На Русском Севере еще можно встретить очень красивые деревянные храмы. Огромное количество их было уничтожено во времена Советской власти, но есть в Грязовецком районе в верховьях реки Лежи деревянная церковь Космы и Дамиана, еще стоит и дожидается обновления. И такие возможности могут быть, если... будут энтузиасты. Нам выпала честь сохранить этот храм и передать нашим потомкам. Если не сделать это сейчас – деревянная святыня просто исчезнет.
Имеется много противоречий в данных о времени постройки церквей Леждомского прихода. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» Н.М. Македонской значатся две Косьмо-Дамиановские Леждомские церкви: одна деревянная, 1816 г. по стройки, другая кирпичная – 1856 года. Обе находились в Грязовецком районе в урочище Козьма-Демьян, южнее деревни Савино.
В клировой ведомости той же церкви за 1913 год (ГАВО, Ф.496, оп.4, д. 444) сказано, что «Главная церковь (кирпичная) построена тщанием прихожан в 1816 году, а другая, деревянная церковь, холодная, неизвестно, когда и кем построена. Возобновлена в 1856 году. Деревянная церковь, древняя, снаружи и внутри опушена тёсом, крыша на ней деревянная, снаружи окрашена масляною краскою, довольно прочна, но снизу подгнивает и садится, а поэтому необходимо подвести под неё каменный фундамент и покрыть её железом, на что не изыскивается ещё средств». Эти же годы указаны и в «Известиях Императорской археологической комиссии», выпуск 59, Петроград, 1915 г., стр.173.
В клировой ведомости за 1850 год (ГАВО, Ф.1260, on. 1, Дел. 8569, стр.1564) говорится: «здание церкви каменное одноэтажное в одной связи с колокольнею, крепка и повреждений в ней нет, а ныне же колокольня деревянная – ветха, на устройство новой колокольни каменной сделано кирпичу 150 тысяч». Значит, у деревянной церкви была и деревянная колокольня? Видимо, стояла она отдельно от храма и, конечно же, на западной стороне. Мною в архиве Вологодской области найден документ за1690 год (ГАВО, фонд 1260, опись 1, дело 8569, архивная копия № 442), в котором «по указу преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белозерского...велено того ж Лежского волока бывшего космодемьянского попа Фёдора выслать...»
Значит, ещё в XVII веке была церковь Космы и Дамиана! Впервые эта церковь упоминается в 1752 году. Она была холодной (неотапливаемой), в ней паперть «глухая, досчатая, с двумя сходами». В 1818 году церковь была закрыта, и иконостас был перенесён в построенную рядом каменную, в том году освященную. В 1855-1856 годах деревянная церковь Космы и Дамиана была отремонтирована и возобновлена. В 1890 году была перекрыта кровля, устроены новые главы и на них железные кресты. Церковь была действующей примерно до 1936 года.
В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии. Прочность ее сохраняют поперечные стены, но в продольных стенах утрачены большие фрагменты, местами провалилась кровля, обрушены потолки. Сохранились первоначальные косящатые окна второго света, обрамлённые толстыми колодами, волоковое окно в алтаре, следы от покрытия галереи. Видно, что сруб очень сильно просел, полопустился на землю и сгнил. По воспоминаниям старожилов 1914 года, за 100 лет сруб ушёл в землю на 1.5 – 2 аршина (1-1.4 м).
Церковь Космы и Дамиана – яркий образец так называемого «клетского» храма. Этот тип церковных построек является древнейшим в зодчестве Руси. Как правило, «клетская» церковь состоит из трёх срубов – «клетей» разной высоты: притвора, основной части храма и алтаря. Каждая из «клетей» покрыта отдельной двускатной кровлей. В древности небольшие «клетские» церкви обычно служили в качестве зимних храмов, которые было легче отапливать, чем высокие шатровые храмы. За счёт сильного удлинения пропорций стен и крутой кровли зодчие создали удивительно поэтический образ церкви-корабля. Традиционная «клетская» схема весьма удачно дополнена галереей-папертью на выступающих брёвнах-повалах с открытой лестницей. Рядом с храмом стояла колоколенка, которая очень удачно дополняла ансамбль.
Фрагмент галереи хорошо виден на фотографии, помещённой в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба». Погост Леждом расположен в живописной лесистой местности, примерно в полутора километрах от деревни Савино. Сравнительно небольшая, занятая старым, густо заросшим деревьями кладбищем, территория погоста находится в южной части обширной луговины, образованной излучиной речки Вельшмы, недалёко от впадения её в реку Лежу. От кирпичной церкви сохранились лишь два нижних яруса колокольни и небольшие фрагменты стен трапезной. Рядом с кладбищем с южной стороны, на самом берегу речки сохранились остатки деревянной кузницы и трёх других строений. Территория погоста была обнесена кирпичной оградой со Святыми вратами.
В 1983 году Министерством культуры СССР Леждомская церковь Космы и Дамиана была отнесена к памятникам архитектуры, но позднее была вычеркнута из списков.
Деревянная церковь Космы и Дамиана имеет ещё одну достопримечательность: брёвна в срубе одно к другому притёсаны так, что паз выбран не в нижней части бревна, как обычно, а в верхней. Такой приём причерчивания брёвен уже не встречается в северных церквях XV – XVIII веках. В этом тоже есть уникальность Космодамиановской церкви. Строения с верхним расположения паза в брёвнах намного долговечнее, чем с нижним, т.к. во втором варианте происходит затекание влаги в паз и начинается гниение. Возможно ли сохранить драгоценный храм? На своём месте – нет. Есть согласие властей Грязовецкого района на перевоз храма в Грязовец. Здесь её можно было бы установить рядом с возведенной недавно церковью святителя Игнатия Брянчанинова – храмом хотя и новым, но выполненным в традициях древнего зодчества. Для выполнения работ по составлению проекта, разборке, переносу и восстановлению храма нужны средства, и не малые. Определились первые спонсоры, которых знает весьрайон. Собрано 211 подписей в поддержку переноса церкви Космы и Дамиана в город Грязовец.
Как стало известно, у Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника есть желание перевезти Леждомский храм на территорию музея в Цыпино. Думается, что грязовчане должны найти возможность сохранить эту жемчужину древнего зодчества у себя.
Анатолий Васильевич Белов, краевед. Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Благовестник, №1, 2014