НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, XVI—XIX вв.
В состав комплекса входят Николаевская церковь, примыкающие к ней кельи с трапезной, теплой церковью, колокольня (на запад от Николаевской церкви), дом настоятеля (на юго-запад от келий), здания бывшей больницы и церковноприходской школы. Сохранилась почти целиком южная ограда с въездными воротами и часть западной.
Наибольшую художественную ценность представляют Николаевская церковь и колокольня — первые и наиболее древние сооружения комплекса (1542 г.). Деревянный монастырь документально известен еще до XVI в. В XVII в. это был значительный на Волыни монастырь, имеющий свою школу. С начала XVIII в. до 1832 г. проводятся крупные строительные работы, появляются каменные дом настоятеля, кельи и др. В 1848 г. проводится капитальный ремонт всех сооружений. Следующим строительным периодом монастыря было время конца XIX — начала XX вв.: перестраиваются колокольня, дом настоятеля, кельи с трапезной и церковью, строятся больница, церковно-приходская школа и др.
Николаевская церковь, 1542 г. В конце XVIII в. перед главным западным входом церкви возводится шестиколомный портик с фронтоном и классицистический фриз с триглифами, фрагменты которого сохранились на угловых контрфорсах западного фасада. Современный вид памятник приобрел в 1960-х годах: разобраны купол и портик на главном фасаде, заложен арочный проем апсиды, церковь разделена на два этажа, растесаны окна на северном фасаде.
В основу объемно-пространственной структуры церкви положена схема трехнефного, трехапсидного, четырехстолпного, крестовокупольного древнерусского храма, творчески переосмысленная украинскими мастерами XVI в. Сохранившиеся две апсиды церкви значительно понижены по отношению к трехнефному объему, центральная полукруглая апсида существенно выдвинута вперед, боковая северная четверть-кружная — меньших размеров. С южной стороны восточная часть замыкается прямоугольмым в плане объемом почти разновысоким с центральной апсидой, вероятно, появившемся в XVII—XVIII вв. вместо первоначальной боковой апсиды. Стены церкви укреплены контрфорсами, в угловом левом контрфорсе западного фасада имеется винтовая лестница, ведущая на чердак. Контрфорсы поставлены по осям подпружных арок, на которые опираются своды, перекрывающие нефы. Фасады по периметру были скромно декорированы поребриком, фрагменты которого сохранились на восточной и частично на южной стенах. Подкупольные столбы различной формы: восточные — правильные восьмигранники в сечении, западные — шестигранники (приближаются по форме к половине неправильного восьмигранника). Такой необычный для украинского культового строительства XVI в. прием был продиктован одновременным применением в перекрытиях системы крестовых сводов на подпружных арках с полуциркульным и купольным сводами. Затемненный нартекс перекрывался полуциркульным сводом с распалубками над двумя первоначальными небольшими окнами западного фасада. В архитектуре памятника наблюдается сплав приемов и форм древнерусского зодчества с волынской архитектурной школой.
Колокольня, 1901 г. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная. Вход обрамлен килевидным наличником, фасады декорированы фризом с квадратными нишами и зубцами, выложенными кирпичом.
Дом настоятеля, начало XVIII в. Перестроен из более древнего сооружения. Претерпел изменения в конце XIX — начале XX вв. Каменный, оштукатуренный, двухэтажный (первоначально одноэтажный), со сводчатым подвалом. Прямоугольный в плане, с двумя боковыми ризалитами на южном фасаде. Планировка секционная и коридорная с двусторонним размещением комнат. В нескольких помещениях первого этажа сохранились полуциркульные с распалубками своды. Фасады расчленены пилястрами.
Кельи, последняя треть XVIII в. Примыкают к южному фасаду Николаевской церкви. Построены на старом фундаменте келий (в том числе подвалы). В конце XIX в. здание незначительно перестраивалось с изменением внешнего декора.
Кельи кирпичные, прямоугольные в плане, двухэтажные. Внутренняя планировка — коридорная с односторонним размещением комнат. Коридоры перекрыты крестовыми сводами. В центральной части находится теплая трапезная церковь, разделяющая здание на две половины. Западный фасад ее декорирован в псевдорусском стиле. Под кельями — подвал, перекрытый полуциркульными сводами с распалубками.
Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 107-108, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год