ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Китайгород. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы и Николая Чудотворца.


Китайгород. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы и Николая Чудотворца
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:приблизительно не ранее 1754.
Адрес:
Украина, Днепропетровская область, Днепровский район, село Китайгород

Координаты: 48.891161, 34.466971



Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы и Николая Чудотворца, Успенская церковь храмового комплекса.<br>, Китайгород, Днепровский район, Украина, Днепропетровская область
Успенская церковь храмового комплекса.
Алексей Кротов
7 мая 2011
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы и Николая Чудотворца, Фото 1950-ых - 1960-ых годов из частного архива<br>, Китайгород, Днепровский район, Украина, Днепропетровская область
Фото 1950-ых - 1960-ых годов из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 мая 1960
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы и Николая Чудотворца, Успенская (слева) и Варваринская (справа) церкви. Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Китайгород, Днепровский район, Украина, Днепропетровская область
Успенская (слева) и Варваринская (справа) церкви. Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
8 июля 1911



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  7 ноября 2012

Главную достопримечательность Китайгорода составляет храмовый комплекс, являющийся памятником истории и архитектуры национального значения XVIII века. О нем следует сказать особо не только потому, что он является старейшим культовым сооружением на территории Днепропетровской области, но и потому, что ему нет аналогов в Украине.

В середине XVIII столетия строится уникальный ансамбль церквей на средства казацкой старшины. Удивляют, как принято теперь говорить, и темпы строительства. С одобрения Протовчанской паланки и с участием сечевиков в 1754 г. открыта центральная - Успенская церковь, через два года - церковь-звонница Святой Варвары, а уже в следующем году – Николаевский храм. За четыре года - три храма! Для строительства церквей казаки привозили обожженный кирпич с верховьев Днепра на лодках, наращивая борта камышом. Кладка велась на известковом растворе, с тех времен она ровная и крепкая. Колокольня Успенской церкви (Варваринская церковь) представляла собой трехъярусное кирпичное отштукатуренное сооружение в стиле позднего украинского барокко. Удачный выбор места для церквей, окруженных живописным ландшафтом, придает особую монументальность всему комплексу.

Свято-Николаевский, Свято-Успенский и Свято-Варваринский храмы составляют уникальный ансамбль культовых каменных сооружений, дошедший до наших дней без значительных перестроек. Фактически, это единственные сооружения подобного типа в зоне так называемой «Украинской линии».

В справочнике-каталоге «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской СССР» о Китайгородских храмах мы находим следующее:
«Успенская церковь (охранный №153/2) 1754 г. Памятник архитектуры в стиле барокко... Пластика стен обогащена раскрепованными карнизами и пилястрами, разнообразными наличниками окон. Своеобразно решен переход квадрата подкупольного пространства к восьмигранному барабану купола при помощи ступенчатых арок вместо традиционных парусов. Раскрепованные пилястры применены в интерьере. В 1969-1973 г. проведены ремонтно-реставрационные работы.

Никольская церковь (охранный №153/7) 1757 г. кирпичная тетраконховая, одноглавая. Полусферический купол на высоком барабане увенчан главкой. Поверхность стен разнообразят пилястры, окна обрамляют декоративные наличники. В храме сохранились росписи в барабане, на сводах и на стенах. Местами сквозь них проступает более ранняя живопись XVIII века. Характерная для барокко мягкость и плавность линий проявилась в форме плана, в лепке фигурных наличников, в общих пропорциях.

Варваринская церковь (охранный № 153/3) 1756 г. В XIX веке к западному фасаду был пристроен четырех колонный портик. Кирпичная, трехчастная, с квадратной частью, полукруглой апсиды, прямоугольным притвором. Над массивным развитым центром высится восьмигранная, в плане двухъярусная, завершенная граненым куполом. Колокольня, повторяющая характерный для народного зодчества принцип — восьмерка на четверке. Первый ярус колокольни глухой, второй с большими арочными проемами. Углы здания подчеркнуты пилястрами».

Свято-Успенский храм является уникальным памятником архитектуры. По мнению специалистов, ничего подобного нет во всем мире. Здесь нашим предкам удалось синтезировать достояние украинской, российской и польской архитектур, и ныне это – единственное связующее звено в эволюции архитектуры. В ее образе синтезированы влияния разных национальных традиций. Объемно-пространная структура – неповторима. Ей нет аналогов ни в украинской, ни в русской архитектуре. Для истории и архитектурной науки, Успенский храм (как памятник архитектуры) представляет огромный интерес как необходимое и единственное звено в эволюции архитектурных типов.

Редчайшим и необыкновенным сооружением является Свято-Варваринский храм. Он уникален по-своему. Здесь в одном сооружении органично сочетаются несколько функций – культовое здание, звонница и оборонная башня. В отечественной архитектуре таких памятников больше нет.
По плану видно, что это трехчастная с прямоугольным барабаном, квадратным нефом и полукруглой апсидой алтаря. Над нефом поднимается массивная двухъярусная восьмигранная башня, увенчанная полусферической башней со шпилем, которая имеет на втором ярусе восемь арочных отверстий. Ход на башню расположен в стене, которая отделяет неф от барабана. Возможно по замыслу автора проекта, башня была призвана выполнять и оборонительные функции.

В переходных сооружениях Варваринского храма приемы характерные для русского зодчества. Барочное многоярусное венчание предоставляет ей особой выразительности и силуэта. В сравнении с Успенским храмом Варваринская утонченней и монументальней. Особенности конструкции этого храма свидетельствуют об участии в ее сооружение русских мастеров, тем не менее плановая ее структура каноническая для украинского культового строительства.

Не менее уникальным и оригинальным является третий храм – Свято-Николаевский. Это наиболее ранний и единственный полностью сохраненный образец тетраконхового храма. Строили это великолепие свои же украинские мастера.

По утверждению некоторых исторических источников, освящал нововыстроенные Китайгородские храмы Киевский митрополит Арсений (Могилянский), который с 1757 по 1770 управлял вверенной ему митрополией.

В XVII-XIX веках жизнь общины Китайгорода и храмов было тесно переплетено. На протяжении двух столетий священники этих церквей совершали таинства, богослужения, обучали детей прихожан, оказывали материальную помощь поселянам. И это далеко не полный перечень социального служения местного духовенства. Сохранились статистические данные конца XIX столетия, которые ярко показывают значение, место и роль Китайгородских церквей в жизни тогдашнего села.

Успенская церковь владела 33 десятками пахотной земли (1 десятина равнялась 1,45га). Площадь кладбища, закрепленного за ней составляла 484 квадратных саженей (1 сажень равнялся - 2,1 ме, т.е. вообще - 1016,4 м) Возле церкви было помещение для хранения церковного имущества и хлеба, имелась церковная библиотека и смешанная одноклассная церковно-приходская школа. Заработная плата священника этого храма в год составляла 120 рублей, а псаломщика - 30 рублей. Количество прихожан насчитывало: мужчин - 1229, женщин - 1181. При Свято-Успенском храме в 1886 году была основана одноклассная церковно-приходская школа, заведовал которой священник Лука Гурьевич Поджукевич. Сохранились данные за 1916 год. Вот про что они говорят: школьное помещение находилось на церковной земле, было застраховано на 700 рублей. При школе была квартира для учителя. Занятие в школе начинали 1 сентября и заканчивались 25 апреля. В школе училось 79 детей: 46 мальчиков, и 33 девочки. При школе было 300 квадратных саженей казенной земли (630 кв. м). На удержание школы церковь выделяла в год 180 рублей.

По Николаевский церкви ситуация была следующей: количество пахотной земли - 33 десятины (54,45 га). Была при ней церковная библиотека и школа грамоты, которая находилась в отдельном здании. Близ церкви был сарай для сбережения запасов хлеба, и церковной утвари. Священник этой церкви получал 160 руб. в год, a псаломщик - 53 руб. Прихожан насчитывалось: мужчин - 1174, женщин - 1134.

Время, когда возводились Китайгородские храмы, в истории Украины был периодом правления последнего гетмана – Кирилла Разумовского (1750-1764), который старался получить для Украины определенную автономию в пределах Русской империи и добился определенных льгот экономических и политических для украинского народа. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, человек, стараниями и на средства которого были построены храмы, был китайгородский сотник  Павел Ефремович Семенов. Он еще носил и звание «бунчукового товарища», которое предоставлялось гетманом за особые военные, дипломатические и административные заслуги. Носителя такого звания мог судить лишь гетманский суд. Был еще ряд материальных льгот, которые предоставлялись «бунчуковым товарищам». Во время военного похода бунчуковый товарищ исполнял обязанности адъютанта при гетмане, а на торжественных церемониях носил за ним малый бунчук. Эта должность была упразднена только в 1764 году.

Читая страницы истории, мы понимаем, что сотник Павел Семенов был не только влиятельным, волевым, умным и мудрым человеком. Он после себя оставил вековую память, построив уникальные храмы. Мы можем только догадываться, о чем мечтал и к чему стремился сотник Павел Семенов, вкладывая огромные средства в сооружение церквей.

Проходили столетия... Китайгородские храмы остались невредимыми во время бурных событий XX века: первой мировой войны (1914-1918), гражданской войны (1918-1920), антирелигиозных кампаний 20-30 годов, второй мировой войны (1939-1945). Хрущевская «оттепель» откликнулась новыми коммунистическими гонениями на Православную Церковь. Под предлогом аварийного состояния помещений в 1959 году в храмах запретили проводить богослужения. Однако это не помешало разместить там, в 1960-1961 годах, экспозиции Царичанского районного историко-краеведческого музея. В течение трех десятилетий (с 1962-1994) храмы переживали тяжелые времена: помещения использовались как складские помещения или пустовали, окна были разбиты, а двери выломаны. Фрески XVII-XIX веков были уничтожены, церковное имущество разграблено, а часть – сожжена.

В 1970 году при проведении ремонтных работ в Свято-Успенской церкви был найден и разрушен склеп, в котором похоронен сотник Павел Семенов, на средства которого были воздвигнуты храмы. Только с 1988 года стараниями общественности села, районных и областных властей, организаций Украинского Общества охраны памятников истории и культуры решился вопрос о реконструкции и ремонте храмов. В 1994 году они начали приобретать современный вид и открыли двери для молитвы своим прихожанам.

20 сентября 2004 года община торжественно отпраздновала 250-лет Свято-Успенскому храму. А 17 июня 2006 года в Китайгороде прошли юбилейные торжества, посвященные 250-летию Свято-Варваринскому храму, которые возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.

Сейчас, созерцая гармонию храмового зодчества, мы можем увидеть, что Свято-Успенский храм представляет собой центр архитектурной композиции. Варваренский храм – главная высотная доминанта всего Китайгорода. А храм в честь святителя Николая – как будто акцентирует собой подход к двум главным сооружениям. Этот архитектурный ансамбль имеет гармонично выразительный и неповторимый силуэт. Высокая научная и художественная цена этого ансамбля подтверждена выводом специалистов бывшего научно-исследовательского института теории, истории и перспектив проблем советской архитектуры в Киеве. К огромному сожалению, до сих пор не удалось найти в архивах имен и фамилий авторов проекта, и мастера или мастеров, которые возводили эти шедевры.

Немаловажным остается и том факт, что к счастью, все три храма сохранились без существенных изменений и перестроек со времен своего сооружения. За годы советской власти церкви пришли в полное запустение. И лишь по прошествии нескольких лет независимости Украины восстановлены. Обновленные уже в XXI столетии Китайгородськие храмы продолжают напоминают нам о мудрости, мужестве и мастерстве наших предков.

Диакон Георгий Скубак. Источник: сайт Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 июля 2019

Успенская церковь, 1754 г.

Памятник архитектуры стиля барокко. Кирпичная, пятиглавая, в плане повторяет традиционный в украинском народном зодчестве тип трехчастной церкви с сильно развитыми боковыми ризалитами. Массивный приземистый основной объем подчеркивает вертикальность высокого барабана центрального купола, завершенного фонариком с главкой. Боковые главы - с куполами без барабанов. Пластика стен обогащена раскрепованными карнизами и пилястрами, разнообразными наличниками окон. Своеобразно решен переход квадрата подкупольного пространства к восьмигранному барабану купола при помощи ступенчатых арок, вместо традиционных парусов. Раскрепованные пилястры применены и в интерьере.

В 1969-1973 г.г. проведены ремонтно-реставрационные работы.

Варваринская церковь, 1756 г.

В XIX в. к западному фасаду был пристроен четырехколонный портик. Кирпичная, трехчастная, с квадратной центральной частью, полукруглой апсидой и прямоугольным притвором. Над массивным развитым центром высится восьмигранная в плане, двухъярусная, завершенная высоким граненым куполом колокольня, повторяющая характерный для народного зодчества принцип - восьмерика на четверике. Первый ярус колокольни - глухой, второй - с большими арочными проемами. Углы здания подчеркнуты пилястрами. Массивные пропорции ее удачно уравновешивают композицию ансамбля.

С 1981 г. ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Николаевская церковь, 1757 г.

Кирпичная, тетраконховая, одноглавая, полусферический купол на высоком барабане увенчан главкой. Поверхность стен разнообразят пилястры, окна обрамляют декоративные наличники. Здание отличается компактным объемом. В памятнике сохранились росписи в барабане, на сводах и стенах. Местами сквозь них проступает более ранняя живопись XVIII в. Характерная для барокко мягкость и плавность линий проявилась в форме плана, в лепке фигурных наличников, в общих пропорциях.

http://www.alyoshin.ru



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.