Алексеевская больничная церковь
Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. на средства монастырского келаря старца Иринарха. В 1671 г. с левой стороны в ней был устроен теплый придел во имя Иоанна Богослова. В те же годы и на иждивение того же старца при церкви были выстроены каменные больничные кельи, а над ними в 1889 г. надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и новый резной вызолоченный червонным золотом иконостас, украшенный ярью и новыми образами. В 1844-1845 гг. местные иконы Спасителя, Богоматери, Алексея человека Божия, а также икона Богородицы, именуемая Страстная, усердием больничного иеромонаха Иова, украшены ризами апплике. В 1881 г. в главной церкви был устроен новый трехъярусный резной иконостас, а в приделе одноярусный вызолоченный. Для обоих иконостасов были выполнены новые живописные иконы.
Макарьевская надвратная церковь
Макарьевская церковь была построена в 1617 г. "иждивением" кашинского купца Широкого-Машкина. Этот каменный храм находился над внутренними святыми воротами обители, имел две главы и был окружен с трех сторон папертью, устроенной в виде галереи с каменными столбами и большими стеклянными переплетами. Церковь имела вид одностолпной восьмигранной башни. За свою историю церковь неоднократно обновлялась. Так произошло после пожара 1667 г., когда она вся выгорела внутри. После бури 1750 г. поврежденный деревянный шатер был заменен каменной накладкой с железной крышей, а в самой церкви установлен новый четырехъярусный иконостас, заменены иконы и настенная живопись. В 1808 г. церковь снаружи оштукатурена и выкрашена, обе главы с крестами покрыты червонным золотом, а крыша выкрашена медянкой. В 1817-1818 ГГ. на средства эконома Тверского архиерейского дома игумена Антония, бывшего прежде наместником Калязинского монастыря, церковь внутри вновь была расписана живописными изображениями, а старый пятиярусный иконостас вызолочен. Небольшие карнизы, покрывающие верхи ярусов, поддерживались пилястрами с капителями. Уступы карнизов, пилястры и капители были вызолочены, а поле иконостаса имело голубой цвет. В Макарьевской церкви в футляре красного дерева за стеклом хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария. В ней сохранялась подушка из простого холста, найденная при обретении мощей преподобного Макария.
Сретенская церковь
Сретенская церковь прежде называлась Борисоглебской трапезной. В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма. Дабы не прекратилось навсегда прославление страстотерпцев, дмитровский князь Юрий Иванович построил между 1525 и 1530 г. новую каменную Борисоглебскую церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезною и со всеми службами. Поэтому и вся церковь называлась трапезной. В 1830 г. церковь внутри была переделана: расширены окна, вместо каменного пола настлан деревянный, поставлен новый иконостас и иконы, стены местами расписаны живописью. При освящении церкви 25 ноября того же года престол во имя Бориса и Глеба был переименован и стал носить имя Сретенья Господня, а престол преподобных Исаакия, Далмата и Фавста - имя Казанской иконы Божьей Матери. Одноглавую церковь венчал восьмиконечный крест. В 1839 г. новый резной иконостас был вызолочен червонным золотом и перед ним для отделения солеи устроена железная решетка. Оба деревянных церковных иконостаса имели два яруса. Они располагались в одну прямую линию по всей ширине храма и разделялись между собой иконой Воскресения Христова, вставленной в тот же иконостас. Иконы первого яруса разделялись колоннами, капители которых поддерживали небольшой карниз, испещренный сухариками. Резьба царских ворот представляла собой лучи, исходящие из центра, в котором помещался крест.
С северной стороны через паперть в церковь вел единственный вход. К нему со двора была пристроена галереей лестница, покрытая железом. С южной стороны церкви был вход в монастырскую библиотеку и архив. Под церковью в нижнем ярусе до 1841 г. помещалась братская трапезная, но по причине тесноты вскоре была переделана в мастерскую. В том же этаже исстари помещались книжная лавка, просфоропекарня, две кладовые, братская провизная палатка и два подвала для овощей. В Сретенской церкви находился портрет митрополита Сарского и Подонского Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом. По преданию, портрет был заказан петербургским купцом, которому во время болезни во сне явился святитель Серапион и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился видеть его во сне и отослать в Калязин монастырь. В 1799 г. портрет был доставлен в монастырь и установлен в церкви.
Троицкий собор Троицкого монастыря
Первая монастырская церковь во имя Живоначальной Троицы, по которой и вся обитель получила название Троицкой, была устроена основателем монастыря Макарием с братией в середине ХV в. По преданию, деревянная церковь была построена за 40 дней.
С течением времени прежние монастырские строения обветшали, и возникла необходимость обновления Троицкой церкви. В 1521 г. дмитровский купец Михаил Воронков получил разрешение поставить в обители вместо обветшавшей деревянной церкви каменную. Твердый грунт был выбран в десяти шагах от старой церкви над могилой основателя обители игумена Макария. Прах преподобного решено было перенести на новое место. Могилу вскрыли 26 мая и обнаружили в земле "нисколько не поврежденный гроб и в нем нетленные мощи преподобного". Дмитровский князь Юрий Иванович, в чьи владения входила калязинская обитель, "порадовашеся неизглаголанною радостию", объявил мощи Макария чудотворными. Новый чудотворец призван был стать небесным покровителем князя дмитровского. Тем временем, как гласит Житие Макария Калязинского, в монастырь начали стекаться больные разными недугами и "явились чудеса". Инспекция мощей, проведенная в 1522 г. по приказу митрополита Даниила, подтвердила сей факт. "Вскрывши гроб, нашли, что тление не коснулось ни тела преподобного, ни одежд его. Получившие исцеление, а их было уже немало, еще раз засвидетельствовали о том, как и что было с ними". Обо всем случившемся было доложено митрополиту и великому князю. Созванный церковный собор причислил Макария Калязинского к лику святых, а мощи его были признаны нетленными и чудотворными.
После того, как в июне 1523 г. было окончено строительство каменного Троицкого собора, 9 октября в него торжественно перенесли мощи нового святого. Первоначально празднование преподобному Макарию было установлено местное, в одной только его обители, а в 1547 г. на очередном церковном соборе он был причислен к сонму всероссийских святых, наряду с Александром Невским, Михаилом Тверским и др. С этого времени дни кончины (17 марта) и обретения мощей преподобного (26 мая) с большим торжеством праздновались в обители, а в 1861 г. в праздник было установлено обнесение нетленных мощей святого вокруг Троицкого собора с крестным ходом.
Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др. По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г.
Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности "каменных дел подмастерья" Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма. В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: "Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его..."
Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя. Верх главного здания и приделов был покрыт окрашенным медянкой железом. Над кровлей главного храма возвышались в круглых каменных трибунах пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя большая глава была украшена вызолоченными звездами. Нал приделами также возвышалось по одной главе с крестом так, что храм был семиглавым. Все главы венчали железные, прорезные восьмиконечные позолоченные кресты. Храм имел три входа: с северной, западной и южной сторон. Окончание строительства Троицкого собора совпало с пребыванием в монастыре патриарха Никона с царским семейством. Царица с царевичем и приближенными боярами вынуждена была покинуть Москву по причине свирепствовавшего "морового поветрия". Царь Алексей Михайлович во главе русского войска стоял на польской границе и "бережение" о здоровье царской семьи было поручено патриарху Никону, а укрытием выбран Калязинский монастырь.
Патриарху пришлись по душе архитектурные приемы и мастерство А. Мокеева. После снятия чумных постов вокруг Москвы в 1655 г. Никон зачислил Мокеева в свою архитектурную команду и поручил строительство собора, трапезной и палат-келий Иверского монастыря на Валдае. Общий архитектурный замысел монастыря явился первой попыткой решения большой монументальной темы, которая с того времени начинает привлекать внимание зодчих. Все то новое, что было заложено А. Мокеевым в созданном им ансамбле, со всей силой скажется в русской архитектуре лишь в конце ХVII в. и породит необычайный расцвет зодчества. Кроме Иверского монастыря Мокеев строил большинство зданий Крестного монастыря на Онежском озере, встраивал патриаршие палаты в Московском Кремле, а после опалы Никона - был назначен главным архитектором Новоиерусалимского монастыря, выбранного местом ссылки патриарха. Жизнь и судьба выдающегося русского архитектора Аверкия Мокеева почти не изучена. Известно лишь, что он жил в Николаевской слободе, умер в глубокой старости, оставив после себя четырёx сыновей.
Вместе с царским двором в монастырь прибыли многочисленные мастера-оружейники, литейщики, кузнецы, живописцы. К этому времени относится появление замечательной калязинской монументальной соборной фресковой живописи, исполненной лучшими художниками Москвы и других старинных русских городов. В 1654-1656 г. стены собора были покрыты живописью на средства старца Леонида Высоцкого. Сохранились имена мастеров, расписывавших Троицкий собор. Это "кормовые государевы живописцы" под руководством Симеона Авраамова. В числе 16 мастеров были такие знаменитости как Грузинцев, Гужин, Ильин, Федоров, Феофановы и др. Большинство из них принимало участие в росписях Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля в 1642-1652 гг. и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
При снятии фресок со стен собора в 1939-1940 гг. были обнаружены росписи 1521 и 1637-1656 гг. Некоторая часть фресок ХVI в. хотя и подверглась в последующие времена некоторой реставрации, в основном сохранилась в первозданном виде. Анализ фресок убедил ученых в их большой ценности для истории древнерусской живописи. "Поражают масштабы этой стенописи, - писал один из участников обследования монастыря в 1940 г. М. Цапенко.- Внутренние плоскости собора снизу доверху покрыты сплошным ковром фресок, площадь которых около 1000 квадратных метров. На этой громадной площади художники изобразили тысячи одиночных и групповых фигур людей, животных, горы, леса, моря и т.д. Вся роспись выдержана в единой золотисто-сиреневой гамме". Калязинские фрески ХVI в. явились началом развития московской живописной школы. Полы во всем Троицком храме были устланы чугунными плитами, пожертвованными в 1656 г. боярином Ильей Даниловичем Милославским. В 1773 г. чугунные полы бьти сделаны и в паперти. В таком виде они существовали до 1883 г., когда были разобраны и заменены деревянными.
За время своего существования внешний вид Троицкого собора претерпевал изменения: для улучшения освещенности пробивались новые окна и расширялись существующие, обновлялась штукатурка и стенная роспись. В 1866-1870 гг. усердием московского купца Малюшина были существенно переделаны оба соборных придела. Четырехъярусный иконостас главного храма был устроен в 1748 г. и обновлен в 1856 г. усердием кашинской помещицы Лидии Николаевны Истоминой. Резные царские двери представляли собой изображение в центре Благовещенья Божьей Матери, а внизу - евангелистов. Верх иконостаса венчало резное распятие Господа Вседержителя с предстоящими. Во втором ярусе помещалось 15 икон с Тайной Вечерей посредине. Среди шести икон третьего яруса замечательна была икона Спасителя на престоле, а в середине четвертого яруса, состоявшего из пяти икон - Богоматерь с младенцем.
Полукруглый алтарь был разделен арками на три части. В средней располагался престол, в южной - дьяконник, в северной - жертвенник. Стены алтаря были расписаны священными изображениями. За горним местом на возвышении стоял кипарисный крест, в котором в серебряных клеймах помещалось 69 святынь, в том числе перстень с кровью Господа Иисуса Христа, часть камня гроба Господня, песок из Киевских пещер, перстень из Вифлеема и др. По обеим сторонам горнего места помещались старинные иконы Воскресения Христова и Божьей Матери "Одигитрия" с серебряно-позолоченными украшениями. Большинство храмовых икон было приобретено на средства прихожан или пожертвовано различными благотворителями. Так, икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, располагавшаяся с правой стороны царских ворот, была пожертвована в 1836 г. калязинском купцом и потомственным почетным гражданином Михаилом Тихоновичем Полежаевым. Серебряная риза и вызолоченный венец, украшавшие икону, весили более пуда. Храмовую икону Живоначальной Троицы в виде трёх странников, беседующих под дубом с предстоящими Авраамом и Саррой, принёс в дар монастырю в 1831 г. кашинский купец Иван Иванович Жуков. Икона была в серебряной ризе с позолоченными венцами. С левой стороны царских ворот располагалась, пожертвованная в 1838 г. калязинским купцом и потомственным почётным гражданином Алексеем Михайловичем Полежаевым, икона Тихвинской Божьей Матери с изображением девяти святых: преподобномученицы Евдокии, преподобного Михаила Клопского, блаженного Василия Московского, святителя Николая Чудотворца, митрополита Ростовского Дмитрия, преподобного Макария Калязинского, великомученицы Евфимии и преподобномученицы Ксении. Икона вся была покрыта серебряной (более пуда весом) ризой и украшена серебряными позолоченными венцами.
В соборном храме находилась рака, в которой почивали нетленные мощи преподобного Макария. Она помещалась в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была отделана позолоченным серебром. В 1829.г. на средства гвардии поручика Николая Ивановича Пономарёва над ракой была построена резная сень на четырёx вызолоченных колоннах, украшенных бархатной драпировкой. Рака эта была устроена в 1700 г. на деньги разных вкладчиков по грамоте и благословению преосвященного Сергия, архиепископа Тверского и Кашинского. По сторонам раки были вычеканены 9 надписей. Одна обозначала год ее построения и при ком из монастырского начальства она сооружена, вторая - имена мастеров, а остальные в семи кругах сообщали некоторые эпизоды из жизни преподобного Макария. На верхней крышке написан был "добрым мастерством" и украшен позолоченным серебром его образ. Мощи святого были переложены в раку 18 сентября 1700 г. тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами. На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На эту икону в 1874 г. архимандрит Макарий сделал на собственные средства серебряную ризу. На грамоте, которую преподобный держит в руке, выбито предсмертное предсказание ученикам: "разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится".
В приделе Нерукотворного образа Спасителя в 1762 г. установлен был новый вызолоченный иконостас, обновлены иконы. Иконостас простоял до начала XIX в. и в 1812 г. был заменен. Новый резной иконостас имел круглую форму, шесть колоннадных и два полуколоннадных столба, устроенных из алебастра под мрамор. В 1836 г. икона Спасителя была заменена другой, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованной бывшим калязинским городничим Василием Михайловичем Костровым. В 1770 г. сменен был иконостас и иконы в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырская колокольня, как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. О времени построения первой деревянной колокольни сведений не сохранилось. Известно, что она была за ветхостью разобрана в 1636 г., а материал с нее пошел на строительство Христорождественской приходской церкви. Вторая (каменная) колокольня была поставлена в 1636 г. Камень для ее постройки был прислан по грамоте царя Михаила Федоровича из Старицы "беспошлинно". Однако неудачное расположение колокольни по отношению к другим зданиям монастыря нарушило гармонию архитектурного ансамбля. Построенная с южной стороны собора, колокольня заслоняла и скрадывала его. За неимением средств долгое время приходилось мириться с возникшими неудобствами. Лишь в 1816 г. колокольня была разобрана, а кирпич употреблен на строительство новой. Эта третья колокольня была начата строением в 1818 г. при архимандрите Афанасии и окончена в 1822 г. Для ее устройства монастырские власти воспользовались планом колокольни Николаевского собора. Однако, как вспоминал современник, "изменения, хотя и небольшие в частностях и небрежность в исполнении, весьма много повредили целому".
Каменная четырехъярусная колокольня имела высоту с главой, яблоком и крестом - 29 сажен (61,77 м). Железная крыша была выкрашена медянкой, глава, яблоко и крест - вызолочены. На разных ярусах колокольни помещены были колонны всех четырёx орденов: в первом этаже тосканские, во втором - ионические, в третьем коринфские, в четвертом - дорические. Сама по себе колокольня была стройна и пропорциональна, но, по отзывам очевидцев, "совершенно не вязалась с окружающими ее стенами и башнями". На колокольне было 12 колоколов разной величины. Самый большой колокол весом 1038 пудов был отлит в 1895 г. в память восшествия на престол Императора Николая II на монастырскиe средства. Второй по величине колокол весом 514 пудов был отлит в 1808 г. из старого 240 пудового с прибавлением новой меди ярославским мастером купцом Чарышниковым. Третий колокол весом в 257 пудов был отлит в 1895 г. для увековечения памяти Императора Александра III "на доброхотные пожертвования признательных сынов Отечества". Прочие девять колоколов весили от 70 пудов до одного пуда.
Успения Божьей Матери церковь Троицкого монастыря
Каменная Успенская церковь была построена в 1884 г. на монастырские средства. Обе главы и кресты на них в 1897 г. были вызолочены. Своды церкви поддерживали четыре каменных столба. Церковь отоплялась духовой печью, устроенной в подвальном этаже. В церкви было три престола: средний был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, по правую сторону от него - придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а по левую - во имя святителя Арсения епископа Тверского и святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Трехъярусный резной деревянный иконостас, колонны и карнизы в 1893 г. были вызолочены, а гладь иконостаса и стены с потолком окрашены масляной краской. Живописные иконы были выполнены на кипарисных досках. В этой церкви находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост, изготовленная из крышки гроба, в котором были обретены нетленные мощи святого в 1521 г.
По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007. http://hram-tver.ru/kalyazinrn/uspenskayakalyaz.html