъ И. И. и Н. А. Зобниныхъ — плащаница, шитая золотомъ; и святцы отъ С. К. Петрова и Н. Н.Якимова массивная художественной работы люстра, сплошь вызолоченная; отъ гг. Кожевниковыхъ напрестольное Евангеліе и серебряно-вызолоченные сосуды, В. Г. Гурьева, А. П. Пушкаревой, 3. В. Журавлева, М. К. Седміозерской и мн. друг.

Освященіе храма съ подобающею торжественностію совершено было 6-го августа 1900 года, въ праздникъ Преображенія Господня. Наканунѣ освященія всенощное бдѣніе совершилъ священникъ Макарьевской церкви П. I. Касаткинъ, а на литію и величаніе выходили Архимандритъ Зилантова монастыря о. Никодимъ и священникъ Боголюбской церкви Н. Крестниковъ. Всенощную пѣлъ мѣстный хоръ подъ управленіемъ діакона Е. Н. Доброхотова.

Чинъ освященія храма и божественную литургію 6-го августа совершилъ Высокопреосвященнѣйшій Арсеній, въ сослуженіи архимандритовъ: Ивановскаго монастыря Екзакустодіана, Зилантова монастыря Никодима, ключаря собора священника А. П. Яблокова, благочиннаго священника П. М. Руфимскаго, священника Макарьевской церкви П. I. Касаткина и священника Боголюбской церкви Н. М. Крестникова. Пѣли два хора Архіерейскій и Макарьевскій. Въ концѣ освященія храма слово произнесъ священникь Боголюбской церкви Н. М. Крестниковъ, на текстъ: „Благословенъ Господь Богъ днесь, иже даде покой людемъ своимъ Израилю». (3 Царств. 8, 56).

Торжество освященія храма закончилось провозглашеніемъ многолѣтія Государю Императору со всѣмъ Царствующимъ Домомъ, Святѣйшему Синоду, Высокопреосвященнѣйшему Арсенію, строителямъ, благотворителямъ и украсителямъ св. храма сего. Затѣмъ началась божественная литургія. Въ концѣ литургіи, по заамвонной молитвѣ, Высокопреосвященнѣйшій сказалъ проповѣдь. „Благодатію Всесвятаго Дѵха, освятилиі мы храмъ сей Богу живому и истинному (Евр. 9, 14.), такъ началъ Владыка. Се и еще мѣсто селенія славы Его, мѣсто упокоенія труждающихся и обремененныхъ, мѣсто благодатнаго питанія и напоенія душъ алчущихъ и жаждущихъ слова Божія и св. Таинствъ, мѣсто пріискренняго общенія съ невидимымъ міромъ ангеловъ и святыхъ Божіихъ человѣкомъ. Да будетъ благодареніе Господу, увѣнчавшему это благое дѣло вождѣленнымъ успѣхомъ, потому что аще не Гостдь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіи. (Псал. 126, ст. 1-й).

В настоящей публикации использован текст брошюры (с некоторыми сокращениями) «Храм во имя Казанской Божией матери на устьинской пристани г. Казани (История построения и освящения его). Составитель священник Никандр Крестников. Казань. Типо-литография Императорского Университета. 1901 г. http://foto-progulki.ru/chram-na-ustie



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.