ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сарсы Вторые. Сарсинский Боголюбский монастырь.

Памятник на Монастырской горе


Сарсы Вторые. Сарсинский Боголюбский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1896.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Свердловская область, Красноуфимский район, село Сарсы-Второе, улица Победы, дом 41а

Координаты: 56.235232, 57.991786



Сарсинский Боголюбский монастырь, Алтарь храма на горе под открытым небом<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Алтарь храма на горе под открытым небом
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Купальня<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Купальня
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Церковь Иверской иконы Божьей матери<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Церковь Иверской иконы Божьей матери
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Церковь Иверской иконы Божьей иатери<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Церковь Иверской иконы Божьей иатери
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Боголюбский женский монастырь.Храм в честь Иверской иконы Божией Матери<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Боголюбский женский монастырь.Храм в честь Иверской иконы Божией Матери
Сергей Марков
22 апреля 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Боголюбский женский монастырь<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Боголюбский женский монастырь
Сергей Марков
22 апреля 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Врата храма на горе под открытым небом<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Врата храма на горе под открытым небом
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Звонница<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Звонница
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Святой источник<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Святой источник
Anna Kudryavtseva
26 августа 2018
Сарсинский Боголюбский монастырь, Утраченная монастырская церковь. Фото конца XIX - начала XX веков из фондов Пермского краеведческого музея<br>, Сарсы Вторые, Красноуфимский район (Красноуфимский округ), Свердловская область
Утраченная монастырская церковь. Фото конца XIX - начала XX веков из фондов Пермского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


наталья т-ва  2 сентября 2012

Из "Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года" (под редакцией Н.А. Тройницкого С.-Петербургского издания 1905 г.) на странице 155 можно узнать, что в деревне Сарсы Вторые населения 605 человек из них православных - 101 и 489 - язычников. Далее в книге "Православные монастыри Российской Империи" (составитель Л.И. Денисов, Москва. Издание Д. Ступина, 1908 г.) на страницах 657-658 под № 666 указан Боголюбский женский монастырь: "Основан по определению Св. Синода от 9 ноября 1901-11 марта 1902 г. для просвещения черемисов-язычников и татар-магометан, на средства заведующего местным миссионерским станом миссионера архимандрита Зосимы, пожертвовавшего, кроме построенных им монастырских корпусов, капитал в 30 тыс. руб. на участке земли в количестве 50 дес., пожертвованных местными землевладельцами Н. и Л. Кунгурцевыми. Школа-приют на 20 мальчиков для обучения грамоте и столярному ремеслу. Школа-приют на 20 девочек. Богодельня для пристарелых и немощных из новообращенных инородцев.

Церк. Вед. 1902. №12.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 октября 2012

Боголюбский монастырь, общежительный, в селе Сарсах Вторых, Красноуфимского уезда. Учрежден в 1901-1902 годах с миссионерскими целями. При монастыре школа-приют для девочек и школа-приют для мальчиков с ремесленными классами; крещеные дети инородцев (черемис и татар) на полном содержании монастыря. Для престарелых из новообращенных инородцев при монастыре устроена богадельня.

Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"


Марина Зуйкова  14 мая 2016

В 1896 году в селе Сарсы Пермской губернии Красноуфимского уезда по благословению святителя Феофана Затворника Вышенского, архимандритом Зосимой (Рашиным) был основан женский миссионерский монастырь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. При монастыре были открыты: школа-интернат для мальчиков, школа-приют для девочек-черемисок, странноприимная для обездоленных крещеных инородцев. В игуменском корпусе располагалось помещение для отцов-миссионеров, приезжавших в обитель на труды и отдых.

В 1900 году в обители проживали 90 насельниц. Сестры жили «в полном послушании, при взаимном единодушии и дружелюбии», - свидетельствует летопись. Там же говорится о том, что монастырские труды – послушания сестры несли соответственно своим способностям, душевным и телесным силам. В монастырских мастерских насельницы занимались ткачеством, рукоделием, переплетным делом, иконописью и вышиванием. Исполняющей обязанности настоятельницы в 1902 году была назначена монахиня Евгения (Ноготкова). К тому времени в обители проживало уже сто насельниц и 25 девочек в школе-приюте.

В 1914 году была назначена игуменией обители монахиня Антония (Выголова). Она руководила общиной из двухсот сестер.

В период Октябрьской революции и Гражданской войны (1917-1923 гг.) беззащитные насельницы монастыря терпели бесцеремонные вторжения на территорию обители представителей новой власти. С установлением советской власти хозяйством и всем монастырским имуществом в уезде завладела сельскохозяйственная коммуна. Насельницы постепенно покидали разоренный монастырь, унося с собой иконы, книги, церковную утварь.

В 1940-е годы здания монастырского комплекса были окончательно разрушены.

1 июля 2008 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, впервые со времени разорения монастыря на месте его разрушения была совершена Божественная литургия. С этого момента каждый год 1 июля на месте Боголюбской обители совершались Божественные литургии.

1 июля 2014 года по благословению Митрополита Кирилла, Екатеринбургского и Верхотурского, монашеская жизнь на месте Боголюбского женского монастыря возобновилась - была создана монашеская община.

22 октября 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община получила статус Сарсинского Боголюбского женского монастыря. Игуменией обители назначена монахиня Питирима (Лисицына).

22 ноября 2015 года правящим архиереем Екатеринбургской епархии, митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом освящен первый монастырский храм в честь Иверской иконы Божией Матери и возведена в сан игумении настоятельница монастыря монахиня Питирима (Лисицына).

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/building/monastyr/59/


Сергей Ковров   27 апреля 2018

На северной окраине села, у подножия горы, стояла деревянная церковь, освященная в 1895 году в честь свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, пустовавшая до приезда отца-миссионера. Отец Зосима привел её в подобающий для своего предназначения вид. По признанию самого старца, сюда его позвали святые благоверные князья Борис и Глеб.

Рядом с храмом, на склоне горы, архимандрит Зосима задумал возвести иноческую обитель. Господином Г.П. Кадесниковым будущему монастырю была частично пожертвована, а частично продана земля, по самой низкой цене – 20 рублей. Землевладельцы-наследники Николай и Алексей Кунгурцевы, почетные граждане города Красноуфимска, безвозмездно выделили «для благого дела» 10 десятин усадебной земли на склоне холма и 15 десятин – пахотной земли. Впоследствии они же пожертвовали еще 25 десятин земли.

Непрестанно пребывая в молитве, в сентябре 1896 года отец Зосима приступил к исполнению своего замысла – возведению обители в селе Cарсы II на западном пустынном склоне горы, у подошвы которой протекала речка Еманзельга.

Старец, получивший образование военного инженера, имел практический опыт возведения двух монастырей в Сибири. Поэтому в селе Сарсы II, с начала строительства монастыря, он сам производил обмеры местности, по разработанному им архитектурному проекту, составлял сметы. Благодаря знаниям, умению и опыту, проявляя «необыкновенно кипучую деятельность», старец возводил постройки хозяйственным способом, без подрядчиков. В феврале-марте 1897 года на личные средства архимандрита Зосимы, 30000 рублей, были сооружены жилые и хозяйственные постройки. Обустроены богадельня для престарелых немощных черемисов и татар обоего пола; школа-интернат для мальчиков, где отроки помимо грамоты осваивали «в особо означенные часы» столярное и токарное ремесло под руководством мастера; школа-приют для девочек-черемисок. При строящейся обители архимандрит Зосима планировал обустроить поселение для призрения новокрещеных инородцев, испытывавших притеснения от своих сородичей. Возведение обители продолжалось.

К 1899 году был возведен игуменский корпус, в нем, кроме квартиры-резиденции, было обустроено помещение для отцов-миссионеров, приезжавших в обитель на труды и отдых. Там же находилась странноприимная для обездоленных крещеных инородцев. В 1899 году в ней жили 12 инородцев на полном содержании отца Зосимы за счёт его личных средств.

В 1899 году обитель населяли 60 человек. В неё принимали по личной просьбе или по прошению родителей. При поступлении требовалось предъявление необходимых документов и денежный взнос в размере от 150 до 500 рублей...

По западному склону горы на вершину холма, что на высоте 15 саженей над уровнем местности, усердием старца была проложена дорога.

В истории Сарсинского Боголюбского монастыря архимандрит Зосима известен не только как его основатель и яркий проповедник света Евангельской истины, но и как талантливый архитектор этого монастыря. О чём свидетельствует его проект строительства монастырского комплекса на Боголюбской горе. Генеральный план архитектурного комплекса обители на вершине горы, числом в 10 чертежей большого формата, был разработан в соответствии с традициями строительства монастырей в далёкие времена. Монастырский комплекс представлен в виде прямоугольника площадью 195 кв. саженей. По его периметру расположены корпуса, каждый из которых соответствует своему назначению. Архитектурная совокупность зданий образует единую архитектурную композицию, в центре – собор, выполнен в романском стиле.

Трудно представить, как отец Зосима, возраст которого почти достиг шестого десятка, постоянно носившего тяжёлый параман, мало спавшего ночами, днём занятого обустройством обители, находил в себе силы вдохновенно трудиться над проектом. Все чертежи выполнены в цвете, аккуратно, тщательно, с большим художественным вкусом. Этот проект стал «лебединой песней» архимандрита Зосимы.

Дата окончания этой трудоёмкой, творческой работы – 1899 год, в этом же году на вершине горы, которую Господь создал плоской, началось строительство каменного жилого корпуса. Для более быстрого завершения строительства отец Зосима пригласил из Нижнего Новгорода 20 мастеров-каменщиков. По углам монастырского комплекса они возвели башенки. С них должен был раздаваться колокольный звон, созывающий насельниц к молитве и нелегким их трудам. Кладка корпуса была доведена до уровня второго этажа, обозначены оконные проёмы. Но осень 1900 года выдалась ненастная. Постоянно лили дожди, поэтому работы были отложены до лета 1901 года.

На северной стороне холма был выстроен скотный двор, при котором существовала ферма. Стадо коров было ухожено, содержалось в сытости. На конюшне, в стойлах – драгоценный гужевой транспорт. В план развития хозяйственной части обители входила постройка экипажного сарая. Одним словом, монастырское хозяйство обустраивалось очень разумно.

На рубеже XIX и XX столетий к существующим семи сооружениям монастырского комплекса прибавилось еще двенадцать. Всего их стало девятнадцать. Архимандрит Зосима продолжал старательно и неустанно заботиться об успешном завершении всех построек монастыря. В создание своего любимого детища он вложил 175000 рублей личных средств. Епархиальный миссионер отец Стефан Луканин, побывавший в селе Сарсы II, по просьбе епископа Петра, свое мнение об увиденном в письме к отцу Зосиме выразил эмоционально: «Вы своими незримыми для властей трудами еще более возбудили к себе внимания и сочувствия, нежели бы трубили трубою, что сотворил молчаливый Зосима…», Обитель существовала как на личные вложения отца Зосимы, так и на добровольные пожертвования – до 30000 рублей в год, а также за счёт кружечных сборов; от чтения Псалтири; на доходы от рукодельных работ; от хлебопашества и продажи сена. «Казна» обители пополнялась и за счет подаяния натурой богатыми паломниками. Так купеческая вдова Е.В. Скачкова на поминание об упокоении любимого мужа внесла пожертвование хлебом, лошадьми, денежными ассигнациями – всего на сумму 15000 рублей.

http://сарсы.рф/o-monastyre/istoriya-monastyrya.html



Комментарии и обсуждение


В 1913 году была построена Боголюбская церковь. Закрыта в 1920 г., снесена.

Заброшенная территория бывшего Боголюбского монастыря стала летним приходским загородным лагерем для воспитанников детского приюта Свято-Троицкого храма города Красноуфимск.

25 декабря 2013, Т..

Монастырь возрождается. 

9 декабря 2014.