На территории Юго-Западного викариатства, в ведении Параскево-Пятницкого благочиния, на улице Островитянова, ровно посередине между Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом, стоит необычный храм. По размеру он невелик и поэтому часто его величают храмом-часовней. Этот русский православный храм, первый и пока единственный храм в Москве, освященный в честь великого святого Льва, патриарха (папы) Римского, был построен в начале нашего века и освящен чином 3 марта 2011 года.
Это была задумка строителя храма академика Российской академии наук Льва Арамовича Пирузяна. Для возведения храма он привлек архитектора ГИПРОНИИ АН СССР Владимира Когана, одного из лауреатов Государственной премии за проект Палеонтологического музея. Образ русского храма сложился у них в ассоциациях с формой древнерусского шлема. Подобный образ храма родился еще в начале XX века в работах выдающегося художника Виктора Васнецова. Одним из воплощений этой идеи можно считать храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.
В. Коган при проектировании храма применил известный еще с древности строительный прием, именуемый по-гречески энтазисом, а по-латыни – курватурой. Прием заключается в том, чтобы вертикальным и горизонтальным поверхностям сооружения придать изгиб и наклон, позволяющие визуально увеличить размер сооружения и зрительно облегчить его восприятие. Сооружение, выстроенное с использованием такого приема, смотрится динамичнее, напряженнее, кажется более устремленным ввысь, чем если бы было выстроено только по линейке и отвесу.
Необычно название храма и армянская фамилия ктитора, который был крещен в Русской Православной Церкви и был верующим православным человеком. Русский православный человек армянского происхождения Лев Арамович Пирузян на свои средства построил храм в честь Льва Великого, бывшего патриархом Римским в период с 440 по 461 годы, еще до раскола Вселенской церкви в 1054 году и отделения от нее католичества. Лев Великий, патриарх (папа) Римский является общим святым как в православии, так и в обособившейся от него католической церкви. Он был одним из тех церковных деятелей, благодаря которым закавказские церкви (в том числе и армянская), исповедуя собственное понимание христианской веры, не приняли постановлений IV Вселенского собора и самоотдалились от вселенского течения православия.
Вестник Юго-Западного викариатства, март, 2014г.