ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Першотравневое. Церковь Христа Спасителя в Борках.

Спасов Скит


Першотравневое. Церковь Христа Спасителя в Борках
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Христова
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1889 и 1894.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:Р.Р. Марфельд
Адрес:
Украина, Харьковская область, Чугуевский район, Першотравневое.

Координаты: 49.687412, 36.127033





Сортировка:

Церковь Христа Спасителя в Борках, Фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1916
Церковь Христа Спасителя в Борках, Иконостас храма Христа Спасителя, 1908 год<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Иконостас храма Христа Спасителя, 1908 год
Елена Григорьева
1 июня 1908
Церковь Христа Спасителя в Борках, Иконостас. https://www.etoretro.ru/pic26047.htm<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Иконостас. https://www.etoretro.ru/pic26047.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1908
Церковь Христа Спасителя в Борках, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Христа Спасителя в Борках, Паломники у храма Христа Спасителя в Борках. Редкий снимок, сделанный с малого расстояния, позволяет оценить детали внешнего оформления храма.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Паломники у храма Христа Спасителя в Борках. Редкий снимок, сделанный с малого расстояния, позволяет оценить детали внешнего оформления храма.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Христа Спасителя в Борках, 20 августа 1898 г. 10-я годовщина аварии царского поезда близ станции Борки.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
20 августа 1898 г. 10-я годовщина аварии царского поезда близ станции Борки.
Елена Григорьева
20 августа 1898
Церковь Христа Спасителя в Борках, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1895
Церковь Христа Спасителя в Борках, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1895
Церковь Христа Спасителя в Борках, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1895
Церковь Христа Спасителя в Борках, Храм Христа Спасителя. Борки, 1894 год<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Храм Христа Спасителя. Борки, 1894 год
Сергей Ковров
1 июня 1894
Церковь Христа Спасителя в Борках, Фото из журнала "Нива"<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1894
Церковь Христа Спасителя в Борках, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1894
Церковь Христа Спасителя в Борках, 1890-ые гг.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
1890-ые гг.
Алексей Кротов
??
Церковь Христа Спасителя в Борках, Открытка 1917 года "Борки. Фасад храма". <br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Открытка 1917 года "Борки. Фасад храма".
Лобготт Пипзам
??
Церковь Христа Спасителя в Борках, Проекты храмов в честь спасения Царской семьи.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Проекты храмов в честь спасения Царской семьи.
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, Проекты храмов в честь спасения Царской семьи.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Проекты храмов в честь спасения Царской семьи.
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, , Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, Вид с южной сторона на храм и часовню.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Вид с южной сторона на храм и часовню.
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, , Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, Вид на храм, часовню, скит с северной стороны.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Вид на храм, часовню, скит с северной стороны.
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, Вид с северной стороны.<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Вид с северной стороны.
Максим2014
1 января 1892
Церковь Христа Спасителя в Борках, Проект храма из журнала "Нива".<br>, Першотравневое, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Проект храма из журнала "Нива".
Максим2014
1 января 1888



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Максим2014  5 января 2015

Храм Христа Спасителя — утраченный кафедральный храм в русско-византийском стиле, воздвигнутый в 1891—1894 годах в селе Борки (Харьковская губерния) на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Проект храма разработал академик архитектуры Роберт Робертович Марфельд, а возведение храма велось на средства местного фабриканта И.Воронина. В церемонии закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Храм был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым куполом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. К Борковскому храму восходит архитектурное решение многих других церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и соборную церковь в Харбине.

Во время Великой Отечественной войны храм загорелся, обрушился золотой купол. Храм и близлежащая часовня были окончательно взорваны в конце войны. В наше время восстановлена лишь часовня Спаса, находившаяся в 60 м от храма.

Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения были признаны технические нарушения — превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы. В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов Императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын Государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, удерживал на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя.

Часовня Спаса была воздвигнута на том месте, где сошел с насыпи вагон-столовая, и состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой. Тут же был разбит парк. Некоторое время Спасов скит находился под эгидой Святогорской Свято-Успенской обители (с 2004 г. — пятой русской Лавры). На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Спасов скит как место явленного чуда спасения Императорской семьи привлекал паломников, несколько раз приезжал сюда и Император.

Увы, храмовый комплекс был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. В безбожное время платформа называлась Первомайской. Но Бог сохраняет все, и народная память, к счастью, не всегда бывает затемнена окончательно, а потому в новейшие времена, спустя десятилетия, в 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни на прежнем месте. К лету 2003 г. при активном участии ЮЖД реконструкцию часовни завершили. Крест с Распятием Спасителя поставлен в 2007 г. — на месте алтаря разрушенного храма Христа Спасителя, и изготовлен из дуба, поднятого со дна р. Десна в Черниговской обл. Утверждают, что дуб пролежал в воде более 1000 лет.

Все началось с террористического крушения поезда, когда Александр III спасся сам и спас свою семью. В память на месте происшествия, под Харьковом, был основан Спасов скит Святогорского Успенского монастыря (того, что ныне стал лаврой). Петербургским архитектором Робертом Марфельдом, обладавшим нетривиальным мышлением, в 1889 г. был разарботан проект грандиозного храма Спаса Преображения, или, попросту, Христа Спасителя. Это был один из лучших храмов в русском стиле эпохи эклектики, ничуть не хуже питерского Спаса на Крови и петергофского собора. Строительство завершилось в 1894 г.

К сожалению, не видел плана храма, поэтому могу лишь предполагать, что это был восьмерик с ротондой во всю его ширину (неясно, как был решен изнутри переход к ротонде), а вокруг шла галерея с небольшими шатриками, возможно, отмечавшими мемориальные часовни (но это только догадка - просто приделы там представить сложно). Над входом высилась небольшая шатровая звонница с мозаичным образом Спаса. Огромный купол зрительно облегчали пояса орнамента.

В ансамбль скита входили также шатровая часовня при станции (тоже проект Марфельда, она единственная уцелела) и деревянная церковь, про которую ничего сказать не могу - просто она есть на одном фото. Перед революцией собрались строить еще один храм - уже в неорусском стиле, но не успели. Храм Христа Спасителя пострадал в войну и был окончательно доломан после нее.

В память чудесного спасения в Борках в Петербурге почти синхронно, с 1891 г., строилась церковь Богоявления на Гутуевском острове. Ее автор Василий Косяков не скрывал, что взял за основу проект Марфельда. То есть, в столице появилась "модель" далекого храма-памятника. Работы были окончены в 1899 г. Косяков приспособил идею Марфельда к нуждам приходского храма, введя обширный притвор и отказавшись от галерей в пользу двух приделов. Но на мой взгляд, борковский храм был лучше петербургского.

Интересно, что Гутуевская церковь стала сама образцом для подражания, и ее клонов я насчитал уже 6 штук.


Максим2014  6 января 2015

Храм Христа Спасителя был возведен в память спасения при крушении поезда Царской семьи 17 октября 1888 года. В годы ВОВ был разрушен. Также на месте крушения поезда была возведена часовня Нерукотворного Спаса. В годы ВОВ была разрушена, в данное время восстановлена. Оба сооружения являются одним целым, проект которых разработал академик архитектуры Р. Марфельд. Храм был рассчитан на 700 человек, располагался в 60 метрах от железнодорожной насыпи, был построен в русско-византийском стиле XVII в. Часовня была воздвигнута на месте где находился вагон столовая. Она состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи и четырехглавой башни с золотой главой и крестом.

Первый храм был деревянный во имя Нерукотворного образа Спаса, потом каменый храм Христа Спасителя, на насыпи стояла часовня Нерукотворного Спаса.

http://www.etoretro.ru/pic80822.search.htm


Сергей Ковров   11 ноября 2018

Преобразован в самостоятельный монастырь в 1906 г. из приписанного к Святогорской Успенской пустыни скита, основанного в 1889 г. на месте чудесного спасения Царской Семьи во время крушения императорского поезда 17 октября 1888 г.

Своим устроением эта обитель обязана энергии и почившего Харьковского архиеп. Амвросия (ск. 1901) и настоятеля Святогорской пустыни архим. Германа (ск. 1890). Основанная на памятном для каждого русского месте, она издали обращала на себя внимание своей изящной архитектурой. Здание монастырской небольшой деревянной церкви, окруженной простой галереей, было выдержано в строгом древнерусском стиле; вся она была срублена в Москве из круглого соснового леса; стены внутри, по образцу старинных русских церквей, выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены.

Внутренность храма отличалась простотой и в то же время изяществом. С правой стороны Царских врат был помещен превосходной работы Нерукотворенный Образ Спаса, в честь которого воздвигнут храм, а с левой стороны - икона Божией Матери. Царские врата были вырезаны из липового дерева. С трех сторон в церкви располагались обширные хоры. Вблизи скита, под тем самым местом, где во время крушения императорского поезда находился императорский вагон-столовая, была устроена сводчатая пещерная часовня, врезанная в насыпь железной дороги. Красивая башня-часовня возвышалась над полотном дороги.

Недалеко от часовни, по направлению на запад, находился каменный храм во имя Христа Спасителя, окруженный с востока, севера и юга сводчатой крытой галереей. Снаружи храм представлялся громадным куполом, окруженным шестью сенями. Выше всех шести входных дверей находились мозаичные иконы. Главный купол был сплошь вызолочен и украшен широким рельефным поясом орнаментов. Наружная архитектура была выдержана в стиле московских церквей XVII в. Внутренняя отделка храма состояла из орнаментальной живописи с позолотой. Иконостас храма был четырехъярусный; все иконы в нем написал проф. В. Г. Маковский. На западной стене был помещен громадных размеров лик Христа Спасителя также работы В. Г. Маковского. Ниже этого образа, по обеим сторонам западных дверей, укрепили две серые мраморные доски с надписями, указывающими на события, в память которых устроен храм. Близ храма находилась надгробная плита. Под ней покоились тела погибших при крушении поезда.

С. В. Булгаков, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kharkov&page=33


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  6 июня 2019

Ещё в открытом письме от земца до земцев Харьковской губернии было озвучено мнение, что построения часовни на решение городской думы будет не достаточно для увековечения такого удивительного явления, как спасение Господом императорской семьи. На эту идею откликнулась городская власть. 27 апреля 1889 г. по инициативе Харьковского губернатора А.И. Петрова лично императором было утверждено создание особого Комитета по устройству благотворительных памятников на месте крушения царского поезда 17 октября 1888 г. под председательством Харьковского губернатора. Почти сразу в Комитет начали поступать финансовые пожертвования на строительство. Городская дума пожертвовала 30 000 р. на строительство часовни, а Губернское земское собрание - 60 000 р. на строительство Храма и благотворительных памятников.

Уже 30 мая состоялось первое заседание Комитета, на котором постановили при строительстве в центре архитектурного ансамбля поставить храм, а на месте самой катастрофы возвести часовню. В тот же день решился вопрос с земельными ресурсами под этот проект - землевладелец Аполлон Михайлович Мерненков пожертвовал 9 десятин 1920 кв. саженей земли у самого места катастрофы.

Параллельно с идей строительства Храма и часовни Комитетом, Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский вместе с настоятелем храма Святогорской пустыни архимандритом Германом инициировали строительство на месте катастрофы Спасового Скита, чтобы обеспечить монахами храм для богослужений. Почти сразу после катастрофы архимандрит Герман жаловался Амвросию, что народ толпами приходит к месту катастрофы царского поезда, разглядывает его и высказывает недовольство, что не имеет никакого помещения, хотя бы часовни, для принесения Господу благодарных молитв за спасение царя. Герман говорил, что было бы неплохо построить хотя бы деревянную церковь.

Примерно в то же время был создан и Комитет, который разрешил строить временную часовню, чем весной и занялся архимандрит Герман. Но довольно быстро Амвросию удалось получить собственную землю возле места катастрофы, пожертвованную крестьянами Соколова (5 десятин). Считая, что в Храме богослужения будут проводиться «без полноты, требуемой чиноположением церкви», они решили и себе построить храм. А поскольку для богослужения необходимы монахи, то надо строить для них кельи и монастырь. Так и появилась идея о строительстве Святогорского Спасова Скита, что 27 апреля 1889 г. получили личное разрешение императора.

Недолго решалась проблема с отсутствием средств у церкви на строительство. Инженер Михаил Михайлович Шведов с женой Марией Васильевной пожертвовали 10 000 р., которые основали благотворительный фонд на строительство монастыря. Архиепископ Амвросий уже имел опыт быстрого строительства - за один год при его участии была построена церковь вблизи Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги.

Проект церкви составил архитектор Н.В. Никитин. Это был храм в стиле XIV-XV ст., с колокольней, галереей вокруг и хорами внутри. Он вмещал в себя 500 чел. Известный московский подрядчик плотницких и столярных дел П. Есть. Жиров заказал лучший сосновый лес, который было трудно найти в Харьковской губернии. Помещение храма было изготовлено в Москве и за счет руководства Курско-Харьковской железной дороге было перевезено к месту назначения. На строительство Амвросию удалось собрать более 30 000 руб. пока из Москвы перевозили лес, на месте строительства был заложен фундамент для будущей церкви. Параллельно со строительством храма архимандрит Герман руководил устройством деревянного корпуса для посетителей скита, корпуса для братских келий и трапезы, летнего приюта для богомольцев и двух колодцев.

Кроме этого проводились активные работы неподалеку от Спасового Скита. Руководство железной дорогой тоже не оставалось в стороне. Г. Богданович за полверсты от Скита устроил железнодорожную платформу для богомольцев, над которой на холме стоял небольшой каменный домик для уважаемых посетителей, а Г. Поляков за собственные средства провел от платформы до Скита шоссе.

Тем временем, продолжались пожертвования вещами в пользу храма. Лично императрица Мария Федоровна передала для храма бархатное покрывало, обшитое белым кружевом; пурпурный бархат с вышитыми золотом образами святых покровителей царской семьи и цветное одеяло.

Уже 20 августа 1889 г., меньше чем за год после катастрофы, состоялось открытие Скита и освящения в нем Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А в конце 1889 г. был пристроен теплый храм для братии. Комитет не терял времени. Создавались планы, проекты. Начали заботиться по украшению изнутри храма. 16 февраля 1889 г. губернское дворянское собрание постановило ассигновать 1 500 руб. на заказ киота с образами святых, имена которых носят члены императорской семьи. Уже 7 февраля 1891 г. императором был утвержден проект храма, составленный академиком архитектуры Марфельда, и смету на строительство Храма.

21 мая 1891 г. был заложен фундамент Храма Христа Спасителя. До 1891 г. успели сделать немало. В октябре уже начинали возводить макушки. Штукатурить, красить стены, класть пол и плиты на лестнице планировали с весны 1892 г. В этом же году планировали работать до 1 ноября. На строительство храма и часовни необходимо было 2 400 тыс. кирпичей. Рабочих было принято 140 человек. Закончили строить колодец, необходимый для уменьшения стоимости работ. Со времени основания Комитета на его счет поступило 175 000 р. Но строительство требовало около 280 000 р., также были необходимые средства на устройство в Скиту богоугодных памятников. Потребность в жертвах ещё не прошла.

В сентябре начались земляные работы по сооружению пещерной часовни на месте, где императорская семья вышла из-под обломков поезда. В 1891 г. решили ограничиться устройством его подземной части, а наземную часть планировали начать строить с весны. 17 октября 1891 г. состоялась закладка этой часовни. Сначала на месте катастрофы епископ Сумский Владимир отслужил литургию (Амвросий не смог прибыть из-за болезни), а затем все присутствующие крестным ходом отправились к месту будущей часовни. В заранее заготовленной плитке было сделано отверстие для масла и серебряных монет. Туда же была положена металлическая доска с благодарным надписью от российского народа. На металлической пластине была положена каменная плита, а потом кирпичи. Первые камни возложили губернатор А.И. Петров, другие представители руководства губернией и члены Комитета. Около часа дня закладка была завершена.

В 1893 г. работы были практически завершены. Освятить их планировали весной 1894 г. По состоянию на 1 ноября 1893 г. на счет комитета поступило 282 925 г. Комитет в отчете об использовании средств приводил следующие данные: на живописные иконы, выполненные профессором живописи В.Г. Маковским, было использовано 33 451 г., на мозаичные, выполненные художником А.А. Фроловым - 20 425 г., на церковную утварь - 8 288 р. Роспись стен и позолота куполов стоили 188 630 г. Вообще было использовано 253 098 руб.

Уже в мае 1894 г. были завершены работы, а 14 июля состоялось освящение Храма Христа Спасителя.

К этой дате Министерство путей сообщения за свой счет построило две величественных лестницы и платформу напротив самого храма. На освящении присутствовали император и члены его семьи. Императорские поезда прибыли одновременно с юга и с севера, что создало непревзойденное влияние на публику. Фотографии во время освящения сделал фотограф А. Федецкий и уже 16 сентября 1894 г. получил разрешение от харьковского губернатора на продажу фотографий.

Благотворительные сооружения сразу перешли к ведомству Комитета. Но в июле средств не стало хватать. На счету Комитета осталось лишь около 22 000 р. Этой суммы не хватало на содержание комплекса. В 1895 г. была попытка передать Храм ведомству православного вероисповедания. Но они тоже не имели достаточно денег. 28 июля 1897 г. Комитет постановил просить Министерство путей сообщения взять Храм Христа Спасителя под свое опекунство и основать при нем за счет министерства инвалидный дом в память об умершем уже Александра III. Мария Федоровна поддержала эту инициативу, и когда к Николаю II, по приезду в Спасовый Скит 20 августа 1898 г. обратились с этой просьбой, он не отказал. 2 декабря 1899 г. д.т.г. Победоносцев сообщал, что со стороны Епархиального руководства никаких возражений нет.

21 июня 1900 г. было создано Попечительство для поддержания «благолепия» молитвенных и благотворительных достопримечательностей вблизи станции Борки и изобретение средств на их поддержку и развитие. Комитет окончательно слагал с себя тяжелые финансовые обязательства, ограничившись посильной помощью. Также Опекунство решило заниматься только организацией торжественных мероприятий на месте катастрофы и контролировать использование спонсорских средств. Но все оказалось не так просто. В 1910 г.д.с.г., спр. Опекунства Нил Петрович Савицкий, прося Министерство путей сообщения компенсировать ему личные средства, вложенные в работу отмечал, что Опекунство «проявило свою деятельность в текущих делах и содействовало, имевшимися в его распоряжении средствами, тем прямым задачам управления и хозяйства, которые с передачей храма и часовни перешли к органам Министерства путей сообщения». За время пребывания комплекса на балансе Комитета успели много сделать. Своими силам он устроил наружное освещение, улучшил площадки возле храма, установил ограждение, построил дом для обслуги храма. На месте, где помощь раненым оказывала императрица, выросла беседка, сделанная из камней и металла. Украшали ее вензеля, которые изображали имя Ее Величества.

28 июня того же года состоялась передача Храма в ведомство Министерства путей сообщения. Железнодорожники получили «храм и часовню, со всем принадлежащим этому храму имуществом, землей и капиталом». К имуществу учли храм, часовню и другие постройки; парк на 8 десятинах; образы, святую посуду, церковную утварь, одежду священников; 22 000 руб., которые оставались на счете Комитета; все дела Комитета, чертежи, книги и др. Договорившись с обер-прокурором Пресвятого Синода, Министерство назначило особый причт из священника, диакона, псаломщика и небольшого хора.

В 1901 г. действительный член Объединения ревнителей исторического просвещения Скаржинский инициировал открытие бесплатной библиотеки при Храме Христа спасителя. 20 февраля 1902 г. он получил на это окончательное разрешение. 1902 г. - построено 5 домов для инвалидов. 31 марта 1903 г. открылся инвалидный дом для железнодорожных служащих имени императора Александра III. Для увеличения средств на содержание благотворительных памятников Министерство объявило среди служащих железной дороги подписку по сбору пожертвований. При храме появились школа, библиотека, мемориальный музей, посвященный событиям 17 октября 1888 г.

С 1903 по 1909 г.г. примерно 15 000 руб. на год выделялось на содержание инвалидного дома, из них 4 000 руб. использовалось на текущий ремонт здания, отопление и освещение помещений. А с 1900 по 1909 год на ремонт Храма и Часовни потратили около 90 000 руб.

В 1905 г. встал вопрос об охране Храма Христа Спасителя. 8 июня Змиевский исправник написал письмо Харьковскому губернатору, прося его командовать до Храма десятских, поскольку два охранника от Министерства путей сообщения не были способны обеспечить надлежащую охрану и содержать Храм в приличном виде в случае неожиданного приезда высокопоставленных гостей. Но губернатор мотивируя тем, что «отозвание еженедельно двух стражников из своих участков для дежурства при храме в течение недели не может не отразиться вредно на исполнении и постоянных обязанностей по району», отказал. Для обеспечения порядка в Храме, церковным старостой был назначен наследный почетный гражданин Д. Школяренко.

Постоянно в комплексе появлялись новые проявления благодарности Господу. В марте 1908 г. началось устройство памятника «в бозе почившему» Александру III. Во время празднования очередной годовщины в 1908 г. памятник был открыт.

27 августа 1909 г. братия Спасового Скита возбудила ходатайство перед императором о передаче Храма Христа Спасителя в ведомство монастыря. Николай II поручил Харьковскому Губернатору Катеринину изучить этот вопрос более детально и отчитаться Государю. Но Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский ответил, что до императора иеромонах Никофонт обратился к императору самовольно, по его распоряжению дело было переведено до Святогорского монастыря и на две недели запрещено принимать участие в богослужении. Достаточно интересным является рапорт настоятеля Спасового Скита игумена Родиона. Он пишет, что «ни епархиальное начальство, ни братия вверенного мне монастыря не уполномочивали бывшего казначея нашей братии просить о чем-либо государя Императора», но не отказывается от того, что прошение иеромонаха Никофонта «выражало всегдашнее и искреннее желание всей братии монастыря Спасова».

Еще с самого освящения Храма Епархиальное руководство не находило необходимым отделение храма от монастыря. К этому его вынудил лишь нехватка средств. «Храм, украшенный извне, как и часовня, художественной мозаикой, с позлащенным громадным куполом и многочисленными позлаченными орнаментами подвергались на открытом месте неблаготворному атмосферному влиянию, сотрясению и осадками паровичного угля от мимо проходящих железнодорожных поездов. Уже в первый год по освящении потребовал громадных расходов на свой ремонт, ибо в нем обнаружились трещины, позолота потемнела, мозаика по многим местам вздулась и части ее стали выпадать. Монастырь наш беден и крайне не обеспечен», - писал Родион. Именно через эту бедность Храм и перешел в ведомство Министерства путей сообщения.

Прося передать им храм, монахи утверждали, что богослужение в Храме Христа спасителя проходят недостаточно «благолепно». Министерство на это отвечало, что богослужения проводятся на приличном уровне, хотя молиться, кроме церковного причта особо некому, поскольку количество богомольцев значительно уменьшилась. Но в течение января-октября 1909 г. произошло 118 богослужений. В итоге решили, что такая инициатива будет не лишней и губернатор разрешил монахам Спасового Скита отправлять богослужение в Храме Христа Спасителя.

Но на этом монахи не остановились. В канцелярии Губернатора и далее поступали письма с просьбой передать в ведомство Спасового Скита Храм Христа Спасителя. Управляющий делами инвалидного дома в писании М.М. Катериничу считал, что «дискредитирующие причт слухи, умышленно создаются лицами в этом заинтересованными». Жалуясь Министру путей сообщения С.В. Рухлову, харьковский губернатор говорил, что монахи благодаря этому желают обогатиться, не зная, что постоянно открыт для богомольцев храм будет требовать больше средств на ремонт.

Архиепископ Арсений в письме к губернатору ставил условия, на которых епархия хотела бы получить храм. Его наглости не было предела. Все финансовые расходы (ремонт храма и часовни, отопление, внешняя охрана церкви, жалование причта) Арсений переводил на Министерство путей сообщения, а прибыли из храма (за церковные требы, кошельковый сбор) должен был получать монастырь. Также к братии переходила притчова полевая земля и деревянный дом, в котором когда-то была школа, переходили в ведомство монастыря.

На 14 часов 17 июня 1911 г. было назначено заседание Опеки для решения дальнейшей судьбы Храма. Было решено разрешить монахам находиться возле самого храма для выполнения необходимых треб, передать им в управление монастырь, утвердить руководство, состав и функциональные обязанности опекунства. Тем временем на счет Опекунства поступали средства. На своем заседании 22 сентября 1909 г. Дворянское собрание постановило ассигновать по 100 г. на трехлетие с 1 января 1910 г., с условием избрания одного из членов собрания членом Опекунства. Также они прислали на счет Харьковского губернского казначейства 732 г. 55 к., что уже накопились на счету дворянства.

Накануне приезда императора в Скит (16.03.1912 г.) Опекунство вновь активизировалось. На очередном заседании его ведомства прошло утверждение смет и отчетов по ремонту и содержанию храма. Со временем доходы от храма начали превышать расходы. Для примера хотелось бы привести проекты сметы доходов и расходов на 1913 г.

«Смета доходов по Храму Христа Спасителя на 1913 год. Проект. Ожидается к поступлению:

1. От продажи свечей в Храме и Часовне - 400 г.
2. Кружечного сбора во время богослужений - 40 г.
3. Тоже кошелькового сбора - 35 г.
4. От продажи образков, крестиков и пр. - 35 г.
5. От продажи брошюр «Молитвенные и благотворительные памятники на месте чудесного события 17 октября 1888 года» - 15 г.
Итого: 525 р.

Смета расходов по Храму Христа Спасителя на 1913 г. Проект. Предполагается израсходовать:

1. На уплату содержания певчей - 720 р.
2. На приобретение свечей - 300 г.
3. На просфоры - 45 р.
4. На приобретение ладана - 40 г.
5. На покупку церковного вина - 70 г.
6. На покупку прессованного угля - 15 г.
7. На покупку денатурированного спирта - 5 г.
8. На приобретение и ремонт ризницы и церковной утвари - 100 г.
9. На приобретение деревянного масла - 100 г.
10. На приобретение каменного угля и антрацита для отопления храма в течение 5 зимних месяцев по 300 пудов в месяц, считая по 13 коп. за пуд с выгрузкою и перевозкою - 390 г. и 2 ½ сажень дров на растопку угля по 6 г. за сажень - 15 г. - 405 р.
Итого: 1800 г.»

Как мы видим, Храм Христа Спасителя стал убыточным. От окончательного упадка его спасало лишь финансирование Министерства путей сообщения и благотворительных пожертвований, полученных Опекунством. Так, 1 апреля на счет Опекунства от Харьковского губернского дворянства поступило 400 г., 25 апреля от Екатерининской железной дороги 7 г. 35 к., 1 февраля 1907 г. - от Петра Ващенко на украшение Храма 300 г., 14 августа 1908 г. от него ж 16 г. 20 коп., в 1911 г. от Екатерининской железной дороги - 5 г. 90 к. Железнодорожники в 1912 г. выделили 1005 г. на покрытие разницы между доходами и убытками, а находить недостаточную сумму должно было Опекунство за счет пожертвований. На своем заседании 17 июля 1913 г. Опекунство решило не утверждать смету, поскольку оно считало её необоснованной. Для точного подсчета необходимо было взять отчеты о доходах за последние хотя бы три года, которые в смету не добавили. Проект убыточности также составлен без учета данных, которые стали основой подсчетов. Также не было представлено источников, в которых собирались найти недостачу в 1 300 р.Но решение Опеки об исправлении сметы согласно реалиям не привело к улучшению ситуации.

В смете на 1914 г. Министерство путей сообщения должно было потратить 5 110 р. на содержание причта и служащих и 6 010 р. на содержание Храма и Часовни. В то же время монастырь нуждался еще в 1500 г. на организацию богослужений. Убытки превышали прибыль на 900 р. Опекунство вновь было вынуждено искать средства. На заседании 15 апреля 1914 г. смету приняли, но покрыть дефицит было трудно. В кассе хранилось около 2 000 р., которых было недостаточно. Решили просить Харьковское Губернское правление, Городскую Думу и дворянство ассигновать суммы. Потом оказалось, что на счета Министерства путей сообщения хранится 31 000 р. из пожертвований на инвалидный дом. Губернское правление выделило 600 г., дворянство - 300 г. Средства постепенно начали стекаться к Опекунству.

Тем временем, назрела необходимость ремонта Храма. 26 июля 1913 г. Строительная комиссия при осмотре Храма обнаружила в стенах храма трещины на 4-х подпружных арках, опиравшихся на 4 пилоны. Годами они переходили в барабан и алтарную арку. На внешних стенах храма выветривался кирпич. Причиной таких повреждений комиссия называла осадку частей храма и недостаточность упругости грунта, на которых были возведены пилоны. Решили составить смету и немедленно приступить к выполнению ремонтных работ. Опекунство решило «возбудить по этому поводу соответствующее ходатайство, но так как этот храм является художественным произведением и ремонт его должен коснуться стенной живописи и некоторых других работ, то Попечительство считает безусловно необходимым, чтобы проект ремонтных работ предварительно был подвергнут обсуждению в Императорской Академии художеств с привлечением к его рассмотрению и строителя храма академика архитектуры Марфельда».

После прихода к власти большевиков отношение к Храму изменилось. Хотя к политике секуляризации было еще далеко, но некоторые изменения молитвенные и благотворительные памятники вблизи станции Борки понесли. Комиссия в составе протоиерея Гончаревського, комиссара из духовных дел И. Рампа, проф. Ф Шмита. И., губернского инженера П.П. Руданского, местного руководителя железнодорожной участком П.П. Добросельського и архитекторов В.М. Покровского и В.В. Величко осмотрела комплекс, составила акт и «нашла необходимым снять нижеследующие надписи и эмблемы, имеющие отношение к царской фамилии:

Часовня:

1. Снять 8 наружных орлов по карнизу.
2. Сколоть наружную позолоченную надпись над главным входом (керамическую).
3. Внутри убрать 3 металлических доски при висячих иконах с посвятительными надписями вот Варшавской казенной палаты, от Варшавской пожарной команды, от 3-го Московского кадетского корпуса. В виду значительной стоимости досок их упаковать и сдать на хранение в ризницу храма.

Беседка:

4. Снять орла с шатра.
5. Снять 4 короны в фронтонах и уничтожить вензеля под коронами.
6. Вынуть среднюю вставку из медальона под перилами.

Храм:

7. Снять корону над входом.
8. Снять трёх орлов на шатрах.
9. Убрать цинковых орлов и вензеля на трех шатрах.

Внутри храма:

10. Снять на царском месте шитую с вензелями пелену из бархата (передать в городской музей).
11. Там же на тумбах снять 2 орлов.
12. Снять две мраморные доски у входа.
13. Снять на клиросе 2 короны на тумбах.
14. Убрать хоругвь с изображением вензеля с задней стороны обида (передать в епархиальный музей).
15. Изъять книгу для записи почетных лиц (передать в университет).
16. Снять дощечку с надписью на иконе, лежащей на аналое.
17. Изъять серебряный венок с надписью, пожертвованный Коммерческим училищем (хранить в ризнице в особом ящике).
18. Изъять из ризницы 8 маленьких серебряных орликов.

Памятник:

19. Снять бюст (передать в городской музей).
20. Бронзовое панно закрыть медной припаянной крышкой.

Инвалидный дом:

21. Снять наружную мраморную доску с надписью с наружным стороны.

Библиотека:

22. Снять наружную доску с надписью во фронтоне.

Монастырская церковь:

23. Закрасить на иконе снаружи алтарной стены надпись «Боже царя храни».
24. Снять с хоругвей 2-х орлов.
25. В алтаре с двух образов снять доски с памятными надписями».

До всех пунктов, кроме № 9, должны были приступить немедленно. Выделить необходимые 5 800 р. взялась Южная железная дорога за счет Комитета инвалидного дома. С 4 июля 1917 г. под руководством подрядчика Трофимова приступили к незамедлительному выполнению работ.

7 сентября 1943 г. храм Христа Спасителя был взорван во время наступления советских войск. Какими войсками взорван - неизвестно. Часовня потеряла купол и верхний ярус, и затем много лет использовалась как склад.

В 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни. Затем в этот процесс включилась Южная железная дорога, и весной её реконструкция была завершена. 27 апреля 2003 г. часовню освятил владыка Онуфрий. Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, следующие из Харькова в сторону Лозовой, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, чтобы верующие могли поклониться святыне.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.