На северной окраине села, у подножия горы, стояла деревянная церковь, освященная в 1895 году в честь свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, пустовавшая до приезда отца-миссионера. Отец Зосима привел её в подобающий для своего предназначения вид. По признанию самого старца, сюда его позвали святые благоверные князья Борис и Глеб.
Рядом с храмом, на склоне горы, архимандрит Зосима задумал возвести иноческую обитель. Господином Г.П. Кадесниковым будущему монастырю была частично пожертвована, а частично продана земля, по самой низкой цене – 20 рублей. Землевладельцы-наследники Николай и Алексей Кунгурцевы, почетные граждане города Красноуфимска, безвозмездно выделили «для благого дела» 10 десятин усадебной земли на склоне холма и 15 десятин – пахотной земли. Впоследствии они же пожертвовали еще 25 десятин земли.
Непрестанно пребывая в молитве, в сентябре 1896 года отец Зосима приступил к исполнению своего замысла – возведению обители в селе Cарсы II на западном пустынном склоне горы, у подошвы которой протекала речка Еманзельга.
Старец, получивший образование военного инженера, имел практический опыт возведения двух монастырей в Сибири. Поэтому в селе Сарсы II, с начала строительства монастыря, он сам производил обмеры местности, по разработанному им архитектурному проекту, составлял сметы. Благодаря знаниям, умению и опыту, проявляя «необыкновенно кипучую деятельность», старец возводил постройки хозяйственным способом, без подрядчиков. В феврале-марте 1897 года на личные средства архимандрита Зосимы, 30000 рублей, были сооружены жилые и хозяйственные постройки. Обустроены богадельня для престарелых немощных черемисов и татар обоего пола; школа-интернат для мальчиков, где отроки помимо грамоты осваивали «в особо означенные часы» столярное и токарное ремесло под руководством мастера; школа-приют для девочек-черемисок. При строящейся обители архимандрит Зосима планировал обустроить поселение для призрения новокрещеных инородцев, испытывавших притеснения от своих сородичей. Возведение обители продолжалось.
К 1899 году был возведен игуменский корпус, в нем, кроме квартиры-резиденции, было обустроено помещение для отцов-миссионеров, приезжавших в обитель на труды и отдых. Там же находилась странноприимная для обездоленных крещеных инородцев. В 1899 году в ней жили 12 инородцев на полном содержании отца Зосимы за счёт его личных средств.
В 1899 году обитель населяли 60 человек. В неё принимали по личной просьбе или по прошению родителей. При поступлении требовалось предъявление необходимых документов и денежный взнос в размере от 150 до 500 рублей...
По западному склону горы на вершину холма, что на высоте 15 саженей над уровнем местности, усердием старца была проложена дорога.
В истории Сарсинского Боголюбского монастыря архимандрит Зосима известен не только как его основатель и яркий проповедник света Евангельской истины, но и как талантливый архитектор этого монастыря. О чём свидетельствует его проект строительства монастырского комплекса на Боголюбской горе. Генеральный план архитектурного комплекса обители на вершине горы, числом в 10 чертежей большого формата, был разработан в соответствии с традициями строительства монастырей в далёкие времена. Монастырский комплекс представлен в виде прямоугольника площадью 195 кв. саженей. По его периметру расположены корпуса, каждый из которых соответствует своему назначению. Архитектурная совокупность зданий образует единую архитектурную композицию, в центре – собор, выполнен в романском стиле.
Трудно представить, как отец Зосима, возраст которого почти достиг шестого десятка, постоянно носившего тяжёлый параман, мало спавшего ночами, днём занятого обустройством обители, находил в себе силы вдохновенно трудиться над проектом. Все чертежи выполнены в цвете, аккуратно, тщательно, с большим художественным вкусом. Этот проект стал «лебединой песней» архимандрита Зосимы.
Дата окончания этой трудоёмкой, творческой работы – 1899 год, в этом же году на вершине горы, которую Господь создал плоской, началось строительство каменного жилого корпуса. Для более быстрого завершения строительства отец Зосима пригласил из Нижнего Новгорода 20 мастеров-каменщиков. По углам монастырского комплекса они возвели башенки. С них должен был раздаваться колокольный звон, созывающий насельниц к молитве и нелегким их трудам. Кладка корпуса была доведена до уровня второго этажа, обозначены оконные проёмы. Но осень 1900 года выдалась ненастная. Постоянно лили дожди, поэтому работы были отложены до лета 1901 года.
На северной стороне холма был выстроен скотный двор, при котором существовала ферма. Стадо коров было ухожено, содержалось в сытости. На конюшне, в стойлах – драгоценный гужевой транспорт. В план развития хозяйственной части обители входила постройка экипажного сарая. Одним словом, монастырское хозяйство обустраивалось очень разумно.
На рубеже XIX и XX столетий к существующим семи сооружениям монастырского комплекса прибавилось еще двенадцать. Всего их стало девятнадцать. Архимандрит Зосима продолжал старательно и неустанно заботиться об успешном завершении всех построек монастыря. В создание своего любимого детища он вложил 175000 рублей личных средств. Епархиальный миссионер отец Стефан Луканин, побывавший в селе Сарсы II, по просьбе епископа Петра, свое мнение об увиденном в письме к отцу Зосиме выразил эмоционально: «Вы своими незримыми для властей трудами еще более возбудили к себе внимания и сочувствия, нежели бы трубили трубою, что сотворил молчаливый Зосима…», Обитель существовала как на личные вложения отца Зосимы, так и на добровольные пожертвования – до 30000 рублей в год, а также за счёт кружечных сборов; от чтения Псалтири; на доходы от рукодельных работ; от хлебопашества и продажи сена. «Казна» обители пополнялась и за счет подаяния натурой богатыми паломниками. Так купеческая вдова Е.В. Скачкова на поминание об упокоении любимого мужа внесла пожертвование хлебом, лошадьми, денежными ассигнациями – всего на сумму 15000 рублей.
http://сарсы.рф/o-monastyre/istoriya-monastyrya.html