16 сентября 1643 года светлейший, тогда еще генеральный, кастелян Черниговского староства Адам Кисель сделал фундушную запись об основании новой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она гласила: «Я хочу, чтоб тот Низкиницкий монастырь и дом Божий сейчас не только стен фундаменты имел, и не только стены законченные во славу Божию, и двенадцать монахов на вечные времена в нем жили… Пусть же во время жизни моей в страхе Божием, пока мне Господь прибавляет лет, а по смерти моей за мою душу многогрешную при моём гробе, и за души моих предков и родителей — за родственников живых и умерших, пусть братия на святой Литургии, ежедневную жертву возносит к Владыке смерти и жизни».
Основание нового монастыря благословил святитель Петр Могила, митрополит Киевский. Согласно историческим данным, в 1636 г. было начато строительство, а в 1653 г. состоялось освящение Успенского храма. Первоначально храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он представляет собой правильной формы равносторонний крест. Особой легкостью линий выделяется центральная его часть, которая имеет высокий барабан и увенчивается куполом. Удачные пропорции основных объемов и верхов, предельная простота архитектурного замысла, сдержанное использования живописной лепки делают этот храм одним из выдающихся сооружений своего времени. Изначально церковь была покрыта балками, как говорили в старину — «избитая гонтом». Однако не следует такую кровлю считать убогой. В те времена это было лучшее покрытие, которое стоило недешево — строганые дощечки и клепаные специальные гвоздики — гонтали изготавливались вручную. Адам Кисель в течение десяти лет вносил немалые пожертвования для надлежащего содержания иноков и для завершения строительства монастыря.
Изначально в монастыре проживало 12 монахов, из которых 7 носило священный сан. Между ними был один игумен, казначей-проповедник и пять пресвитеров. Ежедневно совершались две литургии: ранняя — в старой церкви или часовне св. Николая и вмч. Георгия и поздняя — в главном храме. Четверо монахов несли послушание хористов, а пятеро были уставщиками.
История не сохранила имени первого настоятеля Низкиничей, возможно это был отец Сильвестр Бучский, который упоминается в документах в 1660 году. В те времена в монастыре находилась чудотворные иконы Богоматери и вмч. Георгия. В храме находились также портреты родителей воеводы — Григория и Евфросинии Киселей. Адам Кисель скончался на 53-м году жизни и был похоронен, согласно завещанию, в приделе вмч. Георгия, точнее в склепе, что находился под ним.
По желанию бездетного кастеляна село Низкиничи сначала переходит к племяннику, а потом к племяннице Иларии Николаевне, бывшей замужем за шляхтичем Даниилом Стемпковским. В 1662 году Низкиничи находились в аренде у Кадевичей-Кончинских и вскоре перешли к арендаторам Довгял-Циринам. К сожалению, последние приняв католичество, прилагали немало усилий, чтобы довести обитель до полного разорения и измены Православию. В 1698 году Низкиницкий монастырь становится униатским. Луцкий епископ Лев Заленский велел всех насельников обрить по католическому образцу. Перед этим он вместе с отрядом войска польского насильственно захватил с. Зимнее, утопив в р. Луге его последних непокоренных защитников.
Еще в начале XIX века местным монахам был хорошо знаком документ, согласно которому 9 февраля 1744 года Папа Римский Бенедикт XIV полностью признал права Низкиницкого монастыря на владение землями, что и было отмечено в специально изданной булле, оригинал которой хранился в здешнем архиве. В середине XVIII в. тогдашние владельцы монастыря — базилиане успешно добились выплаты многолетних долгов Довгял-Циринами и фактически способствовали их полному разорению.
Когда Западная Волынь окончательно перешла под власть Российской империи, началось массовое возвращение униатских приходов в лоно Православной церкви. В 1796 году в ведомство православного духовенства перешел Покровский храм, который стал приходским. После 98-летнего перерыва здесь снова, как и в прежние времена, стала совершаться православная литургия.
С переходом храма в православие монахи-базилиане забрали из него антиминс и серебряную богослужебную утварь и в дальнейшем служили в находящейся неподалеку часовне. В 1802 году нескольких монахов, остававшихся в монастыре, приписали к братии Владимир-Волынской обители, а сам монастырь, как административная монашеская единица униатской церкви, просуществовал до июня 1837 года. В 1796 году монастырский храм становится приписным к приходу села Каллусов.
В 1832 году московский протоиерей Платонов провел ревизию церквей Волынской епархии. Низкиницкая церковь, в которой на то время в связи с закрытием монастыря не совершалось богослужение, получила статус приходской.
В 1839 году в связи с открытием Низкиницкого прихода Волынская духовная консистория через местное губернское управление потребовала от нового владельца Низкиницкого имения дворянина Модзалевского выделить Низкиницкой церкви земельный участок и произвести ремонт церкви. В 1841 году Модзалевский обратился в губернское управление с заявлением, что на ремонт церкви нужны большие средства, и он не в состоянии со своего, сравнительно небольшого имения села Низкиничи выделить такие деньги, поскольку для этого нужно было бы продать само имение. Учитывая то, что строитель церкви Адам Кисель назначил для ее содержания значительный капитал, который был переведен в фонд Владимир-Волынского монастыря, то, по мнению Модзалевского, нужно было бы вернуть этот капитал Низкиницкой церкви и использовать на ее ремонт.
Губернское управление направило заявление Модзалевского во Владимир-Волынский уездный суд на рассмотрение. Уездный суд своим решением от 23 марта 1842 года постановил: все завещанные Адамом Кисилем Низкиницкой церкви капиталы и угодья вернуть в пользу этой церкви. Решение было утверждено 30 июня 1843 года на заседании Волынской гражданской палаты. Но Сенат, куда это дело перешло на проверку, с постановлением волынских судов не согласился и, приняв во внимание, что все монастырские капиталы перешли в казну, по собиранию дополнительных документов постановил: помещика Модзалевского освободить от обязанности выполнять ремонт Низкиницкой церкви, обязав его в то же время наделить ее земельным участком. Из указа Сената по этому делу видно, что Модзалевский заявляя о нехватке средств на ремонт церкви, писал в свое оправдание, что эта церковь очень большая и что другой такой по размерам якобы нет по всей Волыни. После выделения Модзалевским земельных угодий в пользу церкви вопрос о ее ремонте не поднимался. Дело закончилось тем, что церковь пришла в запустение, а священник, получив в селе Низкиничи землю, перешел жить в Каллусов. С конца 40-х до 80-х годов XIX века богослужения в Низкиницкой церкви не совершалось, а сам храм находился в аварийном состоянии.
В конце XIX в. местная интеллигенция заинтересовалась историческими достопримечательностями. Возникло движение по изучению этих памятников, проводились археологические исследования. В начале 80-х годов в Луцке возникло Братство интересующихся стариной, которое старалось спасти ценные исторические памятники. Возглавлял его надворный советник Емельян Дверницкий, имение которого находилось в селе Будятичи, отстоящем на 2 версты от Низкиничей, поэтому древний храм привлек его внимание. Среди лиц, которые осматривали в те времена этот памятник архитектуры были киевские профессора Антонович и А. Прахов; последний даже сделал фотоснимки здания и ценной церковной утвари, риз, икон и книг, которых там было огромное количество. Посещала Низкиничи известная благотворительница — графиня Уварова, которая горячо выступала в пользу надлежащего восстановления церкви.
При содействии архиереев, силами крестьян святыня была частично приведена в надлежащий вид и на рубеже веков были установлены купола. На деньги Святейшего Синода в 1896 году были выстроены дома и хозяйственные помещения для местного духовенства. Дело о ремонте храма продолжалось более 10 лет, в 1913 году было решено выделить 10 тысяч руб. из синодального бюджета 1915 года. Но этому помешала Первая мировая война.
Во времена польского владычества храм числился одним из первых для "ревіндикації” (возвращения католической церкви) во Владимирском уезде. Церковь католикам не вернули, но в межвоенные годы ее несколько раз грабили, причем вскрыли саркофаг основателя монастыря и украли клейноды и золотые изделия.
В Низкиничах существует местное предание, что в 1930-х годах усыпальницу посетил глава польского государства, который не оправдал ожиданий сторонников папства, ибо указал, что "если основатель храма был православный, то пусть такой же эта святыня и остается”. Более того, с 1935 года под эгидой государства начинается ее реставрация.
Вторая мировая война не обошла церковь стороной. Во время наступления советских войск мимо нее прошла линия фронта, уничтожив верхушку центрального купола и оставив бесчисленное количество дыр в крыше.
В 1950-е годы рядом с церковью построили шахтерский город Нововолынск. В 1961 году было принято решение о закрытии церкви.
1962 году воинствующие атеисты появились в здании Успенской церкви и совершили в нем погром, сбросив ломом на пол скульптурный надгробный портрет Адама Киселя. От удара фигура раскололась на две части. Церковные книги были разорваны, поврежден иконостас. Спустившись в склеп, где находился гроб-саркофаг с останками Адама Киселя, коммунисты оборвали родовые гербы, украшающие саркофаг и сильно повредили его. Кости воеводы вандалы разбросали по полу, а черепом играли в футбол. Церковь села Низкиничи была разорена и закрыта на долгих семь лет. Об акте небывалого вандализма дошли слухи до столицы. Оттуда на Волынь была отправлена специальная комиссия, которая состояла из выдающихся ученых и исследователей-искусствоведов. Последние резко осудили преступление, однако строго наказывать вандалов никто не собирался.
Спасло храм от новой гибели лишь то, что местному духовенству и прихожанам удалось в Борисполе отыскать одного из потомков Киселей. С его помощью храм 8 июня 1969 году вновь открылся для богослужения. Львовские реставраторы восстановили храм, а новоназначенный настоятель о. Владимир Понагайбо начал совершать богослужение. Низкиницкий приход был также в свое время (1987-1994 гг.) первым приходом наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла (Лебедя).
28 октября 1997 года, по решению Священного Синода УПЦ здесь, как и прежде, был открыт монастырь.
Материалы сайта http://www.pravoslavie.ua/monasteries/region-volinskaya/1570/