В начале XX века полковник Елагин, служивший в свое время на Памире, пожертвовал 10 тысяч рублей на постройку православного храма – сумму, огромную по тем временам. Туркестанский генерал-губернатор Самсонов в 1909 году направил эти деньги на постройку церкви в Хороге. После этого военным инженером, полковником Александром Бурмейстером была составлена смета и разработан архитектурный план храма. Затем пограничники смогли приступить к заготовке строительных материалов.
Почти все материалы для строительства везли на волах из Ферганской долины – колесная дорога на Памир еще не была построена. Строительство церкви в Хороге продолжалось больше пяти лет и было завершено к середине 1916 года. Отдельная сложность состояла в том, что церковь пришлось возводить на высоте 2600 метров над уровнем моря. Организовывали строительство офицеры Памирского погранотряда, непосредственно стены храма возводили солдаты-пограничники и местные жители – таджики-шугнанцы. Освящение храма совпало с 25-летием создания Памирского погранотряда. Бекмуроди замечает, что храм был освящен в честь архангела Михаила, и это вполне естественно, поскольку именно архангел Михаил традиционно считается покровителем военных и казаков.
Однако церковь просуществовала совсем недолго. В 1918 году на Памир пришла советская власть. Верные присяге императорские войска начали отступление в Индию, при этом с церкви пропал купол с крестом. Есть предположение, что купол забрали с собой отступающие военные. Бекмуроди полагает, что дело тут не только в том, что купол почитался святыней. С его точки зрения, купол мог быть покрыт золотом или даже сделан из него – а иначе, зачем было перемещать такой тяжкий груз по труднопроходимым горным дорогам? Однако историку Николаю Захарчеву такая версия представляется неубедительной.
"Полковник Фенин (начальник Памирского отряда. – Прим. «Ферганы»), действительно, ушел из Хорога через перевалы в Индию, но во время этого перехода у него погибли жена и сын, не выдержав долгого пути. Вряд ли они смогли бы перенести с собой купол. Да и зачем? Точно известно, что Фенин взял пулеметы и кассу отряда. А нести через перевалы купол или крест церкви – просто немыслимо, тем более в таком тяжелом пути, где люди не выдерживали. Сам по себе купол мог не иметь материальной ценности. Правда, на куполе стоял крест, который мог представлять ценность духовную, как религиозный атрибут. Но даже если так – вряд ли его могли в те неспокойные годы везти за сотни километров до ближайшей церкви, только чтобы сохранить. Скорее всего, купол остался на Памире – не обязательно в Хороге. Вероятно, он был сделан из кованого железа. Его могли просто перековать во что-то другое. Хотя, конечно, история – дама капризная, от нее можно ждать любых сюрпризов", – говорит Захарчев.
С приходом «красных» на церкви в Хороге был установлен колокол, который простоял там до конца 1920-х годов. Но и его потом сняли, а саму церковь стали использовать под другие нужды. В частности, ею пользовались, как конюшней, как помещением для хранения сена и других материалов. Понятно, что на состоянии здания это сказалось самым удручающим образом. После того как в середине 2000-х погранотряд перешел от российских к таджикским пограничникам, дела церкви стали совсем плохи. "Церковь пустует и находится в весьма плачевном состоянии. Само помещение используют для сбрасывания всякого хлама, а вокруг построили спортивные площадки. Идут даже разговоры о том, что здание хотят снести.
В советские времена в помещении церкви была конюшня, затем сенохранилище, сейчас там просто свалка Сейчас Фонд «Кивекас» ищет возможности для сохранения и восстановления церкви. Но проблема в том, что она расположена на территории военного объекта, и доступ к ней закрыт.
https://asiaplus.news/news/tajikistan/society/20180728/na-pamire-razrushaetsya-pravoslavnaya-tserkov-postroennaya-bolshe-veka-nazad/