ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Войково (Катерлез). Георгиевский Катерлезский монастырь.


Войково (Катерлез). Георгиевский Катерлезский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1857.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Крым, Ленинский район, с. Войково, ул. Степная, 33

Координаты: 45.394816, 36.438689
Проезд:г.Керчь,авт № 62 с автовокзала до ост. "Монастырь"(монастырь рядом с остановкой)





Георгиевский Катерлезский монастырь, , Войково (Катерлез), Ленинский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
2 августа 2008
Георгиевский Катерлезский монастырь, На территории Свято-Георгиевского женского монастыря гостиница "Георгиевская"  для паломников.<br>, Войково (Катерлез), Ленинский район, Республика Крым
На территории Свято-Георгиевского женского монастыря гостиница "Георгиевская" для паломников.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
27 августа 2022
Георгиевский Катерлезский монастырь, Место исповеди в строящемся храме на Святой Горе.<br>, Войково (Катерлез), Ленинский район, Республика Крым
Место исповеди в строящемся храме на Святой Горе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
27 августа 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Титов П.Н.  13 марта 2016

В деревне Катерлез (ныне с. Войково), недалеко от Керчи, на возвышенности находился каменный монастырь св. вмч. Георгия. По преданию, начиная с 1788 г., 23 апреля на этой горе три года подряд благочестивый чабан удостаивался видения всадника на коне. На третий раз, когда видение скрылось, на камне, где стоял всадник, остались отпечатки человеческих стоп и копыт коня. Немного выше от этого места была обнаружена новая икона св. вмч. Георгия Победоносца, которую несколько раз переносили в церковь Иоанна Предтечи. Икона дважды невидимо возвращалась на место своего явления.

В 1852 г. архиеп. Иннокентий предложил на горе, носившей имя св. Георгия, устроить часовню, а потом и монастырь. Уже через год почетными гражданами Керчи Н. Джинбековым и Ф. Созоновым часовня была построена. В 1855 г. во время Крымской войны она была разорена союзниками. В 1856 г. купец В.Я. Гущин принялся за устройство мужской обители. 23 апреля 1857 г. было завершено строительство церкви св. вмч. Георгия. В 1859 г. купец И.Е. Салатич построил одноэтажный корпус для братии. А в 1862 г. были завершены колокольня и небольшой двухэтажный дом настоятеля.

С 1889 г. обитель быстро благоустраивается. К 1893 г. было сделано все необходимое для жизни братии. В 1895 г. устроены каменные въездные ворота с аркой и каменная стена по обе стороны ворот. В 1898 г., 22 октября, завершается строительство теплой церкви в честь свв. Антония и Феодосия Печерских. В монастыре хранились частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, св. Анфима, св. Павла Патриарха, св. Косьмы бессребренника, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Христофора, св. мч. Хрисанфа и св. мц. Фотинии и чудотворная икона св. вмч. Георгия. 20 марта 1900 г. Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. Часть его насельниц составили монахини крымского Топловского монастыря. В 1910 г. в нем числилось свыше 40 монахинь.

В 1920 г. монашествующие были выселены и проживали в керченском подворье монастыря, при котором находилась Введенская церковь (район Центрального рынка). В феврале 1921 г. советская власть передала монастырские постройки под детский дом. Решением НКВД монастырь был ликвидирован в июне 1922 г. Здания монастыря были полностью разобраны на стройматериалы в 1924 г. Камень, на котором было явление св. вмч. Георгия, сохраняется и доныне, несмотря на попытки уничтожить (взорвать) его.

17 января 1997 г. церкви под мужской монастырь передали два здания незавершенного строительства колхозного ипподрома, расположенного у подножья горы св. Георгия. В одном из зданий находятся ныне монастырские кельи и храм. 7 января 2000 г. в монастыре совершилась первая Литургия. Сейчас возрождаемый монастырь является женским.

По материалам сайта: pravoslavie.ua


Вадим кр
 
Вадим кр  11 июня 2019

Свято-Георгиевский Катерлезский монастырь появился в окрестностях Керчи в начале 19 века. Сначала монастырь рядом с селом Войково (прежде — Катерлез) являлся мужским, но впоследствии был преобразован Церковью в женский скит по причине распутства монахов. Слово «катерлез» переводится с татарского на русский язык как «всадник на коне». В обители до сих пор на сохранении находится камень, на который, согласно легенде, три раза спускался с небес Георгий Победоносец – один из наиболее почитаемых святых христианского мира. Как гласит старинное предание, в начале позапрошлого столетия, 23 апреля (точно год неизвестен) один из пастухов увидел на горе Св. Георгия, восседающего на белоснежном коне. Юноша никому не рассказал об этом, думая, что ему не поверят. Но спустя год, день в день, пастух вновь стал свидетелем Святого Явления. Тогда он поведал о случившемся деревенским старцам. На следующий год они вместе отправились на гору и им снова явился Георгий, стоящий рядом с конем. Когда пораженные люди подошли ближе, видение растворилось, а на камне остались следы ног святого всадника и конских копыт. У подножия камня лежала икона с изображением Победоносца. С того дня это место стало одной из главных святынь и достопримечательностью Керчи и Керченского полуострова.

Гору назвали в честь Святого Георгия. На ее вершине местные православные христиане возвели маленькую часовню. Ежегодно, 23 апреля к часовне совершался многолюдный крестный ход из храма Иоанна Крестителя, где хранилась чудом обретенная икона Св. Георгия. Когда она была впервые доставлена в церковь, она исчезла в ту же ночь. Утром ее обнаружили богомольцы на Святой горе. Это было воспринято как знак того, что на горе должен быть построен храм. Работы по его возведению были полностью завершены в 1857 г. 23 апреля того же года церковь торжественно освятили в честь Георгия Победоносца. Спустя пять лет к зданию этой достопримечательности Крыма пристроили высокую колокольню. Вскоре архиепископ Иннокентий подал в Священный Синод личное прошение об открытии на горе монастыря. Зимой 1859 г. Синод вынес положительное решение о строительстве Катерлезской киновии (православной монашеской коммуны) рядом с одноименным селом. Скит должен был существовать на собственные средства. Никаких выплат от государства ему не полагалось. Тогдашний градоначальник Керчи и местный богатый помещик К. Хамарито передали в пользование христианской общины двадцать десятин земли. Основная часть земельного участка не подходила для использования в сельскохозяйственных целях. Киновия жила за счет пожертвований мирян, оплаты за проведение церковных обрядов и на проценты с банковского счета, которые обитель получала согласно завещанию скончавшегося архиепископа Иннокентия.

Поначалу в скиту проживало немного монахов, но затем число монастырских насельников возросло. Постепенно здесь появилось три монашеских корпуса, здания хозяйственного назначения и большая трапезная. Позднее монастырский комплекс дополнили кузница, несколько мастерских, баня, просфорная и здание, в котором останавливались гости обители. К концу 19 в. церковь Святого Георгия, построенная в 1857 г., перестала вмещать всех монахов и прихожан. Поэтому рядом с ней было решено возвести новый храм. В 1898 г. его освятили в память святых Печерских угодников – мужей Феодосия и Антония. На Катерлезский монастырь жертвовали значительные суммы состоятельные жители Керчи.

В 1900 г. из-за многочисленных нарушений устава монашеской жизни скит был преобразован в женский монастырь. Его первой настоятельницей стала игуменья по имени Леонида. При ней положение дел в обители тоже оставляло желать лучшего. Как отмечал архимандрит Иаков, послушницы почти не работали и были «злыми на язык, грубыми и дерзкими». Духовная консистория прислушалась к мнению Иакова и сменила руководство скита. Обязанности новой игуменьи возложили на монахиню Ксению. Из обители выдворили всех неблагонравных послушниц, и монастырская жизнь была налажена в строгом соответствии с уставом. Через несколько лет авторитет Свято-Георгиевского монастыря был восстановлен и его вновь стали посещать многочисленные паломники и простые верующие.

После прихода на полуостров Крым советской власти киновия прекратила свое существование. Катерлезский монастырь закрыли самым первым из всех скитов Крыма. Сначала, в 1921 г. новая власть Керчи приняла постановление о закрытии святого места и создании на его месте трудовой колонии. Послушницы, не желающие отказываться от монашеского обета, перебрались в Космо-Дамиановскую обитель. Больше половины монахинь не хотели уезжать. Они остались, но им пришлосьдокументально подтвердить свой отказ от монашества. Женщины занимались разведением скота и трудились на виноградниках в колонии. Вскоре на территории бывшего монастыря начал работать детский дом.

Православные христиане села Катерлез обратились к властям с просьбой о передаче им монастырской церкви Св. Георгия. В ответ они получили отказ. В 1924 г. Районный исполнительный комитет Керчи принял решение о ликвидации монастырского комплекса и дома для сирот. За несколько месяцев почти все здания разобрали. Пригодные материалы отвезли на стройку. Сооружения, с трудом поддающиеся демонтажу, взрывали. Взрывчатку заложили и под камень, на вершине которого, согласно легенде, произошло явление святого всадника Георгия Победоносца. Ценный артефакт разлетелся на осколки. Сохранился лишь каменный фрагмент с отпечатком конского копыта.

Возрождение одной из главных святынь и достопримечательностей Керчи началось в первой половине 1990-х гг. В двух полуразрушенных корпусах Свято-Георгиевского монастырского комплекса поселилось несколько монахинь. Ими руководила игуменья Анилина. Женщины своими руками сделали в корпусах печи, как могли, отремонтировали здания и расчистили площадку под строительство уничтоженного большевиками храма. Когда монастырь ожил, возобновилась традиция масштабных крестных ходов на Святую гору от Керченской церкви Иоанна Крестителя. Вскоре в обители возвели новую часовню. Храма здесь пока нет, но скит все равно посещает большое количество верующих. Многих сюда привлекает знаменитый Живоносный источник, вода которого обладает целебными свойства.

https://sapiens4media.livejournal.com/3827604.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 октября 2020

Керченское предместье Катерлез (ныне село Войково) со времён турецкого владычества населяли христиане. Однажды местный пастух узрел на горе, носящей имя Святого Георгия всадника. Ровно через год видение повторилось. На третий год пастух пришёл на гору с тремя стариками - юноша был уже не верхом, а стоял на большом камне. Как только люди подошли поближе, воин исчез, а на камне остались его следы и отпечатки копыт коня. Произошло это 23 апреля 1788 года. Через некоторое время чуть выше достопамятного места обнаружили образ Святого Георгия, который перенесли в керченскую церковь Иоанна Предтечи. Однако икона два раза возвращалась в Катерлез, и только после того, как был дан обет выстроить на горе храм, святыня осталась в Предтеченской церкви. Ежегодно 23 апреля икону приносили в Катерлез для молебна.

23 апреля 1857 года в честь великомученика Георгия была освящена сооружённая на месте чудесного явления каменная церковь, куда торжественно перенесли икону святого Георгия и камень со следами его ног. В 1865 году в Катерлезе был основан мужской монастырь, в 1900 году преобразованный в женский.

В 1921 году Катерлезскую обитель, первой в Крыму, закрыли, после чего все её строения разобрали. Ныне монастырь возрождается, ежегодно 6 мая (23 апреля), в день памяти святого великомученика Георгия, из Керчи в Войково совершается крестный ход.

Из книги: "Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри". - Санкт-Петербург. Издательство ООО "Торговый Дом Медный Всадник", 2017


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 апреля 2024

Катерлезская киновия наименее известна среди крымских обителей, возникших в середине XIX в. Она была расположена примерно в 4 км от г. Керчи. Епископ Гермоген писал, что основанием к открытию киновии послужила местная легенда о «чудесном» обретении в источнике иконы св. Георгия. Ф.В. Ливанов упоминает о легенде, рассказанной Авксентием Митилино и братьями Дмитрием и Федором Кацыко, о том, что на горе, где позже была построена церковь, являлся образ св. Георгия Победоносца, а на камне остался отпечаток копыта коня святого. Автор «Путеводителя по Крыму» упоминает о том, что местные жители ежегодно 23 апреля совершали крестный ход к этому месту. Архиепископ Иннокентий, посетив Керчь в 1856 г., предложил возвести на горе церковь во имя св. Георгия.

Первая часовня была построена в 1852 г. на средства Н. Джанибекова и Ф. Созонова, однако во время Крымской войны она была разорена. В 1857 г. новый храм также был возведен на пожертвования состоятельных горожан. Церковь, освященная 23 апреля того же года, имела деревянный купол и пристроенную в 1862 г. колокольню. По ходатайству архиепископа, уже после его смерти Святейший Синод 12 января 1859 г. принял решение об открытии здесь заштатной общежительной киновии. Можно предположить, что Иннокентий, обращаясь в Синод, руководствовался не столько легендами, сколько необходимостью устроить монастыри в различных регионах Крыма, где в период византийского владычества находились очаги христианства, подтвердив тем самым преемственность традиций православия. Согласно «Житиям» святых, именно отсюда начал проповедовать ещё в I в. апостол Андрей, якобы посетивший впоследствии Киев. Не останавливаясь вновь на историческом анализе источников, необходимо отметить лишь одно: с точки зрения церковной истории было бы несправедливо обойти вниманием древний Пантикапей (или Керчь).

В киновии длительное время функционировала лишь одна церковь, которая вполне удовлетворяла потребности небольшого числа иноков. Только 22 октября 1898 г. был построен храм с отоплением в честь св. Антония и Феодосия. В церквах хранились мощи восьми православных святых. С 1859 по 1869 г. на пожертвованные средства, в первую очередь купца И.Е. Салатича, были сооружены три братских корпуса. К одному из них в 1859 г. пристроили трапезную с кухней. В 1871 г. на пожертвования почетной гражданки города А. Аверкиевой в монастыре были возведены каменная гостиница и ряд хозяйственных пристроек. С 1889 по 1893 г.г. монастырские постройки пополнились трапезной, просфорной, кухней, баней, новым помещением для богомольцев, мастерскими и кузницей.

История сохранила имена настоятелей монастыря: иеромонаха Михаила, архимандрита Петра и игумена Филофея. Последним управлял мужской киновией игумен Сергий. В первые годы в обители проживало два старца, а впоследствии численность братии не превышала 4-6 человек. По отчетам 1877 г., в Катерлезской киновии числилось уже 10 человек, в том числе монашествующих, включая и игумена, - 6, на испытании - 4. К концу XIX в. число братии выросло и составило 24 человека, в том числе: игумен, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха и 16 послушников. Однако нетрезвый образ жизни некоторых иноков и нарушение важнейших обетов послужили основанием к преобразованию в 1900 г. мужской обители в женскую. Настоятельницей женского монастыря была назначена игуменья Леонида, прибывшая из Московского Страстного монастыря. Численность обитателей монастыря сразу увеличилась. В 1912 г. в Катерлезской киновии насчитывалось 5 монахинь, 3 послушницы и 80 женщин (88 человек).

Керченским градоначальством для обеспечения киновии было выделено 10,5 десятин земли. Часть земли была пожертвована помещиком К.А. Хамарито. Вся же земельная собственность, едва наполовину пригодная к обработке, составляла к 1887 г. 21 десятину. Основной доход братия получала от платы за требы, пожертвований, кружечных и иных сборов. Например, в первом полугодии 1878 г. монастырь получил только пожертвований от частных лиц на сумму 381 руб. и утвари на сумму 76 руб. 35 коп. Еще одной статьей дохода являлись ежегодные проценты с 6 205 руб. неприкосновенного капитала. Основную часть этой суммы составляли банковские билеты на 5 000 руб., пожертвованные ещё архиепископом Иннокентием.

В первые годы после превращения обители в женскую также возникли проблемы с дисциплиной и благочестием. Это видно из архивных документов и резолюций архиепископа. Инокини, вероятно, не отличались и особым трудолюбием. Так, в резолюции благочинного от 14 августа 1909 г. в ответ на просьбу выдать киновии сборную книжку было сказано: «Прежде, чем им производить сборы на содержание обители, нужно самой обители остепениться, одуматься, исправиться. Нужно взяться за работу: рукоделие, обработку земли, за садовничество и огородничество. Обитель до сего времени умела лишь собирать. Для каковой цели высылала из монастыря целый полк послушниц. Оттого то послушницы не знакомы совершенно с духовной жизнью, дерзки, грубы и злоязычны». К 1912 г. в монастыре установился порядок, поднялся авторитет обители. Даже доходы к этому времени увеличились и составляли наличными и ценными бумагами 8 094 руб.

20 февраля 1921 г. Катерлезский монастырь был закрыт, и на его базе создан детский дом. Следом было ликвидировано и его подворье в Керчи. Храм некоторое время использовался местными прихожанами, но уже в 1923 г. также был закрыт. После ликвидации детского дома в 1924 г. все постройки монастыря были разобраны на стройматериалы.

В.Г. Тур «Православные монастыри Крыма в XIX - начале XX в.». «Катерлезский монастырь св. Георгия» 



Комментарии и обсуждение


Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь, общежительный, в 4 верстах от города Керчи, на горе Катерлезе. Основан в 1857 году Иннокентием, архиепископом Херсонским, на месте явления в 1788 году святого великомученика Георгия и обретения его иконы. Первоначально был мужским; в 1900 году обращен в женский.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

7 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.