ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Акиншино, урочище. Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1821.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера, деревня Черноморье, дом 4

Координаты:56.357233, 41.865927
Проезд: Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель "Мстера", 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель "Мстера", 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель наименование населенного пункта "Раменье" и стрелочка на запад с надписью "СКИТ". Сворачиваем на грунтовую дорогу, через 800 метров проезжаем лесок, сразу вначале полей развилка, налево в пойменной низине реки Тара видны крыши домов д. Черноморье, направо грунтовая колея идёт по полю на бывш. с. Акиншино. Скит и Казанская церковь в прямой видимости в трёх километрах. Другая дорога к Скиту с севера строго сезонная: следует проехать пос. Мстера и Барское Татарово, на краю села возле первых корпусов турбазы "Мстёра" левый поворот на запад направлением на с. Шустово. Проезжаем на Шустово 2км, в точке пересечения двух ЛЭП с дорогой стоит двухметровый столб с иконой, от него идет грунтовая дорога влево на юг к скиту. Осенью полное бездорожье, в зимний период от снежных заносов дороги к Скиту чистить некому.




Добавить фотографию
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
Геннадий.
19 июня 2010
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
Скит
Людмила
9 сентября 2009
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
Скит
Людмила
9 сентября 2009
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
храм в честь Казанской иконы Богоматери
Буланцев Владимир
26 августа 2007
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
Бойко Наталья
14 июля 2013
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
Бойко Наталья
14 июля 2013
Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Акиншино, урочище - Вязниковский район - Владимирская область
Акиншино, Казанская церковь, 1984 г. Фото В. В. Борисова
Сергей Ковров
1 июня 1984



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Владимир,  6 июля 2013

Ведомость о церкви Казанския Пресвятыя Богородицы, что в селе Акиншине, Вязниковскаго уезда за 1873-й год

1. Церковь Казанския Пресвятыя Богородицы окончена постройкой в 1821-м году тщанием прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею и обнесена каменною с пролетами, заделанными деревянными решотками, оградою.
3. Престолов в ней два: главный в прославление явления Казанской Пресвятой Богородицы, помещающийся в настоящем холодном храме, и вторый в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, находящийся в трапезе – теплый.
4. Оба сии отделения храма в полном и совершенно достаточном количестве снабжены св. иконами письма большею частию иконописаного и довольно древняго. Равным образом и церковная утварь и ризница вполне соответствуют всем изменениям в благолепии православнаго христианскаго Богослужения. Кроме сего, Церковь снабжена достаточно полною библиотекою духовно нравственнаго и полемическаго содержания. Из творений святых Отцов и знаменитых учителей Церкви имеются части творений: Василия Великаго (шестиднев), Иоанна Златоутаго (Толкования на послания Апостола Павла и слово о священстве на церковном языке), Григория Назианзина (жизнь и поучения его), Макария Египетскаго, Димитрия Ростовского (Розыск, алфавит духовный) Тихона Воронежскаго (Сокровище духовное от мира собираемое, о должностях христианских). Пролог на весь год. Из сочинений церковных учителей находятся: Камень веры (Степана Яварского), Душевная вечеря (Иеромонаха Симеона Полоцкаго), Синодския проповеди и поучения о догматах и заповедях христианских, проповеди: Григория, Архиепископа Казанскаго, Феофана Епископа Владимирскаго и письма его, поучения Путятина, Нардова и других, Круг поучений на весь год, изданный при Киевской духовной академии, напоминание священнику об обязанностях при исповеди, несколько книг против раскола (истинно – древняя Церковь, Раскольники и Острожники, беседы к глаголемому старообрядцу). Журналы прежних годов, как то: духовная беседа с 1860-1863 год, руководство для сельских пастырей с сего же 1860-1863 год и другия, и наконец, необходимыя Законоположения по духовному ведомству.
5. Причта издавна было при сей Церкви четыре лица: священник, штатный диакон, дьячек и пономарь. Но 7-го Июля 1869 года в виду предположеннаго улучшения быта духовенства через сокращение количества служащаго духовенства пономарское место закрыто.
6. Земли при сей Церкви, как значится по плану, удобной и неудобной 44 десятины и 794 квадратныя сажени. Из оной земли 37 десятин и 1075 сажен находится под пашнею, 3 десятины 1000 сажен под покосом, 2 десятины 1200 сажен под постройками и усадьбами, 1885 сажен дровянаго леса, 259-ть сажен под Церковию и кладбищем и 175 сажен неудобной. На означенную церковную землю в Церковной ризнице хранятся копия с плана и межеваго описания и копия с полюбовной сказки, учиненной в 1853 году между священноцерковно служителями и крестьянами – прихожанами касательно проведения новых меж церковной земли в местах более удобных и близ лежащих ко храму.
7. Дома у священноцерковнослужителей собственные деревянные, на церковной земле.
8. На содержание причта примерно получается: от участков пахотных сорок (40) рублей серебром, от участков запущенных по неспособности к обрабатыванию под дровянный лес двадцать (20) рублей, от сбора по приходу печеным и зерновым хлебом сорок (40) рублей и от платы за требоисправления и другия службы пять сот (500) рублей, а всего шесть сот (600) рублей серебром; а потому содержание причта нескудно.
9. Особых зданий, принадлежащих Церкви и приносящих какой либо доход, нет.
10. Разстоянием сия Церковь от Владимирской духовной Консистории во сте верстах, а от местнаго благочиннаго в четырех верстах.
11. Ближайшия Церкви к сему храму суть: а., Преображенская – в селе Иванове Спасском – в полуверсте, б., Богоявленская, в., Иоанна Милостиваго – в слободе Мстере – в четырех верстах и г., Ильинская – в погосте Ильинском, что в Костином углу – в шести верстах.
12. Приписной Церкви к сему храму нет.
13. А равно и домовой Церкви в приходе сем никто не имеет.
14. Опись церковному имуществу есть: произведена 1827 года благочинным, погоста Архидиаконскаго священником, Василием Доброхотовым, скреплена Присутствующим Вязниковскаго духовнаго Правления, Введенской градской церкви священником Иоанном Вишневским и утверждена печатию сего Правления.
15. Приходорасходныя книги о суммах свечной и кошельковой по Казанской Церкви даны из Вязниковскаго духовнаго правления 1856-го года, 25-го Мая за шнуром и печатию сего Правления, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии с Метрических книг начинаются 1802-м годом и с сего времени хранятся в целости.
17. Копии с исповедных росписей начинаются с 1829-го года и вполне целы.
18. В обыскной книге, выданной из Владимирской духовной Консистории 7-го Июня 1871-го года за №4564-м писанных тридцать пять (35) листов, а неписанных шестьдесят пять (65) листов.
19. Издавна на церковной земле имеется кладбище на расстоянии двадцать сажен от Церкви.
20. В самом селе Акиншине при Богородском волостном Правлении, в одном здании с ним, помещается волостное народное училище, открытое еще в 1843 году бывшим помещиком прихожан села Акиншина Титулярным Советником Дмитрием Павловичем Приклонским. Учителем в сей школе, с самого ея открытия, был священник села Акиншина Андрей Веселовский, большею частию несший сии труды безмездно, а потом, с открытием земств, получая пособие от Земства. И в настоящее время обучение детей продолжает преемник о. Веселовскаго священник Петр Воскресенский с получением вознаграждения от Вязниковского земства.

Клировая ведомость Казанской церкви села Акиншино Вязниковского уезда за 1873 год (ГАВО, ф. 556, оп. 109, д. 180, лист 15). Полный текст ведомости на сайте http://www.вязники-краевед.рф/publ/arkhivnye_dokumenty/


Статью добавил(а): Владимир,  6 июля 2013

Село Акиншино, "Богородское тож" на речке Таре известно с 20-х годов XVII столетия. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. упоминается недавно срубленная церковь в вотчине князей Ромодановских: "в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанские воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково".

Спустя пять лет патриаршие писцовые книги упоминают о приделе во имя св. Иоанна Богослова, выстроенном при акиншинской церквушке.

Новый храм взамен столетнего изветшавшего был построен в Акиншино с благословения Суздальского и Юрьевского епископа Иоакима в 1729 году. Владимирский краевед В.С. Добронравов, составивший описание вязниковских церквей, выпущенное в 1898 году, так передаёт опись Казанского храма 1780-1790-х гг.: "Храм был крыт тёсом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в три яруса. Местные в нём иконы: преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотворного Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. Ризница была для того времени довольно богатая."

В первой половине XIX века прихожанами было решено построить вместо обветшавшей церкви новую каменную, о чём иереем Иваном Бутеевым и крестьянином Семёном Савельевым было отправлено прошение во Владимирскую духовную консисторию. 26 июня 1815 года епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт подписал прошение на возведение каменной церкви, каковую взялся выстроить каменщик Герасим Никифоров из гороховецкого села Никулино.

8 июля 1816 года была заложена новая церковь, завершённая спустя два года (строительство обошлось в 4500 рублей). Однако, освящение храма об одной главе, с колокольней, увенчанной высоким шпилем (ярким примером веяний храмовой архитектуры первой половины XIX столетия), состоялось лишь в 1821 году – 29 июня. Главный престол остался в прежнее наименование – в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельный в тёплой церкви освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет акиншинскую церковь окружила каменная ограда, а в 1855 году её стены были украшены "священной живописью".

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  26 мая 2017

Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря находится в 5-ти километрах на юго-запад от посёлка Мстёра. Рядом несёт свои воды речка Тара. От бывшего когда-то здесь села Акиншино-Богородское (имение князей Ромодановских) до недавнего времени оставались лишь название да полуразрушенный храм в честь иконы Казанской Божией матери. В 2003 году на этой земле, овеянной древними традициями и легендами, открывается Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря, первым скитоначальником назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук). Братией и трудниками скита построены жилые помещения, трапезная, мастерская, баня, смотровая площадка. Произведена реставрация и освящение храма. У подножия холма восстановлен источник Казанской Божией Матери и купальня.

Материал из буклета: "Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь"


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  15 июля 2017

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Первая церковь в Акиншине была построена в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли по 30 чети въ поле, перелогу 10 четей». К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья, Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. Патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистой Богородицы (здесь не сказано – «Казанская») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо неё, с благословения епископа Суздальского Иоакима, была построена новая деревянная церковь также в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1780-1790 гг. составлялась опись этого храма. «Храмъ былъ крытъ тесомъ объ одной главе, обитой жестью; надъ трапезой была колокольня, а на ней три колокола, изъ коихъ въ большемъ было 11 пудовъ. Престолъ былъ одинъ въ облачении кумачномъ, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престоломъ былъ выносной крестъ и Казанская икона Божией Матери, иконостасъ былъ въ 3 яруса. Местныя въ немъ иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотвореннаго Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во второмъ ярусе – 17 иконъ. За клиросомъ икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. В трапезе резное изображение Спасителя въ темнице. Ризница была для того времени довольно богатая».

В 1815 г. местный священник Иван Бутеев и уполномоченный от прихожан крестьянин деревни Зубариха Семён Савельев обратились к Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой о дозволении вместо деревянного храма построить каменную церковь – двупрестольную с колокольнею. После получения Храмозданной грамоты 26 июня 1815 года, прихожане начали изыскивать средства. Деньги были собраны от зажиточных крестьян, а доставка и приготовление стройматериала произведены всем миром. В 1816 году священник Иван и прихожане заключили соглашение с каменщиком Гороховецкого уезда Герасимом Никифоровым. Он обязался построить храм и колокольню за два года. 8/21 июля 1816 года в честь храмового праздника иконы Казанской Богородицы заложили новую церковь.

Храм был построен в 1818 г. Престолов в храме два: главный в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При храме колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 г. прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным. Расписан храм был в 1855 г. небогатой живописью ценою в 600 рублей. «Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно вполне. Изъ св. иконъ обращаютъ на себя внимание: Казанская икона Пресв. Богородицы въ серебряной вызолоченной ризе, устроенной въ 1779 г., Преображения Господня въ такой же ризе 1780 г., Тихвинская икона Божией Матери, писанная въ 1723 г., икона Покрова Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца Можайскаго, св. муч. Власия и Модеста, Флора и Лавра съ изображениемъ вверху арх. Михаила, изъ ушей коего идутъ белые волно-образные слухи. Подъ ногами угодниковъ две лошади въ седлахъ, тесьму, протянутую къ уздамъ лошади, держитъ арх. Михаилъ; ниже изображены еще три лошади съ седоками, одетыми въ короткия куртки и въ шапкахъ съ красными кистями; въ правомъ углу еще несколько лошадей». Другие иконы написаны мстёрскими иконописцами Иваном и Львом Корягиными в 1820 г.

«Утварь храма довольно богата. Въ библиотеке сохранилось несколько книгъ съ надписями: 1) Служебникъ съ подписью 1666 г.: «сию книгу приложила попу Федоту Иванову княгиня Ульяна Одоевская въ вотчину свою въ село Богородское въ церковь Пр. Богородицы Казанския»; 2) Минея месячная, приложенная въ 1672 г. крестьяниномъ Силуаномъ Антипинымъ; 3) Служебникъ изд. 1674 года. Причта въ приходе по штату положено – священникъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается отъ службъ и требоисправлений, земли церковной и процентовъ съ причтоваго капитала (725 р.) – до 650 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: подъ церковью и кладбищемъ около 1 дес., усадебной 2 десят. 1,200 саж., лесной 16 десят. 1,530 саж., пахатной около 24 десят.; планъ и межевыя книги на землю имеются. Приходъ состоитъ изъ села Акиншина и деревень: Зубарихи (1 вер. отъ церкви), Городка (2 вер.), Медведева (2 вер.), Свинова (3 вер.), Яблонцовъ (3 вер.), Лосьей (4 вер.), Семыни (3 ? вер.), Носкова (2 вер.) и Черноморья (1 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 459 душъ мужескаго пола и 480 женскаго».

Д.П. Приклонский жертвовал богатые вклады Казанскому храму, и открыл при нём в 1843 г. народную школу, называемое Дмитриевской школой. В кон. XIX века содержался на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90.


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  12 марта 2018

В центре села Акиншино возвышается Казанский храм. Облик его менялся неоднократно. В древних актах начала XVII века упоминается деревянная церковь, но за многие годы её существования она обветшала.

8 (21) июля 1816 года в честь храмового праздника Казанской иконы Богородицы заложили новую церковь. Храм был построен в 1818 году в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а придел - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при нём колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 году прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным.

Настоятели храма в XVII - XVIII веках были люди малограмотные. Получили лишь домашнее обучение в чтении, церковном пении и письме, но в XIX веке имели уже семинарское образование и занимались преподавательской деятельностью. Особенно хочется отметить Ивана Бутеева и Андрея Веселовского. Иван Бутеев - сын священника. С 12 лет служил в церкви Акиншино пономарём, дьяконом и, после смерти своего отца, священником. При нем начато и закончено устройство каменного храма. Сам отец Иван внёс на строительство 300 рублей ассигнациями. В своём доме обучал крестьянских детей чтению и письму. Погребён в южной стороне алтаря Казанской церкви. Вторым устроителем храма был Андрей Веселовский. Уроженец Гороховецкого уезда, закончил Владимирскую духовную семинарию. Он не только священник, но и учитель для крестьянских детей. По ходатайству отца Андрея к помещику Приклонскому в Акиншино было открыто народное училище, где он преподавал до 1870 года. За свою деятельность награждён епархиальным начальством: набедренником (1852 г.), бархатной скуфьей (1855 г.), бронзовым наперсным крестом (1857 г.), бархатной камилавкой (1862 г.), орденом святой Анны III степени.

Приход Казанской церкви включал 9 полных поселений: Акиншино, Зубариха, Городок, Медведева, Свиново, Яблонцы, Лосья, Семыни, Носково и один дом деревни Черноморье. Первой прекратила своё существование деревня Городок в пятидесятые годы XX века, другие деревни - в 60 - 70-е годы. Акиншино существовало до 1980 года.

XX век - это особая, трагическая страница в истории Казанской церкви. В России закрываются храмы, гонениям подвергаются их служители. Этой участи не избежала и Казанская церковь села Акиншино. В 1932 году сброшены колокола. В 1930-е годы в Акиншино был создан колхоз «Трудовик». Казанский храм превращен в склад для хранения инвентаря и зерна. Церковь опустела и была осквернена в 1980-е годы: купол, стены дали трещины и постепенно разрушались. Редкие посетители, ища укрытия от непогоды, разводили костры под святыми сводами и углём расписывали стены. Столетиями создавался ансамбль Казанского храма. Поколения XX века разрушили его в течение нескольких десятилетий.

По материалам: http://www.vomstyore.ru/publ/cerkovnaja_zhizn_mstjory/svjato_kazanskij_skit_bogojavlenskogo_monastyrja/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  30 июня 2019

В 24 верстах от уездного города Вязников, на левом берегу реки Тары, впадающей с правой стороны в р. Клязьму, распологалось село Акиншино, на восточном краю возвышенности, постепенно склоняющейся со всеми постройками села к реке и образующей в этом месте угол через прохождение с юго-восточной стороны Тары, а с северо-восточной - оврага, называемого Ивановским, по лежащему на левом берегу его селу Иванову-Спасскому. «Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 100 от губернского (Владимир)». Местность, на которой построено село Акиншино, первоначально называлась «пустошь Алатарь, Теренинское селище» (в народных древних былинах слово это встречается в значении янтаря - «Алатырь, бел горюч камень»), потом стала именоваться «сельцо Акиншино» и, наконец, «село Акиншино-Богородское тож».

Первыми владельцами села Акиншина и его приходских деревень, известными по древним, сохранившимся в церковной библиотеке письменным памятникам, были князья Ромодановские, помещики слободы Мстеры, где в Богоявленском храме находилась их родовая усыпальница. Управление их Акиншинской вотчиной относится к началу XVII ст. В писцовых книгах Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова, дьяка Федора Витовтова 1628, 1629 и 1630 г.г., записано так: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах написано за стольником за: князь Иваном княж Ивановым сыном Ромодановским родовая вотчина, что была за, боярином за князь Григорьем, да за князь Иваном Петровичи Ромодановскими сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на, реке на Таре, а в нем церковь Пресвятыя Богородицы Казанския воздвигнута ново, а в церкви образы и свечи и всякое церковное строение вотчинниково строение». Оба названия Акиншино и Богородское село сохранило до начала ХХ в.

Откуда село получило название Акиншина - неизвестно, а Богородским, вероятно, названо потому, что находящийся в нем храм освящен в честь Пресвятой Богородицы (иконы, именуемойКазанская). В церковных документах и между соседними жителями село вообще известно под названием Акиншина; в гражданских же актах, как прежде при помещиках называлось, селом Богородским. Когда получило начало село Акиншино, положительно неизвестно, только, вероятно, незадолго до построения первого храма, ибо если бы на месте села издавна находилось какое-либо селение, то не нужно было бы в писцовой книге 1628 г. так точно и подробно означать первоначальное название пустоши, на которой построено село Акиншино; гораздо удобнее и целесообразнее было бы удержать название только самого селения, существовавшего прежде первого храма.

Первый деревянный храм в Акиншине был воздвигнут помещиком села князем Иваном Ивановичем Ромодановским в начале XVII столетия, а именно между 1620-1630 г.г., что и подтверждается вышеупомянутою писцовой книгой. «… где ныне находится село Акиншино, была пустошь алатарь, теренинское селище… а в ней (т.е. пустоши алатарь) церковь Пресвятыя Богородицы Казанския воздвигнута ново», т.е. вновь, а не на месте прежней. При церкви было пашни «середние земли по 30 чети в поле, перелогу 10 четей». К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья, Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. Патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистой Богородицы есть придел во имя св. Иоанна Богослова. Означенная новая церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы была деревянная, однопрестольная, вероятно, дубовая, так как существовала до 1729 г.

После князя Ивана Ивановича Ромодановского в 1666 г. от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской. Это видно во первых из полистовой надписи на древнем ветхом служебнике, где с указанием на 7174 (1666) г. значится: «сию книгу служебник приложила попу Федоту Иванову Княгиня Ульяна Ивановна Одоевская в вотчину свою в село Богородское, в церковь Прествятыя Богородицы Казанския»; в вторых - из полистовой же надписи на трехмесячной - за сентябрь, октябрь и ноябрь - минее, где сказано: «7180 (1672) года, марта 8 дня, приложил сию книгу минею месячную вотчины Княгини Ульяны Ивановны Одоевской, Суждальского уезду, села Богородского, деревни Зубарихи крестьянин Силуан Антипин сын... в церковь Пресвятыя Богородицы явления чудотворныя иконы во граде Казани». Сколько лет княгиня Ульяна Ивановна Одоевская управляла Акиншинской вотчиной, определенно неизвестно, только, вероятно, недолго, не более 20 или 30 лет. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию.

О генерале Петре Ивановиче Салтыкове в первый раз упоминается также в полистовой надписи на ветхом служебнике под 182 (1674) годом, где сказано: «182 года, мая 6 дня, сия книга, глаголемая служебник, Суждальской епархии, Решемской десятины, села Акиншина церкви Казанския Пресвятыя Богородицы, а в церковь привнесенная вотчины его сиятельства генерала Петра Ивановича Салтыкова, а подписал сию книгу служитель его прикащик Петр Мизинцев своеручно. В 1729 г. церковь оказалась ветхой, священно-церковнослужители с прихожанами обратились к преосвященному Иоакиму Епископу Суздальскому и Юрьевскому с прошением, о дозволении им на месте прежней ветхой деревянной церкви построить таковую же деревянную новую. О помещике генерале Салтыкове упоминается в храмозданной на новый деревянный храм села Акиншина грамоте Иоакима, епископа Суздальского и Юрьевского 1729 г., мая 3-го дня, где пишется: «в нынешнем 1729 году мая 3 дня били челом нам, преосвященному Иоакиму, епископу Суждальскому и Юрьевскому, Суждальского уезду Решемской десятины, вотчину Петра Ивановича Салтыкова, села Акиншина церкви Пресвятыя Богородицы Казанския поп Димитрий Иаковлев и т.д.». На это их прошение от епископа Иоакима последовала храмозданная грамота за собственноручным надписанием и приложением архиерейской печати от 3 мая 1729 г., которой благословлялось «в селе Акиншине новую деревянную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския строить на прежнем церковном месте и что будет из древней церкви потребное употреблять в то церковное строение». Получивши эту грамоту прихожане села Акиншина действительно построили деревянный храм в честь Казанской же Пресвятой Богородицы и притом на месте прежнего деревянного ветхого храма. Салтыков управлял Акиншинской вотчиной очень долго, от 50-60 или 70-ти лет. Не потому ли весь Акиншнский приход между окрестными жителями носил название «Салтыковщины».

С которого времени Акиншинская вотчина перешла во владение князей Куракиных - неизвестно. Об этих помещиках первоначально упоминается в чеканных надписях на ризах местных икон Преображения Господня и Казанской Богоматери, устроенных в 1779 и 1780 г.г. усердием земского (писаря) князей Куракиных Петра Иванова Воронина. Из того, что вкладчик назван земским вообще князей Куракиных, можно предположить, что Акиншинская вотчина принадлежала сначала всему роду князей Куракиных.

В 1780-1790 г.г. составлялась опись этого храма: «Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, первый в 11 пудов 20 фунтов, 2-й в 3 пуда и третий в 1 пуд 20 фунтов». Из этих колоколов до нач. ХХ в., по преданию, сохранился только один первый, или большой, впрочем без всяких надписей, а прочие все вновь перелиты. «Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери. Иконостас был в 3 яруса. Местныя в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотвореннаго Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. Ризница была для того времени довольно богатая». Вокруг храма была «обнесена деревянная ограда исправная».

Внутренность храма, как обыкновенно всех православных церквей, разделялась на три части: трапезу, храм и алтарь. Св. алтарь был один в настоящей части храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы. В нем св. престол имел облачение бумажное кумачное и был покрыт, по описи 1780 г., тафтяным красным, а по описи 1790 г. бумажным кумачным покровом. На св. престоле возлежали: св. евангелие в лист, на нем оболочка красная триповая, средник и евангелисты серебренные, два благословляющие креста медные и оловянный ковчег. Св. жертвенник был облечен в одеяние крашенинное. Для совершения таинства причащения находилось трое священных сосудов: одни серебренные вдвое оловянных, из которых одни 1795 г., неизвестно, с какой целью взяты в Кафедральный Суздальский собор закащиком Евфимием Михайловым.

Во св. алтаре за престолом стояли: выносной деревянный крест, сохранившийся до начала ХХ в. без всяких исправлений и имеющий четвероконечную форму; изображение на нем распятого Спасителя иконописной работы и стиль письма древний, современный прочим древним иконам Казанского храма, задняя сторона креста украшена изображениями орудий страстей Господних, и два выносных с рукоятями образа: первый Владимирской Божией Матери (продан во время построения настоящей каменной церкви, как отмечено в описи 1790 г. рукою о. благочинного погоста Архидиаконского священника Василия Доброхотова, поверявшего церковное имущество в Акиншинском Казанском храме в 1827 г. Подобная участь постигла и некоторые другие древние иконы, как о том отмечено рукою сего же благочинного. Что была за причина, побудившая священно-церковнослужителей так святотатственно поступить с сими иконами, неизвестно), второй Казанской Пресвятой Богородицы с венцом, оплечьем и окладом серебряными, существовавший в начале ХХ в., только вместо серебряных оплечья, венца и оклада за их крайней ветхостью (снятое с сей иконы серебро употреблено на устройство серебро-позлащенной верхней доски престольного св. евангелия, пожертвованного в Казанскую села Акиншино и церковь княжной Куракивой.), возложена на икону уже новая медно-посеребренная риза. Образ сей письма старинного и, нужно полагать, современен прочим древним иконам Казанского храма. На задней стороне иконы изображены в рост два св. мученика: князья Борис и Глеб, а вверху над ними посредине нерукотворенный образ Христа Спасителя, св. мученики написаны в княжеских одеждах и мантиях с княжескими на головах шапками. Причем св. Борис имеет руки свои воздетыми к небу, а св. Глеб одну левую руку свою в благоговении возносит к верху, правою же рукою хочет сотворить крестное знамение сложением двуперстным. Имя «Иисус» во всех местах иконы подписано с старопечатною особенностью. Икона мерой в вышину 10, а в ширину 8 вершков.

Обозревши св. алтарь, обратим должное внимание на сам храм. Иконостас храма был резной, позолоченный, в три яруса. Царские двери гладкие; завеса в них крашенинная. В первом ярусе, по правую сторону царских дверей, стоял образ Преображения Господня в серебро-позлащенной ризе, за ним южные двери и подле них образ Покрова Пресвятой Богородицы в медной позлащенной ризе - в начале ХХ в. местная икона Покровского придела, затем на завороте по стене: образ Воскресения Христа, в нач. ХХ в. не существовавший, образ Нерукотворенного Спаса в медной ризе с таковым же венцом в начале ХХ в. на северной стороне трапезы, но без ризы и венца, и образ пророка Илии в медной ризе - в нач. ХХ в. в трапезе. По левую сторону царских дверей: храмовый образ Казанской Пресвятой Богородицы в серебро-позлащенной ризе, за ним северные двери, потом образ Иoaннa Богослова в медной позлащенной ризе в нач. ХХ в. на северной стене трапезы, но с одним только окладом, без ризы и, наконец, на северной стене на завороте: резной образ Николая Чудотворца в нач. ХХ в. в трапезе и образ мучеников Флора и Лавра в медной вызолоченной ризе, в начале ХХ в. там же, но без ризы, с одним медным окладом; во втором ярусе в середине находился образ сидящего на престоле Господа Вседержителя в медной ризе и таковом же венце и по сторонам его 17 разных св. икон (названия их не показаны) в медных венцах; в третьем ярусе в середине находилось распятие Господне и по сторонам разных икон в медных венцах (названия не означены). За правым клиросом стояли иконы: скорбящей Божией Матери в медной ризе (в нач. ХХ в. в трапезе) и иконописный образ Николая Чудотворца (в нач. ХХ в. в Покровском иконостасе по левую сторону северных дверей); за левым клиросом находились: образ мученицы Параскевы (ныне в трапезе) и три образа воскресения Христова (в нач. ХХ в. не существующие). Последняя часть храма - трапеза украшалась только двумя св. иконами; здесь находился резной образ Христа в темнице (в нач. ХХ в. скрытый), и образ страшного суда Христова (в нач. ХХ в. не существующий).

Проследивши сколько возможно внутреннее украшение деревянного Казанского храма, не оставим без внимания и ризницы его. Не будем перечислять всех священно-служительских облачений, но укажем по крайней мере на самые лучшие и самые низшие облачения. В числе первых риз священнических значатся: а) ризы парчовые белые с черными травами: на них оплечье серебряной парчи, обложено серебряным широким позументом, подольник штофный; б) штофные травчатые белые, по оплечью обложенные серебро-позлащенным позументом; в) атласные белые, по оплечью обложенные серебро-позлащенным позументом. Из числа же низших риз были ризы кумачные красные и даже китайчатые, возложенные на умершего священника о. Ивана Алексеева. Подризников всего было два: один атласный голубой с тафтяными красными оплечьем и подольником и другой набойчатый. Поясов тоже два нитяных с кистями, епатрахилей всего три рытого бархата, обложенная красной тесьмой, штофная травчатая и атласная травчатая. Соответственно с ризницей священника и диаконское облачение было немногочисленное; всего стихарей состояло на лицо четыре: первый штофный травчатый голубой без оплечьев, обложенный простым позументом, второй атласный полосатый, третий зеленый белотравчатый с оплечьем и подольником зелеными гризетовыми и наконец четвертый холщовый набойчатый. Орарей всего было три: тафтяной красный с насыпными крестами, обложенный серебро-позлащенным позументом, канительный красный с серебряными крестами и из шелковой ленты. Наконец заключим описание храма указанием на количество церковных сумм, составлявших его кошелек. В церковной описи 1790 г. написано: «в оной же церкви имеется церковной денежной суммы на лицо всего двадцать рублей (конечно ассигнациями)».

С 1802 г. село принадлежит действительному тайному советнику и кавалеру князю Степану Борисовичу Куракину, после его смерти (1805 г.) с 1806 г. – его супруге Екатерине Дмитриевне Куракиной, которая владела вотчиной до 1843 г., тоже до самой кончины своей. Екатерина Дмитриевна лично посещала Акиншино в 1812 г., ища спасение от французов. По рассказам старожилов, оказала себя во время своего приезда доброй, приветливой и внимательной к нуждам своих крестьян. Как памятник усердия княгини к своему вотчинному Акиншинскому храму, хранилась в церковном архиве копия с реестра купленных ею в 1806 г. в Казанскую церковь следующих священных предметов: 1) напрестольного серебро-позлащенного 84 пробы креста, ценой в 33 руб. 60 к. ассигн., 2) серебро-позлащенной дароносицы, ценой 19 руб. 35 коп. ассигн.; 3) напрестольного евангелия в лист на александрийской бумаге, обложенного малиновым бархатом, ценой в 35 руб. ассигн., и 4) двух священнических риз с подризниками, епитрахилями и поручами и двоих диаконских стихарей, с должными к ним принадлежностями, на 200 руб., итого всех вещей на 285 руб. 96 коп. ассигнациями.

В 1815 г. местный священник о. Иван Иванов Бутеев и уполномоченный от прихожан села Акиншина крестьянин деревни Зубарихи Семен Савельев обратились к преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому, с просьбой о дозволении им в селе Акиншине, вместо деревянного храма, построить каменную церковь с такой же колокольней, и не об одном престоле, как было до сих пор, а двухпрестольную - со включением, кроме посвящения главного храма в честь Казанской Пресвятой Богородицы, еще придела в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На это прошение их от епископа Ксенофонта последовала храмозданная грамота от 26 июня 1815 года. Немедленно, по получении грамоты, прихожане села Акиншина начали изыскивать средства и заготовлять необходимые материалы для постройки разрешенного им храма, так что с весны 1816 г. уже начались работы по каменной кладке. Денежные средства, потребные для этого великого дела, собраны были от доброхотодателей из числа зажиточных крестьян-прихожан села Акиншина, а доставка и отчасти приготовление строительных материалов произведены миром (обществом, своими трудами). Так, по условию, заключенному священно-церковнослужителями и прихожанами села Акиншина 13 февраля 1816 г. с каменщиком Гороховецкого уезда, села Никулина, деревни Прудков, крестьянином Герасимом Никифоровым относительно кладки церкви видно, что подрядчик, кроме собственно кладки, обязался от себя работать кирпичи и иметь необходимые принадлежности для раствора извести и заготовки цемента, а прихожане изъявили согласие на свой счет выстроить кирпичные сараи, доставить необходимое количество леса и досок на подмостки, навозить камней для бута и, наконец, перевезти сработанный кирпич (кирпичные сараи были в 1 версте от храма около деревни Зубарихи). За всю работу, по условию, подрядчик должен был получить 4500 р. асс. и окончить каменную кладку храма и колокольни в течение двух лет, начиная с 8-го июля 1816 г., который день, должно быть, был днем закладки храма, как день храмового праздника села Акиншина в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы.

Храм был построен в 1818 г. Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 г., на память св. апостолов Петра и Павла; священный антиминс желтый атласный, священнодействован преосвященным Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским 5 июня 1821 г. Первенствующим священнослужителем при освящении сей части храма был священник, а потом ключарь Владимирского кафедрального Успенского собора Григорий Михайлович Чижев.

В 1836 г. кровля храма и колокольня вместо теса покрыты железом. Около всего храма, на расстоянии 10 аршин от него, в 1837 г. усердием прихожан обнесена каменная ограда с пролетами, заделанными деревянными решетками, имеющая четыре входа: с запада главный, или св. ворота, затем небольшие дверцы с востока, юга и севера. К северу от храма, рядом с оградой, помещается приходское кладбище на церковной земли. Впрочем, некоторые усопшие погребались и внутри ограды; но эта честь предоставлялась только умершим священно- и церковнослужителям, их семействам и самым избранным из прихожан, при том последним с небольшим взносом в пользу церкви (3-5 р.). Есть предание, что в давние годы было отведено приходское кладбище на крестьянской земле к югу от села Акиншина, в полуверсте от селения. Но за дальностью расстояния сие кладбище вскоре после открытия было уничтожено, так что погребен на нем один только крестьянин по имени Григорий, отчего место это в простонародии называется Гришин лесок, так как оно поросло мелким кустарником.

От Екатерины Дмитриевны (умерла в 1843 г.) село перешло к ее племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому. Владелец этот лично никогда не посещал Акиншинской вотчины, но оказал себя самым усердным жертвователем для Казанского храма и самым заботливым попечителем об умственном и нравственном развитии своих крестьян. Д.П. Приклонский жертвовал богатые вклады Казанскому храму и открыл при нём 3 октября 1843 г. вотчинное училище, называемое Дмитриевской школой. В конце XIX в. содержался на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90. Пол чугунный настлан в 1848 г. усердием прихожан.

Само духовенство села Акиншина не было забыто Дмитрием Павловичем Приклонским; так, в 1843 г. он приказал единовременно выдать Акиншинскому причту из вотчинных сумм 200 руб. ассигн., затем и в последующее время нередко посылал причту через своих бурмистров разные подарки, состоящие из материй для одежды как самих священно-церковнослужителей, так и жен их. Особенно Приклонский питал глубокое уважение к о. Андрею Васильевичу Веселовскому. Так, из особенного расположения к о. Андрею Приклонский пожертвовал ему 50 корней строевого леса и 50 руб. сер. на постройку дома; потом, за безмездное обучение в Акиншинской вотчинной школе, подарил золотые карманные часы и серебро-позлащенный бокал и имел с о. Андреем большую переписку, из которой всего яснее видно, как Приклонский во всяком важном деле любил обращаться к умному священнику за советом и как вполне располагался на его опытные советы.

Приклонскому недолго пришлось управлять Акиншинской вотчиной. 7 июня 1848 г. единственный сын его Николай, служивший в военном ведомстве, переправляясь с полком своим через реку Вислу на пароме и заметя, что паром от многолюдства тонет, хотел остановить свою команду, но его лошадь поскользнулась и он в полном вооружении упал с нее в воду и утонул, так что только чрез два часа могли отыскать тело его. «С ним я всего лишился на свете», писал Приклонский о. Андрею. «Давно скучая жизнию и нигде ненаходя утешения с тех пор как я получил печальное известие о вечной с ним разлуке, предаю и себя и дела свои воле Божией» (С.-Петербург 9 августа 1848 г.). Таким образом, когда все дальнейшие светлые надежды для Приклонского кончились со смертью его единственного сына, тогда он уже не захотел более нести труды управления своими вотчинами и осенью 1849 г. продать их действ. ст. сов. Николаю Арсеньевичу Жеребцову. Жеребцов управлял Акиншинской вотчиной до самого освобождения крестьян из крепостной зависимости, или до 1861 г., и своим благоразумным управлением заслужил народную память о себе как о помещике опытом, деловом и рассудительном. С целью большого ознакомления с своей вотчиной и ближайшего надзора за ходом вотчинных дел, Жеребцов неоднократно посещал свою Акиншинскую вотчину или один, или даже с семейством. Эти посещения Жеребцова были как с одной стороны благотворны для его крестьян, так с другой не бесплодны и для Акиншинского храма и служащих в нем.

Для Казанского храма Жеребцов пожертвовал одно парчовое аплеке облачение для священника и диакона, таковые же облачения на два престола и жертвенник, две штофные завесы к царским дверям и один штофный покров на престол. Между Акиншинским причтом Жеребцов обратил особенное внимание на священника о. Андрея Веселовского и дьячка Александра Иорданского. Так, в 1850 г. Жеребцов при посещении села Акиншина со всем семейством, узнавши о скудости священнических доходов и многочисленности семейства о. Андрея, приказал своему вотчинному правлению каждогодно нанимать для о. Андрея работницу на вотчинные суммы из крестьянок своей Акиншинской вотчины, что неизменно и соблюдалось до самого прекращения крепостного права. Дьячка же Иорданского, как человека расторопного, назначил земским писарем своей вотчинной конторы с оставлением и в прежней дьячковской должности...

Расписан храм был в 1855 г. небогатой живописью ценой в 600 рублей. Царские двери вместе с резьбой, стоящие 200 р., устроены проживающим в селе Акиншине Вязниковским крестьянином сего села, Петром Ивановым Левашовым и крестьянином села Акиншино Егором Тимофеевым Закусевым в 1862 г. (позже архангельский купец). Царские двери вырезаны наподобие креста в окружающем его сиянии, а по сторонам украшены богатой резьбой; как сами двери, так и резьба около них сплошь вызолочены червонным золотом на полимент. Царские двери первоначально были простой столярной работы и состояли только из одних деревянных выкрашенных рамок с грубо приделанными к ним иконами: Благовещения Пресвятой Богородице и четырех евангелистов.

«Весь храм занимает в длину 32 аршина, в ширину 14 аршин и в вышину 10 аршин, кроме купола, который возвышается над кровлей еще на 10 аршин, и исключая фонарь и самую главу; причем трапеза имеет в длину 11 аршин и ширину 14 аршин, настоящий храм в длину 14 аршин и ширину 14 арш., и св. алтарь в честь Казанской Пресвятой Богородицы в ширину 13 аршин и длину 7 аршин. Над папертями храма возвышается тридцати аршинная каменная, покрытая железом, колокольня, имеющая при своем основании в длину 8 и ширину 9 аршин, построенная в виде четырех-угольной башни в три яруса, с двумя по всем четырем сторонам пролетами, в среднем ярусе заделанными досками и в верхнем открытыми для звона, так как здесь находятся все колокола. Верх колокольни оканчивается высоким деревянным обитым железом шпицем, в котором водружен железный восьмиконечный, вызолоченный накладным листовым золотом, крест. Колокольня эта есть та самая, которая сложена вместе с церковью». В 1877 г. на ней находились разной величины шесть колоколов, большей частью новой покупки и без всяких надписей, из которых в самом большом веса 91 пуд.

Алтарь в храме одночастный и отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами для трех дверей. Сия часть храма холодная и священная служба в ней начинается с великого пятка и, продолжаясь во все лето, оканчивается 22-го октября праздником в честь Казанской Пресвятой Богородицы. Иконостас с позолоченной резьбой существует (1877 г.) в том виде, в каком был первоначально устроен перед освящением храма, изменение получила только нижняя часть иконостаса, через устройство новых царских дверей и четырех, киот для местных икон. Все иконы находящиеся в иконостасе, кроме древних Преображения Господня и Казанской Пресвятой Богородицы, новые, писанные 1820 г. мстерскими крестьянами Иваном и Львом Андреевыми Корягиными.

Из св. икон в Казанском храме особенно замечательны своей древностью и украшением следующие: местный храмовый образ Казанской Пресвятой Богородицы, мерой в вышину 23 вершка, в ширину 17 вершков, написан на лаповой доске по левкасу. Необходимые надписи на нем сделаны вязью и имя «Иисус» написано сокращенно. Правая благословляющая рука у предвечного младенца в своих перстах указательном и среднем имеет перстосложение именословное, а другие плотно пригнуты. По стилю письма образ этот очень древний и, наверно, современен первоначальному устройству храма в селе Акиншине (началу XVII стол.).

При Казанской церкви устроен придел Покровский в 1816 г. Первый священный антиминс был желтый атласный, священнодействован преосвященным Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским 23 сентября 1817 г. Затем, по причине его ветхости, он 22 апреля 1875 г., заменен новым атласным алого цвета, священнодействованным высокопреосвященным Антонием, архиепископом Владимирским и Суздальским 1 октября 1874 г. Св. алтарь храма находится у южной стороны трапезы; придел теплый и служба в нем бывала по зимам.

Иконостас в приделе устроен в 1861 г. усердием прихожан. Всех главных икон в нем находилось четыре: две местных Преображения Господня в меднопосеребряной ризе, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца Можайского в медном окладе с медным венцем и Казанской Пресвятой Богородицы в меднопосеребряной ризе. Все иконы письма иконописного и довольно древнего, особенно Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца. Кроме главного иконостаса, в Покровском приделе имелись еще два большие киота столярной работы, выкрашенные кармином, украшенные резьбой, высеребряной на полимент, и покрытой золотистым лаком. Эти киоты сделаны в одно время с новым Покровским иконостасом, т.е. в 1861 г., на жертвованную сумму. Одна киота находилась на передней (восточной) стороне трапезы, влево от арки, ведущей в главный Казанский храм. Средину ее занимал резной образ Николая Чудотворца. Престолов в храме два: главный в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С достоверностью можно положить, что с самого первоначального устройства храма в селе Акиншине, с 1-й половины XVII столетия, причт храма состоял из четырех лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. Четырех - членный состав причта в селе Акиншине был и в продолжение всего XVIII ст. Это подтверждается копией с репорта о прибыли и убыли духовенства в 1832 г., в котором в самом начале сказано: «при оной (села Акиншина) церкви указному числу по состоявшемуся в 1722 г. указу быть надлежит священнику, диакону, дьячку и пономарю по одному». Это количество причта в полном комплекте существовало до 1869 г., в коем, в виду новых узаконений об улучшении быта духовенства через сокращение количества служащего духовенства, пономарское место закрыто, а в 1876 г., по случаю смерти диакона, закрыто и его место. Таким образом, причт Казанской села Акиншина церкви с этого времени стал состоять только из священника и дьячка, как утверждено по новому расписанию церквей и причтов Владимирской епархии, в месяце июне 1876 г...

Причт при Казанской, села Акиншина, церкви как прежде содержался, так и в 1876 г. получает содержание главным образом от поручных вознаграждений за требоисправления и молитвословия. Так в 1876 г. получалось: за совершение таинств крещения и елеосвящения и отпевание младенца 50 коп., таинства исповеди от 3-5 коп., таинства брака от 5-8 рублей и в редких случаях 10 руб. сер., отпевание взрослого, без поднятия из дома со священником, 1 руб. 50 коп., а с поднятием и проводами - 2 рубля, за служение заупокойных литургий - 30 коп., за праздничные молебны при обходе домов прихожан от 10-15 коп., за поемые в церкви простые молебны - 5 к., за молебны с акафистами и водосвятием - 15 коп. Кроме того, в праздничные обходы домов прихожан, а именно: в св. Пасху, в два храмовые праздника Казанской (8 июля) и Покрова Пресвятой Богородицы и в Великий пост давалось с каждого крестьянского дома по караваю хлеба. Посему, общее количество средств, получаемых причтом, каждогодно можно определить средним числом в 600 рублей серебром. В помощь к сим средствам содержания причта имелось при церкви и земля (44 дес.), большей частью пахотная, и только в немногих местах поросшая мелким дровяным березовым лесом. Впрочем, означенная церковная земля, по неспособности ее к должному произрастанию хлебных посевов и еще, вследствие неимения лугов к полному скотоводству, в настоящее время очень мало обрабатывается; так как обработка ее, в особенности через наймы посторонних работников, не окупает сама себя.

Выпись из писцовых вотчинных книг от 1628 и последующих годов, упоминая о селе Акиншине и о построении в нем новой церкви, вместе с тем перечисляет и те селения и пустоши, который в то время принадлежали к Акиншинской вотчине. Так: деревня Яблонцы, деревня Свиное болото (Свиново), деревня Медведево (прежде называвшаяся Медведково), деревня Городок, деревня Некрасовская, Некрасова и Пятово гож (бывшая, по преданию, на северо-востоке от д. Яблонец, на дороге в деревню Медведево, в одноверстном от Яблонец расстоянии), деревня Макланова-Маначиха тож (по преданию, бывшая на северо-западе от села Акиншина, против деревни Медведева, к северу от нее через овраг). Потом некоторые места, прежде бывшие пустошами, населились и обратились в деревни, как то: пустошь Зубарево стала деревней Зубариха, пустошь Семкино, Семышино тож, стала деревней Семыня, пустошь стала деревней Лосья. Из этих селений, включая и эти по времени населившиеся пустоши Семыню, Лосью и Зубариху, состоял приход села Акиншина до 4 ноября 1842 г. В этом же году, по желанию помещика села Акиншина Д.П. Приклонского и по определению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения, перечислены в состав прихода села Акиншина от соседнего прихода Ильинского-Костина угла деревня Носково и пять дворов из деревни Жаров, как бывшие однокрепостные с прихожанами, принадлежащими к селу Акиншину. Впрочем, по реформе, объявленной в 1876 г., пять дворов, находившихся в дер. Жарах, снова возвращены в Ильинский приход: так как они производили раздробление деревни Жаров между двумя приходами, что, конечно, неблаговидно и бесполезно для самих крестьян.

Таким образом в 1877 г. приход села Акиншина состоял из следующих селений: села Акиншина собственно (32 двора, 90 душ муж., 108 д. жен.), деревни Зубарихи (14 дворов, 48 д. муж., 47 д. жен.), деревни Городка (7 дворов, 17 д. муж., 20 жен.), деревни Медведева (11 дворов, 34 д. муж, 31 д. жен.), деревни Свинова (20 дворов, 62 д. муж, 61 д. жен.), деревни Яблонец (39 дворов, 94 д. муж., 112 д. жен.), деревни Лосьи (20 дворов, 63 д. муж, 61 д. жен.), деревни Семыни (30 дворов, 78 д. муж., 78 д. жен.), деревни Носкова (35 дворов, 82 д. муж., 90 д. жен.), еще в деревне Черноморье, Ильинского прихода один дом (4 д. муж., 2 жен.). А всего девять селений полных, которые все находятся вблизи села Акиншина, так что самая крайняя деревня Лосья удалена от церкви только на 4 версты, и один дом в д. Черноморье, итого 209 дворов, 572 души муж., 610 душ жен. пола, обоего же пола 1182 души...

Частично разорённую в 1920-е г.г., церковь закрыли в 1932-м. С храмовой звонницы сбросили колокола, вывезли драгоценные иконы и всю оставшуюся церковную утварь. Их дальнейшая судьба неизвестна. Церковное здание было передано колхозу "Трудовик" и обращено в зернохранилище и склад. Позже его забросили, отдав на растерзание стихии и людям. Позднее и само село покинули люди и оно исчезло со всех современных карт.

В 2001 г. в Акиншино отправляются добровольцы на расчистку храма и территорий, прилегающих к нему. В 2003 г. здесь открыт Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря. Обитателями скита возведены жилые постройки, трапезная, смотровая площадка, ведется реставрация храма.

У подножия холма, на котором стоит храм Пресвятой Богородицы Казанской, восстановлен святой источник и купель для совершения церковных обрядов. Территория родника у д. Акиньшино облагорожена стараниями братии Свято-Казанского скита. Территория святого источника выложена тротуарной плиткой и бордюрами, выстроена купель, беседка, рядом стоят две лавочки. Беседка над родником выполнена в виде резного деревянного навеса с иконами святых. К ключу ведет широкий мост через ручей.

По материалам: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/r/61-1-0-1968


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  30 июня 2019

Список настоятелей Казанского села Акиншина храма возможно начать со 2-й половины XVII ст. или недолго спустя после первоначального устройства храма в селе Акиншине. О жизни и пастырской деятельности первых настоятелей Казанского Акиншинского храма можно сказать только то, что они были люди малограмотные, не получившие никакого школьного образования, кроме домашнего первоначального приготовления в чтении, церковном пении и письме; начиная службу церкви с должностей дьячка или пономаря, переходя постепенно в сан диакона, наконец получали и сан священника, достигая этого иногда как-нибудь по родству или по праву сыновнего наследства.

Первыми, известными по документам пастырями Акиншинского храма и прихода были священники: Федот Иванов и Иосиф Аристархов. Это видно из полистовой надписи на книге трехмесячной за сентябрь, октябрь и ноябрь Минее, где значится: «7180(1672) года, марта 8 дня, приложил сию книгу минею месячную вотчины княгини Улианы Ивановны Одоевской, Суждальского уезду, села Богородского, деревни Зубарихи крестьянин Силуан Антипин сын в церковь Пресвятыя Богородицы явления чудотворныя иконы иже во граде Казани, при священнике Феодоте Иванове сыне, да при священнике Иосифе Аристархове сыне». По какому случаю в это время при Казанской церкви явилось два священника, неизвестно и составляет единственное явление во все время двухвекового существования храма в селе Акиншине. Только отчасти можно предположить, что священник Феодот Иванов, как упоминаемый прежде священника Иосифа Аристархова, в это время приклада книги не находился ли уже в заштате и только проживал в селе Акиншине или был в престарелых летах, или болезненном состоянии, и вот на место его или в помощь ему произведен был во священника о. Иосиф Аристархов.

Предположить же нахождение в то время двоих штатных священников в селе Акиншине не позволяет следующее обстоятельство: незадолго до этого времени, а именно в полистовой надписи на служебнике, выхода 7174 (1666) г. написано так: «сию книгу служебник приложила попу Феодоту Иванову княгиня Улиана Ивановна в вотчину свою в село Богородское в церковь Пресвятой Богородицы Казанской»; таким образом, здесь упоминается об одном только священнике Федоте Иванове и, следовательно, в это время он один был священником села Акиншина. Был ли о. Федот Иванов первым настоятелем Акиншинского храма и сколько лет священнодействовал в нем, об этом сведений совершенно никаких нет.

Иаков Осипов. Об нем упоминается только один раз в надписи на ветхом служебнике под 182 (1674) г., а именно: «182 года мая 6 дня сия книга, глаголемая служебник, Суждальской епархии, Решемской десятины, села Акиншина церкви Кавзанския Пресвятыя Богородицы, а в церковь привнесенная вотчины его сиятельства генерала Петра Ивановича Салтыкова, а подписал сию книгу села Богородского служитель его прикащик Петр Мизинцев своеручно и отдал с роспискою вышеписанной церкви священнику Иакову Осипову». Сколько лет о. Иаков Осипов управлял Акиншинским приходом, неизвестно.

Дмитрии Иаковлев; и об нем только в одном месте упомянуто, именно в храмоздательной грамоте на деревянный храм в селе Акиншине Иоакима епископа Суздальского и Юрьевского от 1729 года, мая 3 дня, в которой пишется: «в нынешнем 1729 г., мая 3 дня били челом нам преосвященному Иоакиму, епископу Суждальскому и Юрьевскому, Суждальского уезда, Решемской десятины, вотчины Петра Ивановича Салтыкова, села Акиншина, церкви Казанския Пресвятыя Богородицы, поп Димитрий Иаковлев и староста Федот Герасимов со крестьяны...» Лета служения о. Димитрия и время кончины его неизвестны.

Трофим Андреев, по ревизии 1795 г. показанный 63 лет. Происхождение его, а равно и начало настоятельства в селе Акиншине, неизвестны. О. Трофим проходил пастырскую должность в селе Акиншине до 1796 г. и в этом году за старостью уволен от должности. Умер в 1798 г., имея от роду 66 лет и погребен при церкви села Акиншина.

Иван Алексеев, служивший при о. Трофиме диаконом и по ревизии 1795 г. показанный 45 лет. Он определен во священника в 1796 г., или в то самое время, когда о. Трофим Андреев за старостью был уволен от должности. Проходил пастырскую должность в селе Акиншине до 1808 г., в котором скончался, имея от роду 58 лет и погребен при Казанской, села Акиншина, церкви.

Священник Иван Иванов, по фамилии Бутеев, сын священника Ивана Алексеева. Он начал службу церкви в 1788 г. в должности пономаря Казанского села Акиншина храма, имея от роду 12 лет. Затем в 1796 г., когда отец его Иван Алексеев, за старостью священника Трофима Андреева, из диаконов произведен во священника, Иван Иванов занял, отцовское диаконское место. В сане диакона Иван Иванов находился до 1808 г. (12 лет), или до времени кончины своего родителя, на место которого и рукоположен во священника. Умер о. Иван Иванов Бутеев 25 января 1833 г. (57 лет от рождения) и погребен на южной стороне Казанского алтаря каменного храма. При священнике Иване Иванове получил начало и окончательное внешнее устройство каменный храм в селе Акиншине с колокольней и освящены оба престола в нем Казанский и Покровский. Конечно, немалого труда стоило о. Ивану расположить прихожан своих к этому важному и ценному делу; ибо весь храм построен на доброхотные жертвы одних прихожан села Акиншина, а всей церковной суммы ко времени построения храма, или к 1816 г., по приходной книге значилось только 71 руб. 10 коп. ассигнац.

Кроме того, вместе с трудными обязанностями по постройке, украшению и освящению нового храма, священник Иван Иванов занимался еще нелегким делом обучения грамоте крестьянских детей в своем доме, и в этом случае, можно сказать, был первым насадителем грамотности между прихожанами села Акиншина. Многие из учеников о. Ивана с особенным удовольствием вспоминали патриархальный семейный быт их духовного отца и учителя, его трудолюбие, приветливость и педагогические взыскания. Известен также о. Иван и своими пожертвованиями на устройство и украшение вверенного ему Казанского храма. Так, во время построения каменной церкви он, по достоверному преданию, вложил в общую сумму 300 руб. ассигн., затем в 1833 г. при своей смерти отказал в церковь напрестольный серебряный крест в 40 золотников и церковный апостол с разделением на дневные чтения. Из детей о. Ивана Иванова стоит некоторого замечания сын его Андрей Иванов Разумовский, начавший свое образование во Владимирской духовной семинарии и докончивший в Московской духовной академии, откуда был выпущен со степенью кандидата. После чего Андрей Разумовский проходил наставнические должности в Вифанской семинарии и умер в молодых годах в Москве.

Андрей Васильевич Веселовский, окончивший семинарский курс во Владимирской семинарии в 1832 г. со степенью студента и определенный во священника в село Акиншино 4-го июня 1833 г., совершенно чуждый о. Ивану как сам по себе, так и по жене своей. Родиной Андрея Веселовского было село Беклемищи, Гороховецкого уезда, а родителем - причетник этого села Василий Степанов (бесфамильный). Впрочем о. Андрей Веселовский лишился своего отца в малолетстве, так что даже не сохранил памяти о нем. Безотрадное сиротство и соединенная с ним крайняя бедность встретили Андрея Веселовского; чтобы еще более понять трудность его сиротского отроческого положении, следует присоединить отдаленность родины его от места обучения — от Владимирской духовной семинарии и самое крайнее неудобство в сообщении с ней, так как село Беклемищи находится в самом дальнем глухом углу Гороховецкого уезда, за большими реками и болотами. Но несмотря на разные препятствия, Андрей Веселовский бодро выдержал борьбу со всеми невзгодами своей юности и вышел из борьбы достойным победителем. Равно и по поступлении на священническое место в село Акиншино, о. Андрею с самых первых пор опять пришлось встретиться лицом к лицу с нуждой и лишениями. Приход села Акиншина в то время был небольшой, всего состоящий из 500 душ; доходы скудные, но между тем о. Андрею нужно было, как поступившему на вольное место, самому приобретать дом и заводиться необходимым для сельского священника хозяйством. Его многочисленное семейство состояло из двоих сыновей и пяти дочерей.

Привыкши с детства к борьбе со всевозможными трудностями, о. Андрей Васильевич и здесь показал ту же крепость сил своих к перенесению тяжких испытаний нужды и скудности, которая руководила им в продолжение всего юношества. Отец Андрей не только никогда не произносил ропота на свои ограниченные средства, но даже вида не подавал своему семейству, что он стесняется его содержанием и, особенно, устройством, за неимением на это необходимого достатка. Благодаря расположению к о. Андрею бывшего помещика села Акиншина Дмитрия Павловича Приклонского, он построил дом самый удобный и даже роскошный. Также устроил и семейство свое надлежащим образом: трех дочерей выдал за священников, одну за диакона, одну за чиновника, один сын занимает видную гражданскую должность, а другой умер. Будучи истинным отцом семейства, священник Андрей Веселовский вместе с тем был достойным служителем алтаря и заботливым настоятелем вверенной ему паствы. Жизнь его была трезвая, характер сильный, настойчивый; пастырская беседа дышала опытностью, любовью и нелицеприятием. Все прихожане его и богатые и бедные для него были в равном достоинстве. Если нужно было кого-либо обличить сильным словом отеческой любви или вразумить заблудшего, то не стеснялся он богатством человека, его влиянием на других, его связями, его положением в обществе, но говорил всякому слово св. истины прямо, смело, не стесняясь за свою будущность. И нередко пастырское слово его прекращало вдруг различные неурядицы между его пасомыми в их жизни семейной и общественной, умиротворило давних врагов, или вливало успокоение в сердца несчастных, или располагало богатеющих для себя к должной благотворительности, особенно для приходского своего храма. К этому еще о. Андрей имел хотя небольшие, но приобретенные долговременной опытностью, медицинские познания, так дорогие в то время для сельских жителей, при всяком отсутствии рационального лечения, и сколько мог всегда спешил оказать хотя небольшое пособие больным своим прихожанам.

Для отправления церковного богослужения о. Андрей Веселовский был истинным ревнителем; своим словом и даже с настойчивостью убеждал, прихожан к поминовению своих умерших сродников возможно большом количеством литургий и установил, чтобы не погребать ни одного умершего взрослого без отправления о нем заупокойной литургии. Народ вполне оцепил это усердие о. Андрея к поминовению умерших; многие даже из других приходов приходили к нему с просьбой отправить литургию по их умерших сродниках. Не менее того, о. Андрей Веселовский заслужил достойную память и своим ревностным усердием к благолепию вверенного ему храма. Он, можно сказать, был вторым устроителем Казанского храма и послужил этому делу не менее предместника своего, о. Ивана Иванова Бутеева. Так, до о. Андрея Веселовского каменный Казанский храм хотя и был совершен вполне и служба производилась на обоих престолах, но совершен был, так сказать, вчерне, не имея достойного дому Божию благолепия. Крыша на трапезе храма была тесовая, ограды вокруг никакой де существовало, внутренность не оштукатурена, полы были настланы неудобно и неблагообразно, иконостасы: в настоящем Казанском храме - был одной столярной работы, без резьбы и позолоты, а в Покровском приделе - из простых и притом ветхих, крашенных досок и, наконец, весь храм был холодный. По его старанию осенью 1833 г. (т.е. того же года, в котором о. Андрей поступил в село Акиншино во священника) в трапезе была сложена печка, потом в 1836 г. весь храм покрыт железом, а вокруг храма обнесена каменная с пролетами ограда; в 1848 г. внутри храма перестлали все полы: в настоящем отделении настлан пол чугунный, а в трапезе из белого камня; в 1855 г. весь храм был внутри оштукатурен и Казанский расписан, а в 1867 г. в нем иконостас дополнен вызолоченною резьбой, в трапезе сделан совершенно новый иконостас, должным образом тоже отзолоченный. Все эти украшения храма произведены, большей частью, на сумму, собранную о. Андреем со старостами церковными от доброхотодателей; для чего сам о. Андрей нередко лично посещал со старостами дома как прихожан своих, так и других соседних жителей, известных своею благотворительностью.

Обратим теперь внимание и на другие заслуги о. Андрея Васильевича. Как хороший студент, о. Андрей с самых первых пор поступления своего во священника в село Акиншино обратил на себя внимание местного о. благочинного Холуйской слободы священника Стефана Правдина. По рекомендации благочинного высокопреосвященный Парфений, архиепископ Владимирский и Суздальский, в 1836 г. поручил о. Андрею должность ведомственного духовного депутата, которую и проходил о. Андрей до 1851 года. Вместе с тем, о. Андрей, по примеру своего предшественника о. Ивана Бутеева, с самаого своего поступления в село Акиншино, или с 1833 года, открыл в своем доме безмездное училище для детей своих прихожан и обучал их здесь до 1843 г. Когда же в этом году, 3 октября, помещик села Акиншина Дмитрий Павлович Приклонский, по ходатайству о. Андрея пожелал открыть в селе Акиншине в своем вотчинном правлении вотчинное народное училище, тогда труды по преподаванию принял на себя о. Андрей Веселовский безмездно и исполнял их с усердием до самого своего увольнения за штат, или до конца 1870 г., до 1867 г. не получая совершенно никакого пособия, и только с сего времени пользуясь небольшим вознаграждением от Вязниковского земства, в размере средним числом от 60-80 руб. серебром. Наконец, труды и жизнь о. Андрея Веселовского обратили на него должное внимание епархиального начальства. Преосв. Иустин, епископ Владимирский и Суздальский, в 1851 г. благословил о. Андрея быть ведомственным благочинным, в 1852 г. наградил набедренником, в 1855 г. на о. Андрея возложена бархатная скуфья, в 1857 г. бронзовый наперсный крест, установлений в память Крымской войны 1853-1855 г.г.; в 1862 г. пожалована ему бархатная комилавка и, наконец, в 1869 г. за 12-тилетнюю беспорочную службу в должности благочинного Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени.

Должность благочинного о. Андреи проходил до 5-го марта 1864 г. С этого времени, по случаю нового распределения благочиннических округов, преосвященным Феофаном, епископом Владимирским и Суздальским, от сей должности уволен с объявлением ему, Веселовскому, от епархиального начальства благодарности и со внесением оной в послужной список. Но это увольнение достойного начальника глубоко тронуло сердца подначального духовенства. Оно, с дозволения епархиального начальства, 1865 г., июня 26 дня, собравшись в селе Холуе во время храмового праздника Тихвинской Пресвятой Богородицы, после литургии и праздничного молебна, поднесло о. Андрею в уважение его долговременного и опытного благочиннического управления им, торжественно-благодарственный адрес и св. икону преподобномученика Андрея Критского, которому тозоименит о. Андрей Васильевич Веселовский.

По материалам: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/r/61-1-0-1968



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.