С. Екатерининское (Злыхино), церковь Покровская (Зарайского уезда)
Село Екатерининское расположено в 53 верстах от Рязани и в 7 верстах - от Зарайска, на низменной местности, близь большего пруда. В старину оно называлось Злыхиным, как предполагают от злого (дурного) переезда через речку Ямну. Сельчанам не понравилось это название и они стали именовать его или Покровским (до 1855 года) или Екатерининским (с 1855 года) по своей церкви.
К церкви села Екатерининского приписаны кроме села, деревня Попцово и Асаново (Матово), прежде входившие во владение одних помещиков. В 1791-1856 годах екатерининский приход значился приписанным к соседнему мишинскому, а с 1874 года мишинский приписан к нему.
Существовавшая прежде в селе Злыхине Покровская деревянная церковь сгорела в 1791 году и на ее месте устроена деревянная часовня. Новый помещик, приобревший село Злыхино, Дмитрий Иванович Сессаревский, возобновил эту часовню и, по смерти жены, в память ее, соорудил новую деревянную церковь во имя великомученицы Екатерины и снабдил ее церковною утварью (1855 год). Но через два года (17 ноября 1857 года) она погорела, причем иконостас, утварь, книги и документы были спасены. Тогда Сессаревский, с благословения владыки, устроил временный храм в своем доме и приступил к постройке каменного храма, однако не успел докончить его.
Храм был окончен второй женой Сессаревского, Елизаветой Платоновной (1860 год). Он отстоит от села Екатеринского на расстоянии и ¼ версты, имеет квадратную форму с двумя выступами - для алтаря и паперти; наверху посередине церкви находится колокольня, утвержденная на 4 внутренних столбах. Наружные стены храма и колокольни украшены колонками, пилястрами, карнизами, подоконниками и пр. из белого камня. С трех сторон церковь обсажена акацией и обнесена насыпью с городьбой. Внутри церковь имеет хоры и троечастный алтарь - части его разделены поперечными стенами с большими пролетами. В одной находится главный алтарь, в другой (левой) придел (Екатерининский) и в третьей - исповедальня, под которой находится фамильный склеп Сессаревских. Амвонов нет.
Все иконостасы - нового устройства. Из святых икон уцелели некоторые из церкви погоревшей в 1791 году, но все возобновлены. Из церковной утвари нет предметов, достопримечательных по древности. Почти вся утварь и священные облачения поступили в церковь от Д.И. Сессаревского. Церковной библиотеки нет. Между документами не встречается ни одного древнего. Метрические книги хранятся с 1857 года.
В XVIII веке причт при Покровской церкви села Злыхино состоял из одного священника и двух причетников. При восстановлении, прежде упраздненного, прихода екатерининского в 1856 году, указом священного Синода 24 декабря (№ 12921) положены в нем один священник и один причетник. По штату 1873 года, когда к екатерининскому приходу был приписан мишинский, положены 1 священник и 2 псаломщика. Из них один живет при церкви села Мишина. В XVII веке содержание причта, кроме доходов от прихожан, было обеспечено ругой от помещика, - денежной по 10 рублей в год и хлебной по 10 четвертей ржи и овса, - и доходом от земли, данной помещиком (см. у Добролюбова I, 213-214). К 1791 году причт владел церковной землей в количестве 24 десятин и 2020 кв. саженей, имея в приходе 20 дворов.
При восстановлении екатерининского прихода в 1856 году, Д.И. Сессаревский обязался ежегодно платить причту 136 рублей из доходов своего имения. Сверх того он платил за пользование церковной землей до 100 рублей деньгами, хлебом, овощами, дровами и припасами на сумму 139 рублей в год. Наследники Сессаревского, вместо того, чтобы выплачивать ежегодную сумму из доходов имения, внесли на содержание причта неприкосновенный капитал в 3500 рублей, а С.П. Сессаревская пожертвовала в церковь выигрышный билет первого внутреннего займа. Доход от прихода: денежный - до 100 рублей и хлебный - до 25 рублей. При таких условиях содержание причта было очень скудно.
С припиской мишинского прихода в 1873 году доходы причта возросли вдвое - именно от мишинского прихода прибавилось денежного дохода до 150 рублей и хлебом до 50 рублей, кроме доходов с церковной земли (при Екатерининской церкви 33 десятин 1200 кв. саженей и при мишинской 66 десятин 18 кв. саженей), которая сдается в арендное содержание. Священник и псаломщик Екатерининской церкви живут в церковных домах, построенных по обязательству Д.И. Сессаревского.
Всех прихожан при Екатерининской церкви (кроме мишинского прихода) значится 210 душ мужского пола и 246 женского пола. Главное их занятие - земледелие. Есть между ними плотники и портные. С 1857 по 1878 годы в приходе существовала церковно-приходская школа, помещавшаяся сначала в доме священника, а потом в церковной сторожке. В ней учились мальчики и девочки чтению, письму, закону Божию, священной истории, арифметике и духовному пению. Учительством занимались здесь священник, его жена и псаломщик. С 1879 года эта школа переведена в село Мишино.
Подобно другим, в екатерининском приходе установлены крестные ходы по полям и домам, совершаемые в известные дни, именно в день Преполовения - в сельце Асонове (Матове), в день Сошествия Святого Духа - в селе Екатерининском и в 10-ю пятницу - в деревню Попцовой. Они совершаются обыкновенно между утреней и обедней; при этом после молебна на поле служатся частные молебны по домам и общий для села или деревни. Кроме того 1 октября ежегодно совершается между часами и обедней крестный ход с пением молебна, в память освящения церкви (1 октября 1860 года).
История Рязанского края: Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)