18-го числа настоящего октября месяца я получил приглашение присутствовать на освящении перестроенного совершенно заново деревянного храма в селе Запольских Халеевичах Стародубского уезда. Приглашением этим я воспользовался и скажу откровенно и чистосердечно, что десятерицею был вознагражден за понесенные мною труды по поездке. Это было торжество христианской добродетели, торжество бескорыстного служения Богу и ближним, вызвавшее во всех присутствовавших на нем чувство умиления и разбудившее во всех сердцах ту святую преданность Богу и то самоотвержение, которые люди с такой беспечностью заглушают в себе мирской суетой и мелкими житейскими дрязгами.
Названный мной выше храм в настоящее лето был перестроен совершенно заново, начиная с его фундамента, настоятелем храма отцом Григорием Доброгаевым на его собственный счет без малейшей посторонней помощи и при том с употреблением на это богоугодное дело не только всего достояния отца Григория, но даже и с прибавкой сделанных им долгов в Стародубском городском банке. Нужно сказать, что со стороны отца Григория это уже не первая жертва в пользу храма. Незадолго перед этим он приобрел для колокольни своего храма колокол стоимостью в 600 руб., ковчег для плащаницы и другое.
На освящении храма присутствовали кроме других священников два родных брата отца Григория, по действиям и речам которых ясно было видно, что они не только сочувствуют своему брату в его жертве своим капиталом на храм Божий, но и похваляют и поддерживают его высокий, истинно христианский дух, и эти братья священники доставили всем многочисленным богомольцам высокую нравственную радость видеть достойных людей в столь важном служении, каково служение священника.
По окончании освящения храма и божественной литургии один из братьев отца Григория – отец Мартиниан Доброгаев – сказал предстоящим прочувственное слово о значении молитвы, о символическом значении храма Господня и об усердии к его благолепию, причем едва вскользь коснулся усердия и жертв отца Григория, сказав только, что скромность жертвователя не позволяет упоминать об его заслугах и налагает на уста печать молчания. Вместе с тем проповедник сказал, что усердие к храму и жертвы для него оцениваются Господом вовсе не по количеству жертвуемого, а по тому усердию, с которым жертвы приносятся. Далее проповедник изложил учение об этом Господа нашего Иисуса Христа, обратившего внимание на лепты вдовицы, отдавшей все, что она имела, и заключил поучение приглашением предстоящих хотя в малой степени подражать своему пастырю и вообще посещать храм Божий, в котором невидимо всегда присутствует Сам Господь, что должно доставлять молящимся в храме неизреченную радость, побуждать их стоять в храме с полным благоговением и приносить совместные молитвы от чистого сердца.
По окончании этого слова выступила вдова бывшего церковного старосты, который исполнял эту должность 23 года, полковница Елизавета Митрофановна Карасева в сопровождении нынешнего церковного старосты и его помощника, с хлебом-солью и святым образом Христа Спасителя, сооруженным усердием прихожан, и сказала короткое, но сильное и увлекательное слово приблизительно такого содержания:
«Духовный наш отец! Являюсь пред Вами выразительницей нашей глубокой благодарности Вас за усердие к святому нашему храму от лица всех прихожан. Вы пересоздали его совершенно заново, и доставили на многие годы не только нам, но и нашим детям и потомкам нравственное утешение приносить в нем молитвы и исполнять в нем наши духовные требы, причем, конечно, имя Ваше останется незабвенным и связанным с воспоминанием о храме».
Перечислив затем другие жертвы отца Григория, госпожа Карасева заключила речь так: «Не находя слов для выражения Вам нашего уважения и благодарности, мы, поднося Вам по обычаю наших предков хлеб-соль и святой образ Господа нашего Иисуса Христа, просим Его продлить Вашу полезную и высокопоучительную жизнь на многие и многие годы и доставить нам утешение приносить в этом святом храме совместные с Вами молитвы на долгие времена».
Слово госпожи Карасевой было покрыто словами несколько тысячной толпы: «Благодарим, батюшка, благодарим!»
Приступая к речи, госпожа Карасева плакала и едва могла сказать свое короткое слово, слушая которое, отец Григорий также плакал. Все присутствовавшие также плакали от умиления – не единомыслящего не было никого, все были православные христиане, братья по духу. При выходе из храма огромная толпа простолюдинов окружила отца Григория и кланялась ему в ноги – зрелище было потрясающее: тут доброе дело нашло себе глубокое почитание!
Редки в наши времена подобные явления. Не за деньги, потраченные отцом Григорием, кланялись ему люди, которые могли бы собрать эти деньги в один месяц, кланялись они редкому бескорыстию и добродетели своего духовного отца, платя дань уважения бескорыстию его души, христианской нестяжательности его сердца. Да, это была минута торжества добродетели и счастливы присутствовавшие при ней – это был для всех редкий в наше время и поучительный пример.
Остальное время дня было проведено вполне по-христиански: прихожанами по предварительной складчине был устроен в богатом казачьем доме обед для бедных и чужесельцев, своих знакомых прихожане наперерыв приглашали к себе, священники провели день у отца Григория, а вечером совместно с присутствовавшей интеллигенцией у госпожи Карасевой.
С наступлением ночи все пришло в прежний порядок. Утром следующего дня все принялись за свои дела – ни одного пьяного или похмеляющегося не было видно.
Землевладелец М. Пушкаренко-Овсеенко
Прибавления к Черниговским епархиальным известиям (часть неофициальная) от 15 ноября 1893 года, № 22, стр. 844-847