Это здание построено в 2010 году и наглядно показывает все, характерные для нашего времени, ошибки в храмостроительстве. Перед нами воплощенное в материалах незнание веры. Макет здания, представленный на этой странице, позволяет сделать подробный разбор допущенных нелепостей. Вероятно, здание строилось без проекта, а потом постройку легализовал приглашенный для этого «архитектор». Иначе трудно объяснить, почему замечательное сакральное наследие Латвии в данном случае не послужило вдохновением для создания храма и было проигнорировано.
Итак, коротко три главные идеи, которые призвана явить нам архитектура православного храма: 1) представление о мироздании, 2) представление о Боге, 3) путь Спасения человека. Вкратце посмотрим, что являет нам это здание.
1) Согласно традиции, в целом храм есть образ вселенной. Средняя его часть (основной объем) – образ Церкви земной (выражается формой куба), верх храма – Царство Небесное. Церкви Небесная и земная едины и возглавляются Единою Главою Господом Вседержителем, вокруг которого пребывают Силы Небесные.
Архитектурная композиция данного здания таких идей не выражает.
Отсутствует иерархия объемов. Ни массой, ни пропорциями или декоративной пластикой – ничем не подчеркнуто главенство Вседержителя. Лишь как экзотические декоративные детали («грибки») установлены главы, их расположение случайно-симметрично, без учета присущих им символических смыслов, а конструкция упрощена и примитивна по форме. Бездумно такие же экзотические главки водружены на забор. Основной объем не имеет пропорций куба. Расположение, ритм, форма, величина оконных проемов совершенно случайны, как в обычном светском здании. Нет ни сводов, ни арок, ни фронтонов, ни наличников характерной формы – таким образом, образ свода небесного и Сил Небесных отсутствует. В интерьере - обшивка гипсокартоном, которая изломанными плоскостями пытается имитировать ложный свод.
2) Свято-отеческие представления о Боге, кратко: «Возсия во тьме свет правым, милостив и щедр, и праведен». Пс. 111.4. «Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет». Пс. 35, 10. «Аз есмь свет миру...» Иоан. 8, 12.
Этих архитектурных образов здесь нет.
Согласно традиции, средокрестие (место пересечения планировочных осей) должно быть ярко освещено, как место присутствия Бога. Поэтому во всех христианских храмах в северной и южной стенах основного объема всегда размещается большой окно, в готических и романских храмах оно даже имеет особую круглую форму – «розу». В данном случае никакого окна на этом месте нет вообще, символическому Свету путь сознательно закрыт. Свойственные русской традиции сферические конструктивные формы, как выражающие идею милосердия, в этом здании совершенно отсутствуют. Храм построен из каркасных стоечно-балочных конструкций, изображающих каменные стены – налицо конструктивная ложь.
3) Путь Спасения, обретения человеком Царства Небесного выражается, прежде всего, в канонической анфиладе внутренних пространств, которые в православном храме всегда выявляются архитектурными формами как в интерьере, так и в наружном облике – как ступени восхождения души к Раю.
Здесь и эта важнейшая идея храма никак не выражена.
В архитектурной композиции нет иерархически обоснованного трехчастного сочетания объемов. Отсутствует ярусная колокольня. Приземленные пропорции основного объема никакого стремления ввысь или молитвенного горения не выражают. Как обычная окружающая застройка, здание стоит на плоском низменном рельефе, даже искусственного возвышения средствами архитектурных приемов здесь нет.
Только кресты робко пытаются засвидетельствовать назначение здания. Градостроительного акцента в окружающей застройке архитектура этого сооружение внести не может, здание прячется среди индивидуальной застройки
Вывод: православное вероучение это здание не выражает и церковному Преданию о храмовой архитектуре это сооружение не соответствует.