Тайна: кто, когда и на какие средства построил католическую святыню у Каменецких городских ворот в Теребовле, а так же была ли она построена на месте более раннего храма, история надежно хранит в своей памяти, оставляя человечеству довольствоваться лишь первой ее письменным упоминанием в 1614 году как уже действующего каменного оборонительного оплота христианской веры. Это позволяет датировать ее концом XVI – началом XVII века.
1662 год стал для церкви святого Николая знаковым, потому что именно тогда королевским приказу польского короля Яна II Казимира (1609–1672) в ее летопись впервые была вписана фамилия семьи священнослужителей Римбал, за первым из которых (Гелогрефом) не только закреплялась приход, но предоставлялись привилегии в ведении хозяйственной деятельности.
В течение всего XVII века, выдержав, как минимум, три больших разрушительных турецко-татарских нашествия (1672, 1675, 1687 г.г.), католическая святыня у подножия древнего замка с честью выполняла свою высокую богоугодное миссию, при этом получив боевые шрамы как память о своих ратных подвигах. Изменение условий ведения боевых действий во второй четверти XVIII века вместе с потерей Теребовлянською крепостью ключевого оборонного значения для восточных рубежей Речи Посполитой, поставили перед общиной Никольского храма вопрос о предоставлении ему более духовного лица. В связи с чем с благословения главы греко-католической церкви Киевской митрополии Афанасия Шептицкого (1686–1746) на средства местной общины под руководством приходского священника Антония Римбали была начата его капитальная перестройка.
На судьбу отпрыска все той же семьи Римбал (отца Николая) в 1784 году выпала честь принимать в церкви у подножия Замковой горы посещение львовско-галицкого епископа Петра Белянского (1736–1798), которая оставила о храм за новым каменным забором с двойными воротами и колокольней на семь колоколов самое благостное впечатление.
Ещё полтора века, несмотря на смену Теребовлей гражданства с польского на венгерский, а затем снова на польское, и две мировые войны ХХ века, католическая парафия жила полной жизнью, являясь центром культурно-просветительской и благотворительной деятельности города: под его протекторатом работала диаконская школа, действовал филиал товарищества “Просвещение”, на его обеспечении находился госпиталь, существовал церковный хор. Подорвать веками устоявшийся уклад жизни общины Николаевской церкви смогла только мощная государственная машина антирелигиозной пропаганды. В 1944 году храм был закрыт, богослужения запрещены, а приходской священник был вынужден покинуть родную землю навсегда.
Божья справедливость для церкви восторжествовала лишь в 1989 году, когда властью официально был снят запрет на религиозную деятельность, и храмовое здание вернулось в лоно Украинской греко-католической церкви, с тем, чтобы в считанные годы возродить былое величие приходской святыни. Сначала построена как оборонительная единица для дополнительной защиты Каменецкой городских ворот, церковь святого Николая Теребовле представляла собой трехчастную однонефное каменное храмовое сооружение, увенчанное тремя куполами, с высокой башней-колокольней над бабинцем. Строение имело пятигранные апсиду, которую окружал оборонительный ярус.
После перестройки 1734 года, когда вместо притвора появился новый прямоугольный объем (23 х 20м) с небольшим западной пристройкой перед входом, церковь представляет собой разнообъёмный вытянутый периметр длиной в 45 м, с двумя сомкнутыми куполами на высоких граненых барабанах, украшенных вытянутыми арками световых окон.
Древняя часть здания состоит из пятигранной апсиды, перекрытой полуциркульным и чвертьсферичным сводом на профилированных распалубках и квадратной нави под полуциркульным завершением на заостренных распалубках. Особенностью их строения является одинаковая высота снаружи при значительно поступающемся последнем объёме внутри, что достигается за счет сохранившегося оборонного яруса апсиды.
Более поздняя пристройка Теребовлянской католической святыни состоит из притвора и трехнефного периметра, оформленного в стиле барокко с трицентровою аркой дверного проема, пилястрами с капителями религиозной тематики и глухими арками зеркал с изображением святых покровителей церкви.
Северо-западную часть комплекса Николаевской церкви замыкает двухъярусная (первый – глухой, второй украшен вытянутыми оконными арками с витражным стеклом) квадратное здание колокольни под сомкнутой кровлей, украшено пилястрами ионического ордера по углам.
https://zabytki.in.ua/uk/1247/tserkva-svyatogo-mikolaya-terebovli