ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бакировка. Церковь Параскевы Пятницы.


Бакировка. Церковь Параскевы Пятницы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно 1890 - 1903.
Год утраты:2015 (сгорела)
Архитектор:В.Н. Покровский
Адрес:
Украина, Сумская область, Ахтырский район, село Бакировка, ул. Набережная 99

Координаты: 50.388592, 35.025522
Проезд:Из Ахтырки маршруткой в село Бакировка



Церковь Параскевы Пятницы, Вид с запада. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Вид с запада. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Параскевы Пятницы, За свою долгую историю церковь пережила не одну перестройку, восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903 г.г.). Вид с северо-запада. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
За свою долгую историю церковь пережила не одну перестройку, восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903 г.г.). Вид с северо-запада. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Параскевы Пятницы, , Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы, , Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы, , Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы, , Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы, , Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы, , Бакировка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 октября 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 июля 2016

Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы основана 1685 году. За свою долгую историю пережила не одно восстановление и воссоздание (1712, 1801, 1864, 1901, 1903 гг.). Пятницкая церковь построена в конце XIX века, согласно справочнику "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (ПГА, т.4, с.17-18), по другим источникам - в 1903 году.

Деревянная, на кирпичном основании, внутри оштукатурена, крестовая в плане, пятисрубная одноглавая, с пристроенной с запада колокольней и помещениями по сторонам. Переход о четверика центрального сруба к восьмерику перекрытому высоким шатром с луковичной главкой, при помощи парусов. Одной из особенностей памятника являются пятигранные окна в основном объеме и прямоугольные трехстворчатые в каждой из граней восьмерика. Высокая двухъярусная колокольня напоминает северные русские шатровые храмы.

Храм построен по проекту Владимира Николаевича Покровского (1864-1924), епархиального архитектора Варшавско-Холмской и Харьковской епархий. За свою жизнь построил больше 60 храмов, за что был удостоен высоких наград от Императора Николая II. Деревянные храмы В.Н. Покровского совершенно уникальны по своей архитектуре. При однотипном планировочном решении, каждая из его деревянных церквей отличалась деталями и на первый взгляд они как будто похожи, однако при более тщательном рассмотрении видно, что каждая из них несет в себе своеобразие и неповторимость.

Пятницкая церковь в Бакировке - единственное деревянное творение зодчего, дошедшее до наших дней. Несмотря на обваленный купол, серость старого дерева, отсутствие стекол и многочисленных деталей, она все еще прекрасна. На сегодняшний день у жителей села Бакировка и настоятеля есть огромное желание восстановить ее в подлинном виде.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=sumy&page=44


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 апреля 2019

Церковь чудом пережила революцию, годы борьбы с религией, войну, но неумолимое время и человеческое равнодушие не пощадило этот величественный памятник архитектуры. В 1989 г. Пятницкую церковь закрыли из-за ее аварийного состояния. Последним под венец в этот храм привел житель села Бакировки Юрий Максименко свою невесту Людмилу. Отец Владимир, который правил в то время, разрешил только молодым войти в церковь к алтарю, а гости ожидали окончания обряда на улице. Слишком опасно было находиться в храме.

Обваленный купол, отсутствие стекол и многочисленных деталей, прогнивший и рухнувший в подвал пол - в таком печальном состоянии находится сейчас творение Покровского. Сейчас трудно представить деревянный храм в прежнем великолепии.

На парадном входе висит серая табличка с числом 1539. Это не дата, как многие могли подумать. В "Дополнении к списку памятников архитектуры Украинской ССР, которые находятся под охраной государства" от 6 сентября 1979 года №442, Пятницкая церковь XIX века в селе Бакировка числится под номером 1539, ей причислена категория "В". Указанная категория означает - памятники архитектуры, которые можно использовать в культурных и хозяйственных целях и передавать в арендное пользование предприятиям и организациям.

Под этим же номером (1539) деревянная церковь Параскевы Пятницы числится в Государственном Реестре Памятников Архитектуры уже независимой Украины. По некоторым сведениям, районный отдел архитектуры в конце 2008 - начале 2009 г.г. подготовил и передал в Кабинет Министров Украины документы на исключение церкви из Реестра. Существует мнение, что в данный момент этот запрос удовлетворён. Эти действия якобы необходимы для того, чтобы можно было начать ремонтные работы, чтобы, так сказать формально, "Повреждения не каралось законом". Но с другой стороны, в статье 15 Закона Украины "Об охране культурного наследия" чётко прописано, что "изъятие памятника из реестра осуществляется только в случае, если памятник разрушен".

Как было написано на ахтырском форуме: "Она стоит на берегу одной из заток Ворсклы, немного на возвышении, будто птица, которая стремится оттолкнуться от грешной земли и взмыть в небо. "Взлететь" этой "птице", по-видимому, не суждено никогда: проваленые крылья-крыши упали внутрь, оголив скелет дранки потолка, на котором видны еще остатки незамысловатых фресок, выбитые окна-глаза навсегда утратили свет. Наглухо заколоченная дверь не примет больше прихожан. Никогда не вознесется под ее своды молитва, под этим куполом только пустота, разруха и уныние - один из главных грехов. Господи, прости нас грешных!"

https://geocaching.su/?pn=101&cid=16556


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 апреля 2019

В Сумской области из-за удара молнии загорелась церковь XVII века. «В результате пожара были уничтожены купол и его надстройки, повреждены стены на площади до 80 квадратных метров», - подтвердила служба ГСЧС.

28 июля 2015 г. в Сумской области произошло возгорание церкви Параскевы Пятницы, построенной в 1685 году. По словам местных жителей, причиной пожара стала молния, ударившая в купол. На место прибыли пожарные, которые принялись спасать памятник архитектуры от огня. Сообщение о пожаре поступило на линию экстренного вызова «101» в 9-50. Спасателям сообщили о возгорании церкви в селе Бакировка. На место выехали дежурный караул 6-й Государственной пожарно-спасательной части и отделение 31-го профессионального пожарного поста пгт. Чупаховка. Задачу спасателей усложняло то, что старинная церковь была деревянной, а возгорание находилось на высоте около 15 м.

По информации ГСЧС в Сумской области, существовала угроза быстрого распространения огня на всё сооружение общей площадью около 280 кв. м и его перекидывния на современную кирпичную церковь, которая стояла всего в 10 м. С огнем боролись 10 человек личного состава и 3 единицы техники - пожарным удалось предотвратить опасность. В 18-20 пожар был полностью ликвидирован. Огонь уничтожил купол и его надстройку, повредил стены на площади до 80 кв. м.

Церковь Параскевы Пятницы была построена в 1685 году и является памятником старины и архитектуры. В последний раз её реконструкция проводилась в 1903 году. Она не используется уже давно, освещение и отопление в ней отсутствовало. Богослужения проходят в современном храме. Как сообщили в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям, пожар обнаружила жительница села, проживающая неподалеку.

Источник: https://112.ua/avarii-chp/v-sumskoy-oblasti-iz-za-udara-molnii-zagorelas-cerkov-XVII-veka-goschs-248402.html

Остатки храма разобраны. Теперь украинские чиновники на полном основании могут исключить жемчужину украинского зодчества из реестра. Всё по "закону"...

Фото: https://nakipelo.ua/poezdka-na-sumshhinu-hram-v-yunakovke-krasota-ot-kotoroj-kruzhitsya-golova/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 августа 2022

По внешнему виду церковь Параскевы в Бакировке и церковь Юрия в Ахтырке очень схожи. Вместе с тем есть у них немало и отличного. Разные у них пропорции частей как плана, так и в построении объемов. Отличный у них ритмический шаг этих частей. Хоть Бакировская церковь моложе Юрьевской (Ф. Гумилевский «Харьков». Отд. III. с. 55) , но она более «архаическая»; ряд черт её присущ строениям даже первой половины XVIII в. Указать хотя бы на то, что разрез церкви в Бакировке не укладывается в квадрат со стороной равной длине строения, потому что внутренняя высота центрального участка больше ее длины.

Рассмотрев размерные чертежи Бакировской церкви, мы убедились, что исходный размер в построении плана – длина центрального участка. План её центра не квадрат, как у Юрия, а прямоугольник, ширина которого равна апофеме треугольника со стороной равной длине центра. Алтарь и притвор – равные между собой четырехгранники. Ширина из них равна 1/2 диагонали центра, а длина – апофема равностороннего треугольника со стороной равной ширине алтаря или притвора. Внутренняя длина южного и северного рукавов равна длине алтаря, а ширина их равна половине ширины алтаря.

Проанализировав продольный разрез Бакировской церкви, выясним, что центральный участок построен по следующим предписаниям: высота сруба стен (четверка) равна диагонали плана притвора. Четверик переходит в восьмерик; его длина и ширина те же, что и у четверика, а высота равна половине диагонали плана центра.

При заготовке сруба первого излома мастер использовал шаблон-трапецию, у которой основание – длина восьмерика, верхняя грань равна 1/3 полной длины восьмерика и высота равна половине ширины восьмерика.

Второй восьмерик (фонарь) имеет длину равную половине ширины плана притвора и высоту, которая равняется длине того же восьмерика. Высота верха (излома и второго восьмерика) равна 1/2 ширины плана строения, а внутренняя высота центрального участка равна сумме длины и диагонали плана центра; высота центрального участка без второго восьмерика равна удвоенной длине плана центра.

Высота срубов стен алтаря, притвора и южного и северного рукавов равна 1/3 длины плана строения. Внутренняя высота каждого рукава, алтаря и притвора равняется ширине плана центра. Ширина прохода из центра в рукава и притвор равна половине диагонали плана притвора равняется ширине плана центра. Ширина прохода из центра в рукава и притвор равна 1/2 диагонали плана притвора.

Полуциркулярные завершения просветов, соединяющих центр с рукавами – «арками», форма оконных рам свидетельствуют о знакомстве и заинтересованности мастера определенными элементами и формами классицистической архитектуры. Однако анализ мерных чертежников Бакировской церкви с полной очевидностью доказывает, что у мастеров ахтырской группы в начале XIX в. идея монументализма в архитектуре, главные основы построения внутреннего пространства церквей в полной мере сохранили стилевые наставления, созданные мастерами прежних веков.

Орнаментальные мотивы и формы иконостасной резьбы, архитектоника иконостасов в церквях гораздо быстрее и радикальнее, чем архитектурные формы, изменяли свое лицо. Иконостасы очень широко и активно воспринимали формы западно-европейской декоративной скульптуры, хотя и это восприятие сопровождалось творческим приспособлением заимствованного к местному, веками сложившегося понимания принципов и традиций декоративного искусства. Однако процессы, происходившие в области иконостасной резьбы, основательно отличны от процессов, наблюдаемых в области монументальной архитектуры. Очень ясно освещает позиции архитектора и иконостасного мастера архивное дело о построении новой соборной церкви в Лохвице вместо сгоревшей. По контракту 1763 года мастер Илья Бродацкий должен был строить церковь «точно в ширь и длину, как… погорелой церкви фонд (читай: фундамент) значит… В пропорцию должен я в высоту же и манер против меры церкви Троицы в г. Лубнах…». Итак, в архитектуре – традиции и только традиции. Когда же иконостасному мастеру показали «абрис» иконостаса для этой церкви, присланный запорожским кошевым П. Калнышем, строивший этот собор за свой счет, то мастер ответил, что по тому абрису «как старинной манере и очень простой работе, делать он не хочет, почитая ту работу своего искусства сразу» (ЦДИАК. - Ф. 229, оп. 1, дело. 142. - Арк. 6, 24).

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г., перевод с украинского



Комментарии и обсуждение


Спасибо. Но есть мнение, что церковь перевезена из района Архангельска. Отсюда и северные мотивы в архитектуре. Пожар уничтожил церковь в 2016 г.

11 января 2019.

23 апреля 2015 г. поступило сообщение от благотчинного Ахтырского церковного округа о том, что ограблен храм в честь Святой Параскевы Пятницы с. Бакировка. Воры украли одиннадцать старинных икон, которые остались от старого деревянного храма, который является памятником архитектуры и сегодня почти полностью разрушен. Сотрудники милиции, прибывшие на вызов, составили протокол. Это уже одиннадцатый случай ограбления в Сумской епархии за последние полгода. Ни одно из предыдущих не раскрыто. Никаких сведений о состоянии расследования этих дерзких преступлений нет.

http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=5458:2015-04-25-09-37-33&catid=146:2011-01-13-13-17-20&Itemid=152

5 апреля 2019, Елена Григорьева.