По внешнему виду церковь Параскевы в Бакировке и церковь Юрия в Ахтырке очень схожи. Вместе с тем есть у них немало и отличного. Разные у них пропорции частей как плана, так и в построении объемов. Отличный у них ритмический шаг этих частей. Хоть Бакировская церковь моложе Юрьевской (Ф. Гумилевский «Харьков». Отд. III. с. 55) , но она более «архаическая»; ряд черт её присущ строениям даже первой половины XVIII в. Указать хотя бы на то, что разрез церкви в Бакировке не укладывается в квадрат со стороной равной длине строения, потому что внутренняя высота центрального участка больше ее длины.
Рассмотрев размерные чертежи Бакировской церкви, мы убедились, что исходный размер в построении плана – длина центрального участка. План её центра не квадрат, как у Юрия, а прямоугольник, ширина которого равна апофеме треугольника со стороной равной длине центра. Алтарь и притвор – равные между собой четырехгранники. Ширина из них равна 1/2 диагонали центра, а длина – апофема равностороннего треугольника со стороной равной ширине алтаря или притвора. Внутренняя длина южного и северного рукавов равна длине алтаря, а ширина их равна половине ширины алтаря.
Проанализировав продольный разрез Бакировской церкви, выясним, что центральный участок построен по следующим предписаниям: высота сруба стен (четверка) равна диагонали плана притвора. Четверик переходит в восьмерик; его длина и ширина те же, что и у четверика, а высота равна половине диагонали плана центра.
При заготовке сруба первого излома мастер использовал шаблон-трапецию, у которой основание – длина восьмерика, верхняя грань равна 1/3 полной длины восьмерика и высота равна половине ширины восьмерика.
Второй восьмерик (фонарь) имеет длину равную половине ширины плана притвора и высоту, которая равняется длине того же восьмерика. Высота верха (излома и второго восьмерика) равна 1/2 ширины плана строения, а внутренняя высота центрального участка равна сумме длины и диагонали плана центра; высота центрального участка без второго восьмерика равна удвоенной длине плана центра.
Высота срубов стен алтаря, притвора и южного и северного рукавов равна 1/3 длины плана строения. Внутренняя высота каждого рукава, алтаря и притвора равняется ширине плана центра. Ширина прохода из центра в рукава и притвор равна половине диагонали плана притвора равняется ширине плана центра. Ширина прохода из центра в рукава и притвор равна 1/2 диагонали плана притвора.
Полуциркулярные завершения просветов, соединяющих центр с рукавами – «арками», форма оконных рам свидетельствуют о знакомстве и заинтересованности мастера определенными элементами и формами классицистической архитектуры. Однако анализ мерных чертежников Бакировской церкви с полной очевидностью доказывает, что у мастеров ахтырской группы в начале XIX в. идея монументализма в архитектуре, главные основы построения внутреннего пространства церквей в полной мере сохранили стилевые наставления, созданные мастерами прежних веков.
Орнаментальные мотивы и формы иконостасной резьбы, архитектоника иконостасов в церквях гораздо быстрее и радикальнее, чем архитектурные формы, изменяли свое лицо. Иконостасы очень широко и активно воспринимали формы западно-европейской декоративной скульптуры, хотя и это восприятие сопровождалось творческим приспособлением заимствованного к местному, веками сложившегося понимания принципов и традиций декоративного искусства. Однако процессы, происходившие в области иконостасной резьбы, основательно отличны от процессов, наблюдаемых в области монументальной архитектуры. Очень ясно освещает позиции архитектора и иконостасного мастера архивное дело о построении новой соборной церкви в Лохвице вместо сгоревшей. По контракту 1763 года мастер Илья Бродацкий должен был строить церковь «точно в ширь и длину, как… погорелой церкви фонд (читай: фундамент) значит… В пропорцию должен я в высоту же и манер против меры церкви Троицы в г. Лубнах…». Итак, в архитектуре – традиции и только традиции. Когда же иконостасному мастеру показали «абрис» иконостаса для этой церкви, присланный запорожским кошевым П. Калнышем, строивший этот собор за свой счет, то мастер ответил, что по тому абрису «как старинной манере и очень простой работе, делать он не хочет, почитая ту работу своего искусства сразу» (ЦДИАК. - Ф. 229, оп. 1, дело. 142. - Арк. 6, 24).
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г., перевод с украинского