ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Худжанд. Церковь Марии Магдалины (первая).


Худжанд. Церковь Марии Магдалины (первая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Марии Магдалины
Год постройки:1867.
Год утраты:1871 (разрушен из-за грунтовых вод)
Адрес:
Таджикистан, Худжанд

Координаты: 40.28739, 69.617935



Церковь Марии Магдалины (первая), фото с http://www.preslovljavanje.com/?act=prevedi&variant=lat2cyr&url=http:%2F%2Frus-turk.livejournal.com%2F304498.html%3Fthread<br>, Худжанд, Таджикистан, Прочие страны
фото с http://www.preslovljavanje.com/?act=prevedi&variant=lat2cyr&url=http:%2F%2Frus-turk.livejournal.com%2F304498.html%3Fthread
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1899
Церковь Марии Магдалины (первая), Виден кусочек церкви возле цитадели<br>, Худжанд, Таджикистан, Прочие страны
Виден кусочек церкви возле цитадели
Нуви
6 июля 1867



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июня 2016

В Энциклопедии «Худжанд», изданной в 2000 году, написано, что 25 мая 1866 года на окраине Худжанда, на берегу Сырдарьи, разместились домики русского городка, а в августе того же года впервые была совершена служба во вновь устроенном храме. Храм этот находился в палатке, вместо иконостаса, которого не было, алтарь отделялся перегородкой. Церковных икон тогда тоже не нашли, в храме стояли иконы военного батальона, так же, как переносными, походными были и Престол во имя Марии Магдалины, и Жертвенник. Через год палатка пришла в негодность, местный священник сообщил об этом благочинному и попросил начать строительство храма.

В 1867 году местный священник обратился с просьбой к сыну московского купца Хлудова с просьбой о строительстве храма. Хлудов охотно помог с лесами, а кирпич и рабочих выделил комендант Худжанда. Под строительство отдали место на площади у северо-восточного угла Худжандской крепости, и храм был построен довольно быстро. Эта постройка считалась временной, поэтому архитектурной красотой не блистала: обычный восьмигранник из сырцового кирпича. Здание церкви простояло до 1871 года, пока не развалилось под воздействием грунтовых вод и после полноводных разливов Сырдарьи. Церковные службы стали временно проводить в простом помещении при уездном управлении, куда перенесли доску с иконами, заменяющую иконостас. В этом «временном» помещении церковь пробыла очень долго.

В начале 1872 года был образован комитет по строительству церкви, его возглавил уездный начальник барон Нольде. Тогда же начали заготавливать материалы для стройки, а само строительство начали в 1873 году. Забота о постройке храма взяли на себя священник и барон Нольде, который ходатайствовал перед вышестоящим начальством об отпуске средств. Большая часть суммы была выдана из казны за счет налоговых сборов, собираемых «на постройку общественных зданий». Были собраны добровольные пожертвования. Средства на постройку нового здания церкви собирали много лет. Свою лепту внесли и худжандские аксакалы, местные торговцы и землевладельцы. Туркестанской духовной консисторией была отпущена сумма на окончание постройки храма. Общими усилиями храм был построен недалеко от старого места, на высоком берегу Сырдарьи.

Православная церковь Худжанда была построена по проекту архитектора Шторма в виде креста, имела вид восьмигранника со световым ромбовидным люком наверху кровли. Построена из жженого кирпича, с каркасным куполом, покрытым железом, окрашенный в зеленый цвет. Здание храма было оштукатурено и выбелено. Конец светового люка венчал крест, держащийся на остром железном шпиле. Колокольни не было, церковные колокола были водружены на деревянной перекладине, расположенной возле входа в церковь. Колокола новой церкви были отлиты из бухарских пушек старого образца, хранящихся в крепости Худжанда. Престол один, во имя равноапостольной Марии Магдалины. Священник Александр Черняков написал в «Туркестанских ведомостях», что здание храма было освящено 12 сентября 1877 года. При церкви постоянно действовала приходская школа, также содержащаяся за счет городского бюджета.

В годы советского атеизма церковь была закрыта, но не разрушена, просуществовала до начала 1960-х годов, и снесли ее только, когда на этом месте было решено построить гостиницу. Однако службы в церкви не проводились с 1920-х годов: в здании храма размещались городской радиоузел и почта.

В советские времена храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины свою деятельность осуществлял в доме, купленном у семьи Ворожейкиных в 1940-е годы. Дом был расширен за счет другого дома, прихожанки Н. Логиновой, которая передала свой дом в пользу храма в 1960-е годы. На этом месте храм находится теперь.

До середины 1980-х годов новое здание все перестраивалось и расширялось. Купол и колокольню построил священник отец Александр. Своим оформлением храм обязан церковному художнику Станиславу. Иконы для новой церкви писал и псаломщик П. Левчин.

http://www.preslovljavanje.com/?act=prevedi&variant=lat2cyr&url=http://www.fergananews.com/article.php?id=6145


Нуви  22 апреля 2025

Ходжент был взят 25 мая 1866 года. От августа месяца того же 1866 года стены Ходжента огласились звоном колокола и православно-христианским хвалением величия Божия, в новом устроенном храме. Храм этот, конечно, не мог, по короткости времени после взятия города блистать ни величием, ни внутренней отделкой, представлял из себя палатку из какандской маты в однурядь. За неимением иконостаса, алтарь отделяется канаусовой перегородкой, икон собственно церковных не было, а помещались в нём иконы местных батальонов. Престол, во имя Марии Магдалины, и жертвенник были походные-подвижные. Постановлена была эта церковь-палатка внизу горы, вне крепости, недалеко от крепостных ворот, расстояние от теперешней церкви саженях во сто.

При таком простом устройстве, церковь не могла существовать очень долго, также что местный священник уже 3 августа 1867 года вынужден был донести благочинному церквей об этом. И вот он что доносил «Палатка для церкви, устроена в августе прошлого года из кокандской маты в однурядь, в течение года износилась до такой степени, что оставлять её в таком виде на зиму нет возможности. Вследствие чего я поставлен был в необходимость обратиться к купцу Хлудову предложением о помощи. Г. Хлудов охотно предложил лесу сколько потребуется, а комендант Ходжента -кирпичи и рабочих. Пользуясь такими благоприятными обстоятельствами, я около 15 августа предлагаю приступить к постройке молитвенного дома из кирпича на том же месте, где расположена теперь палатка». На это донесение благочинный, священник Малов в том же месяце сообщил священнику, что до начала работ нужно составить план и фасад предложенного храма, план местности, сметное исчисление всех строительных материалов и при этом прибавил, что так как на Ходжентский храм производится сбор по России, то задуманные здания для церкви должны считаться временным и желательным было бы расположить здание это так, чтобы впоследствии оно могло быть обращено в Ходжентское училище. Было ли представлено священником всё требуемое благочинным, неизвестно, но нужно предполагать, что было, так как уже в 1868 году военно-походная Мариинская церковь помещалась в каменном из сырцевого кирпича здании на том же месте, где стояла палатка церковь; икон собственного церковных и в этом здании не имелось, а были иконы местных войск, которые были помещены на досчатой стене, служившей иконостасом; престол и жертвенник оставались те же. Здание это было выстроено на иждивение сына Московского богача Хлудова, который в то время жил в Ходженте.

И это здание церкви, выстроено как говорится, на скорую руку не отличалось прочностью и просуществовал до 1871 года, под действием подпочвенной воды, особенно сильной во время разлива Сырдарьи, развалилась. Можно бы было конечно так или иначе поддержать здание и не допускать его до разрушения, но указ Оренбургской духовной консистории о переводе в 1870 году местного священника, о. Победоносцева к Ташкентскому военному госпиталю и последовавшее, в силу того, распоряжение благочинного на имя священника Ура-Тюбинской церкви о принятии Ходжентской церкви, повело к тому, что о. Побенососцев уже мало стал думать о правке церковного здания. Правда, о. Победоносцев не согласился на этот перевод, о чём и было доведено до сведения Оренбургского епархиального начальства. Когда же получена была бумага благочинного о том, что Оренбургская духовная консистория предписала оставить о. Победоносцева на прежнем месте в Ходженте, то поправлять церковное здание было уже поздно.

Наступила для священника новая и большая забота. Отсутствие Хлудова, который мог бы опять помочь, и неимение средств заставили в 1871 году временно поместить церковь в простую саклю из сырцового кирпича при уездном управлении, в которую были перенесены - досчатая стена с помещёнными на ней иконами местных войск заменяющий собой иконостас, престол и церковную утварь. Была ли сделана на месте престола часовенка, неизвестно, но вероятно нет, так как за такой сравнительно небольшой промежуток времени, едва ли она могла бы разрушиться, не оставить после себя никаких следов, между тем на этом месте находится в настоящее время маленькой насыпь, в виде могильного холма с деревянным крестом, Так что не знающие принимают его, это место за обыкновенную могилу. Теперь обращаю внимание, чтобы место это не попиралось, что возможно при настоящем положении его, и можно надеяться, что оно будет приведено в надлежащий должный вид.

Газета «Туркестанские ведомости» за 1900 г.



Комментарии и обсуждение


Одним из первых очагов появления европейской культуры в Худжанде была русская православная церковь, построенная уже в 1867г. и размещавшаяся на берегу Сырдарьи, у северо-восточного угла Худжандской крепости. При церкви действовала приходская школа. В 1867г. учились 9 мальчиков и 3 девочки. Построенная из сырцового кирпича, разрушилась под воздействием грунтовых води после полноводных разливов Сырдарьи в 1871 году.

Махмудов О. Р. Диссертация на тему "Из истории культурной жизни русскоязычного населения города Худжанда во второй половине XIX - начале XX вв."https://www.dissercat.com/content/iz-istorii-kulturnoi-zhizni-russkoyazychnogo-naseleniya-goroda-khudzhanda-vo-vtoroi-polovine

4 апреля 2019, Нуви.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.