Православный греческий монастырь на заросших бурьяном развалинах древнего евангельского Капернаума был основан в 1925 году патриархом Иерусалимским Дамианом. Построенный им храм освящен в 1931 году во имя святых Двенадцати Апостолов. К сожалению, после израильско-арабской войны 1949 года монастырь оказался в запретной для нахождения зоне и был всеми покинут. Только через 20 лет сюда вернулись служители, которые смогли возобновить иноческую жизнь.
Начиная с 1995 года греческий иконописец Константин Дзумакис начал осуществлять замысел настоятеля монастыря монаха о. Иринарха (Митакса) по росписи храма. Метод Константина Дзумакиса не является фресковой росписью в прямом смысле, когда краска наносится на еще не просохшую штукатурку стен. Это и не монументальная стеновая живопись, при которой картины пишутся масляными или иными красками на уже высохших и загрунтованных поверхностях. Константин Дзумакис писал свои работы на холсте в мастерской. Затем холст наклеивали на стену в храме. Мастера использовали клей ПВА, который при высыхании становится прозрачным и обеспечивает высокую степень адгезии холста к поверхности. Прямо на стене рисунок подправляли и дополняли. Позолота фона, при необходимости, наносилась вокруг рисунка на уже закрепленный холст.
В работе Константину Дзумакису помогал его брат Минас. Во время первого этапа были нанесены изображения в обоих главных куполах храма, в парусах под куполами, на западной стене. Затем на грани опорных столпов были наклеены холсты с изображениями палестинских святых, а плоскости подпружных арок украшены медальонами с ликами апостолов от 70-ти. Появились изображения в конхах южной и северной апсид трансепта, а также в восточной алтарной конхе. После десятилетнего перерыва Константин Дзумакис вернулся к росписям храма Святых Апостолов. Сперва были украшены южная и северная апсиды трансепта. Затем нанесены изображения евангельских чудес на стены нартекса церкви и святителей в алтаре храма. Последним был оформлен внешний притвор. Таким образом, работы проводились в 1995–2000 и в 2015–2018 годах.
Архитектор храма Двенадцати Апостолов неизвестен. Храм построен из самого современного для начала ХХ века материала — бетона, стены оштукатурены и побелены. Здание в плане имеет форму креста, все окончания которого завершены апсидами и перекрыты полукуполами. Вход в храм находится в западной пристройке, или в зкзонартексе. Кубический притвор с запада ограничен округлой апсидой, а вся его площадь перекрыта малым куполом.
Следующее за притвором помещение (нартекс) тоже имеет кубический объем и его венчает средний купол диаметром 6,16 и высотой 11,0 метров. Нартекс переходит в основной церковный зал, находящийся под главным куполом храма высотой 15 метров. С юга, севера и востока к центральному пространству примыкают большие апсиды со сферическими конхами. Эта архитектурная форма называется триконхом. Восточная апсида отделена от храма иконостасом, и в ней расположен алтарь. Переходы в апсиды подчеркнуты дугами подпружных арок, опирающихся на мощные пристенные столпы. Все шесть опорных столпов, поддерживающих купола храма, с внешней стороны увенчаны небольшими башенками, каждая из которых также завершается маленьким куполом с крестом.
Таким образом, храм Апостолов имеет 3 больших и 6 малых куполов, а также 4 полукупола над апсидами, всего 13 куполов. Внешние белые стены храма практически на имеют украшений, за исключением мозаичных фронтонов над дверями, окон с геометрическими цветными витражами и верхних карнизов, окрашенных золотой краской. Три купола красного цвета увенчаны прямыми золочеными крестами, кресты установлены и над шестью небольшими башенками-звонницами. Полукупола всех четырех апсид окрашены в тот же самый красный цвет, но золотых крестов над ними нет. Сочетание белого цвета стен с красными куполами очень эффектно. Храм ярко выделяется на фоне голубой воды Галилейского моря.
Воробьев П.В., Воробьев К.П. «Капернаум. Храм Двенадцати Апостолов», 2023