ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мильцы. Николаевский Милецкий мужской монастырь.


Мильцы. Николаевский Милецкий мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Волынская обл., Старовыжевский р-н, с.Мильцы

Координаты: 51.457161, 24.754194



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  30 января 2014

НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, XVI—XIX вв.

В состав комплекса входят Николаевская церковь, примыкающие к ней кельи с трапезной, теплой церковью, колокольня (на запад от Николаевской церкви), дом настоятеля (на юго-запад от келий), здания бывшей больницы и церковноприходской школы. Сохранилась почти целиком южная ограда с въездными воротами и часть западной.

Наибольшую художественную ценность представляют Николаевская церковь и колокольня — первые и наиболее древние сооружения комплекса (1542 г.). Деревянный монастырь документально известен еще до XVI в. В XVII в. это был значительный на Волыни монастырь, имеющий свою школу. С начала XVIII в. до 1832 г. проводятся крупные строительные работы, появляются каменные дом настоятеля, кельи и др. В 1848 г. проводится капитальный ремонт всех сооружений. Следующим строительным периодом монастыря было время конца XIX — начала XX вв.: перестраиваются колокольня, дом настоятеля, кельи с трапезной и церковью, строятся больница, церковно-приходская школа и др.

Николаевская церковь, 1542 г. В конце XVIII в. перед главным западным входом церкви возводится шестиколомный портик с фронтоном и классицистический фриз с триглифами, фрагменты которого сохранились на угловых контрфорсах западного фасада. Современный вид памятник приобрел в 1960-х годах: разобраны купол и портик на главном фасаде, заложен арочный проем апсиды, церковь разделена на два этажа, растесаны окна на северном фасаде.

В основу объемно-пространственной структуры церкви положена схема трехнефного, трехапсидного, четырехстолпного, крестовокупольного древнерусского храма, творчески переосмысленная украинскими мастерами XVI в. Сохранившиеся две апсиды церкви значительно понижены по отношению к трехнефному объему, центральная полукруглая апсида существенно выдвинута вперед, боковая северная четверть-кружная — меньших размеров. С южной стороны восточная часть замыкается прямоугольмым в плане объемом почти разновысоким с центральной апсидой, вероятно, появившемся в XVII—XVIII вв. вместо первоначальной боковой апсиды. Стены церкви укреплены контрфорсами, в угловом левом контрфорсе западного фасада имеется винтовая лестница, ведущая на чердак. Контрфорсы поставлены по осям подпружных арок, на которые опираются своды, перекрывающие нефы. Фасады по периметру были скромно декорированы поребриком, фрагменты которого сохранились на восточной и частично на южной стенах. Подкупольные столбы различной формы: восточные — правильные восьмигранники в сечении, западные — шестигранники (приближаются по форме к половине неправильного восьмигранника). Такой необычный для украинского культового строительства XVI в. прием был продиктован одновременным применением в перекрытиях системы крестовых сводов на подпружных арках с полуциркульным и купольным сводами. Затемненный нартекс перекрывался полуциркульным сводом с распалубками над двумя первоначальными небольшими окнами западного фасада. В архитектуре памятника наблюдается сплав приемов и форм древнерусского зодчества с волынской архитектурной школой.

Колокольня, 1901 г. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная. Вход обрамлен килевидным наличником, фасады декорированы фризом с квадратными нишами и зубцами, выложенными кирпичом.

Дом настоятеля, начало XVIII в. Перестроен из более древнего сооружения. Претерпел изменения в конце XIX — начале XX вв. Каменный, оштукатуренный, двухэтажный (первоначально одноэтажный), со сводчатым подвалом. Прямоугольный в плане, с двумя боковыми ризалитами на южном фасаде. Планировка секционная и коридорная с двусторонним размещением комнат. В нескольких помещениях первого этажа сохранились полуциркульные с распалубками своды. Фасады расчленены пилястрами.

Кельи, последняя треть XVIII в. Примыкают к южному фасаду Николаевской церкви. Построены на старом фундаменте келий (в том числе подвалы). В конце XIX в. здание незначительно перестраивалось с изменением внешнего декора.

Кельи кирпичные, прямоугольные в плане, двухэтажные. Внутренняя планировка — коридорная с односторонним размещением комнат. Коридоры перекрыты крестовыми сводами. В центральной части находится теплая трапезная церковь, разделяющая здание на две половины. Западный фасад ее декорирован в псевдорусском стиле. Под кельями — подвал, перекрытый полуциркульными сводами с распалубками.

Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 107-108, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Т.  25 сентября 2019

Первое письменное упоминание о Милецком монастыре датируется 1522 годом и рассказывает о том, что монастырь является семейной обителью княжеского рода Сангушко. В 1532 году Милецкий монастырь упоминается уже как существующий. Это видно из монастырских актов, свидетельствующих, что Василий Сангушко Ковальский совершил замену своих сел селами, которые принадлежали данном монастырю. Это и подтверждает, что он уже существовал и владел имениями.

По легенде, находясь на охоте возле монастыря в 1540 году, его впервые посетил князь Федор Андреевич Сангушко, староста Владимирский и маршал земли Волынской. Он больно отреагировал на нищету монастыря, который находился среди зарослей и болот. Одновременно был очень впечатлен подвигом Милецких монахов. Поэтому, тронутый до глубины души, князь Федор в 1542 году начинает строительство церкви в память святителя Николая, одновременно наделяя монастырь имениями, которые состояли из населенных сел со всеми их землями, сенокосами и озерами. Вот почему князь Федор Андреевич Сангушко и считается основателем Милецкого монастыря.

В 1636 году, когда на Волыни продолжалась жестокая борьба между православными и униатами, которые уже открыто посягали на Милецкий монастырь и его земли, Владислав Доминик, князь Острожский и Заславский, родственник князей Сангушко, встал на защиту интересов монастыря и щедро одарил его. В предоставленной им грамоте подтверждалось, что села Ницы, Песочное, Соловьи, Комарово, Соколище, Шкробы, Подсыновка и городок Мильцы, со всеми их землями, угодьями, доходами, заводами, будивлямии доходами относятся и в дальнейшем к Милецкому монастырю. Считая завещание своих предков священным, а церковное имущество, принесенное ими в собственность монастырю, нетронутым, он своей грамотой подтвердил все предыдущие права и дарственные записи основателей монастыря - князей Сангушко - как лично от себя, так и своих сыновей Константина и Исидора, князей Заславских.

В марте 1637 Милецкий монастырь посетил Петр Могила и поставил настоятелем монастыря Иосифа Чаллиц-Шпаковского, возвел его в сан архимандрита. Это говорит о том, что Милецкий монастырь был весомым не только на территории Волыни, но и во всей Речи Посполитой. И уже во второй половине ХVII века обстоятельства для монастыря изменились к худшему. Благотворители и покровители обители, потомки князей Сангушко, чарез коварство иезуитов, изменили своей прародительской вере и приняли католицизм. До 1707 года Милецкий монастырь был православным, а с этого года в нем насильно насаждена уния. В 1713 году он был переименован высшей церковной властью униатов в Милецкое опатство. Католики называли свои богатые монастыри аббатствами, а настоятелей аббатами, по - местному - «Опат». Теперь уже настоятели монастыря стали называться не архимандритами или Супериор, а Опат, что возвышало их положение среди других униатских монастырей.

В 1839 году Меленький монастырь был присоединен к Православной Церкви. По штатному расписанию 1842 он был возведен в первоклассный, и в нем надлежало быть: настоятелю (архимандриту), наместнику-иеромонаху, восьми иеромонахам, четырем иеродиакона, трем монахам, пяти послушникам и 24 служителям. В 1914 году здесь было братии 42 человека. Во время Первой мировой войны в 1915 году монастырь был эвакуирован в город Харьков. В Милецком монастыре находились две особо почитаемые иконы - Божией Матери и Святого Николая.

В 1947 году монастырь был закрыт, а в его помещениях разместился сначала сельскохозяйственное училище, а затем дом-интернат для инвалидов и престарелых. Богослужение совершалось только в Онуфриевском храме на кладбище, который стал приходским.

В 1994 году Милецкая обитель возродилась. Трудами братии монастырь восстал из руин и является ныне духовной жемчужиной Полесья - святым местом монашеского подвига и молитвы за весь мир.

Источник: сайт Владимир-Волынской епархии, https://www.vv-orthodox.org/monastyri/mileckyj/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.