ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чириково. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Чириково. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Василия, епископа Херсонесского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1803.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Саратовская область, Турковский район, с. Чириково, ул. Советская, 37.

Координаты: 52.099665, 43.286192





Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  12 марта 2013

Сохранившаяся в Чирикове каменная церковь с колокольней была построена в 1843 году тщанием местного землевладельца князя Василия Васильевича Енгалычева и его супруги Евдокии Фёдоровны. Главный престол храма был освящён во имя иконы Казанской Божией Матери, имелся также отапливаемый придел преподобной мученицы Евдокии. Рядом с церковью впоследствии была возведена часовня-усыпальница Енгалычевых, освящённая во имя священномученика Василия Херсонского. Причт Казанского храма состоял из священника и псаломщика, живших в церковном и общественном домах соответственно.

При советской власти храм был закрыт и подвергся разорению, но больших разрушений избежал. В 1990-е годы предпринималась попытка возродить и отреставрировать храм, однако из-за слишком немногочисленного прихода полноценная реконструкция так и не была проведена. В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению старинного храма.

Источник: сайт Саратовской митрополии


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 января 2017

Казанская церковь построена в 1803 г. тщанием помещика Енгалычева, каменная, крепкая, с каменною оградою; есть теплый придел во имя преподобно-мученицы Евдокии; кроме того, подле настоящей церкви, к востоку, есть еще храм в виде памятника, с престолом во имя священномученика Василия Херсонского, освященный в 1844 г.

Церкви принадлежат здания: деревянная сторожка, крытая железом, чрез сени – деревянное здание, крытое железом, назначенное для церковной школы, и деревянный, крытый железом дом для священника. Есть церковно-приходская школа. Церковно-приходское попечительство имеется.

Земли при церкви усадебной 3 дес., в пользовании же духовенства только 1 ½ дес., пахотной 66 десятин. У священника дом церковный, деревянный, крытый железом; у псаломщика дома нет, и живет он в доме своего отца, заштатного псаломщика; дома оба построены на усадебной церковной земле.

Жалованья положено: священнику 88 руб. 20 коп., псаломщику 36 руб. Кроме того, причт пользуется процентами с государственных бумаг в количестве 85 руб. 72 коп. Священник Григорий Владыкин и псаломщик Степан Галперов. Прихожан при церкви числится: купцов и мещан муж. пола 18, жен. пола 13; крестьян муж. пола 473 , жен. пола 471, военных муж. пола 99 , жен. пола 111; статских муж. пола 2, жен. пола 2, всего обоего пола душ 1189. Дворов 200, деревня одна – Васильевка, в 7 верстах.

«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 октября 2023

Село Чириково было основано в первой половине XVIII века при родниках, благодаря чему получило название Ключи. Первыми помещиками были Енгалычевы и Кожевниковы, известные своим хорошим отношением к крестьянам. Во время Пугачёвского бунта их не тронули, при том что восставшие казнили целый ряд помещиков окрестных сёл и деревень. В XIX веке за селом закрепилось название Чириково. По наиболее распространённой версии Чириково в XVIII веке было отдельным поселением, основанным на пожалованных императрицей Елизаветой прославленному мореплавателю А. И. Чирикову землях. Прихопёрские угодия были дарованы также И. Ф. Елагину, участвовавшему вместе с Чириковым во Второй Камчатской экспедиции. Исходя из этих фактов, а также из того, что Чириков скончался в 1748 году, можно определить дату основания села: это 1741–1747 годы. Со временем Чириково и Ключи объединились в один населённый пункт. По некоторым данным во второй половине XVIII века в селе была построена Казанская деревянная церковь, вместо которой в 1790-х годах начали возводить новый каменный храм, завершённый к 1803 году.

В первой половине XIX столетия в Чирикове в имении княгини Енгалычевой было распространено молоканство, с которым активно боролись миссионеры. Так, в 1830-х годах по убеждению приходского священника в православие обратились 163 молоканина. После смерти супругов Енгалычевых земли и имение, находившееся в центре Чирикова, перешли к помещице Бутыркиной. Усадьба Кожевниковых с двухэтажным барским домом и парком располагалась чуть в стороне. При ней также работали крупорушка и водяная мельница, для которой были запружены ручьи. В качестве последних землевладельцев села помимо Бутыркиной упоминаются помещицы Болдырева и Мантурова. На момент отмены крепостного права в Чирикове насчитывалось 32 двора, 130 мужчин и 133 женщины.

Административно село с одним сельским обществом относилось к Боцманово-Ивановской волости Балашовского уезда Саратовской губернии, на западе пролегала дорога из Балашова в Кирсанов. При селе имелась переправа через Хопёр по мельничной плотине, также ежегодно с начала зимы на берегу организовывали сезонную пристань для сбора хлеба, постройки, нагрузки и спуска барок. На момент открытия церковно-приходской школы в 1874 году грамотных в селе было лишь два человека, один из которых был писарем. Уже через два года из-за отъезда учителя в Турки школа закрылась. В феврале 1884 года в отдельной комнате в деревянной церковной сторожке начала работу мужская церковно-приходская школа, обучение в которой вёл местный священник.

В 1892 году в Чирикове случился сильный пожар, уничтоживший или повредивший почти все постройки в селе. Усадьбу Енгалычевых в 1896 году купили врач В. Д. Ченыкаев и его родственница М. Н. Обухова. Здесь в 1897 году они открыли бесплатную земскую школу для крестьянских детей, которых помимо обучения кормили и снабжали одеждой, а на Рождество для них устраивали праздничную ёлку. Поместье Кожевниковых было сожжено во время крестьянских волнений 1905–1907 годов. 18 июля 1905 года на дороге из Чирикова в Боцманово было совершено покушение на саратовского губернатора П. А. Столыпина (выстрелы бунтовщиков не достигли цели). В 1910 году в Чирикове проживали 214 мужчин и 203 женщины, всего 71 домохозяйство. В селе работали церковь и смешанная одноклассная земская школа. Водяная мельница "Зобова с наследниками, Сушина и Ко" ежегодно перемалывала 500 тысяч пудов зерна. Кроме того 25 ноября (8 декабря) 1908 года начала работу мельница А. И. Кожевникова.

Сохранившаяся в Чирикове каменная церковь была построена в 1803 году тщанием местного землевладельца князя Василия Васильевича Енгалычева и его супруги Евдокии Фёдоровны. Главный престол храма, холодный, был освящён во имя иконы Казанской Божией Матери, также имелся отапливаемый придел преподобномученицы Евдокии. К престольной апсиде храма был пристроен (также сохранившийся) храм-памятник над усыпальницей Енгалычевых, освящённый во имя священномученика Василия Херсонского в 1844 году. Церковная территория была обнесена каменной оградой, помимо деревянной сторожки имелись построенные прихожанами церковный дом священника и общественный дом псаломщика (оба деревянные с железной крышей).

При советской власти храм был закрыт и подвергся разорению, но больших разрушений избежал. Несмотря на малочисленность прихода и сомнительные перспективы самого села, с середины 2010-х годов на средства благотворителей ведётся масштабная реконструкция храма. С конца 2013 года Казанская церковь является подворьем Балашовского Покровского женского монастыря.

С селом Чириково связана одна легенда, относящаяся ко временам крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Из поколения в поколение передаётся предание о том, что мятежные наместники братья Ивановы, покидая свою ставку в Чирикове, не увезли награбленное с собой, а спрятали его в гроте (или пещере) в Каменном овраге. При этом богатства были рассортированы на золотые и серебряные, свалены в две лодки и подвешены в них на цепях. Вход в сокровищницу был затем завален большим камнем. Впоследствии этот клад неоднократно пытались найти, но все попытки оставались тщетными.

Ещё одна мистическая история была записана во второй половине XIX века со слов ивановского помещика И. А. Салова. Согласно ей, однажды в постоялый двор возле Чирикова зашёл благообразный седой старик-прасол (торговец скотом). Гость попросил сидельца двора налить ему четверть вина и, осушив её залпом, сказал, что денег заплатить не может, но взамен вознаградит его. Сиделец доверился старику и спросил, какой скот он перегоняет. Тот ответил, что мелкий, и вышел вон. Последовавший за ним сиделец увидел уходящего старика и бежавшее за ним стадо мышей и крыс. В эту ночь с постоялого двора навсегда исчезли все грызуны. Вскоре после этого случая сиделец пошёл к обедне в село и поставил свечку Николаю Чудотворцу. Подняв глаза на образ святого, он вдруг увидел лицо старика-прасола, а на подсвечнике откуда ни возьмись лежали деньги за четверть вина. Стоит отметить, что подобные легенды о волшебных избавителях от мышей и крыс в давние времена были распространены в российской сельской местности, символизируя чудесное избавление от вредителей там, где обычные человеческие методы не помогали.

С сайта: saratovregion.ucouz.ru/region/turkovskiy/chirikovo.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.