ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лебедин. Николаевский Лебединский женский монастырь.


Лебедин. Николаевский Лебединский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1779.
Адрес:
Черкасская область, Звенигородский р-н, с.Лебедин. Тел.: (04741) 4-79-18

Координаты: 48.966663, 31.586079
Проезд:Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км. от Киева и 100 км. от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами.



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  30 января 2014

КОЛОКОЛЬНЯ ЛЕБЕДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1833 г.

Размещена в створе ограды Николаевского монастыря, подчеркивает основную ось его застройки. Кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением, сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками.

Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками. Ограда, примыкающая к колокольне, построена одновременно с ней и выдержана в том же стилевом и декоративном ключе.

Монументальные формы, строгие пропорции, пластическое оформление памятника ставят его в ряд своеобразных сооружений Правобережья в стиле позднего классицизма.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.257-258, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 марта 2019

Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км от Киева и 100 км от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Церковное предание говорит, что основали сию обитель монахини Магдалина и Трифиллия, инокини Дария и Феврония в 1779 г., оставившие свой разграбленный и сожженный турками в Молдавии Свято-Успенский Калатурский монастырь. Проходя Лебединским лесом в поисках нового пристанища, сестры остановились на ночлег и было им видение. Святитель Николай чудотворец благословлял основать здесь монастырь. Наутро они дошли к ручью набрать воды и нашли там икону святителя Николая в подтверждение того, что это был не сон, а благословение Божие. На том месте сохранился целебный источник, открытый святителем Афанасием (Пателарием), Константинопольским патриархом. В народе источник называют "магдалининским" в намять о первой игумении монастыря.

Монахини обратились к местному князю Ксаверию Любомирскому с просьбой выделить из его земельных владений часть земли для строительства монастыря. 24 мая 1779 г. они получили разрешение на строительство монастыря в Лебединском лесу между речками Верхняя и нижняя Гентурка. 18 июня 1779 г. митрополит Киевский Гавриил (Кременецкий) дал разрешительную Грамоту с одновременным Указом Киевской Духовной консистории монахине Магдалине на "заведение монастыря" и строительство храма, а также благословил ее иконою святителя Николая Чудотворца.

Вначале первый храм был построен деревянным однопрестольным во имя святителя Николая, который был оовящен 17 марта 1784 г. игуменом Жаботинского мужского монастыря Мелхиседеком (Шаховским). Одновременно со строительством Свято-Николаевской церкви, 25 мая 1780 г. была заложена церковь во имя святой великомученицы Варвары, которая также была освящена в 1784 г., как теплая, деревянная трапезная церковь. К теплой церкви было пристроено каменное помещение с шестью комнатами для настоятельницы монастыря.

За всем строительством строго следила первая настоятельница игумения Магдалина. В 1782 г. были определены официальные границы монастырской земли. С 1782 г. настоятельницей монастыря упоминается игумения Таисия. В 1798 г. по благословению Киевского митрополита Иерофея (Малицкого) при игумении Елисавете было заложено новую также деревянную Свято-Николаевскую церковь, которая была освящена 20 июня 1800 г. Новая церковь имела уже два престола: во имя святителя Николая и святых праведных Захария и Елисаветы, построенная на средства Черноморского кошевого Захария Череги.

В 1823 г. была достроена деревянная колокольня, а в 1837-м по благословению Киевского митрополита Евгения(Болховитинова) при игумении Магдалины II была построена новая кирпичная колокольня, через которую был устроен главный вход в монастырь. Колокольня была трехъярусной, высотой 34 м, до настоящего времени сохранилась только третья часть. На колокольне размещались 8 больших и малых колоколов. Большой колокол весил 64 пуда 22 фунта, отлит в Харькове, украшен "чеканкою" и ликами святых. В 1876 г. колокольня была отреставрирована. Посредине монастырского двора на столпе висел малый колокол, на котором отбивали время.

В 1839 г. на территории монастыря был заложен новый каменный храм во имя святой великомученицы Варвары. 11 сентября 1844 г. храм был освящен Киевским митрополитом Филаретом (Дроздовым). В эти же годы был построен кирпичный забор c небольшими башнями на углах.

С 1793 по 1842 гг. Лебединский монастырь находился вне штата, не имея никакой материальной помощи от государства. По прошению Киевского митрополита Филарета (Дроздова) Священный Синод Российской империи зачислил Свято-Николаевский монастырь ко второму классу с получением из государственной казны 2155 рублей ежегодно. Это намного укрепило экономическое положение монастыря. Монастырь имел также и свои доходы от свечного завода, мельницы на реке Гептурка, гостиницы, пасеки, сенокосы, пахотные земли, недвижимый капитал, находившийся в кредитных учреждениях и т.д. Значительные пожертвования приносили благотворители: графиня А. Орлова-Чесменская, митрополиты Киевские Арсений и Филофей, граф А. Шуленбург, директор сахарного завода В. Константинов, купчиха А. Колобова, баронессы Шлипенбах и другие.

По благословению митрополита Киевского Исидора (Никольского) при игумении Филарете (Шлипенбах) был разобран и перестроен Свято-Николаевский храм, который стал значительно больше и шире: с западной стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы. Подведен новый каменный фундамент, стены с наружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом. С восточной стороны храма пристроена ризница, вмещающая монастырский архив и библиотеку.

В 1866-1867 гг. был перестроен Свято-Варваринский храм, который стал трехпрестольным: центральный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя святой великомученицы Варвары и левый - во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовый железом. Все кресты и шары позолочены, крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась четырьмя каменными печками.

При игумении Филарете и по благословению митрополита Филарета (Дроздова) в 1850 г. открылось шестиклассное Духовное женское училище, где училось около 40 девушек из духовного звания и сироты. Располагалось училище в деревянном монастырском флигеле, в котором находились три келии и содержалось на средства монастыря, а остальные - за счет пожертвований. В 1863 г. монастырь посетил митрополит Киевский Арсений, который после посещения училища стал выделять 200 рублей ежегодно на его содержание.

15 июля 1884 г. при игумений Архелаи (Дашкевич), в 100-летия основания Лебединского монастыря, был освящен третий престол в честь Успения Пресвятой Богородицы в северной части Свято-Николаевского храма. Высокого расцвета монастырь достиг при игумении Евфалии I (Лебедевой). При ней были построены новые келии, двухэтажная гостиница для паломников, увеличино число воспитанниц в училище до 150, улучшен вид обоих храмов.

После Октябрьского переворота 1917 года в связи с отделением Церкви от государства у монастыря отнимается право Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГСа) и закрывается Духовное училище. В октябре 1929 г. монастырь был закрыт, игумению Смарагду арестовали за хранение 86 пудов пшеницы. Монастырское имущество частично было разграблено, остальное конфисковано работниками НКВД. На территории монастыря образовали коммуну "Червоный Жовтень", которая пользовалась монастырской землей только I7 га. В эти годы была "урезана" колокольня и с обеих церквей снесены купола. Через три года коммуна распалась и на территории монастыря образовали интернат для бесприютных детей, а позже и для детей репрессированных родителей.

С приходом немецкой власти в 1941 г., Лебединский монастырь был открыт и в него стали возвращаться оставшиеся в живых инокини. Нелегко было игумении Валентине I и сестрам поднять разоренное хозяйство и возобновить Устав монастырской жизни. После немецкой оккупации игумению Валентину I арестовали и отправили в Лукьяновскую тюрьму города Киева на допрос. Ее обвиняли в том, что обитель укрывала вояк УПА, за что многие годы провела в заточении.

После 1949 г. в Лебединский монастырь были переведены насельницы с игумениями следующих монастырей: Мотронинский Свято-Троицкий (игумения Рафаила), Козельщанский Свято-Реждества Богородичный (игумения Феофания), Полтавский Свято-Крестовоздвиженский (игумения Иннокентия), Чигиринский Свято-Троицкий (схиигумения Евгения). Настоятельницей Лебединского монастыря была назначена игумения Евфалия II, которая настоятельствовала до 1961 г. В середине 1950-х г. в Лебединском монастыре проживало более 250 сестер и пять игумений. Богослужения совершались в теплом Свято-Вознесенском храме. Пели два хора: Лебединский - 45 певчих и Козельщанских – 25 певчих. Также в монастыре находилась иконописная мастерская, которой руководила инокиня Феонилла из Санкт-Петербурга.

В послевоенные годы монастырю пахотные и сенокосные земли принадлежали более 22 га, в которые входили большой огород и сад. Для нужд монастыря держали 3 пары волов, 2 пары коней, 15 коров, овцы, куры и 50 ульев пчел и т.д. На пахотных землях сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо, овес. На сенокосных землях косили вручную и молотили цепами, а после обжинков возвращались в монастырь, воспевали псалму святителю Николаю. Экономка монастыря несла крест со ржи, благочинная - венок из пшеницы, а настоятельница-игумения, по обычаю, встречала всех с самоваром.

7 июня 1961 г. советская власть закрывает обитель. Все молодые сестры были выписаны и отправлены с монастыря. Церковная утварь, ризничная и архив были вывезены, колокола были переданы в музей города Черкасс. Из 178 сестер только часть смогла разместиться в Золотоношском Свято-Покровском Красногорском монастыре, остальным же пришлось искать себе пристанище в окрестных селах.

Монастырская территория была передана после 1961 г. Облздравотделу для размещения здесь туберкулезной больницы, а с 1972 г. по август 1997 г. здесь находился дом-интернат для неполноценных детей. В 1992 г. монахиня Иоасафа и инокиня Синклитикия обратились к Шполянскому благочинному протоиерею Василию Костенко с просьбой походатайствовать об открытии монастыря. Молитвами и поддержкой верующих христиан был открыт 28 декабря 1992 г. монастырь. Указом Преосвященнейшего Софрония, епископа Черкасского и Каневского 9 января 1993 г. была назначена настоятельницей Лебединского монастыря игумения Валентина (Цветкова). В возвращенный монастырь вернулись монахи, увидев в нем мерзость и запустение в монашеских корпусах, а храм святителя Николая использовался местной властью в качестве склада, птичника и сарая. Храм был перегорожен множеством перегородок, в алтаре находилась ленинская комната. А в Вознесенском храме советы устроили котельню, прачечную, душевые и туалеты, а в алтарях - сушилку для белья и баню для директора. Территория монастырского кладбища осквернена, могилы разрушены, кресты сломаны. Передача зданий растянулась до 1997 года.

http://church-site.kiev.ua/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.