Летом 1709 года русская армия под командованием Петра I разгромила шведов под Полтавой. Граф Шереметев вернулся с поля знаменитой битвы также героем, и в честь громкой победы, по обету, начал строительство Богородице-Тихвинского женского монастыря в своей вотчиной слободе Борисовка на живописном борисовском холме, возле которого неспешно протекала река Ворскла. Существует легенда, что находясь на поле боя, граф Шереметев чудом остался невридимым, даже после того, как пуля пробила латы и камзол. Легенда гласит, что именно образок Тихвинской Богоматери, который Шереметев носил на груди, защитил его от смерти.
Почитаемая Тихвинская икона стала главной святыней Борисовской обители. Граф Шереметев весьма основательно подошёл к обустройству монастырской жизни. Он самолично, что является редчайшим примером в истории, написал "завет", или "графский артикул", который определял, сколько монахинь поселить в обители, когда совершать богослужения и трапезы, какую пищу принимать в пост. К 1714 году в монастыре уже имелась церковь с колокольней, погреба, "светлицы", сады с яблоневыми, грушевыми и сливовыми деревьями. Тогда же Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, который приступил к созданию икон для обители, а также начал учить монахинь и слобожан писать образа. Со временем дело это прижилось настолько, что уже через сто лет о борисовских иконах знали не только в Петербурге и Москве, но и за границей.
С того времени в Богородице-Тихвинском монастыре стал процветать иконописный и иконообдельческий промысел. Сёстры, которых в ХIХ веке было уже более 300, покупали дубовые, липовые и ясеневые киоты у местных столяров, украшали их золотой и серебряной фольгой и продавали в Курской и Харьковской губерниях, а также на юге Украины. Иконы к тому времени писали уже и в слободе Борисовка. Число иконописных дел мастеров достигало 400 человек. Они делились на две категории. Так называемые "личкуны" делали дешёвую продукцию: писали только лики и руки святых, а всё остальное закрывалось фольгой. Дороже ценилась работа "красочников", пишущих полное изображение. Борисовские иконы пользовались спросом не только в России, но и в Болгарии и Сербии.
Из книги: Города и сёла Белогорья: Грайворонский, Борисовский, Краснояружский, Ракитянский, Белгородский районы/ Книжная серия "Библиотека белгородской семьи". - Рыбинск: Медиарост, 2018