К 1892 г. в барнаульской женской общине проживало 13 сестер, которые вели иноческий образ жизни. В конце 1893 г. по ходатайству жены коллежского асессора Е.И. Судовской в Барнаул перевели 5 сестер из Троицкого монастыря Пензенской епархии, положивших начало Богородице-Казанскому женскому монастырю. Официальное открытие общины состоялось в мае 1894 г., управляющей была назначена монахиня Парфения (Мещеринова), к декабрю 1894 г. в общине насчитывалось уже около 100 сестер.
16 сентября 1895 г. Е.И. Судовская решила пожертвовать все свое недвижимое имущество в виде зданий на арендуемом ею у Главного управления Алтайского Горного округа участке земли около г. Барнаула под названием «Монастырская дача» для барнаульской Богородице-Казанской женской общины. 3 ноября 1895 г. епископ Томский и Барнаульский Макарий обратился к начальнику Алтайского Горного округа с просьбой о решении вопроса по поводу дарения женской общине данного участка земли. В январе 1896 г. из Кабинета Его Императорского Величества пришел ответ (№ 854) об уступке в безвозмездное пользование Богородице-Казанской женской общине участка земли в 15 десятин, при условии, что Е.И. Судовская даст письменное удостоверение в уступке ею в пользу общины как арендных прав на землю, так и на постройки. В марте на имя врио начальника Алтайского округа из Кабинета ЕИВ прислали копию с Высочайшего Повеления, состоявшегося 2 марта 1896 г. об уступке в бесплатное пользование на время ее существования барнаульской Богородице-Казанской общине участка земли около г. Барнаула. На подлиннике рукою помощника Министра Императорского двора было написано: «Высочайше разрешено. Барон Фредерикс». В апреле был составлен акт о передаче земли общине в бесплатное и бессрочное пользование, подписанный Е.И. Судовской, старшим чиновником по сбору аренды Шубенко и управляющей барнаульской Богородице-Казанской женской общины монахиней Парфенией. Последняя попросила начальнику Алтайского округа выдать ей копии с плана на переданный участок земли, копию с описи плана и участка, и копию акта
На отведенном участке земли в 15 десятин, по левую сторону р. Барнаулки, не смотря на слабый болотистый грунт, община в основном построила хозяйственные постройки (амбары, сараи, погреба, бани) и скотный двор, а на большей части земли разбила огородные грядки. На лучшей части этой земли были построены два деревянных корпуса, в одном из которых находилась домовая церковь общины. Для возведения каменных капитальных построек рассматриваемый участок был не пригоден.
В сентябре 1896 г. Е.И. Судовская изъявила желание построить большой каменный соборный храм на 1500 человек. Томский гражданский инженер Хомич произвел осмотр места предназначенного под церковь и нашел, что ввиду близости к поверхности земли грунтовых вод, постройка церкви может быть сопряжена с большими трудностями в техническом отношении и лишними затратами на укрепление места и отвода дренажем воды. Поэтому настоятельница общины обратилась к Начальнику Алтайского округа с просьбой выделить под церковь участок земли в 5 десятин с южной и западной стороны отведенного ранее участка земли, на правом нагорном берегу р. Барнаулки под кладбище, а также разрешить вырубить лес для образования площадки под строительство храма и надворных построек.
Позже участок земли просили выделить в размере 7 десятин, на котором предполагалось разместить храм, кладбище, дома для общежития и священнослужителей, для школы и др. постройки. Деньги на постройки данных зданий выделяла Е.И. Судовская. Выполнение проекта и сметы на постройку храма были поручены Епархиальному архитектору, строительные материалы к январю 1897 г. были уже заготовлены и доставлены на место строительства церкви (231 тыс. кирпича и 3200 пудов извести). В марте 1897 г. Кабинет ЕИВ дополнительно (№ 3118) передал общине в бесплатное пользование участок земли в размере 7 десятин (288 кв. саж.) для постройки каменного храма и устройства кладбища около г. Барнаула. 24 ноября 1897 г. заведующий чертежной Главного управления Алтайского округа сообщил начальнику Алтайского округа (№ 403), что дело об отводе участка земли Богородице-Казанской женской общине окончено и на данный участок Чертежной был составлен план, по которому участок земли, переданный общине, исчислялся в размере 22 десятин 528 кв. саж.
8 июля 1899 г. был заложен главный храм монастыря, а 1 октября 1904 г. собор был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Это было самое крупное храмовое здание Барнаула, вмещавшее до полутора тысяч человек.
... В апреле 1927 г. комиссия под председательством представителя Управления краевого инженера произвела осмотр здания бывшего собора монастыря на предмет выяснения его состояния и нашла следующее: крыша собора была раскрыта не менее чем на 40 %, из-за этого было выявлено промокание и промерзание как стен и сводов. Слуховые люки были раскрыты, под крышей находился снег. В купольных сводах были заметны наплывы, но выяснить их причины, из-за большой высоты, было невозможно. Паркеты пола здания частично были покрыты слоем льда. Оконное стекло в большинстве окнах было разбито. В итоге было предложено в теплое время убрать тепловую изоляцию куполов. Поручить вопрос использования здания проработать как технически, так и экономически, после чего можно будет сделать заключение относительно его приспособления под изолятор или использовать как строительный материал. До окончательного решения данного вопроса, было предложено закрыть крышу. В октябре 1927 г. барнаульский окружной административный отдел просил окружной исполком разрешить разборку собора бывшего женского монастыря, так как из-за особого устройства здания, приспособить его, по их мнению, было нельзя, он был пригоден только к сносу, а полученный материал (кирпич) разрешить использовать на ремонтно-строительные нужды ИТД.
27 января 1928 г. на заседании Президиума барнаульского окружного исполкома было принято решение разрешить исправительно-трудовому дому (ИТД) разобрать собор бывшего женского монастыря. Об условиях использования ИТД полученного от разборки собора кирпича и других материалов, договориться с городским Советом. Из заключения плановой комиссии по вопросу разборки здания бывшего собора на территории ИТД следовало, что для переделки собора под нужды исправительно-трудового дома, необходимы крупные затраты, которых у ИТД нет и не появится в ближайшее время. Наличность имеющегося в распоряжении ИТД построек не вызывает нужды в реставрации и приспособлении данного здания, а только загромождает территорию колонии, представляя мертвый и с каждым годом уменьшающийся капитал. В дальнейшем комиссия под руководством окружного инженера установила следующее: по подсчетам на здание собора было употреблено кирпича 1 300 000 шт., толщина стен в среднем 3 кирпича, фактическая глубина заложения фундамента средняя 4 аршина, частичная до 6 аршин, кладка произведена преимущественно на гидравлическом крепком растворе, площадь здания собора в основании по внутреннему обмеру составляла 1150 м2, высота от фундамента до главного купольного свода – около 30 метров. По мнению членов комиссии, здание может иметь хорошее и обширное помещение в 2-3 этажа с подвалом. В итоге, подсчитав затраты на разбор собора, комиссия предложила после выполнения эскизного проекта и сметы, провести реконструкцию здания с приспособлением под изолятор ИТД, предварительно сняв купола и все части, дающие признаки храма. С 1955 г. ИТД было переименовано в следственный изолятор.
Сегодня сохранилось лишь несколько построек монастыря, которые можно отнести к комплексу памятников, в их числе собор иконы Казанской Божией Матери. Здание бывшего Собора иконы Казанской Божией Матери расположено с отступом от красной линии проезда Канатный, в центре комплекса памятников, ориентирован по сторонам света. Объемно-планировочное решение здания на период 1894 года: кирпичное оштукатуренное здание храма построено в русско-византийском стиле, в двух уровнях с большой центральной главой на барабане и четырьмя маленькими главками, без колокольни (звонница, видимо, была в монастырском комплексе отдельно стоящим сооружением). Стены – кирпичные оштукатуренные, кирпичные своды, кровля из листового металла. К основному объему, квадратному в плане, примыкали ризалиты, завершавшиеся над карнизом тремя закомарами. Углы здания и вертикальное членение фасадов выражалось стилизованными полуколоннами. Арочные проемы храма были украшены архивольтами тянутой формы. Барабаны основной главы и четырех дополнительных главок разбиты аркадой с вписанными арочными проемами. Южный и северный входы осуществлялись через объемные тамбура. Здание храма было белого цвета с золочеными главами. Здание собора демонтировано почти полностью, сохранился первый ярус и фрагмент второго яруса в западной части храма. Здание используется под вспомогательные службы. К зданию примыкают многочисленные пристройки. Техническое состояние отдельных конструкций ограничено работоспособное, состояние отделки неудовлетворительное. Цокольный этаж из керамического кирпича значительная часть скрыта под уровнем земли. Отмостка асфальтобетонная, местами отсутствует. Стены из керамического кирпича лицевой кладки в целом находятся в работоспособном состоянии. Имеются незначительные разрушение наружной версты кирпичной кладки стен со стороны восточного фасада, сколы отдельных кирпичей, выветривание швов. Наблюдаются незначительные трещины в перемычках. Со всех фасадов к зданию церкви примыкают поздние объемы, выполненные из силикатного кирпича. Крыша сложной конфигурации, не сохранилась. В настоящее время над двухэтажным объемом – вальмовая, покрытие кровли – асбестоцементные волнистые листы, протечек с крыши нет. Водосточные трубы отсутствуют. В итоге было рекомендовано провести комплексную реставрацию фасадов с воссозданием утраченного декора, устройство водостока.
Здания, расположенные по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Канатная, 81, в том числе собор Казанской иконы Божией Матери, являются объектом культурного наследия регионального значения «Комплекс: Женский монастырь Богородицы Казанской», 1894 г., согласно постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № 169. Объект культурного наследия является памятником культовой архитектуры, памятником истории, связанным с духовной православной жизнью на Алтае.
В соответствии со статьей 64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 221620413940005.
М.А. Целищева, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru