ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Калязин. Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь.


Калязин. Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1434.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, г. Калязин

Координаты: 57.254465, 37.867341



Сортировка:

Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор. Западный фасад после разборки поздней паперти. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959584)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор. Западный фасад после разборки поздней паперти. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959584)
Дмитрий Волохов
1 июля 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Интерьер. Стены Троицкого собора после снятия фресок. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959619)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Интерьер. Стены Троицкого собора после снятия фресок. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959619)
Дмитрий Волохов
1 июля 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Своды перед снятием фресок в Троицком соборе. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959618)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Своды перед снятием фресок в Троицком соборе. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959618)
Дмитрий Волохов
1 июля 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор. Западный фасад перед разборкой. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31958765)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор. Западный фасад перед разборкой. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31958765)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор. Вид с северо-запада. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31961767)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор. Вид с северо-запада. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31961767)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Вид западного фасада трапезной до раскрытия.. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959557)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Вид западного фасада трапезной до раскрытия.. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959557)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Вид восточного фасада трапезной до раскрытия. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959539)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Вид восточного фасада трапезной до раскрытия. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959539)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Вид на трапезную и надвратную церковь со стороны хозяйственного дворика.  Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31965958)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Вид на трапезную и надвратную церковь со стороны хозяйственного дворика. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31965958)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, ВВид северного фасада трапезной после раскрытия. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959542)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
ВВид северного фасада трапезной после раскрытия. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959542)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор. Вид с востока. Фото 1937 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31961689)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор. Вид с востока. Фото 1937 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31961689)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Трапезная. Вид из северо-западного угла на средний ствол и западную стену. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959592)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Трапезная. Вид из северо-западного угла на средний ствол и западную стену. Фото 1940 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31959592)
Дмитрий Волохов
1 июня 1940
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор. Общий вид с северо-восточной стороны. Фото 1937 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31918330)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор. Общий вид с северо-восточной стороны. Фото 1937 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31918330)
Дмитрий Волохов
1 июня 1937
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Трапезная. Северный фасад. Фото 1937 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31915423)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Трапезная. Северный фасад. Фото 1937 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31915423)
Дмитрий Волохов
1 июня 1937
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Надвратный храм Макария Фот. 1930-х гг. http://tver.livejournal.com/1063484.html<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Надвратный храм Макария Фот. 1930-х гг. http://tver.livejournal.com/1063484.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1930
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Алексеевская больничная церковь . с сайта http://my-life-story.narod.ru/vodnik/uglichskoe/kalyazin/018.jpg<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Алексеевская больничная церковь . с сайта http://my-life-story.narod.ru/vodnik/uglichskoe/kalyazin/018.jpg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1930
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор. с http://archive.is/PmFp<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор. с http://archive.is/PmFp
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1930
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1913
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, фото Дмитриева с http://www.калязинскиймузей.рф<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
фото Дмитриева с http://www.калязинскиймузей.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1909
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Сретенская церковь.  фото с http://rivertourist.ru/viewtopic.php?f=6&t=201&st=0&sk=t&sd=a&start=360<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Сретенская церковь. фото с http://rivertourist.ru/viewtopic.php?f=6&t=201&st=0&sk=t&sd=a&start=360
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1904
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор http://www.kalyazinru.ru<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор http://www.kalyazinru.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1900
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Троицкий собор . с сайта http://my-life-story.narod.ru/vodnik/uglichskoe/kalyazin/015.html<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Троицкий собор . с сайта http://my-life-story.narod.ru/vodnik/uglichskoe/kalyazin/015.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1897
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||340978/viewer/<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||340978/viewer/
Андрей Агафонов
1897
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Фотоснимок с фотографии нач. ХХ века.<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Фотоснимок с фотографии нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1868
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Фото начала ХХ века <br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Фото начала ХХ века
Т.
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Фотограф Михаил Петрович Настюков, 1868 год.<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Фотограф Михаил Петрович Настюков, 1868 год.
Алексей Кротов
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Раскрашенная почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Раскрашенная почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.
Алексей Кротов
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Вид на монастырский остров и часовню Макария Калязинского, построенную на месте башни монастыря<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Вид на монастырский остров и часовню Макария Калязинского, построенную на месте башни монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
16 октября 2008
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Фрагмент росписей Троицкого собора (хранится в Калязинском краеведческом музее)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Фрагмент росписей Троицкого собора (хранится в Калязинском краеведческом музее)
oldboy
5 сентября 2015
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Фрагмент росписей Троицкого собора (хранится в Калязинском краеведческом музее)<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Фрагмент росписей Троицкого собора (хранится в Калязинском краеведческом музее)
oldboy
5 сентября 2015
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1901
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1900
Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Калязин, Калязинский район, Тверская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Сол  31 августа 2013

Основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкого монастыря. В 1655 году игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. В 1764 году монастрырь получил чин первоклассного.  За 500 лет существования Троицкй Калязинский монастырь неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре произведено в первой половине-середине ХVII в. после разорения его польскими захватчиками в 1610 году.

Троицкий Калязинский монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году монастырь был закрыт, а в течение 1936-1939 г. он был разобран перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы водами Угличского водохранилища. В начале 1930-х г. в монастыре был размещен дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода. В кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году.

По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 года началась разборка стен, башен, затем всех сооружений. ВЦИК и СНК РСФСР обязывали другие компетентные органы произвести замеры, фотофиксации и изготовление макета не только стены, но и всего памятника в целом за счет строительства Волга-Москва. Так же поручалось Комитету по охране памятников обеспечить сохранность фресок и ценного инвентаря. Все ценные материалы, документы о замерах, фотофиксации, изготовленные макеты Троицкого собора и Трапезной, фрески и др. памятники, инвентарь хранятcя в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединенном музее.

Все, что будет сказано ниже о Троицком Калязинском монастыре, относится к существованию монастыря до 1917 года.
Храмы монастыря:

1. Троицкий собор построен в 1654 г. на монастырские средства, каменный, строил "каменных дел подмастерье" Аверкий Мокеев, престолов 2: южный Нерукотворного образа Спасителя; северный Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между Троицким храмом и Спасским приделом хранились нетленные мощи основателя обители препод. Макария, игумена Калязинского Чудотворца. Рака устроена в 1700 г. на монастырские средства.

2. Самой древней церковью в монастыре была церковь теплая, каменная, построенная в 1530 г. ростовским мастером Григорием Борисовым по повелению Дмитрвского князя Юрия Ивановича. Церковь была двухпрестольная: на правой стороне - благоверных Бориса и Глеба, на левой стороне - во имя преподобных Исаакия, Далматия и Фавста. В 1830 г. церковь была перестроена, поставлен новый иконостас; престолы: правый - Казанской Божьей Матери, левый - Сретения Господня. Поэтому церковь получила новое наименование - Сретенская теплая церковь.

3. Церковь на Святых вратах, каменная, построена в 1617 г., престол 1: преподобного Макария Калязинского. Церковь построена на средства Кашинского купца Широкого-Машкина. Церковь неоднократно перестраивалась (1607, 1750, 1808 гг.). В церкви хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария, в ней подушка из простого холста и икона с портретом преподобного Макария.

4. Больничная церковь, каменная, во имя Святого Алексея, Человека Божьего, построена в 1655 г., в 1671 г. построен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была невелика: длина 11 аршин (6,7 м), ширина 6 аршин (6,4 м).

5. Церковь во имя Успения Божией Матери, каменная, теплая, с подвальным этажом, построена в 1884 году на монастырские средства. Длина храма 33, ширина 27 и вышина в каменной кладке 10 с половиной аршин. Церковь отапливалась духовой печью, устроенноЙ в подвальном этаже.

6. Колокольня четырехъярусная, построена в 1822 году. Образцом архитектуры стала колокольня Николаевского собора. Высота 29 саженей, золочение креста произведено в 1896 г. Колокольня была разобрана в 1939 г. перед затоплением. 12 колоколов: большой 1038 пудов, отлит в 1895 г. на средства монастыря; 2-й - 514 пудов, отлит в 1814 г.; 3-й - 257 пудов, отлит в 1895 году.

Здания внутри монастыря:

1. Настоятельскии корпус, построен в 1753 г., каменный, 2-х этажный, длина 23 1/2 сажени; ширина 5 саженей; в верхнем этаже кельи, в нижнем этаже - кухня и кладовая.

2. Наместничий корпус, построен в 1753 г., одноэтажный, длина - 20, ширина 4 1/2 сажени, в нем помещены кельи наместника, казначея и 2 братских.

3. Братский корпус со знаменитой Трапезной, построенный Григорием Борисовым в 1530 г., восстановлен в 1641 и подновлен в 1836 году. В верхнем этаже кельи монахов и послушников. В ннжнем кухня и трапезная. Длина 36 1/2, ширина 6 саженей;.

4. Больничный корпус, каменный, построен в 1655 году, над ним в 1889 году надстроен другой этаж для келий - деревянный.

5. С юго-западной стороны к церкви прспод. Макария прилегает каменный 3-х этажный корпус, в нем помещаются архив и кладовая.

6. В ограде на южноЙ стороне древниЙ каменныЙ корпус на 2 отделения; в нем помещаются квасоварня и кладовая. Кроме того, в ограде размещаются два ледника, конюшни, экипажный сарай, баня, коровник и другие службы. аменная ограда, вышина 5 саженей (более 10 м), длина 326 саженей (ок. 700 м), 6 башен, четверо ворот, построена в 1644-1648 гг., строили отец Марк и сын Иван Шарутины.

Здания и владения вне монастыря:

1. Каменная часовня на 2-ой части города между Николаевским собором и торговыми рядами построена в 1863 году; надворные строения - деревянные.

2. Училища: Рождественское мужское и Макарьевское женское. На овощном монастырском огороде, обнесенном каменной оградой с тремя небольшими башнями, находилась деревянная рабочая изба, каменная баня, рига, деревянный молотильный сарай.

3. До 1764 года, т. е. до секуляризации церковных земель, Троицкий монастырь владел тринадцатью селами, четырьмя мельницами на реках Жабне, Нерехотке, Эре ии Нерли, семью подворьями. Во всех владениях насчитывлось 2303 двора и в них 12000 ревизских крестьянских душ.
В конце XIX в. монастырь владел подворьем в Москве, которое сдавалось в аренду московскому купцу за 12000 руб. Земли, угодья под монастырем и огородом 5 дес. 470 кв. саженей...

Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой. В ней шесть рукописных книг, в т. ч. "Пролог", якобы принадлежавший преп. Макарию; "Слово Григория Богослова", написанное в XVI в. преп. Паисием Угличским, племянником преп. Макария; "Псалтырь" XVI в.; "Житие преподобного Макария", писанвое в 1547 г.; "Евангелие" в кожаном переплете неизвестно кем и когда написанное; "Житие" разных святых в кожаном переплете. Книги печатанные XVI-XIX в. в количестве 26 томов. 

Архив Троицкого монастыря богат древними царскими, княжескими, патриаршими и архиерейскими грамотами и другими документами. Грамоты относятся к ХV -ХVI вв., позднейшие к XVIII в. Всех документов в архиве насчитывалось 381 грамота. Из них царских - 178, в т.ч. 48 царя Михаила Федоровича, 95 грамот царя Алексея Михайловича, 18 - царя Федора Алексеевича, 6 - царей Ивана и Петра Алексеевичей, 5 - царя Петра Алексеевича, 6 - патриарха Никона. Наиболее интересна Жалованная грамота Тверского князя Бориса Александровича на монастырь Никола на Жабне, предположительно относящаяся к 1461 году и много других. В архиве монастыря были грамоты о ссылаемых в монастырь "для исправления и совершенного ума его выздоровления". В монастырском архиве хранилась и "Кормовая книга", в которую записывались все вклады, вносимые разными лицами в монастырь: церковные сосуды, облачения, иконы, колокола, деньги, лошади, земли с крестьянами, съестные припасы, строительный материал и др.

Троицкий Калязинский монастырь был первоклассным, занимал 11 место в степенной лестнице монастырей России. Во главе монастыря - архимандрит с 1655 года, наместник, казначей, иеромонахов 8, монахов 8, иеродьяконов 4. Весь штат состоял из 34 человек. Жалование всем - 432 рубля 17 коп., кроме того монастырь получал на разные хозяЙственные нужды - 1465 руб. 22 коп в год. В течение почти 500 лет в монастыре служили 46 игуменов, 44 архимандрита. Некоторые из них получили сан митрополита. Последний настоятель монастыря в 1917-1920 гг. был иеромонах Аркадий. 8 февраля 1919 года в монастыре была вскрыта рака с мощами Макария Калязинского. 

В начале 1920 г. монастырь был закрыт. В конце 1930-х гг. Троицкий КалязинскиЙ монастырь перестал существовать. 

Суворов Н.А. "Калязинские храмы и монастыри". 2004


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 июня 2016

Алексеевская больничная церковь

Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. на средства монастырского келаря старца Иринарха. В 1671 г. с левой стороны в ней был устроен теплый придел во имя Иоанна Богослова. В те же годы и на иждивение того же старца при церкви были выстроены каменные больничные кельи, а над ними в 1889 г. надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и новый резной вызолоченный червонным золотом иконостас, украшенный ярью и новыми образами. В 1844-1845 гг. местные иконы Спасителя, Богоматери, Алексея человека Божия, а также икона Богородицы, именуемая Страстная, усердием больничного иеромонаха Иова, украшены ризами апплике. В 1881 г. в главной церкви был устроен новый трехъярусный резной иконостас, а в приделе одноярусный вызолоченный. Для обоих иконостасов были выполнены новые живописные иконы.

Макарьевская надвратная церковь

Макарьевская церковь была построена в 1617 г. "иждивением" кашинского купца Широкого-Машкина. Этот каменный храм находился над внутренними святыми воротами обители, имел две главы и был окружен с трех сторон папертью, устроенной в виде галереи с каменными столбами и большими стеклянными переплетами. Церковь имела вид одностолпной восьмигранной башни. За свою историю церковь неоднократно обновлялась. Так произошло после пожара 1667 г., когда она вся выгорела внутри. После бури 1750 г. поврежденный деревянный шатер был заменен каменной накладкой с железной крышей, а в самой церкви установлен новый четырехъярусный иконостас, заменены иконы и настенная живопись. В 1808 г. церковь снаружи оштукатурена и выкрашена, обе главы с крестами покрыты червонным золотом, а крыша выкрашена медянкой. В 1817-1818 ГГ. на средства эконома Тверского архиерейского дома игумена Антония, бывшего прежде наместником Калязинского монастыря, церковь внутри вновь была расписана живописными изображениями, а старый пятиярусный иконостас вызолочен. Небольшие карнизы, покрывающие верхи ярусов, поддерживались пилястрами с капителями. Уступы карнизов, пилястры и капители были вызолочены, а поле иконостаса имело голубой цвет. В Макарьевской церкви в футляре красного дерева за стеклом хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария. В ней сохранялась подушка из простого холста, найденная при обретении мощей преподобного Макария.

Сретенская церковь

Сретенская церковь прежде называлась Борисоглебской трапезной. В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма. Дабы не прекратилось навсегда прославление страстотерпцев, дмитровский князь Юрий Иванович построил между 1525 и 1530 г. новую каменную Борисоглебскую церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезною и со всеми службами. Поэтому и вся церковь называлась трапезной. В 1830 г. церковь внутри была переделана: расширены окна, вместо каменного пола настлан деревянный, поставлен новый иконостас и иконы, стены местами расписаны живописью. При освящении церкви 25 ноября того же года престол во имя Бориса и Глеба был переименован и стал носить имя Сретенья Господня, а престол преподобных Исаакия, Далмата и Фавста - имя Казанской иконы Божьей Матери. Одноглавую церковь венчал восьмиконечный крест. В 1839 г. новый резной иконостас был вызолочен червонным золотом и перед ним для отделения солеи устроена железная решетка. Оба деревянных церковных иконостаса имели два яруса. Они располагались в одну прямую линию по всей ширине храма и разделялись между собой иконой Воскресения Христова, вставленной в тот же иконостас. Иконы первого яруса разделялись колоннами, капители которых поддерживали небольшой карниз, испещренный сухариками. Резьба царских ворот представляла собой лучи, исходящие из центра, в котором помещался крест.

С северной стороны через паперть в церковь вел единственный вход. К нему со двора была пристроена галереей лестница, покрытая железом. С южной стороны церкви был вход в монастырскую библиотеку и архив. Под церковью в нижнем ярусе до 1841 г. помещалась братская трапезная, но по причине тесноты вскоре была переделана в мастерскую. В том же этаже исстари помещались книжная лавка, просфоропекарня, две кладовые, братская провизная палатка и два подвала для овощей. В Сретенской церкви находился портрет митрополита Сарского и Подонского Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом. По преданию, портрет был заказан петербургским купцом, которому во время болезни во сне явился святитель Серапион и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился видеть его во сне и отослать в Калязин монастырь. В 1799 г. портрет был доставлен в монастырь и установлен в церкви.

Троицкий собор Троицкого монастыря

Первая монастырская церковь во имя Живоначальной Троицы, по которой и вся обитель получила название Троицкой, была устроена основателем монастыря Макарием с братией в середине ХV в. По преданию, деревянная церковь была построена за 40 дней.

С течением времени прежние монастырские строения обветшали, и возникла необходимость обновления Троицкой церкви. В 1521 г. дмитровский купец Михаил Воронков получил разрешение поставить в обители вместо обветшавшей деревянной церкви каменную. Твердый грунт был выбран в десяти шагах от старой церкви над могилой основателя обители игумена Макария. Прах преподобного решено было перенести на новое место. Могилу вскрыли 26 мая и обнаружили в земле "нисколько не поврежденный гроб и в нем нетленные мощи преподобного". Дмитровский князь Юрий Иванович, в чьи владения входила калязинская обитель, "порадовашеся неизглаголанною радостию", объявил мощи Макария чудотворными. Новый чудотворец призван был стать небесным покровителем князя дмитровского. Тем временем, как гласит Житие Макария Калязинского, в монастырь начали стекаться больные разными недугами и "явились чудеса". Инспекция мощей, проведенная в 1522 г. по приказу митрополита Даниила, подтвердила сей факт. "Вскрывши гроб, нашли, что тление не коснулось ни тела преподобного, ни одежд его. Получившие исцеление, а их было уже немало, еще раз засвидетельствовали о том, как и что было с ними". Обо всем случившемся было доложено митрополиту и великому князю. Созванный церковный собор причислил Макария Калязинского к лику святых, а мощи его были признаны нетленными и чудотворными.

После того, как в июне 1523 г. было окончено строительство каменного Троицкого собора, 9 октября в него торжественно перенесли мощи нового святого. Первоначально празднование преподобному Макарию было установлено местное, в одной только его обители, а в 1547 г. на очередном церковном соборе он был причислен к сонму всероссийских святых, наряду с Александром Невским, Михаилом Тверским и др. С этого времени дни кончины (17 марта) и обретения мощей преподобного (26 мая) с большим торжеством праздновались в обители, а в 1861 г. в праздник было установлено обнесение нетленных мощей святого вокруг Троицкого собора с крестным ходом.

Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др. По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г.

Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности "каменных дел подмастерья" Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма. В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: "Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его..."

Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя. Верх главного здания и приделов был покрыт окрашенным медянкой железом. Над кровлей главного храма возвышались в круглых каменных трибунах пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя большая глава была украшена вызолоченными звездами. Нал приделами также возвышалось по одной главе с крестом так, что храм был семиглавым. Все главы венчали железные, прорезные восьмиконечные позолоченные кресты. Храм имел три входа: с северной, западной и южной сторон. Окончание строительства Троицкого собора совпало с пребыванием в монастыре патриарха Никона с царским семейством. Царица с царевичем и приближенными боярами вынуждена была покинуть Москву по причине свирепствовавшего "морового поветрия". Царь Алексей Михайлович во главе русского войска стоял на польской границе и "бережение" о здоровье царской семьи было поручено патриарху Никону, а укрытием выбран Калязинский монастырь.

Патриарху пришлись по душе архитектурные приемы и мастерство А. Мокеева. После снятия чумных постов вокруг Москвы в 1655 г. Никон зачислил Мокеева в свою архитектурную команду и поручил строительство собора, трапезной и палат-келий Иверского монастыря на Валдае. Общий архитектурный замысел монастыря явился первой попыткой решения большой монументальной темы, которая с того времени начинает привлекать внимание зодчих. Все то новое, что было заложено А. Мокеевым в созданном им ансамбле, со всей силой скажется в русской архитектуре лишь в конце ХVII в. и породит необычайный расцвет зодчества. Кроме Иверского монастыря Мокеев строил большинство зданий Крестного монастыря на Онежском озере, встраивал патриаршие палаты в Московском Кремле, а после опалы Никона - был назначен главным архитектором Новоиерусалимского монастыря, выбранного местом ссылки патриарха. Жизнь и судьба выдающегося русского архитектора Аверкия Мокеева почти не изучена. Известно лишь, что он жил в Николаевской слободе, умер в глубокой старости, оставив после себя четырёx сыновей.

Вместе с царским двором в монастырь прибыли многочисленные мастера-оружейники, литейщики, кузнецы, живописцы. К этому времени относится появление замечательной калязинской монументальной соборной фресковой живописи, исполненной лучшими художниками Москвы и других старинных русских городов. В 1654-1656 г. стены собора были покрыты живописью на средства старца Леонида Высоцкого. Сохранились имена мастеров, расписывавших Троицкий собор. Это "кормовые государевы живописцы" под руководством Симеона Авраамова. В числе 16 мастеров были такие знаменитости как Грузинцев, Гужин, Ильин, Федоров, Феофановы и др. Большинство из них принимало участие в росписях Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля в 1642-1652 гг. и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

При снятии фресок со стен собора в 1939-1940 гг. были обнаружены росписи 1521 и 1637-1656 гг. Некоторая часть фресок ХVI в. хотя и подверглась в последующие времена некоторой реставрации, в основном сохранилась в первозданном виде. Анализ фресок убедил ученых в их большой ценности для истории древнерусской живописи. "Поражают масштабы этой стенописи, - писал один из участников обследования монастыря в 1940 г. М. Цапенко.- Внутренние плоскости собора снизу доверху покрыты сплошным ковром фресок, площадь которых около 1000 квадратных метров. На этой громадной площади художники изобразили тысячи одиночных и групповых фигур людей, животных, горы, леса, моря и т.д. Вся роспись выдержана в единой золотисто-сиреневой гамме". Калязинские фрески ХVI в. явились началом развития московской живописной школы. Полы во всем Троицком храме были устланы чугунными плитами, пожертвованными в 1656 г. боярином Ильей Даниловичем Милославским. В 1773 г. чугунные полы бьти сделаны и в паперти. В таком виде они существовали до 1883 г., когда были разобраны и заменены деревянными.

За время своего существования внешний вид Троицкого собора претерпевал изменения: для улучшения освещенности пробивались новые окна и расширялись существующие, обновлялась штукатурка и стенная роспись. В 1866-1870 гг. усердием московского купца Малюшина были существенно переделаны оба соборных придела. Четырехъярусный иконостас главного храма был устроен в 1748 г. и обновлен в 1856 г. усердием кашинской помещицы Лидии Николаевны Истоминой. Резные царские двери представляли собой изображение в центре Благовещенья Божьей Матери, а внизу - евангелистов. Верх иконостаса венчало резное распятие Господа Вседержителя с предстоящими. Во втором ярусе помещалось 15 икон с Тайной Вечерей посредине. Среди шести икон третьего яруса замечательна была икона Спасителя на престоле, а в середине четвертого яруса, состоявшего из пяти икон - Богоматерь с младенцем.

Полукруглый алтарь был разделен арками на три части. В средней располагался престол, в южной - дьяконник, в северной - жертвенник. Стены алтаря были расписаны священными изображениями. За горним местом на возвышении стоял кипарисный крест, в котором в серебряных клеймах помещалось 69 святынь, в том числе перстень с кровью Господа Иисуса Христа, часть камня гроба Господня, песок из Киевских пещер, перстень из Вифлеема и др. По обеим сторонам горнего места помещались старинные иконы Воскресения Христова и Божьей Матери "Одигитрия" с серебряно-позолоченными украшениями. Большинство храмовых икон было приобретено на средства прихожан или пожертвовано различными благотворителями. Так, икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, располагавшаяся с правой стороны царских ворот, была пожертвована в 1836 г. калязинском купцом и потомственным почетным гражданином Михаилом Тихоновичем Полежаевым. Серебряная риза и вызолоченный венец, украшавшие икону, весили более пуда. Храмовую икону Живоначальной Троицы в виде трёх странников, беседующих под дубом с предстоящими Авраамом и Саррой, принёс в дар монастырю в 1831 г. кашинский купец Иван Иванович Жуков. Икона была в серебряной ризе с позолоченными венцами. С левой стороны царских ворот располагалась, пожертвованная в 1838 г. калязинским купцом и потомственным почётным гражданином Алексеем Михайловичем Полежаевым, икона Тихвинской Божьей Матери с изображением девяти святых: преподобномученицы Евдокии, преподобного Михаила Клопского, блаженного Василия Московского, святителя Николая Чудотворца, митрополита Ростовского Дмитрия, преподобного Макария Калязинского, великомученицы Евфимии и преподобномученицы Ксении. Икона вся была покрыта серебряной (более пуда весом) ризой и украшена серебряными позолоченными венцами.

В соборном храме находилась рака, в которой почивали нетленные мощи преподобного Макария. Она помещалась в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была отделана позолоченным серебром. В 1829.г. на средства гвардии поручика Николая Ивановича Пономарёва над ракой была построена резная сень на четырёx вызолоченных колоннах, украшенных бархатной драпировкой. Рака эта была устроена в 1700 г. на деньги разных вкладчиков по грамоте и благословению преосвященного Сергия, архиепископа Тверского и Кашинского. По сторонам раки были вычеканены 9 надписей. Одна обозначала год ее построения и при ком из монастырского начальства она сооружена, вторая - имена мастеров, а остальные в семи кругах сообщали некоторые эпизоды из жизни преподобного Макария. На верхней крышке написан был "добрым мастерством" и украшен позолоченным серебром его образ. Мощи святого были переложены в раку 18 сентября 1700 г. тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами. На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На эту икону в 1874 г. архимандрит Макарий сделал на собственные средства серебряную ризу. На грамоте, которую преподобный держит в руке, выбито предсмертное предсказание ученикам: "разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится".

В приделе Нерукотворного образа Спасителя в 1762 г. установлен был новый вызолоченный иконостас, обновлены иконы. Иконостас простоял до начала XIX в. и в 1812 г. был заменен. Новый резной иконостас имел круглую форму, шесть колоннадных и два полуколоннадных столба, устроенных из алебастра под мрамор. В 1836 г. икона Спасителя была заменена другой, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованной бывшим калязинским городничим Василием Михайловичем Костровым. В 1770 г. сменен был иконостас и иконы в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

Монастырская колокольня, как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. О времени построения первой деревянной колокольни сведений не сохранилось. Известно, что она была за ветхостью разобрана в 1636 г., а материал с нее пошел на строительство Христорождественской приходской церкви. Вторая (каменная) колокольня была поставлена в 1636 г. Камень для ее постройки был прислан по грамоте царя Михаила Федоровича из Старицы "беспошлинно". Однако неудачное расположение колокольни по отношению к другим зданиям монастыря нарушило гармонию архитектурного ансамбля. Построенная с южной стороны собора, колокольня заслоняла и скрадывала его. За неимением средств долгое время приходилось мириться с возникшими неудобствами. Лишь в 1816 г. колокольня была разобрана, а кирпич употреблен на строительство новой. Эта третья колокольня была начата строением в 1818 г. при архимандрите Афанасии и окончена в 1822 г. Для ее устройства монастырские власти воспользовались планом колокольни Николаевского собора. Однако, как вспоминал современник, "изменения, хотя и небольшие в частностях и небрежность в исполнении, весьма много повредили целому".

Каменная четырехъярусная колокольня имела высоту с главой, яблоком и крестом - 29 сажен (61,77 м). Железная крыша была выкрашена медянкой, глава, яблоко и крест - вызолочены. На разных ярусах колокольни помещены были колонны всех четырёx орденов: в первом этаже тосканские, во втором - ионические, в третьем коринфские, в четвертом - дорические. Сама по себе колокольня была стройна и пропорциональна, но, по отзывам очевидцев, "совершенно не вязалась с окружающими ее стенами и башнями". На колокольне было 12 колоколов разной величины. Самый большой колокол весом 1038 пудов был отлит в 1895 г. в память восшествия на престол Императора Николая II на монастырскиe средства. Второй по величине колокол весом 514 пудов был отлит в 1808 г. из старого 240 пудового с прибавлением новой меди ярославским мастером купцом Чарышниковым. Третий колокол весом в 257 пудов был отлит в 1895 г. для увековечения памяти Императора Александра III "на доброхотные пожертвования признательных сынов Отечества". Прочие девять колоколов весили от 70 пудов до одного пуда.

Успения Божьей Матери церковь Троицкого монастыря

Каменная Успенская церковь была построена в 1884 г. на монастырские средства. Обе главы и кресты на них в 1897 г. были вызолочены. Своды церкви поддерживали четыре каменных столба. Церковь отоплялась духовой печью, устроенной в подвальном этаже. В церкви было три престола: средний был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, по правую сторону от него - придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а по левую - во имя святителя Арсения епископа Тверского и святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Трехъярусный резной деревянный иконостас, колонны и карнизы в 1893 г. были вызолочены, а гладь иконостаса и стены с потолком окрашены масляной краской. Живописные иконы были выполнены на кипарисных досках. В этой церкви находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост, изготовленная из крышки гроба, в котором были обретены нетленные мощи святого в 1521 г.

По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007. http://hram-tver.ru/kalyazinrn/uspenskayakalyaz.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 декабря 2018

Макарьев Троицкий Калязинский мужской монастырь представлял собой один из наиболее ценных ансамблей церковного зодчества допетровской эпохи. Являясь крупнейшим в Тверской губернии, он стоял в ряду самых значительных обителей России. Собственно говоря, и город Калязин разросся из небольшого села в уездный город благодаря монастырю и от него позаимствовал своё имя. Сам же монастырь получил название Калязинского по имени боярина Ивана Коляги, отписавшего ему свои земли. Каменные здания появились в обители в 1520-е годы, когда приглашённые ростовские мастера возвели соборный Троицкий храм, тёплую церковь и трапезную. В Смутное время (1610 г.) все эти постройки сильно пострадали от войска, возглавляемого польским воеводом Лисовским, а защитники монастыря-крепости числом 68 человек вместе с воеводой Давыдом Жеребцовым, сподвижником князя Михаила Скопина-Шуйского, были перебиты интервентами. Кроме того, показывая презрение к православным святыням, захватчики изрубили раку прп. Макария и раскидали его кости по всей территории монастыря. После ухода польско-литовских отрядов обитель недолго пребывала в запустении. Восстанавливаться и отстраиваться в камне заново она начала одной из первых среди множества разорённых в то время русских монастырей. После посещения обители царь Алексей Михайлович выделил средства на восстановление монастыря и строительство нового Троицкого собора.

К 1654 году в Троицкой обители вырос новый соборный храм и в том же году расписан: прежний хотя и уцелел в перипетиях начала столетия, но сильно обветшал и уже не соответствовал тому значению, которое приобрёл монастырь. Собор, помимо основного престола во имя Троицы Живоначальной, имел два придела - Спаса Нерукотворного (южный) и Рождества Богородицы (северный). Мощный четверик венчали пять глав, центральная из которых сверкала золочёными звёздами. Всего монастырских храмов насчитывалось пять. То были, помимо Троицкого собора, Сретенская тёплая церковь (1530), надвратная церковь во имя прп. Макария Калязинского (1617), больничная Алексеевская церковь (1655) и Успенская церковь (1884). В центре монастырского двора высилась классицистическая колокольня высотой 29 сажень (около 62 метров)(1822 г.). По периметру монастырь был ограждён каменными стенами общей длиной 700 метров с угловыми башнями и воротами. В 1700 году для мощей прп. Макария была устроена новая серебряная рака, в ней угодник почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью.

Одним из немногих среди русских монастырей Макарьевский благополучно пережил секуляризационную реформу 1764 года, будучи причислен к первому классу. Все монастырские праздники - в особенности день обретения мощей прп. Макария - проходили при большом стечении богомольцев, и революционные события 1917 года мало что изменили в этом отношении. Народ всё так же шёл в обитель, к мощам преподобного, и это не могло не вызывать раздражения большевиков. 8 февраля 1919 года раку с мощами прп. Макария вскрыли, а в июне следующего года монастырь прекратил своё существование. В 1920 году в его зданиях разместилась экспозиция историко-краеведческого музея, созданного И. Ф. Никольским, затем - дом отдыха Московского электрозавода "Электрокомбинат".

Окончательная гибель ансамбля Калязинского монастыря связана со строительством Угличской ГЭС. Тогда, в конце 1930-х - начале 1940-х годов были затоплены многие памятники истории и архитектуры, оказавшиеся в зоне Угличского водохранилища. В 1939 году Калязинский Свято-Троицкий монастырь был взорван. Ансамбль допетровского зодчества, как и вся старая часть города Калязина, ушёл под воду созданного водохранилища. Спасти удалось только фрагменты фресок ХVII века из Троицкого собора и некоторые другие "артефакты" - куски белокаменной резьбы - бусину портала, поливные и неполивные изразцы ХVII века с рельефным орнаментом и фигурой всадника, металлический флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Часть "вещей" были размещены в Калязинском краеведческом музее, часть в Музее архитектуры им. Щусева в Москве.

В стену Донского монастыря в Москве вмуровали портал Троицкого собора из Калязина. В 1988 году мощи прп. Макария Калязинского были перенесены с соблюдением всех церковных обрядов в Троицкий собор "Белая Троица" города Твери. Ныне на месте снесённой обители располагается небольшая возвышенность, которая называется "монастырские острова". В 2000-е годы там была возведена небольшая каменная часовенка из красного кирпича.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №22, 2013 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 августа 2024

В 1434 году кашинский боярин Василий Кожа на верховьях Волги, в местности Калязино, основал монастырь, который и стал называться по местности Калязинским Макарьевским монастырем.

Монастырь был основан в период формирования централизованного Московского государства, создававшегося путем объединения соседних княжеств. Это объединение происходило далеко не всегда добровольно. Поэтому устройство Калязинского монастыря-крепости и выбор его местоположения меньше всего объяснялись подвижническими стремлениями.

Русские монастыри до XVII века являлись вооруженными крепостями все более расширявшегося Московского государства. Расположенные концентрическими кругами вокруг Москвы, они служили боевыми фортами на подступах к столице. Организация Калязинского монастыря была рассчитана на укрепление северных рубежей Московского государства. Стратегически монастырь входил в линию укреплений Ржев – Старица - Тверь - Кашин - Углич.

Расположенный в излучине Волги монастырь охранял важные для древней Москвы торговые и стратегические пути: сухопутную дорогу на север и Волжскую магистраль. He только внешний вид монастыря крепости весьма мало напоминал собой тихую обитель, но и внутренняя монастырская жизнь свидетельствовала о том, что основным занятием его обитателей были дела бранные. Так, монастырь имел свою оружейную палату, в которой изготовлялись все виды огнестрельного и холодного оружия, пороховой погреб, а также так называемую казенную палату, где хранились запасы продовольствия, снаряжения, одежды и тому подобных вещей, необходимых на случай осады монастыря врагом.

Московские цари, князья и знатные бояре высоко ценили службу, которую нес Калязинский монастырь как военный форпост. Часто посещая его в качестве «смиренных» богомольцев, они одаривали его всякими милостями. В 1544 и 1553 годах монастырь посетил Иван Грозный, в 1599 году - Борис Годунов. В конце XVII века из подмосковного села Преображенского юный Петр I совершал потешные походы в Калязинский монастырь, причем для приема Петра и его войска в монастыре был построен даже специальный дворец, уничтоженный в ХVIII веке. За 500 лет своего существования Калязинский монастырь не раз являлся свидетелем великих событий русской истории.

В 1609 году у его стен русские войска под водительством Скопина-Шуйского разгромили войска польских интервентов под командованием Яна Сапеги. Потерпев жестокое поражение, поляки решили любой ценой уничтожить эту крепость.

В 1610 году польские войска, руководимые Лисовским, вновь осадили монастырь и, несмотря на ожесточенное сопротивление осажденных, захватили его, разграбили и сожгли. В полуразрушенном состоянии монастырь простоял до тридцатых годов XVII века, когда вновь был отстроен по приказу царя Михаила Федоровича.

Калязинский монастырь, занимавший видное место в духовной иерархии России, был одним из самых богатых в стране. В течение пяти столетий он строился, расширялся и переделывался с привлечением крупнейших архитекторов и художников того времени. Традиция привлекать к работам в монастыре известных мастеров сохранилась вплоть до XIX века. Так, например, главное здание монастырского подворья в Москве проектировал в 20-х годах XIX века архитектор Бове. В 1847 году к росписям в монастыре привлекался художник Венецианов. В конце ХІХ века монастырь подвергался большим переделкам, причем частичная перепись фресок была произведена под руководством академика Покрышкина.

Роль монастырей в русской истории не ограничивалась религиозными и военно-оборонными функциями. Русские монастыри в течение столетий были также средоточием различных видов русского искусства. Именно на монастырском зодчестве воспитывались целые школы древнерусских строителей, живописцев и мастеров прикладного искусства. К сожалению, роль русских монастырей как очагов искусства все еще не изучена и не оценена по достоинству. В известной мере это объясняется тем, что многие монастырские здания оказались настолько искаженными. многократными перестройками в течение веков, что они не привлекали внимания исследователей.

К числу таких полузабытых в истории искусства монастырей относился и бывший Калязинский монастырь, снесенный в 1939-1940 годах в связи со строительством канала имени Москвы.

Перед сносом монастырь был подвергнут тщательному и всестороннему исследованию Музеем Академии архитектуры СССР1. Эти исследования позволяют утверждать, что в истории русского искусства Калязинский монастырь занимал видное место.

Подробно выявлена древняя архитектура зданий монастыря, тщательно изучены фрески Троицкого собора, причем около 150 кв. м фресок сняты со стен собора и перевезены в Музей архитектуры. Все эти исследования дают новые материалы о творчестве древнерусских зодчих, в частности, известного «трапезных дел мастера» Григория Борисова, малоизвестного зодчего ХVІІ века Аверкия Мокеева и строителей оборонных сооружений XVII века отца и сына Шарутиных.

Калязинский монастырь представляет в плане неправильный прямоугольник, расположенный на левом берегу Волги, на расстоянии километра от нее. К западной его стене примыкало озеро, а к северной Волга, образующая в этом месте крутой поворот.

Стены монастыря имели девять боевых башен разной величины и архитектуры. Общее протяжение крепостных стен составляло около 730 м, высота стен достигала 8 м до зубцов, толщина стен около 2,5 м. До 1610 года стены монастыря были деревянные, двойные, с башнями из толстых бревен.

Во время разгрома монастыря поляками деревянные сооружения монастыря были сожжены, и его начали отстраивать с 1633 года. Монастырь вновь был обнесен укрепленными стенами, уже каменными. В стену башни, над главными воротами монастыря, были вделаны белокаменные доски, на которых написано, что стены и башни строили «по государеву указу Марко Иванов сын Шарутин, да сын ево Иван Марков - лето 7156» (1648).

Знакомство с оборонной архитектурой Калязинского монастыря свидетельствует о том, что отец и сын Шарутины были незаурядными зодчими своего времени. Общий облик всего архитектурного ансамбля монастыря прост, ясен и внушителен. Он не отличается той декоративной пышностью, которая была свойственна ряду монастырей, не являвшихся в действительности боевыми крепостями, где все атрибуты крепости превращались в нарядную декорацию.

В Калязинском монастыре архитектура стен и башен вполне соответствовала их крепостному назначению. Особенно типичен в этом отношении внутренний двор главного южного входа. Строители монастыря заботились прежде всего о неприступности своей обители; за первыми наружными воротами они устроили небольшой дворик, окруженный боевыми стенами, с верхним и подошвенным боями, как и по наружному периметру стен. Неприятель, который мог ворваться через первые ворота, должен был выдержать жесточайший обстрел со всех четырех сторон на небольшом пространстве дворика и за тем преодолеть еще вторые укрепленные ворота. Кроме того, проникнув во дворик, враги могли оказаться запертыми со всех четырех сторон, так как главные ворота имели так называемое герсовое устройство, т. е. подъемные железные решетки, опускавшиеся в нужную минуту из в середине проезда. В смысле учета оборонных функций весьма показателен также прием устройства двух ворот у одного въезда по смещенной оси: так, вторые ворота южного входа сознательно смещены относительно оси первых ворот. Этот принцип еще более отчетливо выражен в проезде северо-восточной, так называемой Хлебной башни, где ворота поставлены под прямым углом друг к другу.

Особый интерес представляла средняя башня западной стены. Помимо обычных оборонных функций, она выполняла весьма важные функции по снабжению защитников монастыря водой во время осады. Для этой цели под башней был сооружен специальный резервуар, соединенный при помощи галереи с озером. Вход в галерею находился на дне озера и был защищен железной решеткой.

Из всех зданий монастыря в архитектурном отношении наибольший интерес представляла трапезная, основная часть которой была возведена в 1525 году. Когда монастырь отстраивался после разорения в 1610 году, была отстроена также и трапезная, причем в 1633 году были пристроены северное крыльцо и южные переходы к надвратной церкви.

В древнерусском зодчестве трапезные, т. с. столовые палаты, представляют особый интерес, так как в них осуществлялись явно выраженные «плотские» функции хранение продуктов, приготовление и прием пищи. Известны трапезные палаты Симонова монастыря (1485), Андроникова (1502-1506), Борисоглебского (1524-1526), Иосифова-Волоколамского (1540) и др. Все эти сооружения отличаются простой и монументальной архитектурой и особенно поражают эффектными сводами, обычно опирающимися на центральный столб.

Исследование калязинской трапезной подтверждает предположение, что автором этого сооружения является выдающийся зодчий ХVІ века Григорий Борисов. Обмеры плана трапезной показали, что очень схож с планом трапезной Борисоглебского монастыря под Ростовом, которую строил Борисов в 1524-1526 годах. Таким образом, хронологическое совпадение этих построек и их типологическая общность свидетельствуют, что они строились одним и тем же весьма опытным мастером.

Основной куб здания, построенный в 1525 году, отличается исключительной простотой архитектурных форм и логической последовательностью композиции. В этом смысле очень показательно расположение окон на восточной стене трапезной. Зодчий расположил окна, исходя из организации внутреннего пространства. Так, например, в средней пилястре оказалось окно, которое отнюдь не было случайным; пилястра соответствует внутренней стене, настолько толстой, что в ней был устроен ход, освещение которого и потребовало устройства окна в пилястре.

Трапезная имела подвал и два этажа над ним. Палаты всех этажей размером 12,5х12,7 м имели общий центральный столб, проходивший с низа подвала до верха крыши. На этот столб опирались замечательные сомкнутые своды палаты.

Исследования трапезной, проведенные B 1940 году инж. В. А. Каульбарсом, привели к любопытному открытию, которое обогащает наши представления об уровне древнерусской строительной техники. В трапезной было обнаружено центральное отопление. От кухонных очагов нижней палаты в верхнее помещение вели специальные тепловые каналы, по которым направлялся горячий воздух, после того как топка печей оканчивалась и дымоходы выключались. Таким образом, древнерусская строительная техника умела решать задачи центрального отопления двухэтажного здания с использованием отработанного тепла поваренных печей.

К уже упомянутым именам зодчих ХVІ - ХVІІ веков — Григория Борисова, отца и сына Шарутиных, творчество которых получило освещение в результате исследования Калязинского монастыря, - следует также прибавить имя зодчего Аверкия Мокеева, перестраивавшего 1633 году трапезную после пожара 1616 года. Было известно, что в середине XVII века Мокеев строил Иверский Валдайский монастырь, однако архитектура этого монастыря изучена недостаточно; пристройки же Мокеева к калязинской трапезной были настолько искажены в ХVІІІ и ХІХ веках, что судить о его творчестве не было никакой возможности.

Произведенная реконструкция построек, выполненных под руководством Мокеева, подтверждает, что он принадлежал к числу выдающихся русских зодчих XVII века. Сто лет, прошедшие после сооружения основного объема трапезной, возведенной Борисовым, не могли не отразиться на архитектурном стиле пристроек. По принципу контраста с суровыми и простыми объемами Мокеев пристроил сооружения, украшенные эффектными наличниками, раскреповками и ширинками. Особенно обращает на себя внимание исключительно эффектная двухмаршевая наружная лестница на второй этаж трапезной. Виртуозно владея декоративными приемами, Мокеев вместе с тем унаследовал мастерство древнерусских зодчих в трактовке масс, глади стен и живописного, асимметричного расположения проемов. Нижние части северного крыльца и южных переходов оставлены гладкими; цельность их только подчеркивается небольшими проемами.

Реконструированная калязинская трапезная является прекрасным образцом древнерусской архитектуры. Это именно тот русский стиль в архитектуре, который отлично сочетал строительную технику своего времени с живописной и нарядной трактовкой масс и деталей.

Главный собор монастыря (Троицкий) разделил ту же участь, что и другие постройки; в 1610 году он был наполовину разрушен и простоял в таком виде до 1637 года.

Во время ремонта собор подвергся переделкам: его закомарное покрытие заменили четырехскатной кровлей; кроме того, к нему был пристроен придел. Произведенная реконструкция показывает, что собор нельзя отнести к заурядным произведениям XVII века.

При разборке стен северного придела собора обнаружены следы пят арки, опиравшейся на стену. Можно предположить, что первоначально вместе с собором была построена звонница, примыкавшая к нему с северо-восточной стороны. В стенах собора обнаружено 14 голосников, которые размещались высоко наверху, в строгом порядке по отношению к основным членениям собора (либо над центром сводчатого проема, либо по его сторонам).

Высокий уровень строительной техники Руси ХVІ века подтверждается отличной сохранностью стен собора, прочностью вяжущих составов кладки фундаментов, стен и сводов. Установлено, что древние строители употребляли не только обычной формы кирпич, но и лекальный, различный по форме. Весьма характерно, что в штукатурке, покрывавшей внутренние стены со бора, имелось большое количество волокон льна, которые употреблялись для большей прочности. В этих же целях широко при менялись специально изготовленные гвозди с широкими шляпками.

Забота об особой прочности штукатурки внутри Троицкого собора вызывалась тем, что все внутреннее пространство собора было расписано фресками, которые составляли достопримечательность здания.

Обычно создание фресок собора датировалось 1654 годом, т. е. годом, когда был закончен капитальный ремонт. Действительно, по манере исполнения значительная часть фресок может быть с уверенностью отнесена к XVII веку. Однако исследования ныне покойного художника-реставратора П. И. Юкина, снимавшего фрески по поручению Музея архитектуры перед разборкой собора, дают основания предполагать, что до пожара собор был также покрыт фресками, выполненными одновременно со строительством собора, т. е. в 1521 году. Можно допустить, что во время пожара часть фресок была уничтожена и заменена при реставрации в 1637-1654 годах. Остальные фрески были полуразрушены и осуществлены заново при реставрации. Некоторая часть фресок ХVI века, уцелевшая, несмотря на пожар, хотя и подвергалась в последующие времена некоторой реставрации, в основном дошла до нас в первоначальном виде.

Значение калязинских фресок необходимо определить на основе дополнительного тщательного изучения. Но уже предварительный анализ убеждает нас в их большой ценности для истории древнерусской живописи.

Поражают прежде всего масштабы этой стенописи. Внутренние плоскости собора снизу доверху покрыты сплошным ковром фресок, площадь которых составляет около 1000 кв. м. На этой громадной площади художники изобразили тысячи одиночных и групповых фигур людей, а также животных, горы, леса, моря и т. д. Вся роспись выдержана в единой золотисто-сиреневой гамме.

Поражает огромное количество сложных и разнообразных композиций, значительная часть которых написана не по канону, а совершенно свободно, благодаря чему Фрески приобретают скорее характер картин, нежели икон. Большая часть со бора покрыта росписями на темы из Апокалипсиса. Однако живописцы, вышедшие из народа и непосредственно с ним связанные, не могли целиком отрешиться от окружающей жизни и хорошо знакомого им быта. Поэтому во многих картинах, формально трактующих библейские темы, нетрудно заметить черты, имеющие прямое отношение к русской культуре и быту XVI-XVII веков. B ряде композиций изображены типичные для этого времени одежды, оружие, музыкальные инструменты и различные бытовые вещи.

Фрески Калязинского монастыря замечательны прежде всего тем, что реалистическая струя древнерусской живописи получает в них дальнейшее развитие. В таких композициях, как «Изгнание из рая», «Ной созывает животных в ковчег» и др., художники изобразили флору и фауну так, как можно было ее изобразить, исходя из уровня знаний того времени. Птицы, цветы, травы, деревья, домашние животные изображены с небывалой до этого свободой и жизненной правдой. Художникам приходилось фантазировать лишь тогда, когда сюжет требовал изображения существ, которых они не могли видеть, например, заморских животных, персонажей устрашающей демонологии - антихриста, чертей и т. д.

Калязинские фрески XVI века явились началом развития московской живописной школы, значительно отличающейся от новгородской школы. Возобновленные и частично заново созданные в Х?ІІ веке, они целиком могут быть отнесены к кругу московской живописи. Сохранились имена живописцев, расписывавших Троицкий собор в 1654 году. Это - «кормовые государевы живописцы» под руководством Симеона Авраамова, в числе 16 человек (Ильин, Феофановы, Грузинцев, Федоров, Гужин и др.). Большинство из них принимало участие в росписях Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля (1642-1652) и Саввина-Сторожевского собора в Звенигороде.

Одна из фресок Калязинского собора представляет исключительный интерес для изучения приемов древнерусской строительной техники. На ней изображено строительство Вавилонской башни, притом не условно, а совершенно реально так, как строились здания в XVII веке. На фреске показаны процессы обжига извести и кирпича, процесс кладки кирпичных стен. Ясно видны инструменты каменщиков лопатки и кирки. Особенно обращает на себя внимание то обстоятельство, что, показывая постройку большого сооружения, художники не изобразили лесов. Зато показано, как строительные материалы поднимают посредством ворота на люльке, подвешенной к блоку.

В проеме центральной арки здания, изображенного на фреске, мы видим мужскую фигуру, очевидно, руководителя строительства, который держит в руках не то папку с чертежами, не то модель здания. Эта фреска отчасти пополняет наши весьма туманные представления о древнерусской строительной технике.

Произведенная Академией архитектуры СССР исчерпывающая фиксация Калязинского монастыря перед его разборкой (обмеры, фото, изъятие архитектурных фрагментов и фресок) позволяет продолжить изучение этого замечательного памятника древнерусской архитектуры.

Примечания

Исследования Калязинского монастыря проведены инженером В. А. Каульбарсом (погиб на фронте Великой Отечественной войны), художником-реставратором П. И. Юкиным, инженером Л. К Любимовым, архитекторами А. М. Харламовой и И. Г. Шульманом.

Источник: Статья М. Цапенко «Архитектура и фрески Макарьевского монастыря в Калязине»

tsapenko1.pdf (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.