ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Раево. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Раево. Церковь Богоявления  Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Почаевской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1860 и 1864.
Адрес:
Россия, Тульская область, Тепло-Огаревский район, ур.Раево

Координаты: 53.447922, 37.466215
Проезд:а/д Доробино- Крюковка



Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, , Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Печка Александр
20 апреля 2017
Церковь Богоявления  Господня, Колокольня Богоявленской церкви. Фото из семейного архива. 1963 год<br>, Раево, Тёпло-Огарёвский район, Тульская область
Колокольня Богоявленской церкви. Фото из семейного архива. 1963 год
Олег и Светлана Кузьмичевы
1963



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артем Меньшиков
 
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 января 2012

Раево. Церковь Богоявления Господня

В приходе: с. Раево, д. Анненково, д. Гнилово, д. Голохвастово, д. Елагино, д. Кривецкие Выселки и Хутора, д. Крюковка, д. Ляпуховка, д. Минино-Кривецкое, д. Озерки, д. Платово, д. Полибино, д. Поганцево-Зыбино, д. Сергеевка, д. Стрешнево, д. Троекурово. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1862 г. на средства прихожан. Два престола: главный - в честь Богоявления Господня, в приделе - в честь иконы Почаевской Божьей Матери.


Артем Меньшиков
 
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 ноября 2012

Богоявленская церковь

По историческим документам, строительство Богоявленской церкви велось на средства прихожан и местных помещиков. По одним сведениям это были Железняков и Арсеньева. По другим – семья Бибиковых. Возле церкви старое кладбище. Увы, здесь уже поработали мародеры, опустошившие многие могилы и склепы. Практически все могильные плиты разбиты. Но на одном из гранитных надгробий мы смогли разобрать надпись, сделанную в 1864 году - плита была установлена в год основания самого храма. Неподалеку от церкви - разрушенная школа, построенная на год позже колокольни.

Источник


Андрей Семенов  16 сентября 2017

Село Раево расположено яри водоразделе рек Оки и Дона, в 90 вер. от гг. Тулы и 37 в. от уездного - Черни. Положение села на возвышенном месте, окруженном когда-то красивейшими лесами, сухом, благоприятно в гигиеническом отношении. По местным удобствам своим село и получило название Раевым. Район приходского населения, кроме села Раева, обнимает собою семнадцать деревень: Крюково (оно же Всрховьс Плавы), Кривецкое, Стрешнево, Троекурово, Полибино, Сергеевка, Голохвастово (оно же Позняково), Шулепово (оно же Гниловодье), Озерки-Хоныково, Озерские Выселки, Стрешневские Выселки (они же Плотава), Анненкова (оно же Глаголева), Кривецкие Выселки, Обрезково, Ляпуново, Поганцево-Зыбино и Поганцево-Страхово. В общей сложности численность прихожан простирается до 2776 душ муж. и 2749 жен. пола, при 615-ти домах.

О происхождении прихода не сохранилось никаких исторических данных, равно и местные, письменные и вещественные памятники весьма скудны известиями в этом отношении. Приход Раевский несомненно существовал в конце XVIII-го столетия, на что указывает бывший здесь деревянный храм во имя Богоявления Господня, с приделом во имя Происхождения честных древ Креста Господня, построенный в 1789 году на средства прихожан. В 1852 году, взамен деревянного, заложен на другом месте, в 1864 году окончен постройкой новый каменный храм также во имя Богоявления Господня, но без придельного алтаря и колокольни. В сооружении храма принимали деятельное участие своими средствами все прихожане, особенно храмостроитель, помещик Валериан Иванович Железняков и помещица Евдокия Ивановна Арсеньева, пожертвовавшая на этот предмет 5 тысяч руб. Дело постройки храма, с внутренней стороны, завершено было в 1877 году устройством придельного алтаря в имя иконы Почаевской Божией Матери, а с внешней - сооружением каменной колокольни, возведенной в 1880 году. Постройки эти велись средствами местного попечительства и прихожан. Других перемен в храме не производилось.

Причт храма с. Раева состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Церковной земли числится 123 десятины, в том числе 5 1/2 д. усадебной. Церковно-приходское попечительство существует с 1852 года. При церкви с. Раева с 1886 года состоит церковно-приходская школа, преобразованная из земской, бывшей в с. Раеве с 1882 г. Кроме упомянутой школы в приходе того же села состоят 4 земских школы: Кривецкая, Троекуровская, Крюковская и Стрешневская и 3 школы грамоты: Озерская, Гниловодская и Плотавская.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Чернский уезд, стр. 720


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 сентября 2024

В Раево расположен храм Богоявления Господня, имеющий богатую историю. Само село Раево основано ориентировочно в ХVII веке. Оно расположено на водоразделе рек Оки и Дона, в 90 верстах от Тулы и 37 верстах от уездного города Черни. Положение села располагается на возвышенном месте, окруженном когда-то красивейшими лесами.

Сохранилась межевая книга Чернского уезда за 1679-1680 года, в которой описывались земли у села Раево. В ней, в частоности сказано, что «…под Плавским и Раевским лесом от Живого колодезя и от Раевского лесу к Рогатому лесу …по Скороденской дороге через Филиппово озеро к Осинову кусту к Плотову лесу, и от Плотова леса к верховью речки Плавы и вверх по Плаве к тому ж Раеву лесу…»

Здесь, в те неспокойные годы, в основном и жили казаки, которые охраняли границы-рубежи в Чернском уезде. В Раево давали казакам землю, но потом они пропивали или продавали эти земли священнослужителям. Поэтому приход церковный – это 123 десятины земли. Это много! По тем временам владельческая десятина – 1,5 гектара. Церковь с одной стороны была богатая, а с другой стороны, поскольку священники были не очень заинтересованы в этой земле, то и урожая она почти не давала, и жили они только на одну "требу".

Ежегодно 1 августа в Раево проводилась губернская ярмарка. В этот день сюда привозили товары из многих городов: Белева, Черни, Крапивны, Ефремова, Епифани и др. На поляне для развлечений устанавливались качели, карусели, проводились массовые гуляния. Базары проводили каждое воскресенье. Население окрестных сел, деревень и городов продавало излишки продукции, гончарные изделия, молодняк животных, сельскохозяйственные орудия и другие товары.

Через село проходила Ефремовская дорога. Местами для удобства она была отсыпана камнями.

Церковь в Раево решило построить местное население – крестьяне. Храм был выстроен из крупного дубового леса, грубой отделки, в 1769 году. Церквушка была небольшой. И когда пристроили колокольню, она стала сильно давать течь и заливать деревянный храм в непогоду и во время таяния снега. Церковь была холодная, печь не была предусмотрена. Всё время в храме было сыро и холодно. Не все вмещались в церковь, особенно на богослужение, когда был какой-то праздник.

Впервые о строительстве каменной церкви в селе Раево заговорили в 1827 году. 18 сентября приходские люди решили на собственные накопления и без содействия «наших господ», отстроить каменный храм. Они написали необходимое прошение Епископу Тульскому и Белевскому Дамаскину.

Подписали прошение староста помещика генерала Павла Алексеевича Раецкого – крестьянин Влас Спиридонов, староста помещика Павла Александровича Абрескова – Василий Демидов, староста помещицы Марьи Алексеевны Ивановой – Конон Степанов и за остальных – тульский мещанин Никифор Иванович Аготькин по личному их прошению. «За неумением грамоте и писать по личному их прошению тульский мещанин Никифор Иванович Аготькин руку приложил».

Заверил все написанное священник Троицкой церкви благочинный Петр Благосклонский. В данном прошении люди попросили дозволения колокольню и трапезную старой церкви снести и поставить близ храма на высоких столбах обитых тесом, потому что колокольня не соответствует зданию церкви – весьма низка и узка. Да и сквозь находившихся в ней окнах, при сильных ветрах и дождях бывает течь.

В прошении было отказано, а в 1832 году было разрешено провести ремонт в старой церкви. Но желание построить каменную церковь народ не оставил, и в 1849 году начинается сбор денег именно с крестьян на строительство каменного здания.

27 января 1852 года помещик штабс-капитан Валериан Иванович Железников направил прошение в Тульскую консисторию (учреждение при епископе по управлению епархией) о разрешении начать строительство каменной церкви по прилагаемому плану и фасаду. Известно, что за два года на строительство церкви было собрано 4 198 рублей и 62 копейки серебром, из которых 2 800 рублей положили в Московский опекунский совет под проценты. На оставшиеся средства приобрели материалы — 120 000 штук кирпича, 140 четвертей извести, 77 кубических саженей бутового камня, 11 50 саженей цокольного камня и 16 саженей песка.

16 мая 1852 года в консистории был заслушан рапорт священника Стефана Попова о заготовке материалов и строительной комиссии, после чего был утвержден указ Тульской Духовной Консистории об утверждении плана и фасада каменного здания Богоявленской церкви в селе Раево.

25 мая 1852 года произведена закладка храма, о чем Благочинным Стефаном Поповым был составлен рапорт. Завершено строительство церкви было в сентябре 1864 года.

В 1877 году в трапезной, с южной стороны, устроен второй престол во имя Почаевской Божьей Матери на средства местного попечительства, а еще через год была устроена круговая каменная ограда.

31 октября 1878 года Церковно-приходской попечительский Совет постановил устроить при Богоявленской церкви колокольню. Было назначено собрать от каждой приходской души мужского пола по 50 копеек. Для этого в каждой деревне и в каждом сельце проводились сходы жителей, на которых волостной старшина в присутствии всей паствы читал протокол Церковно-приходского попечительства. Строительство колокольни шло полтора года.

16 июня 1898 года начато устройство отопления, полов, постройка тамбуров ко всем трём дверям и утепление окон. Работы выполнял Серпуховский купец и подрядчик строительных работ Иван Кириллович Кульков. 23 декабря 1898 года работы были завершены.

2 января 1899 года было представлено удостоверение инженера о прочности и доброкачественности означенной работы. Устройство цементных полов завершили в июне того же года.

При храме, на церковной земле, находились деревянная часовня для хранения церковной утвари и сторожка охраны. Церковь имела 5,5 десятин усадебной земли, 17,5 десятин и 1496 квадратных саженей пахотной, сенокосной, под кладбищем и большой дорогой с выгоном.

Причт храма в Раево состоял из двух священников, трех псаломщиков и одного диакона. Дома священнослужителей были построены на церковной земле. Определенного пособия священнослужители не получали, жили за счет исполнения требы, поэтому содержание их было посредственное. С 1881 года при храме работала церковно-приходская школа. Закрыли церковь Богоявления в селе Раево местные власти в 1930 году.

Церковь Богоявления Господня построена в русско-византийском архитектурном стиле. Кирпич – красный, декорный орнамент – из белого камня и кладки вокруг окон и проемов по коньку первого этажа. Основной объем имеет форму двухэтажного четверика с пятью барабанами, на которых были установлены купола, по левую сторону – полукруглая апсида. Куполов было пять – центральный и четыре угловых поменьше, ни один не сохранился. Трапезная – по правую сторону от центрального входа, с арочными окнами декорированными белым камнем. На строительство храма с каждого двора собирали куриные яйца – для придания крепости раствору.

Колокольня примыкает к трапезной, трехъярусная, купол колокольни не сохранился. Центральный вход – арочный, по обеим сторонам от двери имеются большие арочные окна. Внутренняя отделка сохранилась лишь частично, также сохранились в посредственном состоянии фрески и росписи. «Под храмом располагается подвальная система. Найти ее сейчас не представляется возможной. Однако подземный путь вёл в направлении двух дорог – к старому колодцу и к дому священнослужителей. Ни колодца, ни дома уже в помине нет. А легенда жива, как и сохранившийся подвал». Главные меценаты, которые восстанавливают раевский храм – это сельхозяйственные фермеры – Андрей Фитисов и Владимир Федотов, а также «простые мужики, возвращающие к жизни православную святыню – Николай Татаринов, Александр Трошин и Александр Ковылкин.

14 сентября 2024 года местные жители отпраздновали 160-летие храма Богоявления Господня. В этот день молебен с водосвятием и панихиду в храме отслужил клирик Свято-Иверского храма поселка Теплое иерей Алексий. В настоящее время руками неравнодушных жителей постепенно и не спеша восстанавливается храм Богоявления Господня. 

С сайта: Тульская служба новостей/20 сентября 2024/Под Тулой жители и меценаты восстанавливают старинный храм: он стоит в уникальном месте – на самой «макушке» Среднерусской возвышенности.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.