С полверсты от города, на правом берегу реки Угры и при устье Кунавы, находится Казанский мужеский монастырь. Существование его весьма давнее: судя по деловым бумагам, хранящимся в архиве этого монастыря, можно принять, что он существовал ещё до Литовских завоеваний, и даже в благоустроенном виде; только в то время он назывался Юхновскою пустынею. Из этих же документов видно, что он был в 1611 г. разрушен, и не ранее 1653 г. восстановлен (как означено в документе), по благословению Серапиона, митрополита Сарского и Подонского, к епархии которого он принадлежал.
О состоянии монастыря до открытия его в Мещовских писцовых книгах «меры князя Тимофея Звенигородского» и в монастырских записях так говорится: «В монастыре Юхнове, на реке Угре и речке Кунаве, церковь Пресвятой Богородицы, да другая Рождества Христова, да придел великого чудотворца Николая стоят пусты без пения; к монастырю слободка, пашни пахатные добрыя, земли три четверти, да перелогом 20 четв., да лесом поросло 27 четв.; всего монастырской земли 50 четв.».
В 1653 году эконом митрополита Серапиона Иосиф, назначенный строителем Юхновского монастыря, оправивши келии монастырские, собрал братию и вновь построил церковь деревянную во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Чтобы обеспечить дальнейшее существование монастыря, он обратился в 1657 г. с просьбою к патриарху Никону о возвращении монастырю земель, издавна принадлежавших ему: «Исстари, - писал строитель, - тот Юхнов монастырь был-жил, и от Литовского разорения запустел, а земля, которая прежде сего за ним была, пашня, сенные покосы и всякие угодья, та вся земля перешла во владение разных помещиков, и потому, так как теперь мне игумену с братиею пашни пахать и сена косить негде, ту странную землю просим сыскать, дабы впредь пустыне не запустеть, и врознь братии не разбрестись (копия с этого прош. в монастырском арх.)». Получив просьбу, патриарх исходатайствовал у царя Алексея Михайловича грамоту на имя Калужского воеводы Михаила Ерошина, в которой приказано было: «Сыскать большим повальным обыском монастырскую землю, и по сыску отказать к Юхнову монастырю всё то, чем владел он исстари (там же)». Вскоре за сим воевода Ерошин 1637 г. июля 24 дня писал патриарху, что «по писцовым книгам пашню и сенные покосы и всякие угодья он отказал к Юхнову монастырю, а про неописанные пашни, сенные покосы и всякие угодья сыскивал и по сыску за ругами прислал в Москву в патриарший разряд». Впоследствии немало содействовали благосостоянию монастыря соседние владельцы (особенно Зыбилы) и купечество, производившее торговлю по реке Угре и имевшее в монастыре складочное место для своих товаров. Они снабжали монастырь всем продовольствием, жертвовали значительные суммы на исправление церквей, украшение икон, покупку церковных книг и священнослужительских одежд. Но при всех этих средствах монастырю не было возможности построить вместо деревянных церквей и келий – каменные.
В 20-х годах XVIII столетия старые обветшавшие здания, несмотря на частые поправки, клонились к совершенному разрушению. Тогда игумен монастыря с братиею в 1724 г. просил духовное начальство оказать помощь монастырю в постройке каменной церкви. Св. Синод, отказав в просьбе, сначала объявил в монастырь приписным к Мещовскому Юрьевскому монастырю, а вскоре потом и совсем упразднил, причислив всё имущество его и крестьян к тому же Юрьевскому монастырю. Впрочем, монастырь Юхновский недолго оставался упразднённым. В 1726 г. августа 24 благотворители монастыря: берг-коллегии вице-президент Алексей Зыбин, вкладчик монастыря Никита Зыбин, Гжатской пристани компанейщик с товарищами подали прошение в Св. Синод о восстановлении монастыря: «Юхнов монастырь, - писали они, - издревле и по пропорции в нём земли и крестьян, по положению места и по довольству во всех потребах от вкладчиков никакой нужды себе не имел и божественно священнослужение отправлялось в нём непрестанно, потому что от многих вкладчиков многая польза была ему в строении св. церквей, в украшении икон, церковных одежд и книг, и от приезжих купеческих людей непрестанное имелось подаяние, ибо при том монастыре имелись и имеется пристань со многими кладовыми и амбарами, где проезжающие всяких чинов люди покладывали всякие товары, и от того монастыря их было твёрдое охранение; а ныне, как оный Юхнов монастырь упразднён, то церкви Божии от повседневныя службы опустели, и не токмо они, просители, но и другие многие вкладчики, ближние обыватели и прочие купеческие люди, не видя в том монастыре, яко в душевном своём пристанище, желаемого о себе и о погребённых в нём сродниках молитвословия и данного во св. церквах украшения, жалостию о том сердечною и душевною болезнуя, просят о восстановлении Юхнова монастыря». Св. Синод изъявил согласие на просьбу, и преосвященный Леонид, получив указ, предписал архимандриту Юрьевского монастыря не только восстановить по-прежнему Юхновский монастырь, возвратив ему всё церковное имущество, крестьян и землю, но присоединить к нему и соседнюю Городеченскую пустынь (Калужской епархии, Мещовского уезда).
Игуменом монастыря был назначен Антоний, человек распорядительный и ревностный к общему благу. На первый раз он оправил деревянную Покровскую церковь; потом, собрав значительные пожертвования, заложил каменную двухэтажную церковь с колокольнею, и в 1739 г. окончил постройку. В нижнем этаже главный престол освящён во имя Рождества Христова, придел во имя святителя и чудотворца Николая, в верхнем во имя Казанской Божией Матери. В 1744-1745 г. выстроил два двухэтажных корпуса, настоятельский и братский, и каменную вокруг монастыря ограду на 226 саж. В 1749 г. над святыми воротами устроена ещё церковь во имя Иоанна Предтечи и при ней двухэтажный корпус, для складки купеческих товаров. В 1757-1763 г. построена 3 каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на месте прежней деревянной.
По отчислении крестьян в коллегию экономии, этот монастырь лишился многих средств к безбедному существованию. Несмотря на то, заботливостью настоятелей: игумена Гедеона с 1770-1781 г. и строителя Корнилия 1781-1784 г., монастырь нисколько не упал, но продолжал улучшаться. В это время он особенно обогатился церковною утварью и дорогими иконами. Таким образом к концу XVIII столетия, по устройству зданий и по благолепию церквей, он оказался довольно богатым и благоустроенным. В настоящем столетии, хотя ничего не прибавлено к прежним постройкам, но, по крайней мере, монастырь не потерял того благоустройства, какое получил в конце прошлого столетия.
Из внутренних украшений главного храма особенно замечательна икона Казанской Божией Матери, стоящая в верхней Казанской церкви по левую сторону царских врат. На ней риза и венец серебряные, вызолоченные, весом в 18 фунтов и 81 золотник: убрусы узорчато унизаны жемчугом с драгоценными камнями. В древних монастырских документах икона эта названа чудотворною; в настоящее время также многие почитают её чудотворною; но нет письменных сказаний о чудотворности её.
Тёплая церковь, находящаяся в нижнем этаже Казанской церкви, трёхпрестольная: главный престол в часть Рождества Христова, с правой стороны придел во имя св. великомученика Пантелеймона, с левой – во имя св. и чудотворца Николая, во время наводнений постоянно бывает заполнен водою, отчего образуется в ней сильная сырость, так что почти в продолжение всего лета служба в ней не совершается.
В копии прошения 1731 г. на имя Государыни Императрицы Анны Иоанновны, с испрашиванием железа на церковь, между прочим, говорится, что: «Церкви Рождества Христова и Казанская были деревянные, весьма ветхие, и что тогда начата была постройкою каменная церковь вкладчиками города Мосальска купеческими людьми Афанасием Немчиновым с детьми; но в 1730 г. Немчиновы были ограблены разбойниками, и потому церковное строительство остановилось, по неимению средств и у самого монастыря».
Когда и кем основан Юхновский монастырь, при самом тщательном пересмотре древних документов, коими монастырский архив не беден, не найдено; но из клировых ведомостей видно, что он существовал ещё до Литовский завоеваний и тогда находился в благоустроенном виде.
По материалам: Маргарита Бирюкова Юхновский Казанский мужской монастырь. Страницы истории. http://www.proza.ru/2015/07/30/93