ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Добровитки. Церковь Илии Пророка погоста Добрывидки.


Добровитки. Церковь Илии Пророка погоста Добрывидки
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Илии Пророка
Архитектурные стили:Псковско-Новгородская школа (подробнее >>), Неорусский стиль
Год постройки:приблизительно 1501 - 1550. Перестроена в 1911-1912.
Год утраты:1943 (взорвана)
Адрес:
Псковский район, Псковская область, д. Добровитки

Координаты: 57.602455, 28.529305
Проезд:Расположена в 2 км к востоку от волостного центра Кирово и в 35 км к югу от города Пскова. На территории кладбища.



Церковь Илии Пророка погоста Добрывидки, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Добровитки, Псковский район, Псковская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Илии Пророка погоста Добрывидки, Вид с северо-востока. Фото П. П. Покрышкина 1913 г. в книге «Архитектурное наследство» №64. 2016 г, с.18<br>, Добровитки, Псковский район, Псковская область
Вид с северо-востока. Фото П. П. Покрышкина 1913 г. в книге «Архитектурное наследство» №64. 2016 г, с.18
Дмитрий Волохов
1 января 1913
Церковь Илии Пророка погоста Добрывидки, Фото до перестройки 1911-1913 гг из кн.: Известия Императорской археологической комиссии, вып.52, стр.25<br>, Добровитки, Псковский район, Псковская область
Фото до перестройки 1911-1913 гг из кн.: Известия Императорской археологической комиссии, вып.52, стр.25
Дмитрий Волохов
1 января 1900
Церковь Илии Пророка погоста Добрывидки, перестройки древней церкви Илии пророка 1-й половины XVI века в селе Добровидки под Псковом  1911-13 реконструкция зафиксирована П.П.Покрышкиным. По фотографиям, сделанными известным реставратором, видно, что четверик храма надложен, в нем прорублены новые оконные проемы, а с запада к нему пристроена трапезная с колокольней. <br>, Добровитки, Псковский район, Псковская область
перестройки древней церкви Илии пророка 1-й половины XVI века в селе Добровидки под Псковом 1911-13 реконструкция зафиксирована П.П.Покрышкиным. По фотографиям, сделанными известным реставратором, видно, что четверик храма надложен, в нем прорублены новые оконные проемы, а с запада к нему пристроена трапезная с колокольней.
Владимир
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир  4 октября 2013

ПОГОСТ ДОБРЫВИДКИ
Выписки из Клировых ведомостей церквей и погостов Псковского уезда (1900, 1914 гг.)

Церковь пророка Ильи

Когда и кем построена, по какому случаю и сколько упот­реблено на постройку капитала и из каких источников, неизве­стно. В 1912 году купольная часть церкви тщением Добрывидских прихожан перестроена по проекту псковского губернского инженера Станкевича, одобренному строительным отделением псковского губернского правления. Зданием каменная, твердая, с кирпичной надстройкой.

Колокольня и притвор кирпичные, колокольня стоит в свя­зи с церковным притвором Они открыты в 1911 году по выше­означенному проекту Станкевича. На колокольне находятся пять колоколов. Все они неиз­вестного веса и надписей не имеют, кроме одного большого. Большой колокол приобретен в 1895 году с разрешения Его Преосвященства Преосвященнейшего Антони­на, епископа Псковско­го и Порховского, на по­жертвованные прихожа­нами средства в память бракосочетания царству­ющей Императорской четы, с изображением Господа Иисуса, икон, имена коих носят Их Императорские Величества, и храмового святого, со следую­щей надписью: «Отлит колокол сей сего 1895 года июля 17 дня и память бракосочетания Их Императорских Великого Государя Императора Николая Александровича с Государыней Императ­рицей Александрой Федоровной па Гатчинском заводе А. С. Лаврова тщением священника Алексея Колюковского, церков­ного старосты крестьянина-собственника сельца Анурина Пет­ра Никнтина и выборных: Иакова Космина, Димитрия Стефанова, Александра Михайлова и Феодота Петрова и усердием прихожан. Веса в нем 86 пудов 23 фунта». Престол в ней один во имя пророка Илии. Церковь теплая. Богослужение совершается во все воскресные, праздничные, высокоторжественные и великопостные, а также и в простые дни по желанию прихожан. Чудотворных и особочтимых икон нет.

Кладбище находится близ церкви, грунт земли на нем пес­чаный. Мест для погребения не остается, и кладбище становится тесным. Дорожек и деревьев на нем нет. В 1890 году оно обнесе­но сложенной из плиты и покрытой железным листом оградою.

Попечительства при сей церкви нет. Для церкви в 1898 году церковным старостой крестьянином Прудской волости сельца Анурина Петром Никитиным куплен дом умершего в 1898 году священника Алексея Колюковского. в котором при погосте Добрывидках в настоящее время находится земская школа, учреж­денная в 1882 году, бывшая прежде в деревне Наумове.

Расстоянием сия церковь от Консистории в 20 верстах. Кор­респонденция принимается в Прудском волостном правлении, отстоящим от церкви в 7 верстах. Храм расположен на горе, от­весной на севере к покатой на юге. Ближайшие сей церкви: Ру- сицкая Космо-Дамнанская в 3 верстах, Знахлицкая Покровская в 5 верстах. Прудская Николаевская в 7 верстах, Чирская Христорождественскан в 10 верстах и Кирилловская Казанская в 11 верстах. Часовен в приходе нет.

По исповедным росписям, к 1900 году состоит в приходе мужского пола 1160, женского пола 1130. обоего пола 2290 че­ловек. Раскольников в сем приходе нет.

(Примечание. Церковь с группой жителей взорвана фаши­стскими карателями 5 декабря 1943 года. Современное наиме­нование — деревня Добровитки Краснопрудской волости Псков­ского района. Н. Л.)

Церковь Святого Пророка Божия Илии

Дата строительства церкви неизвестна. В документах упоминалась с конца XYIII века. Церковь однопрестольная, каменная, прочная, была построена на горе. В 1912 году купольная часть церкви перестроена на средства прихожан деревни Добрывидки по проекту псковского губернского инженера Станкевича. Колокольня кирпичная, в связи с кирпичным церковным притвором, построена по проекту инженера Станкевича. Колоколов на колокольне пять. Вес и надпись имеет только один большой колокол: «Отлит колокол сей сего 1895 года июля 17 дня в память бракосочетания Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной на Гатчинском заводе А.С. Лаврова тщанием священника Алексия Колюковского, церковного старосты крестьянина-собственника сельца Анурина Петра Никитина и выборных: Иакова Космина, Димитрия Стефанова, Александра Михайлова и Феодота Петрова и усердием прихожан. Веса в нем 86 пудов 23 фунта». Вблизи церкви находилось кладбище.

В 1898 году церковным старостой, крестьянином Прудской волости сельца Анурино Петром Никитиным куплен дом умершего в том же году священника Алексия Колюковского. В этом доме размещена открытая в 1882 году земская школа, до этого года находившаяся в деревне Наумово. В 1900 году в ней обучались 50 учеников.

В 1917 году в церкви служил священник Владимир Тухомицкий, в июне 1917 года он награждён камилавкой.

5 декабря 1943 года фашистские оккупанты согнали жителей деревни в церковь и взорвали её. Ныне - деревня Добрывидки Псковского района.

Священник, обслуживавший погосты Добрывидки и Русски, в докладе для Управления Псковской Миссии сообщал о бесчинстве немецких оккупантов и разрушении ими православного храма. Утром 25 ноября 1943 года к погосту Добрывидки подъехали две автомашины с немцами. Они предложили священнику открыть церковь, а «войдя в храм, — они сейчас же бросились к свечно­му ящику, взломали замки, взяли оттуда деньги, свечи. Потом внесли в храм семь ящиков взрывчатого вещества и сказали, что храм будет взорван. После этого трое из них бросились в алтарь и начали снимать шелковые платки и забирать полотенца с икон». Настоятель успел собрать главные церковные ценности — «ан­тиминс, Евангелие, дискос, чашу, крест, облачение, иконы». Тем временем фашистский отряд поджигал деревню, в том числе и дом священника. Потеряв свое имущество и приют, настоятель поручил прихо­жанам спасенные им вещи закопать до лучших времен в землю, а сам отправился в Псков в распоряжение Управления Право­славной Миссии. К моменту написания доклада священником Григорием Добровольским, храм в Добрывидках уже был взорван немцами, хотя колокольня еще сохранилась. (ГАПО. Ф.1633. Оп.1. Д.11. Л.1.)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.