ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каневская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Каневская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1902 и 1912.
Архитектор:И.Х. Морбель
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская, ул. Октябрьская, 2.

Координаты: 46.073856, 38.967975





Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
13 августа 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
13 августа 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
13 августа 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
13 августа 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
13 августа 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
13 августа 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 100-летие Храма<br>, Каневская, Каневской район, Краснодарский край
100-летие Храма
Елена Д.
14 октября 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 100-летие Храма<br>, Каневская, Каневской район, Краснодарский край
100-летие Храма
Елена Д.
14 октября 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Каневская, Каневской район, Краснодарский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
19 октября 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


А.Токарев
 
А.Токарев  28 января 2014

Высоко парящий в небе купол Свято-Покровского храма украшает станицу Каневскую. Это один из немногих уцелевших в нашем крае храмов. И долгие годы к этому храму приезжали жители других, весьма отдаленных районов порою за сотню и более километров от Каневской. В 30-е годы храм закрыли. Вновь открыли храм в 1943 году.

Запись в журнале «Школа и жизнь» № 10 за 1907 год. В нем сообщалось, что станичное общество станицы Каневской отказалось от строительства второго этажа 3-х классного училища для детей казаков (ныне старое здание районной гимназии по ул. Вокзальной) в пользу строительства новой церкви, для «новой» церкви заложили в землю на естественное гашение известь. После строительства Покровской церкви станичное общество начало подготовку к строительству еще одного церковного храма - на Северной площади. Удивительно, что 4 млн. шт. кирпича пролежали с 1914 по 1926 год под открытым небом в целости и сохранности, пережив 2 революции и 2 войны. Для строи-тельства Покровского храма было собрано 5 млн. штук яиц. Бабушка даже видела, как готовили раствор для кладки из известкового теста и яичного белка. По рассказам, этот раствор придает кирпичной кладке особую прочность. Как показали последующие события, это было действительно так. Храм строился 4 года, на деньги собранные казаками Каневского юрта, при участии денежных средств станичного правления, полученных, как бы сегодня сказали, за счет экономической деятельности. То есть аренды земли, ярмарочных сборов и т.д. Принимались с благодарностью и крупные пожертвования богатых станичников. Архитектором был упомянутый мною И.Х. Морбель. Ориентировочная стоимость проекта 100 тыс. руб. Учитывая, что существовавшая двух престольная Свято-Троицкая церковь была достаточно внушительных размеров, но малой вместимости из-за бесполезной площади боковых портиков, здесь был применен русско-византийский стиль храмового зодчества. Этот стиль существовал со второй половины XIX века. В этом стиле был построен храм Христа-Спасителя в Москве.

Покровский храм высокий, к тому же на высоком фундаменте. Стоит на возвышенности, в центре Южной площади. Место это выбрано отнюдь не случайно. Выбирал его один известный в свое время схимник Киево-Печерской Лавры. На это место снисходит небесная благодать. Верующие утверждают, что в храме они ощущают особую легкость, душевный комфорт. Строили храм, приглашенные церковные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Дядя сторожила Каневской Василия Стефановича Святого в возрасте 20 лет, долгое время помогал строителям храма. Остались воспоминания его о строительстве. По его рассказу, требования к качеству были очень высокие. Подрядчик на стройке находился неотлучно, И если случался брак, он устранялся немедленно. И вообще отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное. Хотя от разных людей, в разное время, слышал я одну и ту же причту. Якобы подрядчик - обрусевший индиец, по образованию архитектор, был плутоват. При закладке сумел каким-то образом уменьшить размеры храма. Когда это стало выясняться, он побоявшись, что лишний кирпич подтвердит обман, «погнал» храм вверх. При обсуждении ситуации «гласные» станичного правления, остановились на том что: «Хай вин будэ высокый, зато издали видно». Храм крестовокупольной конструкций, в виде креста, с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом в виде луковицы. Небольшие луковки башенок яруса крыши храмовых приделов, носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница, представляющая круглый барабан с открытыми боковыми проемами. Она, как и главный купол увенчана православным крестом. Кресты были легкими, из дерева, с медной, наружной, позолоченной обшивкой. Устремившийся ввысь главный барабан, заполнен стрельчатыми узкими окнами, расположенными по окружности. Нижняя часть барабана без окон и опирается на крышу боковых приделов. Наружный, ажурный декор отделки создает неповторимую красоту. Окна барабана обеспечивают естественное освещение храма. Боковые приделы имеют два уровня окон и тоже участвуют в освещении храма. Все окна с многозвенными переплетами, сделаны добротно, служат верой и правдой почти век. В клировой ве-домости Покровской церкви ст. Каневской IV Благочинного округа, Кубанской области за 1914 год сказано: «Построена в 1912 году, Кирпичная, одной главы, холодная, с таковою же колокольнею, покрыта железом, ограда вокруг церкви железная, с чугунными столбами, на каменном фундаменте. Престолов один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы,..», «Расположена в 260 верстах от консистории, от Благочинного в 35 верстах, от уездного города Ейска в 100 верстах, от Екатеринодара в 120 верстах. Ближайшая церковь Духосошественская ст. Каневской, в 1 1/2 версты и Успенская ст. Стародеревянковской в 4-х верстах...» Колокольный ансамбль храма был изготовлен Уральскими мастерами и состоял из главного колокола и нескольких более высокой тональности. Родной «звон» храма, по рассказам был чудным, «малиновым». В храмовом или церковном дворе постепенно сформировалось небольшое кладбище, на котором покоится прах людей прославивших, в свое время станицу Каневскую, Это, полный Георгиевский кавалер Григорий Левченко, Георгиевские кавалеры Павел Лоцман, Иван Романюта, Николай Денисенко. Время захоронения 1918-1919гг. Некоторые могилы попросту утрачены, другие оказались безымянными. Неизвестно точно, где находятся могилы Г. Левченко и П. Лоцмана. Захоронение фактически находится в церковной ограде. Той, былой, церковной ограды фактически не сохранилось. Зато сохранилось здание сторожки и как сказано в клировой ведомости: «построенной тщанием прихожан». В сторожке крестили детей и пекли просфоры.

Судьба храма оказалась необычной, хотя бы по тому, что его светлый облик и поныне радует нас, в то время когда в округе сотни километров ни уцелело, ни одного храма. На Покровском храме обрабатывалась методика уничтожения всего того, что связано у людей с православной верой. Он вынес все перипетии бурного XX века. И его судьба, как ни странно оказалась неотделимой от судьбы директора Куйбышевской машинно-тракторной станции Петра Прохоровича Скворцова. Образованный при МТС полит отдел начал активное наступление на храм, К тому же он стал бельмом в глазу воинствующих атеистов. Чтобы создать видимость законности при определении судьбы храма, власти поступили обычным явочным порядком, т. е. обложили церковь нереальными налогами. К 34-му году половина населения Каневской вымерла, прихожан стало совсем мало, приход обнищал и налоги, естественно оказались непомерными. Тогда то храм и был изъят у церковной общины в погашение долгов и пени на эти долги. В 1935 году храм закрыли, из Ростова приехали «специалисты» по экспроприации церковной собственности. Власть, атеисты к тому времени еще не вошли во вкус, поэтому дикого разграбления не было. Но священники отец Иаков и отец Михаил с семьями были отправлены в ссылку. По настоянию райкома, политотдела при МТС было принято решение о разрушении храма. И это не взирая на то, что храм уже тогда, был несомненно шедевром храмового зодчества. Внутреннюю отделку вели итальянские мастера, и специалисты церковной живописи из Кубанской области. Мраморная отделка стен, настенные и потолочные росписи на библейские темы, очень красивый алтарь придавали храму особое великолепие. Несмотря на массовые возмущения верующих, была сколочена группа разрушителей из числа переселенцев. Вооруженные ломами, кувалдами они взобрались на крышу храмовых приделов и приступили к своему черному делу. Но крепость кирпичной кладки оказалась необычайной. Были: наскоро собраны сцепки из тракторов для растаскивания стен, но все бесполезно. Удалось только сбросить колокола, стащить луковки декоративных маленьких куполов, да раскрыть часть крыши одного из приделов. Нашелся и доброволец, из местных, взявшийся сбить крест на главном куполе храма. Было принято решение взорвать храм. Но вызванные из Ростова взрывники, предупредили, что взрыв, а он должен быть очень большой силы вызовет неизбежно разрушение жилых домов в округе. Особенно возмущался директор МТС, Скворцов П. П. которому нужно было бы эвакуировать МТС. Он предложил передать храм на баланс МТС, а в помещении открыть мастерскую по ремонту тракторов. Основной его аргумент, что хронически не хватает помещений. Но по настоянию райкома пришлось разобрать звонницу. Храм использовался одно время как зерносклад. Среди работников МТС, Скворцов проводил работу по сохранению храма, просил бережно относиться, Утверждал, что придет время и в храме будет открыт музей. Ясно, что полностью сохранить алтарь, клирос, иконостас не удалось, но что часть внутреннего убранства храма сохранилась, непосредственно заслуга Петра Прокофьевича Скворцова. За годы безвременья была почти уничтожена великолепная кованая ограда, попросту затоптано несколько могил, дымом выхлопных газов был испорчен итальянский мрамор внутренней отделки, серьезно пострадали фрески стен, особенно купольной росписи. Несомненно, и сырость произвела свою разрушительную работу. Осенью 1937 года Скворцова вызвали в райком партии. В ультимативной форме ему было предложено силами рабочих МТС разрушить купол главного барабана сильно напоминающего о принадлежности здания к культовым сооружениям, А когда выяснилось что мелкие листы кровельного железа, снятые с купола, невозможно использовать для плоской крыши, предложили укрыть камышом. Поскольку позиция Скворцова противоречила политике административных органов, его посадили в застенок НКВД в Краснодаре. За Скворцова встал горой коллектив, МТС была передовой и после мытарств директор вернулся на работу. А потом война, все время на передовой, ни одной царапины. По окончании войны Петр Прокофьевич вновь директор МТС. А храм жил своей судьбою. Его открыли 14 октября 1942 года, во время фашистской оккупации. А как только фашистов прогнали, поступила директива: открыть храмы, вернуть священников, часть церковного имущества, разрешить деятельность церковных общин. Это не потому, что власть отказалась от прежней политики в отношении церкви, просто в каждой семье было свое горе: погиб отец, сын, брат и нужно было заглушить эту обще народную скорбь. Власти на местах предписывалось вернуть в храмы малоценную церковную утварь, иконы. Все хорошо, но в нашем районе осталось только всего два храма, в Каневской, Стародеревянковской и все... Послевоенная история храма была не столь трагичной, как довоенная, однако же, государство не повернулось к верующим лицом. Церковь жила своей жизнью, платили налоги, храм потихоньку ремонтировали на достаточно скромные средства, Очень много для восстановления Покровского храма сделал протоиерей Георгий Сидоров, Сам храм в начале 60-х годов представлял собою безрадостное зрелище, Разрушена часть крыши одного из приделов, разбит пол, в свое время дымом выхлопных газов основательно испорчен итальянский мрамор отделки стен. Отсутствовало отопление, нормальное водоснабжение, освещение. Были испорчены купольные и настенные росписи, было очень мало церковной утвари. Более того, во всех, вопросах хозяйственного обустройства храма, со стороны официальных властей было плохо скрываемое противодействие. Много лет прошло, пока храм предстал во всем своем величии. И по ныне голубой купол устремленный ввысь белые казалось, бы несовместимые стены придают ему особую красоту. воздушность. Храм виден издалека. Но прежде чем он таким стал, прошла жизнь целого поколения. Нынешний настоятель священник Сергий Брижан своим неустанным бдением приумножает славу храма. Сделан необходимый ремонт, изготовлен такой, как был когда-то кованый забор, на куполе установлен новый согласно размера купола, крест. Очень благоустроена территория не только внутри церковной ограды, но и близлежащая. При храме работает церковная школа не только для детей, но и взрослых.

Н.Ф. Лемиш

* - В настоящее время известна точная дата закладки храма - 31 мая 1902 года (13 июня по новому стилю).

http://pokrov-kan.ru/o-khrame/istoriya/1-istoriya-svyato-pokrovskogo-khrama-stanitsy-kanevskoj-n-f-lemish

А.Токарев
 
А.Токарев  28 января 2014

В клировой ведомости Покровской церкви ст. Каневской IV Благочинного округа Кубанской области за 1914 год сказано: "Построена в 1912 году. Кирпичная, одной главы, холодная, с таковою же колокольнею, покрыта железом, ограда вокруг церкви железная с чугунными столбами на каменном фундаменте. Престолов один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы...", "Расположена в 260 верстах от консистории, от Благочинного в 35 верстах, от уездного города Ейска в 100 верстах, от Екатеринодара в 120 верстах. Ближайшая церковь Духосошественская ст. Каневской, в 1 1/2 версты и Успенская ст. Стародеревянковской в 4-х верстах...".

Храм строился на деньги, собранные казаками Каневского юрта, при участии денежных средств станичного правления, полученных, как бы сегодня сказали, за счет экономической деятельности, то есть аренды земли, ярмарочных сборов и т.д. Принимались с благодарностью и крупные пожертвования богатых станичников. Архитектором был И.Х. Морбель, который создал проект в русско-византийском стиле храмового зодчества (один из неостилей в русском искусстве XIX в.). Ориентировочная стоимость проекта 100 тыс. руб. 

Для строительства Покровского храма было собрано 5 млн. штук яиц - так готовили раствор для кладки из известкового теста и яичного белка. По рассказам, этот раствор придает кирпичной кладке особую прочность. Покровский храм поставлен на высокий фундамент. Возведен на возвышенности в центре Южной площади. Место это выбрано не случайно. Выбирал его один известный в свое время схимник Киево-Печерской Лавры. На это место снисходит небесная благодать. Верующие утверждают, что в храме они ощущают особую легкость, душевный комфорт. Строили храм приглашенные церковные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Остались воспоминания о его строительстве: требования к качеству были очень высокие, подрядчик на стройке находился неотлучно, и, если случался брак, он устранялся немедленно. И, вообще, отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное.

Храм крестово-купольной конструкции, в виде креста, составленного из 4-х приделов с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом в виде луковицы. Небольшие луковки башенок яруса крыши храмовых приделов носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница, представляющая круглый барабан с открытыми боковыми проемами. Она, как и главный купол увенчана православным крестом. Кресты были легкими, из дерева с медной наружной позолоченной обшивкой. Устремившийся ввысь главный барабан заполнен стрельчатыми узкими окнами, расположенными по окружности. Нижняя часть барабана без окон и опирается на крышу боковых приделов. Наружный ажурный декор отделки создает неповторимую красоту. Окна барабана обеспечивают естественное освещение храма. Боковые приделы имеют два уровня окон и тоже участвуют в освещении храма. Все окна с многозвенными переплетами сделаны добротно, служат верой и правдой почти век.

Колокольный ансамбль храма был изготовлен Уральскими мастерами и состоял из главного колокола и нескольких более высокой тональности. Внутреннюю отделку вели итальянские мастера и специалисты церковной живописи из Кубанской области. Мраморная отделка стен, настенные и потолочные росписи на библейские темы, очень красивый алтарь придавали храму особое великолепие.

В 1935 году храм закрыли, из Ростова приехали "специалисты" по экспроприации церковной собственности. По рассказам старожилов станицы, в храме были золотые дароносицы - чаши из серебра и золота, драгоценные оклады икон, дорогостоящие нагрудные кресты и многое другое. Все это было в свое время пожертвовано церкви богатыми людьми станицы, прихожанами. Конфискованное было сдано в Госхран, остальное разобрали прихожане.

Вновь храм открыли 14 октября 1942 года во время фашистской оккупации. Сейчас храм предстает во всем своем величии. Сделан необходимый ремонт, изготовлен такой, как был когда-то кованый забор, на куполе установлен новый, согласно размера купола, крест. Очень благоустроена территория не только внутри церковной ограды, но и близлежащая. При храме работает церковная школа.

more777.org



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.