Подлинным феноменом можно назвать Казанскую церковь в поселке Тельма близ Байкала, севернее Иркутска. Интрига заключается не только в том, что церковь – единственный ротондальный храм, обнаруженный на сегодня на необъятных просторах Сибири, но и в особенностях ее архитектуры. Среди всех известных ротондальных храмов она – единственная пятиглавая. При этом четыре главки располагаются не как это принято, на диагоналях квадрата, а по углам прямоугольника, вытянутого вдоль главной оси храма. Колокольня в плане – овальная, такой нигде не встретим!
В Епархиальных ведомостях можно найти сведения и о строителях, и о служителях. И об имуществе храма. Не упоминается лишь автор проекта. Из других документов известно имя инициатора строительства – директора суконной фабрики, при которой и был возведен храм. Тайной остается имя автора. Уже, и небезосновательно, высказывается мнение об авторстве О. Бове. Главным аргументом является наличие в архитектуре храма боковых лоджий, охватывающих ротонду. Они повторяют прием, использованный О. Бове в церкви Михаила Архангела в его усадьбе в Архангельском под Москвой и в Покровской церкви в Пехра-Покровском. Если сравнить перечисленные лоджии, то сходство вполне очевидно, что говорит в пользу уже высказанной версии. Однако эти лоджии, - пожалуй, единственное, что говорит об авторстве Бове. Подобное решение можно встретить и в более ранних проектах Н. Львова и В. Баженова. Овальная же колокольня встречается лишь в одном из неосуществленных проектов Баженова. Трудно представить себе, чтобы кто-нибудь, кроме Баженова, решился расположить главки таким образом, как это сделано в Казанской церкви в поселке Тельма – по сторонам ротонды. И еще одна деталь не может остаться без внимания: мальтийские кресты над окнами второго яруса колокольни и ротонды, и сплошная их лента, заполняющая фриз под карнизом ротонды. Как известно, Баженов был членом Мальтийского ордена, главой которого в России являлся Павел I. Возможно, это не позволило построить храм близ столиц, но он нашел себе применение вдали от них.
Как видим, имя автора – пока лишь гипотеза, но вне зависимости от того, какая из них верна, и даже вне зависимости от этого, Казанская церковь в поселке Тельма не может оставаться на периферии истории отечественного зодчества.
Источник: Раскин А.М. Ротондальные храмы – феномен в истории отечественного зодчества. Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ, 4, 2010.