ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чихачёво. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Чихачёво. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1813.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Верхнеландеховский район, деревня Чихачево

Координаты: 56.752437, 42.34549



Церковь Николая Чудотворца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Чихачёво, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Николая Чудотворца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Чихачёво, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1975
Церковь Николая Чудотворца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Чихачёво, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2012

Никольская церковь в селе Чихачево построена в 1814 году, то есть она практически «ровесница» Всехсвятской церкви в селе Мыт. Чихачевсхая Никольская церковь — двухсветная, одноапсидная, одноглавая. Сам храм представляет собой обычный, сравнительно небольшой, почти кубический двухсветный объем, перекрытый сомкнутым сводом. На своде устроены выпукло-вогнутая кровля, световой барабан, восьмиугольный снаружи и круглый внутри, а на нем восьмиугольная шейка и луковичная главка.

Оригинальна в плане трапезная церкви. Она очень обширна. Продольные стены ее длиннее, чем им «положено быть», заходят за пределы углов основного объема и соединены с ними дугообразно. Трапезная перекрыта сводами, опирающимися на наружные стены и две продольные арки внутри ее. Над боковыми нефами трапезной сделаны главки тоже оригинальной формы.

К трапезной примыкает довольно богато декорированная трехъярусная колокольня с невысоким шатром и обычной луковичной главой.

Из книги Тарасов Н.А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 93 с.


Вадим кр
 
Вадим кр  30 мая 2016

Церковь возведена на средства прихожан в 1813 году и находится в небольшой роще за деревней на кладбище. Храм Николая Чудотворца - постройка в русско-византийском стиле, характерная для середины 19 века.

Церковь бесстолпная, кирпичная, совмещенная зимняя и летняя, одноапсидная, одноглавая. Постройка типична для прикладбищенской церкви. Храм трехпрестольный: правый - в честь Димитрия Солунского, левый - Григорьевский, центральный - Никольский. Объемно-пространственная композиция церкви составляет две вертикали - храм и колокольня, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Колокольня в плане квадратная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой, трехъярусная. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Очень бедное убранство сельского храма дополняется тянутыми штукатурным карнизом в основании свода четверика, трехъярусным деревянным иконостасом, хрустальной люстрой-паникадилом XIX века.

В настоящее время является действующей, ведутся церковные службы.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/nikolaya-chudotvortsa-tserkov-s-chihaevo.html


Марина Зуйкова  23 августа 2017

Церковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.

Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура - четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный - Никольский, левый - Григорьевский, правый - в честь Димитрия Солунского. Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.

Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича - 24х11х7 см.

Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали - колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.

Декоративное убранство фасадов обычное: на углах плоские пилястры, карниз сложный многополочный, окна оформлены плоскими профилированными наличниками, членение ярусов колокольни сильно провилировано и сложное, стены несут рельефные медальоны. Полы в трапезной и храме выложены металлическими плитами. В дверях металлический кованый замок с завитками.

Настенная живопись, представляющая историко-художественный интерес, сохранилась только в своде четверика храма, в алтаре и на западном склоне арки трапезной. Она выполнена неизвестными мастерами в технике масляной живописи по известковому грунту предположительно в конце XIX в.

Четыре лотка свода четверика занимает неразграненая композиция: на восточном лотке написана Новозаветная Троица в окружении херувимов и ангелов (очевидно, один из поздних вариантов композиции "Херувимская песнь"), на трех других представлены архангелы с их атрибутами и символами (композиция "Деяния и служения архангелов"). В алтаре сохранилась композиция "Жертвоприношение Авраама", а в трапезной - "Ангел, записывающий имена входящих". Сохранность живописи, особенно в своде, довольно слабая. Кроме утрат следует отметить пожухлость красок и шелушение.

Стиль росписи - провинциальный вариант церковно-академической манеры второй половины XIX в. Спокойные статичные композиции, довольно уверенный рисунок, приглушенные неяркие краски выдержаны в холодных тонах. Исполнение вполне грамотное, хотя и не поднимается выше среднего уровня. Живопись на стенах четверика храма самым грубым образом подновлена каким-то маляром в 1973 г. и представляет интерес лишь как пример порчи памятника монументальной живописи.

Очень бедное убранство сельского храма дополняется тянутыми штукатурным карнизом в основании свода четверика, хрустальной люстрой-паникадилом XIX в. и трехъярусным деревянным иконостасом. Последний, вероятно, сохранил свою первоначальную каркасную конструкцию и некоторую часть деталей убранства - накладная резьба, колонны. Однако, он, несомненно, был основательно переработан в недавнее время и сейчас является сборным. Достаточно сказать, что не выдержано содержание двух верхних чинов иконостаса, а иконы праздничного чина значительно меньше по величине предназначенных для них рам. В целом, иконостас выдержан в обедненных позднеампирных формах: каждый из ярусов обработан рядом колонн, а центральная часть выделена портиком. Иконы поздние, некоторые в плохом техническом состоянии, а южные и северные врата расписаны той же рукой, что и стены четверика. Фон иконостаса выкрашен в темно-вишневый цвет, фусты колонн - серебрянкой, резные детали - бронзированы.

Церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на гос. учет в 1970 г. Она никогда не закрывалась, поэтому ее состояние в настоящее время очень хорошее. Последний крупный ремонт с элементами реставрации здесь проводился в первой половине 1980-х гг. Тогда на памятнике была полностью заменено все покрытие кровли и главок, а последние еще и укреплены.

По материалам Гнедовского С., 1970 г. и Шередеги В., 1975 г. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=124


Марина Зуйкова  3 октября 2020

Стоит на возвышении правого (северного) берега р. Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858 – 61 гг. полностью перестроена, В посл. четв. 19 в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковноприходской школы, выстроенное в 1886 г. Характерный пример сельского приходского храма простого, несколько архаичного облика с барочным силуэтом и несложным декором в стиле раннего классицизма.

Церковь представляет собой двусветный кубический основной объем, завершенный крутой четырехлотковой кровлей и малым световым восьмеричком, над которым возвышается граненая шея луковичной главы. Невысокий алтарь прямоугольный, с чуть суженным закруглением апсиды. К западным углам храма примыкают полукруглые придельные алтари (трапезная с приделами сильно расширена по отношению к основному ядру и вытянута по оси север–юг). Тяжеловатая колокольня из трех квадратных ярусов завершается небольшим шатром со слухами и чешуйчатой главкой.

На фасадах храма угловые лопатки переходят в архитрав, обрамляя поле стены с прямоугольными проемами по трем осям. Вертикали нижних наличников продолжены вверх и поддерживают сандрики, образуя филенки над окнами. Верхние проемы отмечены лишь ступенчатыми полочками. Более нарядны стены алтаря – с вертикальными тягами между окон и ромбовидными филенками над проемами. Строгие формы и декор первоначальных объемов контрастируют с избыточным многослойным оформлением колокольни, восходящим к мотивам древнерусского зодчества.

Внутри основной объем имеет четырехлотковый свод, прорезанный световым барабаном главы. Центральная часть трапезной перекрыта системой поперечно ориентированных цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на подпружные арки; боковые приделы имеют коробовые своды. Первый ярус колокольни продолжен к востоку длинным притвором, «врезанным» в помещение трапезной. Полы вымощены чугунными плитами.

Масляные росписи кон. 19 в. в своде храма, алтаре и на западной арке трапезной, выполненные в позднеакадемической манере, грубо переписаны в 70-е гг. 20 в. Трехъярусный главный иконостас сер. 19 в. – сборный, выполнен в упрощенных формах классицизма. Его ярусы разделены крепованными карнизами сильного выноса. Иконы написаны в 20 в. В алтаре находится икона нач. 19 в. «Распятие с предстоящими» в форме тондо. Хрустальное паникадило – кон. 19 в. Придельные иконостасы также сборные, кон. 19 в.

Школа, 1886 г. Стены школы, выстроенной в кирпичном стиле, побелены по кладке. Компактный прямоугольный объем, вытянутый с севера на юг, перекрыт на четыре ската. На углах поставлены огибающие лопатки с фигурными филенками. Под большим свесом кровли проходит широкий городчатый фриз в два слоя. На фасадах полочка цоколя поддерживает ленточные наличники окон с лучковыми перемычками.

Библиография: Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. V. с. 496 – 467; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 85-86. http://svodokn.ru/object/110767859?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.