ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Первоуральск. Церковь Петра и Павла.


Первоуральск. Церковь Петра и Павла
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:Между 1821 и 1822.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Свердловская область, Первоуральск, Первоуральский парк культуры и отдыха

Координаты: 56.900986, 59.932551 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Петра и Павла, 1930г. Снятие колоколов с церкви Св.Петра и Павла<br>, Первоуральск, Первоуральск (ГО Первоуральск), Свердловская область
1930г. Снятие колоколов с церкви Св.Петра и Павла
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Петра и Павла, , Первоуральск, Первоуральск (ГО Первоуральск), Свердловская область
Роман Наумов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 апреля 2015

Первые жители Шайтанского завода были раскольники, бежавшие из внутренних губерний России», — отмечает А.А. Топорков. Оспаривать это утверждение нет оснований. На строительство завода в Шайтан-логу демидовские приказчики набирали людей из московских и нижегородских деревень. В то время на приверженцев старой веры были гонения, двойные подушные подати. Чтобы избежать притеснений экономического гнёта и преследования церкви, крестьяне охотно записывались в число работников заводовладельца Н.Н. Демидова.

Раскольники, кержаки, двоеданы… всё это синонимы, обозначавшие приверженцев тех людей, кто в середине XVII века отказался признать церковные реформы патриарха Никона. Многочисленные общины старообрядцев стали возникать в Поморье, Прибалтике, Польше, на Дону, а также на Урале и Сибири. Крупным центром в начале XVIII века стал Кирженец — приток Волги в Нижегородском крае. Именно отсюда после массовых репрессий и «выгонки», предпринятых правительством в начале 20-х годов восемнадцатого века, крестьяне десятками тысяч перебирались на Урал.

В Шайтанском заводе особенно активно действовал кержак Авдий Наботов. Его поступки вызвали недовольство православных. Как только в Шайтанке объявился приставленный в качестве наблюдателя за предприятиями приказчик Сергинских железоделательных заводов Пётр Петров-Большой Блинов, мастеровые потянулись к нему с жалобами на управителя, соблазнявшего кержаков подачками. Чтобы пошатнуть раскол и рабочий люд обратить к православию, приказчик Блинов по поручению Евдокима Демидова обратился к митрополиту тобольскому и сибирскому Антонию с прошением о позволении построить в Шайтанском заводе деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Демидовы дали обязательство о постройке храма за их счёт.

Духовное правление послало в Шайтанский завод екатеринбургского протопопа Василия Калиновского, который 28 августа 1748 заложил первую деревянную церковь. Строение производилось по подобию прочих святых церквей и было окончено единолетним временем. Бревенчатая церковь об одном приделе встала на удобном и безопасном месте на левобе режье заводского пруда, близ Московской дороги, недалеко от господского дома. Шайтанская церковь была снабжена всем необходимым. Трехъярусный резной золоченый иконостас украшали образ Спасителя и образ Богоматери. Пять церковных колоколов оглашали округу. С завершением строительства церкви Евдоким Демидов прислал в духовное правление сообщение о содержании церковнослужителей. От дома Демидовых священнику положили денежное жалование по тридцать рублей в год, кроме парохиальных доходов...

Первоначально у шайтанских жителей требы исправлял священник Нижне-Сергинского завода Алексей Иванов, посланный по распоряжению Евдокима Демидова. В 1752 году Екатеринбургское духовное правление определило первого шайтанского пастыря — священника Ермилу Лаврентьева. В Шайтанке он находился недолго. Его сменил священник Павел Агафонов. Ему довелось вести тяжелую борьбу с приказчиком Наботовым. С постройкой церкви в Шайтанке раскол пошатнулся. Староверы постепенно обращались к православию. С согласия приказчика Наботова они оставляли местожительство и скрывались в раскольничьих деревнях Шарташской, Становой или в Невьянских заводах. Наботов не только способствовал побегу раскольничьих семей из заводской слободы, но и потаенно укрывал единомышленников, чинил препятствия и отгонял своими служителями церковных причетников от освидетельствования потаенных раскольников.

По постановлению консистории от 17 декабря 1752 года в Шайтанский завод к Петропавловской церкви был направлен священник Павел Агафонов, а Ермила Лаврентьев переведён в Верхнесергинский завод. Агафонов священствовал в Шайтанке до декабря 1762 года, а в начале следующего года его заменил священник Фёдор Комаров. Этот пастырь не сошелся с шайтанским приказчиком. Однажды в ночное время Фёдора Комарова "нечаянно" избили. Надо полагать, что избиение производилось по указке приказчика Наботова. Гонения на священника на этом не закончились. 31 декабря 1763 года заводская контора подала прошение митрополиту Павлу о непорядочных поступках Комарова. Ему вменяли нелепое обвинение в том, что он обирает прихожан. Консистория расследовала дело и признала Комарова невиновным, перевела его в Екатеринбург, к Екатерининскому собору.

Консистория предписала Екатеринбургскому духовному правлению спросить гробовского священника Козельского, не пожелает ли он переехать в Шайтансике завод. Козельский дал такой ответ: «Боюсь переехать, как бы и меня приказчик не стал бить, как бил Комарова».

В марте 1764 года в Шайтанку опять был послан священник Павел Агафонов, как отмеченов переводной грамоте, на «пятигодичное время». Но Агафонову пришлось служить до апреля 1774 года, — ровно два пятилетия. Может, его пребывание в Шайтанке продолжалось бы и дольше, если бы не одно обстоятельство, связанное с крестьянской войной под водительством Емельяна Пугачева. Агафонов попал в весьма сложное положение. 19 января 1774 года в Шайтанский завод пришёл отряд под командованием отставного канонира Ивана Белобородова. Пугачевского «полковника» встречали торжественно.

С церковной колокольни над округой разливался весёлый перезвон. Священник Павел Агафонов в парчевой ризе из золотой ткани (подарок заводовладельца Ефима Ширяева) шёл впереди всех навстречу крестьянскому войску. Шайтанские жители в немалом числе следовали за священником, несли хоругви и образ Божьей Матери. Мастеровые Иван Демидов и Сазон Ребров преподнесли Белобородову хлеб-соль... По указанию Белобородова священник Агафонов привёл добровольцев к присяге на верность «императору Петру Третьему». 20 января к Шайтанскому заводу подступил карательный отряд капитана Ерапольского. С церковной колокольни полился тревожный звон. Из церкви вынесли образ Божьей Матери. Отец Павел отслужил напутственный молебен, благословил воинство на успех в сражении.

14 февраля в завод неожиданно нагрянул отряд секунд-майора Фишера, и шайтанские повстанцы, оставшиеся в малом числе, не могли оказать должное сопротивление, были разгромлены. За причастность к мужицкому бунту священник Агафонов был отстранен от священнослужения и привлечен к ответу. За время пребывания в Шайтанке с 19 января до 15 февраля пугачевцы ограбили церковь, всё ценное унесли. А победитель взял в качестве трофея образ Богоматери, как преступную икону, и доставил в Екатеринбург, где её поместили в соборной святой великомученицы Екатерины церкви. Ни один год шла переписка Шайтанской заводской конторы с духовным правлением о возвращении образа Пресвятой богоматери в шайтанскую церковь. Лишь несколько лет спустя икона вернулась в Шайтанский завод.

С арестом Павла Агафонова шайтане оставались без священника около двух лет. Лишь 14 января 1776 года в Шайтанку прибыл Иоанн Алексеев, рукоположенный в сан священника 13 декабря 1775 года епископом Тобольским Варлаамом. Алексеев служил до 1787 года и за некоторые прегрешения по распоряжению епископа Варлаама был запрещен в священнослужении и отослан в Верхотурский монастырь. Только в апреле 1790 года в Шайтанку прибыл священник Иоанн Сапожников. Это был шестой по счету пастырь. Он священствовал до 1806 года. С 1807 по 1815 год требы шайтанских жителей исполнял Алексей Осипов.

Со времени ухода пугачевцев и до 1820 года церковь отличалась крайней бедностью во всём. Если храм не разрушился окончательно, то исключительно благодаря старосте Алексею Попову, который в течение 25 лет проявлял заботу о сохранении церкви. «В то время, когда в Шайтанке священники были слабого поведения, и церковь состояла почти в руках старо обрядцев-управителей, поддерживал оную во всех требованиях настоятельным образом в настоящем по возможностям порядке» (из рапорта благочинного Попова Пермскому Преосвященному Иустину в октябре 1816 г.)

С 1816 по 1829 год шайтанскую Петропавловскую церковь возглавлял священник Михаил Алексеев. На его долю выпала большая работа. В 1820 году весна наступила ранняя, которая на Урале является редкой и дорогой гостьей. Солнце растопило снега, проводополили реки. В апреле наступили совсем жаркие дни, какие бывают только летом.

День 22 апреля стоял сухой, жаркий. Солнце пекло. Расплавленным золотом оно расплескалось в заводском пруду. Внезапно раздались звуки набата. На церковной колокольне лихорадочно били в большой колокол. Шайтанку постигла неожиданная беда — на Верхней улице возник пожар. От малой искры загорелась какая-то несчастная баня. Взметнулись длинные языки огня, перекинулись на соседнюю постройку, а там яркое пламя заплясало по крышам других изб. Сухая жаркая погода создала какую-то подтопку, и пламя тугим полотнищем затрепетало на ветру, огонь распространялся с большой скоростью: одна за другой загорались избы.

Пожар в заводском посёлке — ужас и беспомощность. Пламя разливалось с каждой минутой всё сильнее и шире. Не прошло и часа, как две улицы — Проезжую и Верхнюю охватил огонь. Лютое пламя перекинулось на единоверческую церковь, вслед за ней заполыхала православная. Отец Михаил бегал около храма, взывал о помощи, спасении церковного имущества. Мужики ринулись в церковь. Успели вынести ризы, книги, иконы, церковные документы, разобрали и вынесли иконостас, и сохранили большой колокол весом в 36 пудов. Всё прочее сгорело, а колокола расплавились.

О случившемся бедствии приказчик Уренцов отписал в Москву, заводовладельцу Ярцеву. Тот с пониманием отнесся к просьбам приказчика. На восстановление крестьянского быта он разрешил выделить лес каждому погорельцу, выдать немного денег на приобретение утвари и скота. Вместо сгоревшей деревянной церкви владелец заводами приказал заложить каменную. Ярцев не поскупился, выделил на строительство храма большую сумму средств.

По благословению преосвященного Иустина в 1821 году иждивением владельцев заводами Матвея Филатовича и сына его Ивана Матвеевича Ярцевых была заложена новая каменная церковь. Мастера понимали, что ансамбль лучше всего должен восприниматься с расстояния, и приняли за самую эффектную точку расположения храма на взгорке, хорошо доступном человеческому глазу. Такое место находилось в 125 саженях к северу от прежней церкви на правобережье заводского пруда, возле трактовой Московско-сибирской дороги.

На строительство храма управляющий согнал женщин, подростков. Мастеровых после окончания урока у печей и молотов он принуждал бесплатно трудиться на возведении церкви. В постройке деятельное участие принимал сам управляющий Григорий Уренцов. Под покровом ночи, тайным образом, в виде благочестивого подвига, он вместе с женой подтаскивал к храму кирпичи и другие материалы (Топорков 1892).

Одноэтажную, трехпрестольную каменную церковь воздвигли в короткое время. Фундамент выложили из дикого камня, снаружи облицевали чугунными плитами с изображением расти тельного орнамента. Храм имел три престола: главный, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, второй, в приделе по правую сторону — во имя святого апостола и евангелиста Матфея, и третий, по левую сторону — в честь преподобного Иоанна Спасителя Лествицы.

Церковь имела длины 19,5 сажени, ширины 8,5 сажени. Толщина стен её в 1,5 аршина, а высота — 23 сажени. Главный храм в плане представлял квадрат с выступом прямоугольной апсиды. Композиционно-зрительной доминантой являлся высокий световой барабан с окнами, пропускающими свет во внутренне пространство здания. Барабан накрывался широким куполом, который раскрывался в малый круглый барабан, несущий главу с крестом. Тонкое чутье и фантазию мастера вложили в декоративную обработку. На фасад с севера и юга главного храма установили по четыре колонны с портиками. Углы храма перекрывались четырьмя малыми глухими барабанами с главками. К главному храму примыкала трапезная, соединенная с ним широким арочным проёмом.

Динамическое ощущение композиции создавалось круглой колокольней, пристроенной с запада. Высокая, в двадцать семь саженей (57,5 м.), колокольня отстроена на одном фундаменте с церковью. Она имела несколько необычное конструктивное решение. Её поставили на толстые стены кирпичной кладки, на которые опирался столп звонницы, имеющий высокий ярус звона. Круглый столп завершался ярусом кокошников, на которых стоял круглый барабан с прорезными окнами и небольшим куполом, над ним возносился строгий шпиль из белой жести с крестом. Шпиль с крестом придавали колокольне мощную устремлённость ввысь. Кресты сделаны из меди и вызолочены червонным золотом, шаровидные основания их также золочёны.

На колокольне повесили девять колоколов. Два из них - по величине - четвёртый и седьмой — с надписями: приложен сей колокол к церкви святой великомученицы Ирины боярыней Анной Леонтьевной с детьми своими боярами со Львом Кирилловичем, с Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиными в том же дворе 1800 году. Когда и кем пожертвованы эти колокола в шайтанскую Петропавловскую церковь - неизвестно. Колокольня отличалась хорошими акустическими свойствами. Далеко был слышен голос большого колокола.

Строительство Петропавловской церкви, высокой и нарядной, было произведено в лучших традициях русского классицизма. Зданию характерна строгость композиций, лаконизм объёмов. Торжественная мощь отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества.

Характерным в застройке являлась особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации здания. Фасад церкви оштукатурили и окрасили устойчивым земляным красителем с тёплым оттенком. На фоне стен четко выделялись декоративные элементы — колонны и другие архитектурные детали. Металлическая кровля была окрашена в зелёный — малахитовый цвет, что подчеркивало уральский колорит.

Главный Петропавловский храм был освящен 22 октября 1822 года по благословению преосвященного Иустина, протоиреем градо-екатеринбургской Богоявленской церкви Николаем Вологодским при участии благочинного священника Березовской Пророко-Ильинской церкви Иоанна Боголепова и местного священника Михаила Ионовича Алексеева, при попечителе храма московской 1-й гильдии купца и дворянина Ивана Матвеевича Ярцева.

Придельные алтари освящены в июле 1828 года: южный — 25, а северный 26 числа по благословению преосвященного Дионисия, епископа Пермского и Екатеринбургского, градо-екатерибургского Екатериниского собора священником Иоанном Сильвестровым при участии благочинного Вологодского и местного священника Михаила Алексеева. Атласный, небесного цвета антиминс в приделе Иоанна Спасителя Лествицы, освященный преосвященным Дионисием 27 ноября 1827 года, существовал до закрытия церкви, как новый.

Интерьер храма украшал трехъярусный иконостас. Историческую значимость церкви представляли росписи свода и стен. Изустное предание гласит, что заводовладелец И.М. Ярцев пригласил для росписи храма иконописца Кормильцева из Казани. Настенная роспись выполнена на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов. В 1847 году храм обнесли декоративной металлической решетчатой оградой. На каменном фундаменте установили чугунные столбы, между ними — решётки — произведение местных умельцев. Напротив входа в храм поставили парадные ворота в виде каменной арки. С северной стороны церкви были старинные надгробия.

В конце XIX столетия в Петропавловской церкви сосредотачиваются многие уникальные предметы старины: церковная утварь, книги и кресты, рукописи... Наиболее значительными по древности предметами были: а) крест напрестольный, серебряный, чеканный, четырехконечный, в длину 8 вершков, а ширина — 4,5 вершка, весом один фунт. На обороте креста, внизу, надпись: 1742 г.. б) две парчовые ризы золотой ткани: первая пожертвована владельцем завода Н.Н. Демидовым в 1760 году, вторая — Е.А. Ширяевым в 1770 году. Обе ризы использовались иногда при богослужениях. Принимая во внимание хорошую утварь, богатую ризницу и вполне боголепные украшения шайтанской церкви, последнюю можно отнести к одной из лучших церквей Екатеринбургской епархии (Топорков, 1892).

Близ завода, на горах стояли деревянные часовни: одна во имя Вознесения Господня, построенная с незапамятных времен, другая — во имя святых Кирика и Иуллиты, построенная в 1877 году в память избавления посёлка от чумной эпизоотии. К этой часовне ежегодно 15 июля совершался крестный ход. А в 40-й день по пасхе крестный ход совершался на гору Вознесения, где служили молебен, пел хор певчих.

К Петропавловской церкви была приписана часовня во имя Святителя и чудотворца Николая в деревне Талица. Её поставили в 1866 году на средства прихожан для молебствий во время местных праздников. Священники были просвещёнными людьми. Они понимали, что культура народа зависит от образованности. В Шайтанском заводе грамотность населения была низкой. Школ не хватало. Детвора школьного возраста посёлка Таишевка, расположенного на правобережье заводского пруда, была совершенно лишена школьного образования. В 1893 году по инициативе священника отца Александра (в миру Александр Александрович Топорков) в частном доме на улице Загорной (ныне улица Орджоникидзе), недалеко от церкви открыли смешанную церковно-приходскую школу для детей из Таишевки.

Наступление на церковь развернулось в 1922 году, когда власти, воспользовавшись жесточайшим голодом в стране, повели широкомасштабную кампанию по изъятию церковных ценностей, сопровождавшуюся безудержным насилием в отношении многих священнослужителей и части верующих, разрушением храмов и монастырей... Разорение не обошло стороной Петропавловскую церковь. Из утвари было изъято 23 килограмма серебра. Казалось, гроза миновала. Петропавловская церковь пожертвовала кое-какие ценности. Но в конце 1920-х годов вновь партия повела решительное наступление. В апреле 1929 года вышло поистине драконовское законодательство о религиозных объединениях. Именно этот год явился первым годом массового закрытия церквей в основном жесткими административными мерами. На этот раз центральная власть действовал через местные, разрешив им по своему усмотрению закрывать церкви.

В 1930 году Петропавловскую церковь закрыли. Затем местная власть привлекла молодежь и комсомольцев к разрушению храма, объяснив им о необходимости сбора металлического лома. Зимним днём под красным знаменем колонна комсомольцев и молодежи направилась к церкви. Они несли плакат: Религия — опиум народа! Молодежь взобралась на крышу близ колокольни, привязала веревки к колоколам. Под проклятия верующих они сбросили колокола. Ударяясь о землю, бронзовые изделия издавали глухой звук, похожий на стон. Большие колокола разбились от ударов о твердь земную. Верующие плакали, причитали: Антихристы! Бог покарает вас, ироды!

Храм прекратил функционировать как культовый объект. Священник Анект Старцев отрекся от сана. Этим и спасся. Другой священник угодил в разряд врагов народа…

В культовом здании, где более полувека прививали нравственность и духовность народу, открыли столовую №14, которая вечером работала как ресторан. А где питейное заведение, там и растление души человеческой! Ясно, что интерьер и внешний вид храма при этом сильно пострадали. Новые хозяева сломали деревянные перегородки в трапезной, разобрали и уничтожили иконостас, творения иконописцев бросили в костёр…

В 1935 году бывший храм переоборудовали под кинотеатр Горн. Здесь первоуральцы смотрели срильмы Чапаев, Весёлые ребята, Мисс Менд. О кинотеатре тоже остались только воспоминания. В помещении церкви открыли историко-краеведческий музей и мини-зоопарк, в котором была представлена часть фауны окрестностей Первоуральска.

Дунаев Ю.А. краевед
http://pervo66.ru/history/articles-2083/


Селение Васильево-Шайтанского завода лежит по западную сторону Урала, на Красноуфимском тракте, в 44 верстах от Екатеринбурга. В 8 верстах от завода, между дер. Талицей и селом Ново-Алексеевским, на самом высшем пункте Красноуфимского тракта, саженях в 5 от него, в воспоминание проезда здесь в 1837 г. императора Александра II, а тогда наследника престола, поставлен мраморный памятник, на западной стороне которого вырезана надпись «Европа», а на восточной «Азия».

Предание гласит, что до основания Шайтанского завода, здесь жили башкиры в двух-трех юртах, занимались звероловством, рыбной ловлей. Местность вообще та была пустынная, страшная и башкиры прозвали ее Шайтан-лог, что в переводе на русский язык значит «чертов лог». Отсюда и пошло название речки Шайтанки, а потом и самого завода.

Никита Демидович Демидов, которому в 1702 г. Петр I подарил Невьянский завод и дал право «в угожих местах» строить заводы, нашел это «страшное» место весьма удобным для железоделательного завода и, с помощью денег, постарался удалить башкир от речки Шайтанки. Собственно самый завод построен уже при сыне Никиты Демидова – Н. Н. Демидове; в 1731 г. за постройкой завода, по поручению Н. Н. Демидова, наблюдал сын его Василий, вот почему Шайтанский завод в простом народе известен под именем Васильевского. Для работы на новом заводе Демидов переселил крестьян из Московской, Нижегородской и Калужской губерний; принимал и беглых, каторжных и раскольников – все они под именем «пришлых» причислены к заводу наравне с крепостными.

Образование Шайтанского прихода можно отнести к 1748 г. и состоит он из заводского селения и деревень: Ельничной, Талицы и Подволошной, православных жителей в приходе за 1900 г. считалось 6508 душ обоего пола, из них 6252 души в самом заводе, есть раскольники. Главное занятие жителей составляют заводские работы, многие работают в подрядах при рубке дров, углежжении и при вывозке угля из куреней в завод. В зимнее время немало жителей занято перевозкой различных тяжестей: руды, чугуна и железа, а также работают на приисках, есть и кустари.

Первая церковь в Шайтанском заводе деревянная, во имя первоверховных апост. Петра и Павла заложена была в 1748 г. по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского митрополита Антония, и освящена в 1750 г., по благословению Тобольского митрополита Сильвестра. Храм был построен владельцем Демидовым и снабжен всем необходимым и в достаточном количестве. Пугачевскими шайками, свирепствовавшими в Шайтанском заводе с 19 января до 15 февраля 1774 г., церковь была ограблена и все ценное унесено.

С этого времени и до 1820 г. Шайтанская церковь отличалась крайнею бедностью во всем. Если храм и не разрушился в конец, то исключительно благодаря церковному старосте Алексею Панову, который в течение 25 лет поддерживал «оную во всех требованиях настоятельным образом в настоящем по возможности порядке».

22 апреля 1820 г. церковь сгорела; удалось вынести все, кроме колоколов, которые и расплавились. Место, где был этот первый храм, обнесено каменной оградой, а на месте под св. престолом воздвигнут из кирпича памятник, увенчанный крестом. Все это сделано на заводской счет в 1847 г.

Вместо сгоревшей церкви в 1821 г., по благословению преосв. Иустина, иждивением владельцев завода Ярцевых, построена каменная одноэтажная церковь. Сооружена она в 124 саж. к северу от места прежней церкви, на противоположном правом берегу реки Шайтанки. Все здание церкви заложено на фундаменте из дикого камня, облицованного снаружи чугунными плитами.

В постройке церкви принимал очень деятельное участие управитель завода Григорий Абрамович Уренцов. Старожилы рассказывают, что он с женою своею, в виде благочестивого подвига, тайным образом, в ночное время сам подтаскивал к церкви кирпич и другие строительные материалы.

Этот храм имеет три престола: главный – во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, второй, в правом приделе – во имя св. апостола и еванг. Матфея и третий, в левом приделе – в честь преп. Иоанна, Спасителя Лестницы. Главный Петропавловский храм освящен 22 октября 1822 г., по благословению преосв. Дионисием.

Иконостас в главном храме 3-х ярусный, весь вызолочен; в приделах иконостасы двухъярусные, также вызолочены. Длина храма 19,5 саж, ширина 8,5 саж, высота 23 саж., колокольня построена на одном основании с церковью. Главы на церкви и колокольне и восьмиконечные кресты на главах сделаны из меди и вызолочены червонным золотом. В 1846 – 47 гг. церковь обнесена каменной оградой.

Шайтанский храм богат как утварью, так и священно-служительскими облачениями. В храме наиболее замечательны по древности:

- крест напрестольный, серебряный, чеканный, 4-х конечный, с надписью на обороте «1742 г.»;

- две парчовые ризы, золотой ткани, пожертвованные в 1760 и 1770 гг.; употребляются при богослужениях;

- на колокольне два колокола (по величине 4 и 7 из девяти), с одинаковой надписью на каждом: «приложен сей колокол к церкви святой вмц. Ирины боярыней Анной Леонтьевой, с детьми своими, бояры – со Львом Кирилловичем, с Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиными в том же дворе 180 году (т. е. в 7180 г. от сотворения мира, в 1672 – 1673 гг. по Рождеству Христову)». Когда и кем эти колокола пожертвованы в Шайтанскую церковь – неизвестно.

Близ завода, в горах, есть две деревянные часовни: одна во имя Вознесения Господня, существует с незапамятных времен, а другая - в честь св. Кирика и Иулиты, построена в 1877 г. в память избавления завода от чумной эпизоотии. Есть часовня и в дер. Талице, часовня большая, с колокольней, обнесена оградой.

Священники Шайтанской церкви живут в квартирах, предоставленных заводоуправлением, а псаломщики получают из церковных сумм квартирные пособия по 24 руб. в год. В заводе существует с 1893 г. смешанная церковно-приходская школа, помещающаяся бесплатно в здании, принадлежащем частному лицу.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.