Есть легенда о чудотворной иконе Божией Матери Иверской, которая почитается и хранится в храме до сих пор
Настоятель монастыря отец Иоанн собрал всё монастырское братство, и решил не выходить из монастыря, а все реликвии, храмовые святыни, иконы и церковные предметы спрятал в секретной комнате, находящейся внизу храма, чтобы не допустить разграбления и разорения монастыря.
В ту же ночь к отцу Иоанну во сне пришел образ Пресвятой Богородицы и сказал, чтобы он замуровал икону в колонну в мученическом монастыре, находящемся в Храме Святого Георгия, который располагался приблизительно в 1-2 км от монастыря Всех Святых. На утро Отец Иоанн рассказал о воле Богородицы монахам укрыл икону в колонне
Однако это не спасло деревни и монастыри от нападения шаха Аббаса. После его вторжения многие поселения были разграблены, монастыри разрушены, в их числе Храм Всех Святых и Мучеников, а монахи убиты – все Богослужения прекратились. И только спустя 200 лет немногочисленное братство монахов монастыря Кахта Убан вместе с игуменом Гавриилом принялись за восстановление богословной жизни в опустевшем храме.
Позже они узнали об утерянной иконе Богородицы и принялись ее искать, однако поиски проходили безуспешно. И неожиданно свершилось чудо: к игумену Гавриилу во сне явился Всевышний и указал место, где спрятана икона.
На следующий день игумен Гавриил вместе с отцом Иостости, с игуменом Вознесенского монастыря Вежин, священником Гурджаани и множеством паломников отправились на поиски утерянной реликвии. После того, как они вскрыли стену и колонну, они обнаружили ту самую икону Богоматери, которую доставили в монастыри Кахта Убани.
К сожалению в 1845 году монастырь был снова опустошен, монахи ушли монастырь Степанцминда, а икона была перенесена в церковь святого Георгия в Гурджаане.
План построения церкви сложен, он включает в себя как одноэтажные, так и двухэтажные части, составленные из различных материалов. Наружные же стены, апсид (пристройка в форме полукруга), боковые, а также патронника состоят из ограненных булыжников. Изнутри стены, свод и купола оформлены из кирпича различной формы, встречаются как обычные квадратные, так и совсем причудливой. Купола покрыты черепицей в виде желобов.
Сам храм расположен посреди широколиственного леса, которой окружает его и привносит атмосферу спокойствия, умиротворения и единения с природой.
Внутри храма располагается иконостас, который подсвечен мягким светом, горящих свечей. Здание храма разделено на три части, среднюю – возвышающуюся часть можно разделить на три квадранта, на которых располагаются купола, поддерживающиеся с помощью тромп (стабилизирующей конструкции в виде ступенчатой ниши).
Сам купол покрыт двускатной крышей из черепицы, которая переходит в апсиду. Западный купол расположен немного выше, а по форме шире восточного.
Интерьер храма представляет собой арочную конструкцию, которая формируется благодаря ступенчатым ярусам из арок. Алтарная апсида занимает возвышенное место, но не выбивается из общего храмового ансамбля. На юге располагается дьякон и входные ворота.
В храм можно войти с южной и западной стороны, на западе также есть вместилище прямоугольной формы – нартехс. Он сообщается с главным зданием храма посредством узкой деревянной двери, также через него можно подняться на второй этаж, где открывается вид на террасу.
Основным фасадом является восточный, он украшен арками и крестом и сразу привлекает проходящих мимо людей, как бы приветствуя их. Вдоль арки находится резное окно, которое принадлежит дьяконству.
Южный фасад облицован окатанными булыжниками. Входом на первый этаж является широкая резная дверь, над которой находится желтый крест, ограненный аркой. Северный фасад похож на южный, но здесь нет входа в храм, однако изнутри можно наблюдать за пейзажем через резные окна.
По материалам сайта "Madloba"