ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Винница. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевская церковь и колокольня (XIX в.)


Винница. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1746.
Адрес:
Украина, Винницкая область, г.Винница, Старый город, ул.Маяковского, 6

Координаты: 49.226016, 28.470162



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Михаил Владимиров
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня. Деревянная на каменном основании.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Колокольня. Деревянная на каменном основании.
Михаил Владимиров
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний вид. «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Внутренний вид. «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1970
Церковь Николая Чудотворца,  «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
«Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1967
Церковь Николая Чудотворца, Архивное фото 1960-х г.г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Архивное фото 1960-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1967
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня Николаевской церкви. «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Колокольня Николаевской церкви. «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1967
Церковь Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
5 августа 1966
Церковь Николая Чудотворца, Звонница. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Звонница. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 августа 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
14 августа 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Николая Чудотворца, Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Николая Чудотворца, Дверь. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г.<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Дверь. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1906 года с сайта retroua.com<br>, Винница, Винница, город, Украина, Винницкая область
Фото 1906 года с сайта retroua.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 ноября 2014

О сооружении церкви свидетельствует надпись на резном наличнике южной двери. В XIX в. подведен каменный фундамент. Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Характерной особенностью церкви является то, что срубы мало отличаются по высоте. Вокруг церкви устроено опасание в виде аркады-галереи. С запада к памятнику примыкает невысокий прямоугольный объем с четырехколонным портиком. Все срубы восьмигранные, перекрыты барочными главами с перехватами на восьмериках с одним заломом, увенчаны декоративными луковичными главками. В интерьере бабинец отделен от центрального сруба двухъярусной аркой-вырезом простого, но выразительного рисунка. Внутреннее центральное пространство раскрывается ввысь до основания главки. Во время реставрации 1970 г. восстановлены форма и конструкции завершений, гонтовое покрытие, резьба на наличнике западной двери. В первоначальных формах отреставрирована аркада-галерея.

Памятник — один из лучших образцов подольской школы народной архитектуры. Рядом находится колокольня, расположенная на юго-востоке от церкви. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, с шатровым завершением. Первый ярус каменный, укреплен контрфорсами, второй — каркасный, ошалеванный. Реставрирована в 1970 г. В настоящее время здесь расположен филиал Винницкого краеведческого музея.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 10, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Титов П.Н.  26 марта 2016

Николаевская церковь города Винницы является одним из самых лучших образцов подольской школы деревянной народной архитектуры. Этот старейший действующий православный храм был возведен в 1746 г. на средства Антона Постельника. Место для постройки Николаевской церкви было выбрано на левом берегу Южного Буга, в Старом городе у подножия горы, где когда-то находился старый винницкий замок. Церковь размещена на месте Николаевской церкви ХІІІ века, построенной киево-печерскими монахами. В советское время в здании находился краеведческий музей, а в 1970 г. в храме была проведена реставрация.

Николаевский храм выделяется своими архаичными архитектурными элементами: красивые рубленые стены и сводчатые галереи, опирающиеся на столбы. Обитель представляет собой образец характерной для Украины трехчастной церкви. Собранные в компактный объем три сруба, имеют срезанные углы, образующие три восьмерика, а немного наклоненные вовнутрь стены, перехваченные по высоте горизонтальными членениями, делят весь объем на три яруса. Первый ярус называется ярусом опоясывания и представляет собой навес над аркадной галереей. Второй ярус самый высокий - от кровли опоясывания до карниза полукруглой крыши срезанного шатра. Третий ярус - это глухой барабанчик, находившийся под главкой, увенчанной ажурным четырехконечным крестом. Крутой свес кровли вместе с опоясывающим первым ярусом и стремительным взлетом шатра, придают всему зданию утонченный, законченный пирамидальный силуэт. Колокольня, размещенная на углу гранитной подпорной стены, в случае нападения врагов служила в качестве крепостной башни, из которой простреливались две стены укрепления.

Сейчас Николаевская церковь принадлежит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Источник: http://www.votpusk.ru/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 февраля 2019

Церковь Святого Николая - старейший действующий православный храм в Виннице, построен в 1746 году на средства Антона Постельника.

В XVIII веке в располагавшемся на правом берегу Южного Буга был построен Новый город. В застроенном тремя новыми польскими католическими монастырями, многочисленными заезжими дворами и лавками районе, не нашлось места для православной приходской церкви. Поэтому церковь построили на левом берегу, в Старом городе, называемом «Старая Винница». Храм расположился ниже той горы, где находился первый винницкий замок. Городище этого замка существовало до конца XIX века и около 1890 года было разрушено каменоломнями (под замком в лёсе найден был скелет субдолихоцефала, два каменных полированных топорика и каменный молот.

Люстрация 1552 года упоминает в Виннице 6 православных церквей, среди которых и Никольская церковь. Видимо, именно на месте этой церкви была построена новая. Церковь Святого Николая рублена из дубовых колод. На косяках входной двери выполнена традиционная надпись: "Старанием ктитора Антона Постельника во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь. Сооружися храм сей Святителя Христова Николая року Божия 1746 месяца апреля 11 дня".

Церковь выполнена без единого гвоздя и поставлена на месте Николаевской церкви ХІІІ века, построеной киевско-печерскими монахами, бежавшими от татаро-монголов. В советские времена в здании размещался краеведческий музей, в 1970 году была проведена реставрация.

Церковь представляет собой образец характерного украинского типа трехчастных церквей. Три сруба, собранные в компактный объем, имеют срезанные углы, образующие три восьмерика. Cтены немного наклонены внутрь и перехвачены по высоте горизонтальными членениями, делящими весь объем на ярусы. Первый ярус невысокий, в рост человека, называется ярус опасання (опоясывания) - представляет собой навес над аркадной галереей. Ярус предназначен для защиты фундамента от дождевой воды и одновременно служит в качестве навеса. Второй ярус - от кровли опасання до карниза полукруглой крыши срезанного шатра - самый высокий. Здесь в среднем срубе устроено большое окно в форме прямого креста. Еще выше следует второй ярус восьмериков снова под округлыми крышами срезанных шатров, крытыми раньше гонтом, а теперь железом. Третий ярус, маленький восьмерик - глухой барабанчик под главкой, увенчанной ажурным, тонкой кузнечной работы четырехконечным крестом, по давнему обычаю поставленным на полумесяц. Крутой свес кровли, опоясывающей первый ярус, вместе со стремительным взлетом шатра создают ощущение лёгкости, придают всему сооружению изящный, законченный пирамидальный силуэт.

Так как храм строился ещё во времена оборонительного церковного зодчества, колокольня расположена не по оси храма, а на углу огражденного гранитной стеной церковного подворья. В случае нападения врагов колокольня могла служить крепостной башней, из которой могли простреливаться две стены укрепления.

Достаточно виртуозно выполнен кованый прямой восьмиконечный крест над колокольней-башней. Двухъярусный, квадратный в плане деревянный сруб колокольни, не зашелеванный досками ,завершен шатром с главкой и вставлен в мурованные из гранита мощные угловые контрфорсы.

https://www.shukach.com/ru/node/1371


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 февраля 2019

Хорошо описанным в литературе образцом подольского стиля народной архитектуры считается старинный храм святого Николая в Виннице. А поскольку стоит церковь в квартале с именем Старе место, и её часто называют Староместской. До Буга, как и в центр Винницы, отсюда - рукой подать. Река будто является пределом двух измерений: здесь - тишина, там - шум большого города. Во дворе храма тихо и чисто. Окрашенные в голубой цвет деревянные стены в ясную весеннюю погоду почти сливаются с бирюзой небес.

О первой здешней церкви известно очень мало. Известно только, что возведена она была у склона горы, на которой возвышался первый винницкий замок, заложенный Федором Кориатовичем. В описании винницкого замка 1552 года - первое упоминание о попе Миколинском, который имел аж два двора, в то время как парохи четырех других церквей - по одному, свидетельством чего является надпись на косяках южных дверей здания. С запада к памятке прилегает невысокий прямоугольный портик. Восьмиугольные срубы перекрыты барочными куполами с лукообразными главами. В интерьере бабинец (гинеконит) разворачивается в вышину до основания главы. На четыре вершка солея поднята над полом среднего сруба, сделанного в форме башни.

Уже в 1905 году храм святого Николая стоял покрытый жестью, хотя первоначальным материалом кровли была традиционная в Украине гонта. В 1910 году церковь в Старем месте посетил русский царь Николай II. Будущему царю-мученику очень понравилось пение хора, а одной из певчих (Постоловской) за прекрасное пение он подарил золотой крестик. С 1912 года парохом храма св. Николая был секретарь местной епархии протоиерей Фома Мефодовский. Священника забрали прямо с литургии и расстреляли 5 декабря 1937 года. Пароха похоронили на Хмельницком шоссе в Виннице. Именно в память о нём во дворе у церкви, неподалеку от алтаря, стоит каменный крест.

Храм закрыли в 1960-х г.г. В нём разместился музей. В 1970 году памятник реставрировали. Были восстановлены первоначальная конструкция, стенки западных дверей, отреставрирована аркада-галерея. Но храм не служил по назначению, и в 1990 году прихожане закрылись внутри, да ещё и заложников взяли. В итоге первую литургию отслужили 12 сентября 1990 года. Святыня открыта ежедневно, здесь рады как местным, так и приезжим.

Винницкая Староместская - известная церковь с забытой историей


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 августа 2022

Церковь во имя св. Николая в предградии Винницы, известном у местных жителей под названием Старого Города или Старой Винницы, трехкупольная, с "опасанием" (открытой галлереей вокруг), выстроена из дубового дерева на каменном основании. О времени построения церкви указывается в надписи, вырезанной на косяках входной двери: "Старанием ктитора Антона Постельника во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Сооружися храм сей Святителя Христова Николая року Божия 1746 месяца апреля 11 дня".

План церкви состоит из трех отделений, расположенных с запада на восток. Небольшой притвор или паперть прямоугольной формы ведет в первый восьмиугольный сруб, который соединяется широкой аркой с средним восьмиугольным помещением, составляющим главную часть храма; к нему примыкает третий восьмиугольник, предназначенный для алтаря. Пол среднего сруба выше пола западного сруба на 4 вершка, солея в свого очередь возвышаетоя над полом главного помещения на две ступени. Каждый из трех срубов обделан в форме башни. Таким образом здание церкви, как и все малорусские храмы, не только по плану, но и по своему внешнему виду разделяется на три как бы самостоятельные части; каждая из этих частей представляет собою опять-таки целый ряд поднимающихся восьмиугольных срубов. Купола внутри церкви имеют шатровую форму, наружное же их покрытие приближается к форме луковицы. Впрочем железная крыша церкви устроена, без сомнения, в новейшее время вместо древнего покрытия, которое, вероятно, было из гонты.

Павлуцкий Г.Г. «Деревянные и каменные храмы». – К.: 1905 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 августа 2022

В застроенном тремя католическими монастырями, многочисленными заезжими дворами и лавками, в Новом городе в XVIII веке не нашлось места для приходской церкви, и ее поставили за рекой, в Старом городе, ниже той горы, где находился первый замок. И теперь стройный силуэт, напоминающий трехмачтовый парусник, «плывущий» среди крыш и садочков на склонах левого берега Буга, заметен издалека.

Церковь Миколы рублена из дубовых колод, как гласила традиционная надпись на косяках входной двери, «старанием ктитора Антона Постельника во имя отца и сына и святого духа аминь. Сооружися храм сей святителя Христова Николая року Божия 1746 месяца апреля 11 дня». Церковь сохранилась.

Это замечательный образец развитого к тому времени до высокой степени совершенства характерного украинского типа трехчастных церквей. Три сруба, собранные в компактный объем, имеют срезанные углы, образующие три восьмерика. Чуть наклоненные внутрь стены перехвачены по высоте горизонтальными членениями, делящими весь объем на ярусы. Первый невысокий, в рост человека ярус опасання, то есть опоясывания, – навес над аркадной галереей. Он предназначен для защиты фундамента от дождевой воды и одновременно служит как укрытие в непогоду. Второй ярус – от кровли опасання до карниза полукруглой крыши срезанного шатра – самый высокий. Здесь в среднем срубе устроено большое, в форме прямого креста окно. Ещё выше следует второй ярус восьмериков, снова под округлыми крышами срезанных шатров, крытыми раньше гонтом, а теперь железом; и, наконец, маленький восьмерик – глухой барабанчик под главкой, увенчанной ажурным, тонкой кузнечной работы четырехконечным крестом, по давнему обычаю поставленным на полумесяц.

Еще виртуознее выполнен кованый прямой восьмиконечный крест над небольшой колокольней-башней, ровесницей самого храма. Двухъярусный, квадратный в плане деревянный сруб колокольни, не зашелеванный досками, завершен шатром с главкой и вставлен в мурованные из гранита мощные угловые контрфорсы.

Крутой свес кровли, опоясывающей первый ярус, вместе со стремительным взлетом шатра создают ощущение легкости, придают всему сооружению изящный, законченный пирамидальный силуэт. Важная подробность, восходящая ко времени оборонительного церковного зодчества: коло кольня поставлена не по оси храма, а на углу огражденного гранитной стенкой церковного подворья, чтобы в случае нападения врагов колокольня могла служить крепостной башней, из которой простреливаются две стены укрепления.

Малаков Д.В. «По Брацлавщине». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 августа 2022

Три восьмигранных в плане деревянных сруба сгруппированы по линии восток – запад (длина 21 м). Венчают здание три барочных верха с двумя заломами в каждом. Высота среднего верха в интерьере от пола до зенита 15 м. Широкий свес кровли для защиты нижних венцов срубов от влаги опирается на аркаду-галерею. Южный портал шестигранной формы, относящийся ко времени возведения церкви, украшен резьбой. При сравнительно небольших размерах церкви, несмотря на расчлененность её объемов, она выглядит монументальной. Это достигнуто особым ладом пропорций и соотношением масс срубов и ярусных живописных верхов. Интерьер производит величественное впечатление благодаря высотно раскрытым пространствам трех верхов, объединенных в единое большими двухъярусными арками-вырезами.

В пространственной композиции с Николаевской церковью находится колокольня, квадратная в плане (4,5х4,5 м). Её первый ярус каменный, второй – деревянный, увенчанный шатровым верхом четырехгранной формы, завершенным декоративным фонариком и главкой.

Деревянные Николаевская церковь и ее колокольня принадлежат к наиболее характерным произведениям подольской школы народной архитектуры.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 апреля 2023

Комплекс расположен в «Старом городе» – одном из древнейших районов Винницы, где испокон веков были жилые кварталы русской общины. Живописный, плотно заросший деревьями холм, на котором возвышаются церковные здания, окружен по периметру стенами с небольшими входными воротами, возведенными в XIX в. Главными сооружениями являются Николаевская церковь и, расположенная непосредственно на стенах, двухъярусная колокольня, которая обозначает вход на церковный двор.

Николаевская церковь - один из самых совершенных в регионе образцов трехсрубного трехверхого храма. Согласно литературным источникам, церковь построена в 1746 г. Это подтверждает соответствующая надпись на резном косяке южной двери.

Композиционную основу здания составляют высокие восьмигранные срубы Бабинца, нефа и алтаря, которые последовательно расположены по оси запад-восток и опоясаны по периметру опасением – обходной аркадой-галереей на столбцах. Все три сруба перекрыты монументальными двухзаломными восьмигранными верхами, причем центральный из них несколько больше и выше боковых.

Композиционному выделению навы в значительной мере способствует также устройство в нижнем и среднем восьмериках сложных по форме оконных проемов, в частности, изысканных крещатых окон в Южной и Северной стенах 1-го яруса. Оконные и дверные проемы имеют резной декор.

Величественное впечатление производит и интерьер достопримечательности, построенной на высотном раскрытии трех хорошо освещенных двухзаломных верхов, пространственно объединенных между собой большими двухъярусными арками-вырезами. Особой изысканности внутреннему пространству придает также умелое сочетание различных по форме и размерам оконных проемов (круглых, крещатых и т.д.).

Колокольня, сооруженная в 1-й половине XIX в., является характерным для народной архитектуры Подолья смешанным вариантом здания. В ней совмещены каменные и деревянные конструкции. Нижний ярус имеет квадратную в плане форму и состоит из массивных стен с контрфорсами. Второй ярус представляет собой ажурную деревянную аркаду-галерею, вертикально пошалеванную (обшитую) досками. Завершена колокольня довольно высокой шатровой пирамидальной палаткой.

В.Т. Завада, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.