ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас (Спас-Вёжи). Церковь Преображения Господня.

Спаса-Преображенский храм


Спас (Спас-Вёжи). Церковь Преображения Господня
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:не позже 1713.
Год утраты:2002 (сгорела в Костромском Ипатьевском монастыре)
Адрес:
Костромская область, Костромской район, Шунгенское сельское поселение, село Спас (Спас-Вёжи)

Координаты: 57.90621, 40.766618



Церковь Преображения Господня, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Преображения Господня, Фото 1903 года<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Фото 1903 года
Игорь Стрельников
1903
Церковь Преображения Господня, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1900
Церковь Преображения Господня, Фото нач. 1950-х годов<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Фото нач. 1950-х годов
Игорь Стрельников
Церковь Преображения Господня, Фото нач. 1950-х годов<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Фото нач. 1950-х годов
Игорь Стрельников
Церковь Преображения Господня, Фото нач. 20 века<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Фото нач. 20 века
Игорь Стрельников
Церковь Преображения Господня, Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.<br>, Спас (Спас-Вёжи), Костромской район, Костромская область
Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  24 февраля 2013

Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении он оставался до 1764 г., после чего монастырские земли стали государственными. Церковь на погосте впервые упоминается в 1629-1630 гг., когда здесь стояли два деревянных храма - шатровый в честь Преображения Господня (летний) и клетский "с трапезою" во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зимний). В начале 18 века шатровый храм погоста сгорел. Осенью 1713 г. настоятель Ипатиевского монастыря архим. Тихон освятил новый храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый "на старом погорелом церковном месте". В нём был один престол - в честь Преображения Господня. Уникальной особенностью храма являлось то, что, построенный в местности, заливаемой весной водою, он покоился на высоких дубовых сваях, напоминая собой сказочную "избушку на курьих ножках" (несомненно, что на сваях покоились и его храмы - предшественники). Во время весенних разливов прихожане приезжали в храм на лодках. Судя по всему, Зосимо-Савватиевская церковь простояла рядом с Преображенской до 2-й пол. 18 века, когда и она сгорела. Её не стали восстанавливать и, скорее всего, тогда же возле Преображенской церкви построили отдельно стоящую на сваях шатровую колокольню.

Когда именно неподалеку от погоста возникло само село, по названию церкви получившее название Спас (или Спас-Вёжи), неизвестно. Условия ежегодно затоплявшейся весенними паводками поймы р.Костромы определили своеобразие облика села, многие постройки которого, как и сама церковь, были возведены на сваях. Ядро сельской застройки располагалось на небольшом острове южнее церкви, вмещавшим не более 10-15 домов. По мере роста населения, новые дома строились на привозном грунте.

В пореформенную эпоху и вплоть до Октябрьской революции основой благосостояния местных жителей являлись богатые сенокосные угодья и чрезвычайно выгодная оптовая торговля хмелем. В 1870-1872 гг. в селе насчитывалось 52 крестьянских хозяйства с населением 360 человек, а в 1908 г. - уже 78 дворов с населением 410 человек (кстати, когда-то прихожанином Преображенской церкви, погребённым на кладбище у её стен, являлся знаменитый некрасовский дед Мазай, житель находившейся в версте от села д. Вёжи).

В нач. 20 века в связи с сооружением многими крестьянами кирпичных домов, облик села приобретает новые черты, теряя своё неповторимое своеобразие, которое отмечал ещё посетивший Спас в 1905 г. священник Соколов. Подобно многим сооружениям этого времени в больших торговых сёлах в окрестностях Костромы, из кирпича строилась только передняя часть здания, а хоз.двор оставался деревянным, образуя традиционную для крестьянского жилища однорядовую связь. В начале 1950-х годов в связи с сооружением Горьковской ГЭС и затоплением костромской поймы, значительная часть населения разъехалась, многие дома в селе были разрушены.

В настоящее время село, защищённое от разлива водохранилища мощной земляной дамбой, сохранило лишь основу своей планировочной структуры - центральную улицу, перспективу которой с севера замыкает колокольня Спасо-Преображенской церкви. Колокольня - типичное для своего времени сооружение в духе поздней эклектики с насыщенным и разнообразным декором фасадов, сочетающим элементы классицизма и русского стиля. Построена она из кирпича в 1908 году на одной оси со стоящей здесь деревянной Преображенской церковью 1713 года. В 1904 году предполагалось снести обветшавшую со временем деревянную отдельно стоящую шатровую колокольню, которая была одновременна церкви и так же как она была установлена на деревянных сваях. Однако, Императорская Археологическая комиссия воспрепятствовала сносу этого редкого памятника деревянного зодчества и колокольня просуществовала до 1926 г., когда была повалена ветром. Но так как материал для строительства каменной колокольни в 1904 г. был уже заготовлен, она всё-таки была выстроена и в течение почти 20 лет простояла рядом с первоначальной деревянной. Колокольня эта, стоящая в селе Спас и по сей день, состоит из четырёх ярусов. Удачно найденное пропорциональное соотношение двух массивных нижних четвериков и изящных верхних восьмериков, завершённых шатром с главкой, создаёт стройную вертикаль, хорошо заметную издали при подъезде к селу. Колокольня имеет высокий неоштукатуренный цоколь, необходимость которого была вызвана особенностями местности, ежегодно, до постройки Горьковского водохранилища, затапливаемой весенними паводками.

Сама же Спасо-Преображенская церковь (закрытая ещё в 1937 году), в связи с созданием Костромского водохранилища, в 1956 году была перевезена в Костромской музей народной архитектуры и быта, и почти пол-века простояла во дворе Нового города Ипатьевского монастыря, став одним из символов Костромы. Сгорел древний Преображенский храм 4 сентября 2002 года.

По материалам: Н.А. Зонтиков "Храмы Костромского района"; каталога "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр. 83-84; сайта kostromka.ru.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 марта 2014

Преображенская церковь с. Спас – Веж деревянная, когда и кем построена – неизвестно; по писцовым книгам значилась существовавшею в 7113 г. от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1628 г.

При церкви две колокольни: одна деревянная, восьмиугольная, шатровая, устроена на деревянных столбах, обшита тесом, ветхая; другая – каменная, устроена с разрешения епархиального начальства по причине ветхости деревянной, в 1908 г. на средства прихожан. Церковь и колокольня огорожены частоколом, с двумя воротами. Для погребения умерших особо отведенного кладбища нет; православные умершие погребаются при церкви, а раскольники – на особом кладбище около деревни Овинцева, в 4 верстах от церкви.

Престол один - в честь Преображения Господня. В церкви имеется многочтимая икона Преображения Господня и другие древние святые иконы, серебряный позолоченный с частицами мощей напрестольный крест 1749 г., весу 1 золотник, вклад монаха Ипатьевского монастыря Исаакия Воронова.

Причт: священник и псаломщик, казенного жалования получает священник 294 руб., псаломщик 98 руб. в год… Причт живет в собственных домах на церковной земле, в пользу причта получается аренды с двух рыбных озер 185 руб. в год.

Всей земли при церкви 33 десятины 1869 кв. сажень, в том числе усадебной 1000 кв. сажень, вся земля покосная. Земля дает доход средним числом 180 руб. в год. Планы и межевые книги на покосную землю, числом 9, имеются, нет плана и межевой книги на усадебную землю.

Прихожан муж. пола 314, жен. пола 320, приход по характеру сельскохозяйственный, оседлый, крестьяне занимаются также хмелеводством. В приходе селений, кроме села, два, в полуторах верстах от церкви. В сообщении препятствуют весеннее водоразлитие и летние и осенние паводки. Школа в приходе земская существует с 1877 года.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Марина Зуйкова  20 сентября 2020

До сих пор, несмотря на частые упоминания в общей и специальной лите­ратуре, почти совершенно в стороне от исследователей оставалось замечательное произведение русского зодчества начала XVII в. и единственное сохранившееся в нашей стране культовое сооружение на сваях — церковь Преображения в дер. Спас-Вежи, которое, естественно, привлекло и наше особое внимание.

Церковь Преображения принадлежит к типу «клетских» храмов, в своей основе имеющих центральный четырехгранный сруб — клеть, перекрытый двускатной крышей; с востока к нему примыкает пятигранная алтарная часть, а с запада — трапезная. Красивая галерея на далеко выступающих повалах с «забиркой» досками в косяк охватывает церковь с трех сторон. С юга галерея соединяется с землей трехмаршевой лестницей, с запада — связана переходами с восьмигранной шатровой колокольней, ныне не существующей.

Церковь Преображения в Спас-Вежах вошла в историю русского искусства, как памятник, завершающий развитие клетских храмов в национальном дере­вянном зодчестве. В известном труде «История русского искусства» под редак­цией И. Э. Грабаря проф. Суслов пишет: «Окончательное развитие клетских храмов заключается в придании их кровлям той формы, которая установила за ними название «клинчатых церквей», т. е. имеющих крышу в форме клина. Такова кровля упомянутой выше церкви Елганской пустыни и особенно в с. Спас-Вежи близ Костромы». Однако не менее важной конструктивной особенностью церкви, которой до сих пор не придавалось значения, является подъем всего сооружения на высокие дубовые сваи. До настоящего времени некоторые из них сохранились во всю высоту и поддерживают сруб церкви, другие же были заменены кирпичными столбами. Церковь Преображения в Спас-Вежах расположена на северной окраине села в зоне весенних разливов и поэтому, как и рядом стоящие постройки, сооружена на сваях.

«Храм Преображения господня в с. Спас, — пишет летописец церкви,— деревянный, из соснового леса на дубовых тупиках, видом четырехугольный, про­долговатый, наподобие корабля». Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма.«Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции,— писал В. Соколов, — и даже местный причт, живущий невдалеке от цер­кви, ездит в нее „кораблецом", а самая церковь кажется повешенною на водах». Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке под­пирающих церковь стволов деревьев и кирпичных столбов открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань.

Сквозное движение воздуха под церковью используется сейчас колхозниками для сушки табака, а также и для других работ, требующих навеса, особенно в дождливую погоду. Во время обмеров церкви мы почти целые дни слышали стук проезжающих под зданием подвод и песни девушек, сортирующих там табак. Отсутствие обшивки на сваях вызывалось необходимостью просушки под зданием находящейся всегда в тени почвы, особенно после весенних разливов. В акте осмотра деревянной колокольни в 1904 г. специально указывалось: «Ввиду того, что в половодье вода подходит под колокольню и церковь, отверстие между тупиками не заделывать, оставить для доступа воздуха». Обнаруженные нами в архиве церкви более 250 рукописных документов, обмеры и исследования памятника в натуре, а также устные предания о церкви, собранные у местного населения, дают возможность с некоторыми подробностями осветить теперь историю этого оригинального сооружения.

В наиболее ранней из сохранившихся описей церковного строения значится: «Построена оная церковь издревле и значится в писцовых книгах 137 года и 138 года, а в котором году именно и кем за далью временности отыскать не можно». Все последующие описи повторяют ссылку на писцовые книги за 1628 год, в которых церковь Преображения в с. Спас-Вежи значится уже существующей. «В 1770 году перестраивана была и в том же году октября 31 освящена». В 1824 г. «подрублена новыми сосновыми бревнами и покрыта со скалою новым тесом».

18 июня 1876 г. произошел пожар в Преображенской церкви. В описи сгоревшего имущества значится 195 предметов. Кроме четырех икон из предалтарного иконостаса, перечисляется главным образом утварь, облачение, служеб­ные книги, хранившиеся в ризнице и алтаре. После пожара в том же году был произведен капитальный ремонт и утепление церкви. «Стены храма внутри, а в некоторых местах и снаружи пробиты смоляною паклею, оштукатурены на решетку и отбелены, также и потолок. Прежний деревянный пол обращен в черный и на него, по залитии известью, постлан другой деревянный пол и окрашен желтою масляной краскою. На середине хра­ма сделаны две изразцовые печи, между ними устроена полуциркульная арка». Кроме этого, снята была узкая дверь в трапезную с западной стороны, «обложенная полосами железа с внутренним замком» (который хранился с тех пор у старосты церкви и привезен нами в Москву — И. М.), прорублено с север­ной стороны одно окно и вставлены во все окна решетки. Церковь «была украшена новым иконостасом столярной работы с резьбою, на сумму прихожан».

Видимо, в это же время «глава и крест над церковью обложены листовым железом, у главы шея окрашена медянкой на масле. Наружные стороны об­шиты тесом и окрашены вохрою, панель черною краскою, а кровля мумиею на масле». В 1898 г. подгнившие дубовые сваи под церковью заменяются кирпичными столбами — «вместо деревянных складены 14 каменных столбов на цементе прочно». И, наконец, в 1915 г. кровля на храме вновь, в последний раз, перекры­вается тесом в три ряда, со скалою, которая сохранилась и до наших дней.

К церкви с западной стороны, несколько сдвинутая с оси храма к северу, примыкала «деревянная об одном ярусе колокольня». Колокольня была шатро­вая «осьмигранная, утверждена на сосновых и дубовых столбах. Высота коло­кольни от земли до колоколов 10 сажен, в окружности — 3 сажени 1 аршин. Построена неизвестно когда».

В связи с тем, что по «ветхости столбов под колокольней» во время звона происходило «качание колокольни», колокола были временно перевешены на небольшую звонницу «о шести столбах», расположенную рядом с церковью. Попытки восстановить деревянную колокольню не увенчались успехом, хотя для этого и требовались, в соответствии с актом осмотра (сохранившимся в архиве церкви), незначительные работы: постановка нескольких новых тупиков и замена двух венцов стены. Прихожане предпочли просить разреше­ния на постройку повой, кирпичной колокольни, которую и возвели в 1908 г. Деревянная колокольня продолжала также существовать рядом с камен­ной, однако она настолько наклонилась в сторону дороги, что «угрожала паде­нием на проходящий скот». В 1919 г. жители с. Спас-Вежи пробовали повалить колокольню, однако это им не удалось. В 1926 г. в ветреную ночь после весен­него паводка колокольня свалилась, оставив несколько дубовых свай, существующих до наших дней.

В церкви почти полностью сохранились иконы из старого тяблового иконо­стаса XVII в. (переделанного позднее), много утвари, облачения, церковнослужебных книг. Произведенная нами перепись имущества, находящегося в настоящее время в церкви, содержит более 2000 предметов.

О сооружении церкви и ее строителях существует много преданий и легенд. В одном предании о постройке церкви упоминаются строившие ее мастера, братья Мулиевы — два знаменитых в Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбирали лес, сами вели его заготовку, а рубили лес они в шести километрах от с. Спас-Вежи, вверх по реке Костроме. До сих пор в этом запо­ведном лесу дорога, что идет от дер. Овинцы к реке, называется «тропою Мулиевых». Братья были велики ростом и обладали необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали бревно и закатывали его на сруб церкви. В память о работе они вырубили свои фамилии на верхнем венце сруба, под самым коньком церкви. Надпись эту видел плотник Василий Андреевич Новожилов из дер. Ведерки 95 лет от роду, обшивавший церковь после пожара в 1876 г. (кроме него никто не решился подняться на такую высоту).

Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Верхнего Поволжья. - М: Издание Академии Наук СССР, 1952. *Прим. Архив церкви. Описи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  22 сентября 2020

В 1956 г. храм был перевезен в музей из с. Спас-Вежи Костромского района и реставрирован во второй половине 1950-х гг. в своих первоначальных формах по проекту арх. Б.В. Гнедовского. Основная композиция поставленной на 24 дубовых сваи церкви состояла из четверика, слегка вытянутого в поперечном направлении, и более низких прирубов пятигранной апсиды и почти квадратной в плане трапезной. С трех сторон храм и трапезная были окружены закрытой галереей-гульбищем, опиравшейся на консольные бревна. С запада на нее поднималась длинная одномаршевая лестница с крыльцом на нижней площадке.

Храм и трапезная были рублены «в обло», апсида «в лапу». Все три объема завершались высокими и очень крутыми двускатными самцовыми кровлями с охлупнями и курицами. Кровля основного четверика была увенчана квадратным срубом с луковичной главой на цилиндрическом барабане. Стены храма и трапезной имели повалы, которые, однако, почти не были заметны из-за свесов кровли. Объемно-планировочная композиция церкви имела ряд особенностей: трапезная в плане представляла собой неправильный четырехугольник, четверик и апсида были также “косоугольны”, ширина галереи была неодинакова в различных местах. Однако зрительно эти изменения геометрических форм не воспринимались. Отклонения от прямых линий наблюдались и у кровель храма, например, скаты кровли четверика имели небольшую кривизну. В южной и северной стенах храма были устроены косящатые окна, а в апсиде также и волоковые. Каркасные стены галереи были забраны тесом “в елку” и прорезаны окнами с килевидными завершениями. Наиболее нарядными элементами церкви являлись резные причелины и полотенца, украшенные городками, солярными знаками и другими мотивами, характерными для народной архитектуры.

С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах.

Однако, простояв почти полвека на территории музея, церковь сгорела во время пожара 4 сентября 2002 г. В настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника деревянного зодчества.

http://starina44.ru/cerkov-iz-sela-spas-vezhi


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 октября 2020

Преображенская c. Спас-Вежи деревянная, с такою же колокольней, построена в 1713 г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма. При церкви две колокольни: одна деревянная, восьмиугольная, шатровая, устроена на деревянных столбах, обшита тесом - ветхая; другая - каменная, устроена в 1908 г. на средства прихожан. Деревянная колокольня утрачена в 1926 г. В 1956 г. храм перевезен в Кострому в музей деревянного зодчества. Сгорел в 2002 г.

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Мерский стан. Материалы для истории Костромской епархии, вероятно, ошибочно, относят погост к Минскому стану.

В июне 1590 г. "От царя и великаго князя Ивана Васильевича всей русии на Кострому Ондрею Глухову были в приказе большого дворца в Костромском уезде в Мещерском (sic) стану погост Шунга с деревнями, погост Самин с деревнями на Самитцком озере, погост Мицкой, ... погост Вежи, ... погост Куников, ... и теми погосты и деревнями со всеми угодьями пожаловали есмя Чюдова монастыря архимандрита Христофора с братьею в их монастырские вотчины...".

В 1629 г. "погост Вежи на речке Иледомке, а на погосте церковь Преображения Господня древяна вверх, да другая церковь теплая с трапезою Зосима и Саватия соловецких чуд. древяна ж клецки, а в церквах образы и книги и свечи и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, а на церковной земле поп Илья Костентинов, поп Василий Афонасов, дьячек Онофрейко Костентинов, дьячек Данилко Офонасьев, пономарь Костка Иванов, крестьянских и бобыльских 9 дворов".

В 1654 г. упоминается как "прибывшая вновь" (в Костромскую десятину) церковь "Преображения Спасова на погосте в вотчине Чудова монастыря в Вежах".

В сентябре 1713 г. "запечатан указ о освящении церкви по челобитью Костромскаго уезда вотчины Чудова монастыря церкви Преображения Господня погосту Вежи попа Алексея Иванова, велено ему в вышеописанной вотчине на старом погорелом церковном месте новопостроенную церковь Преображения Господня освятить г. Костромы Ипацкаго монастыря архимандриту Тихону и антиминс в тое церковь выдать".

http://www.old-churches.ru/ko_045.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 июля 2024

«…Другим уникальным памятником деревянной архитектуры средневековой Руси являлась церковь Спаса из села Спас-Вежи Костромского района, которая была установлена в новейшие времена на территории Ипатьевского монастыря. (Погост и село Вежи числились в Приказе Большого Дворца, то есть были дворцовыми, принадлежали царской фамилии. Иван Грозный пожаловал их в вотчину Московскому Чудову монастырю.)

Это была самая большая из дошедших до наших дней деревянных клетских церквей. Основу храма составлял четверик с высокой крутой двускатной кровлей, увенчанной главкой на маленьком четверике, врезанном в середине конька крыши. С восточной стороны к основному объему здания была прирублена пятигранная алтарная апсида, также крытая высокой двускатной кровлей, а с западной стороны - трапезная, двускатная кровля которой равна по высоте кровле алтаря. Здание обнесено с западной, северной и южной сторон висячей галереей-нищевиком.

До ХХ века церковь имела в западной части высокую восьмигранную шатровую колокольню, соединявшуюся с основным массивом здания небольшой висячей галереей-переходом. Вход в храм был с южной стороны.

Спасская церковь стояла в низменной местности, которая во время разлива рек Костромы, Соти и Идоломши превращалась в озеро. Поэтому строители поставили здание церкви и колокольни на высоких дубовых сваях. С созданием на Волге системы водохранилищ Спасская церковь села Вежи попадала в район затопления. Именно с переносом этой церкви на территорию Ипатьевского монастыря и родилась идея создания в Костроме музея деревянной архитектуры.

В скорбной статье «Нас извлекут из-под обломков, или Почему Россия потеряла в последние годы тысячи исторических памятников», опубликованной в журнале «Новая Юность» (No 1(58) 2003 г.), исследователь и публицист Константин Михайлов рассказал трагическую историю этого и некоторых других деревянных храмов.

Церковь Спаса Преображения была единственным деревянным храмом на сваях, дожившим в России до наших дней. Хрестоматийный памятник, чьи фотографии украшали все издания по истории русской архитектуры, датировался не 1628-м и не 1642-м, как значилось в литературе, а 1713 годом.

Замечательный образец клетского храма с высокой двускатной кровлей, Спасская церковь была построена на месте сгоревшей предшественницы (к ней, видимо, следует относить датировки из клировых ведомостей XVII столетия) в костромской деревне Спас-Вежи, по преданию, Ярославскими плотниками братьями Мулиевыми.

Стройная, симметричная (трапезная, четверик, апсида и галерея имеют ряд геометрических «неправильностей», но зрительно это практически незаметно) относительно продольной оси, церковь была поднята на сваи по причине частых наводнений.

Одновременная церкви шатровая колокольня на сваях, связанная с ней переходами, была утрачена еще в 1926 году. Церковь украшали традиционные для деревянного зодчества элементы: охлупни и курицы на кровле, резные причелины и полотенца. Храм не раз перестраивался в XVIII-XIX веках, в 1876 году фасады его обшили тесом, интерьеры оштукатурили, а внутри устроили новый иконостас. В конце XIX - начале ХХ века деревянные сваи основания заменили на кирпичные столбы.

В 1956 году храм был перевезен в Костромской областной музей народной архитектуры и быта и поставлен в Новом городе Ипатьевского монастыря на окраине Костромы. Лишившись естественного природно-ландшафтного окружения, он выглядел огромным музейным экспонатом в пустом монастырском дворе.

Во второй половине 1950-х годов реставрация по проекту Б. В. Гнедовского вернула храму первоначальный облик, в интерьере был восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас. «Удачно найденные пропорции и силуэт здания, предельная простота его линий и мощь рубленых стен придают этой церкви... строгое величие и монументальность», — говорит о храме из Спас-Вежей фундаментальная «История русского искусства».

Трагическая судьба редкого памятника архитектуры характерна для нынешней России. В 1993 году был возвращен верующим Ипатьевский монастырь. В 2002 году монашеской общине, соседствовавшей с музеем, была предоставлена территория монастырского Нового города, на которой находился деревянный храм. Музей готовился переместить церковь из Спас-Вежей за пределы монастырских стен осенью 2001-го - зимой 2002 года.

По словам сотрудников музея и Областного комитета по охране культурного наследия, община закрыла вход в Новый город, не пропуская туда ни экскурсантов, ни музейных работни- ков, ни сотрудников органов охраны памятников. Вечером 4 сентября 2002 года храм из Спас-Вежей загорелся по не установленным пока следствием причинам.

Церковь не была оборудована пожарной сигнализацией, инвентаря для тушения поблизости не оказалось. Попытки музейных работников как-то отделить от церкви пылавшее крыльцо и не дать огню перекинуться на храм были, увы, безуспешны, - вскоре в монастыре полыхал пожар «высшей категории сложности» - столб огня достигал 50 метров в высоту. Через несколько часов от уникального храма остались обгорелые головни.

Горечь от тяжелейшей утраты российского культурного наследия вряд ли облегчат намерения костромских властей воссоздать сгоревший храм по канонам научной реставрации…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 654-655


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2024

«…Погост Вежи и с. Вежи числились в Приказе Большого дворца. Пожалованы Иваном Грозным в вотчину московскому Чудову монастырю. Клетская церковь с шатровой колокольней по писцовым книгам значится существующей в 1629 г.

Церковь расположена в низине, так же, как и с. Вежи; весной вся низина заливается разливом рек Костромы, Соти и Идоломши и превращается в озеро около 45 км длиной и 30 км шириной. В связи с этим церковь, колокольня и все деревенские избы поставлены на высоких сваях, и доступ к ним возможен весной только с лодок.

Сваи церкви и колокольни были дубовые, толщиной около 50 см; в 900-х годах под церковью они были заменены кирпичными на цементном растворе столбами высотой около 3 м. Церковь с. Спас-Вежи представляет собой характерный пример клетского храма с двумя прямоугольными в плане прирубами: восточным для алтаря и западным для трапезной; с южной, северной и западной сторон трапезная обстроена крытой галлереей (деревянный каркас с обшивкой тесом), основанной на выпусках бревен и имеющей с юга вход с открытым крыльцом.

Система клинчатых покрытий, более низких на прирубах и значительно повышающихся в центральной части, дает интересную композицию западного И восточного фасадов и акцентирует глав ный объем храма, кровля которого увенчана главкой на маленьком четверике, врезанном в конек крыши.

Здание церкви композиционно было связано с высокой (высотой более 30 м) колокольней, восьмигранный сруб которой поднимается над высоким четвериком цоколя. Шестнадцать открытых пролетов «звона колокольни создавали легкое прозрачное завершение монументального сруба восьмерика, увенчанного шатром.

Церковь и колокольня были возобновлены в 1770 г.; в 1904 г. предполагался снос колокольни и замена ее каменной, но Археологическая комиссия запретила снос ввиду исключительной ценности этого архитектурного памятника. Несмотря на это, каменная безвкусная колокольня была поставлена в непосредственной близости к старой деревянной, а затем эта последняя, составлявшая неразрывное композиционное целое с церковью, была снесена.

В 1913 г. Археологической комиссией было дано разрешение на ремонт церкви, который, по-видимому, и был произведен. Иконостас был возобновлен и переделан в 1876 г., но иконы остались старые. Церковь с колокольней были обмерены в 900-х годах арх. Д. В. Милеевым. Чертежи хранятся в музее ВАХ…»

Источник: Забело С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. - М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942, стр. 74

Русское деревянное зодчество : Забелло С. : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.