ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ясиня. Церковь Вознесения Господня.

Струковская церковь


Ясиня. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:1824. 1813: колокольня.
Адрес:
Украина, Закарпатская обл., Раховский р-н, пгт Ясиня

Координаты: 48.255338, 24.344517
Проезд:а/д Хуст - Ивано-Франковск



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, звонница<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с запада<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с северо-запада<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с запада<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с юга<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с юго-запада<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с запада<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, вид с востока<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2012
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2012
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2012
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 июля 2013
Церковь Вознесения Господня, , Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2012
Церковь Вознесения Господня, 1925 год. с сайта https://pastvu.com/p/384746<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
1925 год. с сайта https://pastvu.com/p/384746
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1927
Церковь Вознесения Господня, 1927 год. с сайта https://pastvu.com/p/504226<br>, Ясиня, Раховский район, Украина, Закарпатская область
1927 год. с сайта https://pastvu.com/p/504226
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1927



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  26 ноября 2013

Называется также «Струковская» по имени пастуха Ивана Струка, с которым народная легенда связывает основание церкви. Пятисрубная, одноверхая, крестовая в плане. К квадратному центральному срубу примыкают с четырех сторон более узкие срубы ветвей (незначительно укорочены боковые ветви). Срубы ветвей покрыты двускатными крышами с фронтонами, увенчанными небольшими главками.

Восьмерик барабана центрального сруба вырастает из четверика выше свесов крыш и перекрыт шатровой с небольшим перехватом внизу кровлей. Шатер увенчан главкой на небольшом восьмигранном фонаре. Вокруг всех срубов устроено широкое поддашие на фигурно вырезанных выпусках венцов срубов. Памятник — наиболее яркое произведение гуцульской народной архитектуры.

К северу от памятника расположена двухъярусная колокольня. Четверик сруба первого яруса выше поддашия переходит в восьмерик, перекрытый шатровой крышей с небольшим перехватом. Верхний ярус зрительно расчленен на три части свесами кровли в уровне перехода четверика в восьмерик и низа голосников, обычно закрытых съемными щитами. Колокольня срублена из еловых брусьев, стены выше поддашия и крыши покрыты гонтом. Памятники реставрированы в 1971 г. (архитекторы Б. Я. Киндзельский, И. Р. Могытыч).

Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 197, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Т.  11 ноября 2014

Ясиня. Церковь Вознесения Господня. Церковь построена на месте старой (Струковской). Этот храм является одним из самых совершенных деревянных храмов Гуцульщины.

В Струковской церкви найдено удачное соотношение центрального купола и четырех прирубов с двускатными крышами. Не уступает ей архитектурными и художественными качествами и двухъярусная колокольня; возможно, она старше церкви, так как была перенесена сюда из другой части села в 1895 г. Интерьер храма отличается особым уютом и в то же время не лишен торжественности. В церкви сохранилось несколько икон XVII в. 

Источник: "Деревянные церкви Польши и Украины в Карпатах. Включен в Список ЮНЕСКО - 2013 г." (Составитель – В.Р. Крогиус) http://www.heritage-institute.ru/index.php/world-heritage/147-poland/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 июня 2022

Церковь Вознесения Господня в поселке Ясиня Закарпатской области была возведена в 1824 г. в стиле гуцульской школы народной архитектуры. Поселок Ясиня находится в закарпатской, западной части Гуцульщины, над рекой Черной Тисой, у подножия горных массивов Черногоры и Свидовца.

В своем архитектурном решении эта деревянная церковь трехчастная, пятисрубная, однокупольная, крестообразная в плане. Центральный сруб увенчан шатровым восьмигранным куполом с декоративной макушкой. К квадратному центральному срубу с четырех сторон примыкают более узкие боковые срубы, завершающиеся крышами с фронтонами и увенчанные небольшими макушками. Алтарь, бабинец и боковые приделы являются прямоугольными и завершаются двускатными крышами. Вокруг всех срубов церковь по периметру опоясана широкой навесом. Ее интерьер отличается своей торжественностью, здесь сохранилось несколько старинных икон, которые характерны гармонией колористики и чисто народным типажом. До наших времен здесь сохранился иконостас, происходящий от времени строительства храма. В общем, сакральная постройка отличается особой пластикой и изысканными пропорциями. Она восхищает посетителей совершенным соотношением боковых и центральных частей, гладко тесаными бревнами срубов, ґонтовыми кровлями и маленькими фонариками над ними. В ее архитектурных формах наблюдается сочетание спокойствия, величия и красоты.

История создания Струковской церкви была связана с историей основания самого села Ясиня. Местные жители считают местонахождение этого храма святым. По народным преданиям, несколько веков назад домой с отарой овец возвращался гуцул Иван Струк, однако через благоприятную теплую погоду осенью он несколько задержался в пути, поэтому, когда бросился к перевалу, было уже поздно, неожиданно ударили морозы. Пастух понял, что он уже не сможет вернуть овец домой, тогда он вернулся назад, в долину и оставил отару в ясеновой чаще. Согласно легенде, когда Иван вернулся сюда весной, то увидел всех овец живыми, да еще и с приплодом, что можно было объяснить лишь чудом. Благодарный пастух построил на этом месте часовню и поселился сам. Позже здесь построили церковь Святого Вознесения, которую в народе еще называют Струковской по фамилии легендарного чабана.

В 30-е годы XX века эта церковь стала своеобразным символом Закарпатья, входившего в состав Первой Чехословацкой республики за 1919-1938 г.г. Храм виднеется на тогдашних открытках и фотоальбомах, позже он попал на почтовую марку Карпатской Украины. Известно, что в советские времена, в 1971 г. в церкви осуществили реставрационные работы.

Рядом, в северном направлении от храма находится стройная деревянная колокольня, построенная из еловых брусьев в 1813 г., ее объем решен в виде двух ярусов, а крыша и стены покрыты гонтом. Местные жители утверждают, что эту колокольню сюда перенесли в 1895 г. от уничтоженной пожаром церкви, которая была расположена в северной части поселка. В отличие от храмовой композиции, архитектурное решение колокольни создает ощущение непрерывного движения вверх. Верхний косяк двери украшен композицией из креста и солярных знаков. Архитектурные и художественные особенности колокольни создают один из самых совершенных образцов закарпатской народной архитектуры. Таким образом, образовался гармоничный архитектурный ансамбль, который считается одним из наиболее ярких произведений гуцульского народного зодчества.

Греко-католическая община, возродившаяся в Ясине в октябре 1995 г., проводит здесь богослужения поочередно с православными христианами. Именно тогда из дерева к западному срубу пристроили еще одно помещение. В феврале 2006 г. гонтовое покрытие крыш было заменено на новое.

Живописным является и само место расположения храма. Он расположен к югу от центра поселка, на вершине довольно высокого крутого холма, возвышающегося над широкой долиной реки Черная Тиса. Сюда можно попасть за 10 минут пешком от железнодорожной станции, достаточно выйти на главную дорогу, пересечь ее и между домами найти улочку, ведущую к мостику через речку. Сойдя с мостика, поворачиваем налево и через несколько сот метров приходим к церкви. Отсюда открывается красивая панорама на поселок и холмы на другой стороне долины, а взглянув на север – на горизонте увидим хребет Хомяк-Синяк-Малый Горган. Дорога же, ведущая к церкви, идет дальше в горы, заходит в лес и через несколько километров, траверсируя склоны вершины Менчул, выводит на Драгобрат и далее на Свидовецкий хребет. По долине и окрестных склонах разбросаны единичные, не плотной застройки крестьянские усадьбы, огороды и пастбища. По периметру небольшую церковную территорию окружают высокие деревья.

Струковская церковь в Ясине на Раховщине является действующим храмом, входит в состав епархии УГКЦ, считается одной из самых совершенных деревянных церквей на Гуцульщине, уникальным образцом сакрального деревянного зодчества, относится к памятникам архитектуры национального значения и является одним из восьми деревянных храмов Украины, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоит заметить, что на севере поселка есть еще одна красивая деревянная церковь св. Петра и Павла, здесь есть еще несколько каменных храмов, старинные кладбища и памятник природы - Труфанецкий водопад.

http://drymba.com/ru/1032308-tserkov-vozneseniya-gospodnya-yasinya


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 апреля 2025

В Ясыне, на южной околице села, где один из холмов выдвигается громадным коленом над Тиссой, возвышается деревянная Вознесенская церковь, построенная, видимо, в XVIII в., которая с рядом стоящей колокольней также XVIII в. составляет очаровательный ансамбль.

Колокольня сооружение простое. Ее функции не сложны: на ней вверху должны висеть колокола. Её нижний ярус не имеет специального предназначения; в связи с этим его свободное пространство можно использовать как помещение для хранения разного имущества, которое не держат в церкви. Поэтому во многих двухъярусных колокольнях низ делают либо открытым, каркасным, когда нет нужды в кладовой, либо рубленым, закрытым.

В Ясыне массы двухъярусной колокольни скомпонованы с большим совершенством, хорошо найден их ритм и масштаб. Она приземистых пропорций и естественно, будто гриб, вырастает из холма. Чтобы защитить нижнюю часть здания, где расположена комора-кладовая, от дождей, у четырехскатной кровли, которая перекрывает четверик, устроен широкий навес на фигурных кронштейнах. Этот навес одновременно выполняет и архитектурно-художественную задачу, зрительно придавая колокольне устойчивость, усиливая её связь с окружением. Над четвериком поставлен восьмигранный ярус для звонов. Сопряжение кровли с врезанным в нее восьмигранником очень пластично и выразительно. Завершается звонница шатровым верхом, перепоясанным у основания шатра, увенчанным маленькой маковкой.

О возведении здесь в XVI в. церкви Вознесения рассказывает местная поэтическая легенда. Она повествует о том, что некогда один гуцул из Яремчи по имени Струк пас тут свои стада до поздней осени. Неожиданно выпал глубокий снег, занесло все дороги. Согнав в загон у стогов сена овец и другой скот, пастух ушел домой. Когда весной Струк вернулся к Ясыню, то, к удивлению своему, увидел не только все стадо целым и невредимым, но еще и приплод. В память этого события Струк построил храм, и с того времени здесь начали селиться гуцулы.

О том, что в Ясыне в давние времена была церковь, свидетельствуют и сохранившиеся здесь до настоящего времени иконы, относящиеся к XVI в. Но существующая ныне Вознесенская церковь относится к XVIII в. Среди гуцульских крестовых построек она занимает особое место как по строю своих пропорций, так и по силуэту. Если во многих других зданиях этого типа преобладают горизонтальные пропорции, как, например, в церкви Благовещения в Коломые, или вертикальные, как в церкви Рождества Богородицы в Ворохте, то в Вознесенском храме в Ясыне чарует удивительная гармония, равновесие между горизонтальными и вертикальными членениями.

Известно, что по понятиям народной эстетики квадрат является наиболее совершенной и благородной формой. Мастер ясынской церкви к основному помещению, квадратному в плане, размером 5,5х5,5 м, с четырех сторон прирубает также квадратные срубы размером 3,5х3,5 м. Эта строгая центрическая композиция плана в известной мере предопределила гармоническую, уравновешенную и строго центрическую композицию масс этого сооружения.

Как и во всех украинских церквах, нижняя часть Вознесенского храма не обшита гонтой или шалевкой. Открытый сруб хорошо защищает низко расположенная широкая кровля опасанья, охватывающая все здание и покоящаяся на фигурных кронштейнах. Коньки двухскатных кровель боковых срубов по высоте доходят до основания центрального шатрового верха, благодаря чему весь массив церкви производит монументальное впечатление. Храм и колокольня органично и тесно слиты с природой. Ни церковь без окружения, ни ландшафт без нее совершенно немыслимы. В этом и заключается секрет гипнотического очарования этого произведения искусства ясынского гуцульского плотника.

Не менее сильное эмоциональное воздействие производит интерьер Вознесенской церкви, где впечатление приземистости внешнего облика сооружения сменяется ощущением высоты внутреннего пространства. Это достигнуто тем, что низкие боковые помещения как бы сливаются с центральным благодаря полуциркульным аркам-вырезам, сделанным на всю ширину боковых срубов. Арки нарисованы не сухо по циркулю, но рукой художника, легко и свободно. Чтобы кривая не была монотонной, мастер делает у ее основания и по центру по два закручивающихся лепестка крупной формы. Арки-вырезы четко вырисовываются темными силуэтами на фоне освещенных стен среднего помещения. Центральный неф перекрыт восьмигранной баней-куполом; переход от четверика к восьмерику осуществлен здесь при помощи плоских треугольных парусов. Невысокий барочный иконостас XVIII в. с сочной позолоченной резьбой как нельзя лучше гармонирует с шоколадно-коричневыми гладко отесанными рублеными стенами церкви. Пышная резьба украшает его царские врата. Крупные стебли, упруго изгибаясь, образуют на их полотнищах причудливые зазитки и медальоны, в которых изображены «Благовещение» и четыре евангелиста. В апостольском ряду интересна икона «Деисус», где вседержитель написан в ярких цветных одеждах.

Среди произведений XVI в., ныне находящихся в этом храме и, вероятно, принадлежащих иконостасу церкви XVI в., заслуживают внимания наивные, оригинальные по живописи иконы «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Этому же мастеру принадлежит также и наместная икона «Спас», висящая сейчас на стене нефа. У Христа, как и у апостолов, украинское крестьянское лицо. Икона «Параскева Пятница, с житием», которая находится в северном помещении, принадлежит другому народному художнику. Широко и свободно написана центральная фигура; плоскости ее одежд покрыты локальным цветом, а их складки остро прочерчены только одной линией. Клейма с изображением сцен из жизни Параскевы подкупают яркой декоративностью и наивным чистосердечием.

Икона «Вознесение» XVI в., вероятно, первая храмовая икона, созданная еще по заказу легендарного Струка, принадлежит третьему мастеру, тонкому колористу. Она висит рядом с иконой «Параскева Пятница, с житием». И хотя у этого художника не очень искусная рука и есть некоторые погрешности в знании анатомии, это его произведение прекрасно. Все здесь искупает утонченный колорит, который построен на сочетании жемчужно-белых, нежно-охристых, бело-голубых, бледно-зеленых, сиреневых и нежных пепельно-голубых тонов, отлично оркестрованных. 

Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: «Искусство», 1973 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 апреля 2025

Из Ворохты надо вновь повернуть на ясинскую дорогу, проехав село Яблоницу, подняться на перевал; оттуда открываются необозримые виды с Говерлой, Негровцем и прочими вершинами на горизонте, а внизу среди плосковидых холмов над Черной Тисой вольготно раскинулась Ясиня. На южной окраине села, где один из холмов выдвигается большим коленом к Тисе, стоит деревянная Струковская церковь, по преданию, названная так от имени гуцула Струка. У него здесь были большие стада овец. Однажды неожиданно рано выпал большой снег и замел дороги. Пастухи покинули в крытом загоне овец и пошли в Яремчу, потому что у них не было запаса пищи. Весной Струк пошёл посмотреть на своих овец. Как же удивился он, найдя их целыми (они мирно доедали стог сена), более того, при них было много маленьких ягнят.

В благодарность Богоматери за сохранение отары Струк построил на этом месте в её имя церковь, и с тех пор здесь начали селиться гуцулы. Такую легенду рассказал мне старый гуцул, показывая церковь. Она крещатая, одноверхая, с маленькой колокольней рядом. Но если в Коломыйской церкви доминируют горизонтальные размеры и членение, а в ворохтянской – стройность, стремление придать сооружению столбообразный вид, то в Ясинской найдено удачное равновесие между этими двумя тенденциями. Удачно подобранные пропорции боковых объемов не "спорят", но и не подчиняются центральной бане. Они - необходимый компонент. Между ними виден слегка приподнятый четверик центральной широкой бани с роскошным барочным верхом. Благодаря этим соотношениям кажется, что боковые срубы должны быть именно таких размеров, чтобы достойно поддерживать "престиж" солидного центрального верха.

Интерьер отмечен уютом и одновременно торжественностью. Полуциркульные арки-вырезы, начертанные смелой опытной рукой, открывают пространства боковых помещений на всю ширину. Тем-то центральная баня органично сливается с боковыми, образуя единое пространство, открытое на средикресте в высоту очень широким куполом. Как в рисунке бани, так и в арках-вырезах и очертаниях объемов внешне много округлых линий, что придает массиву храма скульптурную пластичность. Действительно, храм нужно осматривать как скульптуру, обойдя вокруг.

Согласно преданию, храм будто бы был построен Струком в XVI в., но не уцелел. Современный храм принадлежит, очевидно, к XVIII в., а от старого сохранились только немногочисленные иконы, среди которых «Преображение» выделяется очень тонкой гармонией бледно-розовых, зеленых, бледно-голубых и охристо-коричневых тонов. Типы уже совсем народные, а действие происходит на фоне реального карпатского ландшафта, и хотя мастер еще не овладел художественными средствами Возрождения, однако он усердно пытается изобразить конкретное окружение, в частности ландшафт, строения, одежду, деревья, цветы, травы и т.д. 

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского. 


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 апреля 2025

Большой гуцульский поселок основан выходцами из Галицкой Гуцульщины и упоминается в документах 1505 г. История знаменитой Струковской церкви тесно связана с историей основания села. Место, где стоит Вознесенская церковь, люди считают святым и рассказывают, как несколько сотен лет назад возвращался домой на Галицкую сторону Карпат гуцул Иван Струк из села Зеленого с отарой овец. Хорошая погода и волшебная долина задержали пастуха, а когда ударили морозы, он бросился к перевалу, но было уже поздно. Внезапная зима засыпала снегом дорогу. Иван Струк понял, что овец провести через перевал не удастся, и вернулся в долину. Сбил сяку - такую кошару и оставил овец на произвол судьбы в Ясеневой чаще, а сам вернулся домой.

Весной Иван Струк с сыном вернулся на место, где оставил отару, чтобы найти хоть остатки овец. Каково же было его удивление, когда он увидел всех овец живыми да еще и с приплодом. Только чудом можно было объяснить спасение стада. Струк построил на этом месте часовню, а также дом из самого большого ясеня, пень которого был такой широкий, что вокруг него могли сесть 12 человек, а в долине основал село и дал ему название Ясиня. Позже на месте часовни построили церковь.

Церковь Вознесения является одной из самых совершенных деревянных церквей на всей Гуцульщине. Есть какие-то чары в соотношениях боковых рамен и центрального сруба, В гладко тесаных бревнах срубов, в гонтовых кровлях крыш и в маленьких фонариках над ними. Церковь необходимо обойти вокруг, чтобы иметь пространственное воображение о ней, чтобы оценить коленную ее часть. На косяке церкви вырезана надпись о том, что в 1894 г. Василий Попадюк дал средства на престол, а Гриц Павлючок, Петр Павлючок и Юра Сплящук (или Спащук) делали устои и другую работу по обновлению церкви. В 1994 г. к западному срубу достроили из дерева длинный коридор.

Колокольня Вознесенской церкви по своим архитектурным и художественным качествам занимает место среди самых совершенных произведений Закарпатского народного зодчества. Все, кто писал или говорил о Ясинской колокольне, в один голос признавали ее самой красивой, самой совершенной, не имеющей себе равных в крае. Нижний четырехстенный срубный ярус выше козырька переходит в восьмерик, который оптически делится на три части козырьками. Укрывает колокольню восьмислой шатер, увенчанный главкой с крестом. Свет и тень вырисовывают изысканные формы, акцентируют горизонтальные членения, очерчивают каждую деталь колокольни. Высота елового сооружения - 11 м. Рассказывают, что она была перенесена в Вознесенскую церковь в 1895 г. от уничтоженной пожаром церкви в северной части поселка (возможно, от церкви Св. Духа, стоявшей в Нижнем Ясине и датировавшейся 1642 г.). Верхний косяк декорирован композицией из креста и солярных знаков и надписью: “ANNO DOMINI 1813”. Архитекторы Б.Я. Киндзельский и И.Р. Могилич реставрировали церковь и колокольню в 1971 г.

Источник: Сирохман Г. «Церкви Украины: Закарпатье». - Львов: 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 апреля 2025

Комплекс церкви Вознесения Господня и колокольни расположен на южной окраине поселка, завершая высокий холм правого берега р. Черная Тиса.

Возникновение Вознесенской церкви легенда связывает с именем пастуха Струка (отсюда другое название церкви – Струковская), который якобы основал поселение Ясиня и построил здесь в XVI в. церковь в память о чуде – спасении отары, оставленной на зиму в загоне у стожков сена. От первоначального храма остались немногочисленные иконы, а собственно храм не сохранился.

Деревянная церковь построена в 1824 г. и является главной составляющей ансамбля, что подчеркивается ее размещением на лучшем для обзора мысоподобном участке. В 1894 г. церковь ремонтировали с заменой устоев. Об этом свидетельствует надпись, вырезанная на двери: «устои делали Спащук Юра, Павлучок Петр, все делал Павлучок Гриц. 1894».

Церковь относится к особому типу храмов, характерных для Гуцульщины - верховьев Тисы, и является одним из самых совершенных его образцов. Распланировочно-пространственная структура церкви - крещатая, в ней средокрестье (5,5х5,5 м) шире прилегающих срубов (3,5 м), а северный и южный срубы короче восточного и западного.

Все прирубы перекрыты коробчатыми сводами с двумя поперечными сволоками и двускатными крышами под черепицей с треугольными фронтонами, завершенными макушками. Центральный четверик через треугольники переходит в восьмерик, завершенный восьмигранной палаткой и макушкой с перехватом. Уровень гребней прирубов достигает низа палатки, что способствует гармоничной взаимоподупорядоченности и уравновешенности всех объёмов храма и его монументальности.

Все срубы с плах объединены снаружи широким свесом, который, охватывая сооружение, последовательно переходит с объема на объем. Свес опирается на резные кронштейны волнистых очертаний – выпусты верхних срубин. Остальные срубины имеют крепления без выпустов – «в ласточкин хвост». Стены над свесом снаружи пошалеваны гонтом, а под свесом – открыты. Каменный фундамент церкви сложен насухо. Вдоль южных стен церкви устроены скамьи. Дверь пошалевана (обшита) снаружи «в ёлку» досками, прибитыми гвоздями кузнечной работы. Фронтоны декорированы орнаментированными накладками. Окна - малые, квадратные.

Интерьер храма, несмотря на многодельность, воспринимается целостным пространством, подчиненным центральной наве с палаточным верхом, что обусловлено большими арками - вырезами, объединяющими пространства прирубов с Навой. Полуциркульная геометричность вырезов смягчается лепестками, вырезанными посередине и возле арочных пяток. Сохранился невысокий барочный иконостас с сочной резьбой царских врат и несколько старинных икон, в частности «Апостол Петр» и «Апостол Павел».

Колокольня построена в 1813 г. составляя с церковью единый ансамбль, она в то же время имеет собственную художественную ценность, обусловленную гармоничной структурой, красивым силуэтом, хорошо обретенными ритмом и масштабностью. Это односрубное на каменном фундаменте двухъярусное сооружение несколько приземистых пропорций. Широкий свес на фигурных кронштейнах, который защищает низ четверика от намокания, является горизонтальным расчленением сооружения. Горишняя часть четверика и свесы обшиты гонтом. Восьмеричный ярус, предназначенный для колоколов, завершается высокой палаткой под гонтом и макушкой.

С юга четверик имеет два зарешеченных окна и настил, а с востока – двери с широкими косяками, сужающиеся вверх и украшенные резным узорчатым кругом с крестом и латинской надписью о дате строительства «ANNO 1813 DOMINI».

Гудченко З.С. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


В 2013 году была включена в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО вместе с другими деревянными церквями в Польше и на Украине.

19 мая 2015, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.