ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение".


Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1898.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, Домодедовский район, с. Добрыниха

Координаты: 55.181873, 37.706773
Проезд:Проезд с Курского вокзала электричкой в направлении Чехов, Серпухов до ст.Столбовая, далее авт. №31 до ост. Добрыниха



План общины Отрада и Утешение в Добрынихе
XXXXX

Храмы общины:

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь иконы Божией Матери "Отрада и утешение"
8. Богадельня с церковью Спасителя, исцелившего расслабленного, в наст. вр. лечебный корпус

Другие постройки и сооружения:

3. Южный келейный корпус, в наст. вр. - здание администрации больницы
4. Северный келейный корпус, в наст. вр. лаборатория
5. Бывшая школа общины, используется как реабилитационное отделение
6. Постройка общины, в наст. вр. подсобное помещение
7. Постройка общины, в наст. вр. баня и прачечная
9. Постройка общины, в наст. вр. музей
10. Постройка общины, в наст. вр. бухгалтерия
11. Постройка общины, в наст вр. проходная
12. Постройка общины, в наст. вр. пищеблок
13. Постройка общины, в наст. вр. склады, кафе
14. Больничные постройки советского периода
15. Ограда
16. Место разобранной звонницы



Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение", западная стена монастыря<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
западная стена монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
31 марта 2013
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение", , Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
3 августа 2011
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение", Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение", Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Ежегодник Общества Архитекторов-Художников".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Женская община иконы Божией Матери "Отрада и утешение", Фотография нач. ХХ века. приблизительная датировка: с 01.07.1906 г. по 01.07.1910 г.<br>, Добрыниха, Домодедовский городской округ, Московская область
Фотография нач. ХХ века. приблизительная датировка: с 01.07.1906 г. по 01.07.1910 г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 июля 2016

Лесную пустошь Добрыниха унаследовала в 1883 году графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова. Здесь для женской общины она возвела жилые и хозяйственные постройки, богадельню с домовой церковью, больницу, приют и школу. Задача и цель христианской общины, по замыслу графини, заключалась "в служении жителям ближней окрестности в нуждах, в уходе за больными, в обучении и воспитании детей женского пола..."

В 1893 году началось строительство сестринского корпуса с домовым храмом во имя иконы Божией Матери "Отрада и Утешение", которая была привезена специально для обители со Святой горы Афон. Согласно высочайшему указу, Святейший Правительствующий Синод 26 марта 1898 года утвердил устав общины и постановил: "... в имении графини Марии Владимировны Орловой-Давыдовой при селе Щеглятьево Серпуховского уезда, учредить женскую общину во имя иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства". Обладавшая значительным наследством Мария Владимировна пожертвовала общине 103 десятины земли в сумме 200.000 рублей ассигнациями. Создав общину, графиня, принявшая к тому времени иноческие обеты, стала ее первой настоятельницей - игуменьей Магдалиной.

В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма, проект которого выполнил академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев. Он создал уникальный прект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца 16 - начала 17 веков в древнерусском Ростово-Суздальском стиле. Украшенный золочеными крестами пятиглавый собор имел три притвора. Храм был расписан в древнерусской манере масляной живописью художниками Соколовым и Пашковым. Роспись во многом сохранилась до наших дней. Строительство собора заняло 4 года, и 22 августа 1904 года было совершено его великое освящение. В богадельном корпусе была открыта вторая домовая церковь во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного, а на кладбище для отпевания усопших поставлена деревянная на каменном фундаменте часовня. Кроме того в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения. Была возведена звонница, а так же были выстроены стены с зубцами, которые опоясывали это святое место.

Говоря современным языком, при общине "Отрада и Утешение" был создан образцовый реабилитационный центр, не имевший в то время аналогов в мире. За счет настоятельницы содержалась и частная лечебница. До революции, в 1916 году, община получила 41,5 тысяч рублей дохода, тогда как собственные расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. Значительные доходы (более 6 тысяч рублей) были получены от прдажи скота, плодов, овощей и меда. В том же году община выделила на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более 2 тыс. рублей.

После революции 1917 года общине пришлось изменить название: сначала она называлась трудовой общиной, а потом - совхозом. В те же годы пахотная земля у монастыря была отобрана, и сестрам было оставлено лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли. Несмотря на трудности, матушка находила возможность помогать людям, потерявшим во время революции дома и средства к существованию. После создания устава сельхозартели общим собранием было решено "организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семеноводчеству". Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. "Артельщицы" трудились в меру физических сил, и все доходы поступали в общую кассу. Личное имущество насельниц состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Рабочий день продолжался 8 часов. Однако, несмотря на трудовые успехи и положительные отзывы местного населения, власти постоянно настаивали на исключении монахинь и священника Николая Соколова из коллектива артели и в конечном итоге добились ее роспуска. Свыше 100 монахинь должны были освободить помещения обители и расселиться по окрестным селениям.

27 сентября 1927 года президиум Серпуховского исполкома принял решение о ликвидации артели "Добрыниха". В 1928 году в монастыре устроили колхоз "Весна", школу крестьянской молодежи и дом ребенка. Игуменья Магдалина скончалась в 1931 году и была похоронена в дубовой роще возле монастыря. Соборный храм еще действовал, потому что был зарегистрирован как приходская церковь села Степыгино. В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора так как в заключении говорилось "собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет..." Окончательно собор был закрыт в 1934 году, основанием для этого стали обращения советских школьников и учителей в Лопасненский районный исполнительный комитет о том, что "колокольный звон дурманит наши головы и мешает учиться". Колокола закрытого собора решено было "перелить на трактора". Главную святыню общины - икону Божией Матери "Отрада и Утешение" передали в храм Архангела Михаила в селе Михайловское, где она находится и поныне. После закрытия артели здания монастыря использовались под различные нужды. Если за жилыми и хозяйственными постройками бывшей обители следили, то церковные здания оставались бесхозными. Надвратная колокольня была разрушена, собор со временем ветшал. Сначала в стенах собора мололи зерно на муку, в подвалах хранили овощи, а потом в здании устроили склад списанного инвентаря.

В конце 1960-х годов хулиганы подожгли крышу собора. Внутреннее помещение постоянно заливали дожди. Плесень и грибок делали свое дело. Здание поросло сверху травой и деревьями. Стены были покрыты огромными трещинами. В таком состоянии в конце 1991 года собор передали Русской Православной Церкви. В августе 1994 года православная община приступила к реставрации Успенского собора. Община не имела крупных благотворителей, поэтому реставрировали здание своими силами. В 1999 году были возведены все купола собора. К этому времени заново были отстроены порталы, укреплен четверик, крыша была покрыта железом с металлическим выпускным карнизом. Работы велись под руководством московского реставратора Александра Васильевича Политова. Стараниями молодых художников-монументалистов Елены Кузнецовой и Ильи Косырева отреставрирована огромная мозаичная икона. На праздничном воздвижении золоченых крестов 7 февраля 2004 года Господь явил небесное знамение - над Успенским собором, проплывая, остановился облачный крест, а солнце, разорвав плотные тучи, озарило собою всех присутствующих в это день прихожан.

www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/Действующие храмы Домодедовского Благочиния


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 октября 2020

Община "Отрада и утешение" основана гр. М.В. Орловой-Давыдовой в 1893 г. как комплекс благотворительных учреждений. Помимо собора, жилья и служб имела в своем составе больницу, богадельню, детский приют и школу. Обнесенный глухой стеной обширный ансамбль кирпичных и деревянных зданий конца XIX - начала XX в. носит замкнутый характер. Архитектура в целом проста, утилитарна и, за исключением собора, маловыразительна. Основные постройки поставлены симметрично относительно главной планировочной оси, которую намечали здания собора, надвратной колокольни и Общинного дома. После разборки колокольни, стоявшей в западной линии ограды, произошло смещение художественных и пространственных акцентов, утратил доминирующее положение собор. Сейчас средоточием композиции служит Общинный дом. На него ориентированы две боковых въездных аллеи таким образом, что все сооружения ансамбля при движении воспринимаются в различных, постоянно меняющихся ракурсах.

В создании ансамбля принимал участие С.У. Соловьев, который проектировал и строил собор с колокольней и ограду. Последняя, снабженная зубцами, декоративными печурами и двухъярусными шатровыми башнями, имитировала формы крепостной стены. Верх ограды и башни утрачены.

В художественном отношении наиболее значителен Успенский собор, заложенный в 1900 и оконченный в 1904 г. Четырехстолпный пятиглавый храм крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором с хорами наверху создан под воздействием форм древнерусского зодчества различных эпох. Здание с полуподвалом, на высоком цоколе, опоясывает аркатурно-колончатый фриз, прясла стен оканчиваются закомарами, по которым положена посводная металлическая кровля. Близки к владимирским образцам узкие удлиненные окна в профилированных амбразурах. Из трех порталов сохранился западный, в духе XVII в., луковичные главы утрачены.

Сдержанная архитектурная декорация некогда беленого здания удачно дополнена живописью в виде красочного сюжетного панно на стене центрального алтаря и мозаичной композицией в тимпане притвора.

Величественный и просторный интерьер собора, носящий черты домонгольского зодчества, освещен только верхним светом: из барабанов и окон, размещенных в два яруса. Отсутствие внутри храма восточной стены и иконостасов, замененных низкими алтарными преградами, позволило создать насыщенное воздухом пространство. Крестчатые столбы и лопатки на стенах сопрягаются с арками без посредства капителей или карнизов. Храм расписан Соколовым и Н.Пашковым в древнерусской манере масляной живописью холодных сине-голубых тонов. Расположенные регистрами сюжетные и орнаментальные композиции покрывают стены, столбы и алтарные преграды, средняя из которых украшена аркадой на полуколонках. В росписи центральной апсиды господствует Оранта.

Характерный представитель архитектуры 1890-х гг., двухэтажный Общинный дом с вестибюлем и церковью на поперечной оси обладает симметричной композицией и коридорной планировкой, одинаковой для обоих этажей. Балочные перекрытия сменяются в церкви сводами Монье. Сравнительно с соседними жилыми корпусами главный более наряден. Декоративный эффект в его сдержанном внешнем убранстве достигнут преимущественно цветовым контрастом неоштукатуренных стен с белеными наличниками и несложным кирпичным геометрическим орнаментом, зрительно объединяющим окна в вертикальные звенья. Обработка, общая для всех фасадов, дополнена красивым карнизом с консолями.

Два корпуса келий включены в регулярную застройку монастырского центра. Парные двухэтажные здания в соответствии с общими художественными принципами ансамбля и подчиненным положением, которое в нем занимают, очень скромны по архитектуре. Четкая осевая внешняя структура их обусловлена симметричным планом с двумя поперечными стенами. Архитектурный декор на фасадах выделен побелкой. Перекрытия балочные. Внутренняя организация построек и отделка помещений изменены.

Богадельня в два этажа состоит из двух объединенных под углом крыльев различной конфигурации. Внешний угол, как центр композиции, раскрепован и скруглен, на его оси помещен парадный вход с вестибюлем и лестницей. Предельно лаконичные фасады разнообразят лишь окна различной величины и формы да карниз с кирпичным городчатым "подзором".

Удобна и продуманна внутренняя планировка с коридором вдоль внешней стены и ориентацией комнат на запад и юг. Балочные перекрытия местами сменяются сводами, в частности Монье.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - М. 1908, № 519.; Ежегодник Общества архитекторов-художников: 1911. - СПб., 1911. - Вып. 6.; Московский архитектурный мир. - М., 1912. - Вып. 1.; МЦВ. - 1904.; ЦП AM, ф. 203. on. 461, д. 7. 1892 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 марта 2024

В селе Добрыниха городского округа Домодедово находится бывшая женская обитель «Отрада и Утешение». Ее основала в 1880-х годах графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова, принявшая монашество с именем Магдалина. Женская община создавалась для дел милосердия, поэтому на территории кроме храма имелась больница, богадельня, школа и детский приют. Сейчас в обители располагается психиатрическая больница. Главной святыней общины в Добрынихе была копия иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», привезенная с Афона. Оригинал образа Божией Матери «Отрада» или «Утешение» находится в греческом монастыре Ватопед.

Еще в 1835 году отец основательницы обители в Добрынихе Владимир Петрович Орлов-Давыдов совершил путешествие к Ионическим островам, Греции, Турции и святой горе Афон. На Афоне Владимир Петрович посетил Ватопедский монастырь. Граф писал в путевых записках: «Как скоро вошел я в ограду, ударили во все колокола, и архимандрит и все духовенство повели меня собором во внутренность алтаря и там отслужили молебен перед иконой Богородицы. Ни в одном из монастырей, даже русском, меня не принимали с таким торжеством, как здесь. После молебна повели меня прикладываться к чудотворному образу Богородицы, находящемуся на левой руке, при входе в храм». 

Владимир Петрович Орлов-Давыдов встретил среди ватопедских монахов множество «веселых и румяных» стариков, которые хвастались, что дожили до ста лет. Правда, две детали разочаровали графа. На обед русскому гостю и его спутникам подали жареную козу, хотя он ожидал, что на Афоне пустынники не едят мясо. На дверях церкви Давыдов заметил узор в виде полумесяцев. Граф посчитал это предосудительным «поползновением угождать туркам». Владимир Петрович был известным библиофилом, поэтому осмотрел ватопедское книгохранилище. Оно оказалось самым богатым на Афоне.

В 1793 году в Петербурге вышла книга «пешеходца» Василия Григорьевича Григоровича-Барского (Плаки-Албова) о путешествии русского странника по святым местам Европы, Азии и Африки. Сочинение было популярно у читающей публики в первой половине XIX века. Эту книгу читал перед своим странствием на Афон и Владимир Петрович Орлов-Давыдов. У Григоровича-Барского есть подробное описание Ватопедского монастыря. Греческое слово «ватопедион» буквально переводится на славянский язык как «купинодетие» или «куст отрока». Название связано с событиями конца IV века. Однажды сын римского императора Феодосия Великого Аркадий возвращался по морю к отцу из Рима в Византию. Его корабль попал в бурю недалеко от Афонской горы. Судно тонуло, но отрок Аркадий стал молиться: «Пресвятая Богородице, помоги мне». Через некоторое время к месту, где затонул корабль царевича, приплыли греческие князья и вельможи. Они были уверены, что Аркадий погиб, но неожиданно нашли на суше под кустом спящего отрока. Узнав о спасении сына, император Феодосий велел на месте, где нашли Аркадия, основать церковь в честь Пресвятой Богородицы. Позднее здесь появился монастырь Ватопед – «куст отрока». На внешней стене Успенского храма общины «Отрада и Утешение» в Добрынихе есть мозаика с ватопедским образом Божией Матери. Богородица отвернула лицо от Иисуса, а младенец как будто закрывает ей уста рукой. Существует предание, объясняющее такую иконографию. В 807 году к Афону приплыли разбойники, которые хотели разорить богатый Ватопедский монастырь. Разбойники ожидали момента, когда монахи откроют ворота на рассвете. В это время игумен читал монашеское правило в храме и услышал голос от иконы Божией Матери: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников». Игумен взглянул на икону, от которой слышал эти слова, и заметил, что фигуры Богородицы и младенца Иисуса как будто ожили. Спаситель протянул руку к устам матери и, глядя на нее, произнес: «Нет, мать моя, не говори им: пусть они будут наказаны». Однако Божия Матерь уклонялась от него лицом и дважды повторила свои слова. Игумен немедленно собрал иноков и рассказал о видении. Монахи заметили, что очертания Богородицы и Иисуса на иконе изменились. Ватопедские монахи сумели отбить нападение разбойников, а икону стали называть Отрадой и Утешением. Мария Владимировна Орлова-Давыдова была правнучкой графа Владимира Орлова – младшего из пяти братьев, прославившихся в царствование Екатерины II. В роду Орловых Мария была не первая, кто отказался от роскошной жизни в пользу дел милосердия и монашеских обетов. Ее двоюродная бабушка Анна Алексеевна Орлова-Чесменская тоже не вышла замуж, а отцовское состояние жертвовала монастырям. В конце жизни Анна Алексеевна поселилась недалеко от Юрьева монастыря в Новгороде и тайно приняла монашеский постриг с именем Агния.

На нравственный склад Марии Владимировны – будущей игуменьи Магдалины – сильно повлияла ее мать Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Религиозность последней поразила писателя и философа-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Он владел имением в Турово Серпуховского уезда на реке Лопасне недалеко от усадьбы Орловых-Давыдовых и трижды бывал у семьи графа в гостях. В письме приятелю Аксаков писал: «Мне хочется тебе порассказать о моем знакомстве с Орловыми-Давыдовыми и передать тебе мои впечатления. Они были вызваны… разными учреждениями его жены и дочерей, так сказать, православным демократизмом».

Аксаков стал свидетелем доверительных отношений аристократов со своими крестьянами. Он подчеркивал, что благотворительные заведения графини «не были снисхождением знатной барыни, исполненной приторного сострадания к бедному простолюдину». Графиня хорошо понимала русскую деревню и создала для нее особый тип сестер милосердия. Графиня Ольга Ивановна знала, что у крестьян, особенно среди раскольников, существовал чин женщин, которых называли «вековушками» или «вековыми девушками». Они не выходили замуж, посвящали жизнь молитве и богоугодным делам, но жили в миру. Графиня привлекала таких благочестивых крестьянок из своих деревень и назначала каждой определенное послушание: ходить к больным, обучать детей, помогать старикам. Такое деятельное понимание христианства Ольга Ивановна, возможно, унаследовала от своей матери – немки и набожной протестантки. 

В имении Отрада была создана больница, а потом и община «Добрых Девушек». Мария Владимировна продолжила дело матери. Вблизи села Щеглятьево в пустыни Добрыниха, которая досталась ей после отца, она основала женскую общину по образу общины «Добрых Девушек». Это не был монастырь в полном смысле слова, а скорее обитель милосердия. В 1893 году при благотворительных учреждениях был построен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Для общины привезли с Афона список ватопедской иконы. В 1904 году был возведен огромный по сельским меркам Успенский собор. В его архитектуре прослеживаются отсылки к владимиро-суздальскому зодчеству XII века. У общины появились нарядные святые ворота со звонницей, но они, к сожалению, не сохранились.

После революции 1917 года общине милосердия «Отрада и Утешение» удалось просуществовать еще десять лет под видом хозяйственной артели. В 1927 году артель в Добрынихе закрыли, но Успенский храм еще несколько лет продолжал действовать как приходской. В 1931 году престарелая игуменья Магдалина – графиня Мария Орлова-Давыдова – скончалась в соседней с Добрынихой деревне Степыгино. После закрытия Успенского храма верующие перенесли чтимую афонскую икону в ближайшую действующую церковь в село Михайловское. Там икона «Отрада и Утешение» находится и сегодня.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. "Отрада и Утешение" в Добрынихе.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.