История Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря для исследователя представляет определенную трудность, так как доступных архивных материалов и сведений по этому вопросу немного. Однако, тщательный анализ и сопоставление имеющихся фактов, могут достаточно полно воссоздать картину жизни монастыря и его роль в культурной и духовной жизни Приморья начала ХХ в.
Монастырь устраивался в не совсем обычных условиях: основную часть населения Приморского края составляли переселенцы из Европейской России, исповедовавшие официально признанное православие старообрядцы, а также представители аборигенного населения и иностранцы (корейцы и китайцы). Немало людей были бывшими ссыльно-каторжными, после окончания срока наказания оставшимися в Приморье. Создание женского монастыря в Южно-Уссурийском крае было необходимым для поддержания религиозных устремлений переселенцев, привыкших «на месте своего первоначального жительства искать религиозного утешения в иноческих обителях». Епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий в своем прошении отмечал, что ему лично уже неоднократно приходилось слышать о желании некоторых из местных женщин поступить в монастырь.
Новой обители предстояло «распространять свое доброе влияние» на все население края, не только в области веры и благочестия, но и внедрять знания по ведению хозяйства, содержат школы, способствовать укреплению православия среди инородцев. Примечательно, что незадолго до образования Рождество-Богородицкой общины, предполагалось образовать женскую общину среди инородческого корейского населения в двух верстах от деревни Верхней Тизинхэ, целью которой было рассеять «тьму религиозного невежества» среди корейцев и «в своей школе из корейской девочки воспитать мать - христианку, внести через посредство ея христианские начала в корейскую семью», возвысить «незавидное в корейском быту положение женщины...»
Эту общину организовать не удалось, но уже 25 октября (1 ноября) 1900 г. Святейший правительствующий Синод постановил: «близ города Никольск-Уссурийского, Южно-Уссурийского края, Владивостокской епархии, учредить женскую общину с наименованием оной Рождество-Богородицкою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Эта община должна была принять на себя обязательства и по духовному воспитанию инородцев «не одним лишь примером высокой нравственности и трудолюбия, но и вообще ведения образцового хозяйства».
В такой обстановке основательнице монастыря игуменье Павле и сестрам предстояло обустраивать общину. Надо сказать, что игуменья Павла сама обратилась к Епископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию с предложением создать женский монастырь в Южно-Уссурийском крае. Она была очень настойчивой и ответственной в выполнении возлагаемых на нее послушаний и уже имела опыт руководства Читинским женским монастырем, с пятнадцатью монахинями которого она прибыла в Южно-Уссурийский край. В то время ей было 70 лет. Игуменье Павле было преподано благословение Священного Синода с выдачей грамоты 20 сентября 1890 г. Также она была награждена серебряной медалью на Александровской ленте с правом ношения на груди в честь царствования Императора Александра III. После открытия монастыря ещё 8 лет игуменья Павла добивалась разрешения на дополнительные земельные наделы монастырю: выделенные земли часто затоплялись во время наводнений, в связи с чем община теряла урожай и запасы сена для скота, что ставило под угрозу её существование. Также были необходимы наделы для пасеки, надел леса для заготовки дров (община, помимо церквей и монастырских построек, должна была отапливать три дома в Никольск-Уссурийском, где имелась женская школа с бесплатным общежитием для девочек-сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия и др.). В результате усилий игуменьи Павлы монастырю трижды отводились земельные наделы: в 1903 г. – 434 десятины 1563 кв. сажени, в 1905 г. – ещё дополнительно 135 десятин и в 1908 г. – лесной надел в 110 десятин.
Место для устроения обители было выбрано вблизи г. Никольск-Уссурийского, бывшее ранее в пользовании 2-й легкой и 4-й горной батареи. С севера этот участок прилегал к реке Суйфун, с южной граничил со свободными государственными землями, с запада – с дачей фермера Фика и с востока – с наделом крестьян деревни Красный Яр. Ближайшие к монастырю селения: Кугуки -3 версты или 5 верст, Линевичево – 7 верст, Хребтовка – 7 верст. Население деревень было православным. В деревне Красный Яр, основанной старообрядцами - семейскими с Аяна, в 1914 г. старообрядцы составляли половину населения, поэтому православный женский монастырь выполнял особую функцию в укреплении православия на Дальнем Востоке России, препятствовал расширению раскола. На новом, малообжитом месте у православного населения была потребность посещать обитель – для совершения обрядов, к которым прихожане привыкли на родине и исполнение которых, вносило некоторую стабильность и привычность в их жизнь в незнакомом крае. Монастырский приход постоянно расширялся. В 1910 г. жители деревни Прокопьевки были причислены приходом к Рождество-Богородицкому монастырю. Немало женщин в Приморье стремились посвятить свою жизнь монашеству. Об этом свидетельствует и тот факт, что к концу 1900 г. в общине было уже 39 насельниц. Их могло бы быть и больше, если бы были помещения и средства содержания (РГИА ДВ, Ф. 244, Оп. 1, д. 27. Л. 168).
Согласно ведомости за 1917 г., в монастыре было уже 105 человек, из них 1 – монастырский священник. К сожалению, документы не отражают состав сестер монастыря полностью, но видно, что из 37 записанных в ведомости монахинь и послушниц 8 чел. были в возрасте от 60 до 75 лет, 11 чел. - от 40 до 59 лет. Остальные насельницы монастыря были в возрасте от 28 до 39 лет. Большинство сестер получили образование (25 чел., в основном - домашнее), некоторые были неграмотные (12 чел.). Посвящали свою жизнь монашеству девицы (30 чел.) и вдовы (8 чел.), вышедшие в основном из крестьянской среды (33 чел.) и мещанства (4 чел.). Многие монахини и послушницы поступали в монастырь в очень юном возрасте (например, рясофорная послушниц Татьяна Иванова, в 13 лет поступила в Горицкий, а затем - в Рождество-Богородицкий монастырь). Каждая женщина получала послушание по способностям: в просфорной, в истопной, в рукодельной, в иконописной мастерской, на скотном дворе, в поварной, в школе, по присмотру за сиротами и т.д. В монастыре придерживались Валаамского устава, известного строгостью правил жизни насельников. Изучение состава насельниц монастыря, занятий монахинь и послушниц свидетельствует о том, что традиции женского монашества в России продолжали существовать и в начале ХХ в. Община посещалась в достаточном количестве богомольцами, поступали в нее и пожертвования как вещами, так и деньгами.
Согласно клировой ведомости 1917 г., в церкви монастыря имелось достаточное количество утвари, но богослужебных книг – ограниченное количество. С первых месяцев своего существования женская община стала быстро развиваться и обзаводиться собственным хозяйством. Уже 16 января 1901 г. Епископом Владивостокским и Камчатским была освящена деревянная на каменном фундаменте церковь Рождества Пресвятой Богородицы, были построены два деревянных корпуса, достаточных для помещения 30 сестер. Был возведен пчельник, подготовлена земля под огород. По данным статистического опроса 1910 г. первые ульи (колоды) сестры завели в 1904 г. – их вместе с пчелами пожертвовали монастырю крестьяне из с. Михайловки и ст. Дубовской, рамочный улей появился в 1905 г. Пасека находилась на усадебной земле, недалеко от построек. Постепенно объем пчеловодства увеличивался и достиг 100 колод и рамочных ульев. Для пчел специально высевались медоносные травы и гречиха, продукты пчеловодства использовали для собственных нужд.
В 1903 г. сестры-монахини впервые подняли и засеяли новь (4 десятины), в последующие годы количество разработанной земли увеличивалось (1905 г. – 7 десятин, 1908 г. – 9 десятин, 1909 г. – 15 десятин )и к 1910 г. достигло 30 десятин, из которых 9 было взято из числа находившихся в аренде у корейцев (и ими разработанных), а остальные были подняты и обработаны, в основном, трудами монахинь(только в 1909-1910 г.г. стали нанимать рабочих). Вначале для посева предпочтение отдавалось гречихе, позже стали сеять другие зерновые и овощи, пшеница впервые была посеяна лишь в 1909 г. Из огородных культур высаживались: картофель, капуста, свекла, репа, морковь, брюква, горох, редис, редька, бобы, просо, подсолнечник, мак, конопля, фасоль, лен, дыни, арбузы, тыква, помидоры, перец, петрушка, укроп, шпинат, хрен, горчица. Кукурузу выращивали в небольших количествах. Размеры посевов овощей увеличивались. Также выращивали сливы, вишни, груши, некоторые сорта яблок, крыжовник, малину, смородину красную и черную, клубнику. Площадь сада составляла 2 десятины, на ней располагалось 300 фруктовых деревьев, 1000 ягодных кустов. В 1909 г. впервые была посеяна пшеница. Семена для посева очищали. Сеяли семенами, пожертвованными, в основном, крестьянами соседних сел. Система земледелия в монастыре была однопольной, поля не унаваживались, случаев перехода к китайскому способу обработки земли не было. В период с 1900 до 1910 г. была произведена осушка болотистых мест монастырского угодья. Результаты процедуры – удовлетворительные. Правда, после этого стало появляться много непригодной для сенокоса травы – «кострицы», «осоки». Культуры, которые были широко распространены у проживающих в Приморье корейцев (буда, чумиза, пайса), не высевались. Все продукты земледелия производились только для пользования монастыря и не продавались. Монастырь был достаточно хорошо оснащен сельскохозяйственной техникой. В его хозяйстве имелось 2 плуга Гена, 2 бороны, 1 сенокосилка, 1 конные грабли, 1 веялка, 8 телег, 10 саней, 4 разного рода экипажа и другой инвентарь (хомуты, седелки, дуги, ярма, невода, лодки, бочки, пилы, топоры, серпы, косы, вилы, лопаты, мотыги); зерновые молотили цепами. Имелся в монастыре и свой скот, весь пожертвованный: 8 рабочих и 2 нерабочих лошади, 8 волов, 12 дойных коров, 15 овец, 60 кур. В начале пастьбы весь скот подкармливался, а во время полевых работ лошадей подкармливали травой и овсом и летом. Своих кормов часто не хватало и дополнительно покупался овес и отруби. При заболеваниях животных сестры монастыря лечили скот сами, в сложных случаях приглашали врача из г. Никольск-Уссурийского. Скот использовался для внутренних нужд монастыря, торговля им не велась, хотя, по-видимому, излишки продавались. Так в 1910 г. было продано 3 дойных коровы, 1 вол, 4 теленка в возрасте до 1 года, 5 овец. Данных о рыбном промысле нет, но наличие среди инвентаря неводов и лодок позволяет предположить, что рыбу в монастыре все-таки ловили, хотя и в незначительном количестве. Такое крепкое хозяйство позволяло монастырю существовать только на плоды труда сестер и пожертвования. Так в 1910 г. монастырю было пожертвовано 3531 р., всего дохода он имел 5950 р.75 к. Значит, 2419 р.75 к. было выручено за труд монахинь и послушниц. Как правило, эти деньги употреблялись на удовлетворение внутренних нужд монастыря.
Прилежное ведение хозяйства в женском монастыре должно было оказывать влияние и на близлежащие крестьянские хозяйства и на инородцев как образец для подражания и опора в трудностях. Основную часть возделывали монахини, в дальнейшем 30 десятин монастырской земли обрабатывалось русскими рабочими. Корейцы принимали участие в монастырском хозяйстве только как арендаторы. Каждый год аренда земли корейцами увеличивалась. В 1910 г. у монастыря имелось более 150десятин земли, сданной двум корейцам. Эти арендаторы сдавали от себя землю еще двадцати корейцам. Кроме этого, корейцев нанимали для выполнения некоторых работ, например, в сенокос. Такое плотное соседство не могло пройти бесследно для корейцев. Известно, что значительную поддержку корейским переселенцам оказали миссионеры русской православной церкви, которые способствовали их культурно-хозяйственной адаптации. Такие отрасли сельского хозяйства как пчеловодство, многие садовые, овощные и зерновые культуры были позаимствованы корейскими крестьянами у русских, в том числе благодаря деятельности православных миссионеров. Работая на монастырских угодьях, они должны были выращивать культуры, свойственные русскому традиционному хозяйству, видеть достоинства их применения и использовать в быту. Возможно, что именно в монастыре они приобретали семена и саженцы для своих участков (покупка корейцами семян у русских была широко распространена). В мощной работе по водворению христианства среди корейцев, их культурной и хозяйственной адаптации в Приморье женский Рождество-Богородицкий монастырь не мог не быть задействован. Корейцы, находящиеся в тесном взаимодействии с монастырем, должны были быстрее и легче войти в контакт с новой для них верой.
До 1906 г. монастырь содержал две школы – одна из них была устроена при обители для детей ближайших деревень – Линевичи и Кугуки, но с открытием там своих школ, монастырская школа была закрыта. В 1908 г. при монастырском подворье было выстроено хорошее здание для женской церковно-приходской школы с общежитием, которое содержалось на средства монастыря. Это была одна из трех школ в Приморье, у которых имелись общежития. В школе обучалось 38 девочек. 11 человек помещалось в общежитии, из них две крещеные китаянки - сироты. К 1917 г. число обучаемых достигло 189 девочек, школа помещалась в собственном и наемном Епархиальном домах в г. Никольск-Уссурийском, на ее содержание от Епархиального Училищного Совета отпускалось 4000 рублей. Заслуги старшей учительницы школы рясофорной послушницы Екатерины Левченко в церковно-школьном воспитании неоднократно отмечались (она была награждена двумя серебряными медалями, ей было преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты). Некоторые ученицы этой школы продолжали образование в старших классах женской гимназии: так, одна из выпускниц 1912 г. сразу после выпускных испытаний поступила в 5 класс женской гимназии, другая – в 4 класс. На Приамурской выставке в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых в г. Хабаровске (15 июля-15 сентября 1913 г.) из 133 школ епархии принимали участие 87. По заключению экспертной комиссии по учебно-школьному отделу, Никольск-Уссурийская монастырская двухклассная женская школа была удостоена серебряной медали «за успехи по русскому языку», хорошо было поставлено преподавание закона Божия,пению, организованы дополнительные занятия по рисованию, переплетному и сапожному ремеслу, рукоделию, где ученицы вязали чулки, платки, скатерти, кружева для полотенец, вышивали крестиком, в строчку, мережкой, гладью, шили простые женские рубахи, юбки и т.п. «За распространение практических знаний по рукоделию» школа была награждена серебряной медалью на той же Хабаровской выставке. По воскресным и праздничным дням в школе проводились народные чтения, где читались произведения «нравственного, исторического, географического и общелитературного содержания».
Отличался монастырь и в других общественно и социально значимых делах. Так, за усердные труды по живописному мастерству рясофорной послушнице Рождество-Богородицкого монастыря Ольге Болотовой было преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты. С первых лет своего существования община по мере сил принимала участие в благотворительных акциях. Так в пользу пострадавших от неурожая в Европейской России в 1906 г. монастырь пожертвовал 4 рубля 30 копеек, в 1907 г. – 12 рублей. Суммы небольшие, но надо помнить, что сам монастырь в эти годы находился в стадии устроения, почти все имеющиеся у него средства расходовались на обустройство. Как видим, женская община в достаточной мере отвечала направлениям работы православной Церкви в дальневосточном крае: церковному – по удовлетворению религиозных потребностей населения; образовательному – организация школ, обучению девочек; благотворительному, сельскохозяйственному – по поднятию экономического состояния деревни, распространению рациональных приемов хозяйствования, сельскохозяйственных орудий и др.; нравственному – по нравственному воздействию на население в целях поддержания «добрых нравов», религиозно-нравственные беседы и т.п. В целом для российских монастырей была традиционной организация и содержания приемных домов, больниц для нуждающихся в медицинской помощи, но первый Приморский женский монастырь не успел проявить себя в этой деятельности. Это связано, по всей видимости, с крайне небольшим сроком существования монастыря. Он был закрыт после революции 1917 г.
Таким образом, Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь, являясь оплотом веры для русских, продолжал традиции русских православных женских монастырей, способствуя распространению грамотности и хозяйственных навыков среди населения. Кроме того, монастырь выполнял миссионерскую функцию в условиях осваиваемого русскими Дальнего Востока и помогал хозяйственной и культурной адаптации русских и иностранных переселенцев на новом месте жительства.
РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д.234. Л.; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп.3. Д. 234. Л. 11.; РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 27. Л. 103-об.; Аргудяева Ю.В. «Семья и семейный быт у русских крестьян на Дальнем Востоке России во второй половине XIX – начале ХХ в.» Владивосток, 2001.; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1914, NoNo 9-10; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1910, No 10; Поповкина Г.С. «Княгини - устроительницы монастырей у истоков духовно-нравственного воспитания женщин в Древней Руси». Приморские образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия. Владивосток, 2001.; РГИА ДВ. Ф.244, Оп.1, Д.27, Л.168; РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 438. Л. 8-об.; РГИА ДВ. Ф.244, Оп.1, Д.27,. Л.168-об –169-об.; Сагитова О.И. «Этнокультурная и социально-экономическая адаптация корейской диаспоры на территории Приморского края в дореволюционный период». Адаптация этнических мигрантов в Приморье в ХХ в. Владивосток, 2000.; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1908 г., No 2; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1913г., No 6; «Владивостокские епархиальные ведомости», 1914 г., No 5-6; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1913г., No 6; «Владивостокские епархиальные ведомости», 1914 г., No 5-6.; «Владивостокские епархиальные ведомости», 1914 г., No 5-6.; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1914 г.; «Владивостокские Епархиальные ведомости». 1907 г. No 8.; «Владивостокские епархиальные ведомости». 1903 г. No 2. С. 35-36
Комментарии и обсуждение
Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь, общежительный, в 5 верстах от города Никольска Уссурийского. Учрежден в 1906 году, из женской общины, открытой в 1900 году. При нем школа для девочек, рукодельная мастерская и странноприимница.
Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"