«…К числу ранних икон в собрании Вытегорского музея относится «Преображение» начала XVI века из Куржекской церкви (близ Андомы). Как и в других памятниках живописи Обонежья этого времени, в куржекском «Преображении» еще сильно сказывается влияние искусства Новгорода, прежде всего в иконографии. Расположением и позами фигур, их одеждами, характером лещадок у горок, распределением цветовых пятен она в деталях повторяет аналогичную композицию из числа известных новгородских таблеток начала XVI века. Но в колорите и в манере исполнения этой иконы имеется ряд особенностей, свидетельствующих о ее северном и, вероятно, прионежском происхождении.
Обращает внимание отсутствие в палитре иконописца киновари и золота. В украшении мандорлы красными звездочками, в орнаментальном решении «горок» и особенно в использовании чисто орнаментального мотива по нижней части позема проявляется особый интерес мастера к декоративному началу в живописи.
В собрании Государственного Русского музея находится еще несколько икон из Куржексы — часть небольшого деисусного чина XVI века и «Покров» начала XVI столетия. Иконы деисусного чина отличаются мягкостью моделировки формы, светлым колоритом, грамотностью рисунка стройных фигур. Небольшие размеры икон и несвойственные прионежской живописи стилистические черты заставляют предполагать, что, скорее всего, они были привезены из каких-то районов, находившихся под культурным влиянием Москвы.
Что же касается «Покрова», то здесь, как и в «Преображении», новгородская иконографическая схема и новгородские технические приемы сочетаются с прионежскими «вольностями» в композиции (изображение в центре иконы по сторонам храма избранных святых) и в колорите (светло-желтый цвет храма)…»
Источник: Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. - М., 1981.
РусАрх - Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра (rusarch.ru)