ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Васильков. Собор Антония и Феодосия Печерских.


Васильков. Собор Антония и Феодосия Печерских
Собор. Действует.  
Престолы:Антония и Феодосия Печерских
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1756 и 1758. В конце XIX в. с запада к нему пристроен деревянный притвор, разобранный во время реставрации 1974-1980 г.г..
Архитектор: С.Д. Ковнир
Адрес:
Киевская обл., г. Васильков

Координаты: 50.180358, 30.320308
Проезд:от м. "Лыбедская" 303 авт.





Собор Антония и Феодосия Печерских, , Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
21 августа 2006
Собор Антония и Феодосия Печерских, , Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
21 августа 2006
Собор Антония и Феодосия Печерских, Фасад2<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Фасад2
Евгений Карпухин
2 февраля 2010
Собор Антония и Феодосия Печерских, Фасад3<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Фасад3
Евгений Карпухин
2 февраля 2010
Собор Антония и Феодосия Печерских, Соборные колокола<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Соборные колокола
Евгений Карпухин
2 февраля 2010
Собор Антония и Феодосия Печерских, Собор во время запустения после закрытия в 1961 г.<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Собор во время запустения после закрытия в 1961 г.
Евгений Карпухин
1 ноября 1961
Собор Антония и Феодосия Печерских, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
26 сентября 1941
Собор Антония и Феодосия Печерских, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
14 сентября 1941
Собор Антония и Феодосия Печерских, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941
Собор Антония и Феодосия Печерских, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 августа 1941
Собор Антония и Феодосия Печерских, «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.<br>, Васильков, Обуховский район, Украина, Киевская область
«Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель». Издательство «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
.. - ..



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Евгений Карпухин
 
Евгений Карпухин  22 декабря 2011

Собор построен в середине XVIII века крепостным мастером Киево-Печерской лавры С. Д. Ковниром на заказ лаврского архимандрита (по легенде , от васильковского собора в лавру проложен подземный ход). Размеры храма 20 х 20 метров , высота центрального купола в интерьере 28 метров. Четыре боковых купола венчают квадратные помещения между рукавами апсид . Окна украшены фигурными наличниками. Характерной деталью архитектуры считаются фронтоны с карнизами двойной кривизны (скульптор С. Тальянец). Здание собора внешне напоминает Козелецкий собор Рождества Богородицы . В интерьере сохранились росписи В. Бибибкова.

В 1961 году советская власть закрыла храм. До 1990 года его помещения или использовалось не по назначению, либо вообще были без всякого ухода. В 1990 году, после предыдущих реставрационных работ, продолжавшихся 8 лет, храм возобновил свою деятельность. Главная святыня - чудотворная икона Божией Матери Троеручницы.


Евгений Карпухин
 
Евгений Карпухин  23 декабря 2011

До нас дошло ее описание, сделанное в середине XVII столетия. В далеком 1653 году, путешествуя в Москву, наш город посетил антиохийский патриарх Макарий. Его сопровождал архидиакон Павел Алепский, который и оставил описание тогдашнего города Василькова и соборной церкви в честь Антония и Феодосия Печерских. Итак, храм находился на территории Детинца. Павел Алепський так описывает соборную церковь:

«Это церковь красивая, высокая; иконостас её очень велик, подобно иконостасам греческим, но икона Владычицы там большая, великолепная, поражает удивлением умы; подобной мы и раньше не видывали и после никогда не видали. Богоматерь так прекрасно выписана, что как будто говорит; риза Её как бы тёмно-красный блестящий бархат, мы никогда не видывали подобного изделия: фон тёмный, а складки светлые, как складки настоящего бархата. Что касается убруса, который покрывает Её чело и ниспадает вниз, то тебе кажется, как будто он .переливается и колеблется. Её лик и уста приводят в изумление своею прелестью; им не хватает только слова. Мир Божий над ними! Господь, сидящий на Её лоне, прекрасен в высшей степени: Он как будто говорит. Как уже упомянуто, я много видал икон, начиная с греческих стран до сих мест и отсюда до Москвы, но нигде не видал подобного или равного этому образу. Казацкие живописцы заимствовали красоты живописи лиц и цвета одежд от франкских и ляшских живописцев - художников и теперь пишут православные образа, будучи обученными и искусными. Они обладают большой ловкостью в изображении человеческих лиц с совершенным сходством, как мы видели это на портретах Феофана, патриарха иерусалимского, и других »..

Очевидно, что церковь в честь Антония и Феодосия Печерских, будучи деревянной, увенчивалась тремя куполами. Это было характерной особенностью для главных городских храмов того времени. Возле собора стояла также деревянная колокольня. Двор церкви был обнесен деревянным забором. Наверное, в конце первой половины XVIII ст. деревянная церковь была уже настолько старой, что Духовный Собор Киево-Печерской лавры, которой, напомню, принадлежал город Васильков, постановил разобрать старый деревянный храм, а на него месте выстроить новый кирпичный собор. Именно с этой целью на окраинах Василькова был построен завод для производства кирпича. Кто именно из архитекторов был автором проекта нового кирпичного собора Антония и Феодосия Печерских в Василькове и до сих пор неизвестно. Однако известно, что строительством руководил крепостной Киево-Печерской лавры, «каменных дел мастер» Степан Ковнир, который принимал участие в возведении колоколен на Ближних и Дальних пещерах, а также в возведении Большой лаврской колокольни. Строительные и отделочные работы проводились в течение трех строительных сезонов 1755- 1758 гг. Собор возвели благодаря всесторонней помощи управляющего Василькивским хозяйством Киево-Печерской лавры архимандрита Луки. Храм построен встиле украинского барокко — в плане он восьмиугольный и увенчан пятью куполами. Престол один – во имя Антония и Феодосия Печерских.

В штат работников собора входили: настоятель храма, священник, дьякон, два псаломщики и проскурня. Возле собора также была возведена кирпичная колокольня, в которой устроили теплый храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Средства на это дело выделило управление при Святом Синоде. Финансовую помощь для возведения колокольни оказывали также и местные благодетели. В теплом храме был установлен один престол — во имя Главы Иоанна Предтечи.

В 1895 году в один из куполов собора попала молния. Повреждения были настолько сильными, что купол пришлось ремонтировать. В 1905 году храм обворовали, в результате чего полицией проводилось следствие. В течение 1906-1908 гг. соборную церковь расширили, пристроили к главному входу в храм большой деревянный притвор. Он просуществовал до середины 80-х гг. XX ст., когда во время реставрационных работ его разобрали. В середине XX ст. в соборе в честь Антония и Феодосия Печерских хранились две иконы Богородицы, которые существенно выделялись среди других: первую(Чудотворную) передали храму из городка Ольшаница; другая удивляла прихожан своей уникальной иконописью. Очевидно, это именно о ней с таким увлечением писал Павел Алепський. Среди святынь собора был также серебряный крест, изготовленный 1730 г., с надписью, что он принадлежит замковой церкви св. Антония и Феодосия Печерских: «Св. Господь сооружися в церковь преподобного Феодосия Васильковскую замковую 1730 года, месяца июня».

По материалам статьи А. Бабича «Собор дущі, собор освіти»
газета «Тисячолітній Васильків» №1 2011


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 декабря 2023

Церковь Антония и Феодосия (1756-1758) квадратная в плане, с четырьмя полукруглыми апсидами, расположенными по сторонам света. По оси стен апсид в главном квадратном помещении стоят четыре опорных столба, несущие при помощи подпружных арок центральный купол. Четыре боковых купола венчают квадратные помещения между рукавами апсид. Размеры храма по осям 20х20 м, высота центрального купола в интерьере 28 м. Фасады оформлены усложненными пилястрами ионического ордера, а окна – фигурными наличниками с лучковыми сандриками. Круглые барабаны куполов также украшены пилястрами, а окна – наличниками, в которых вместо сандриков сделаны замковые камни.

Церковь в Василькове относится к наиболее своеобразным произведениям стиля барокко на Украине. В ней ощутимо влияние школы Ф.Б. Растрелли. Особенности творческого почерка автора, а также архитектурные детали этого сооружения указывают на возможность создания её архитектором М. Юрасовым, по проекту которого были сооружены Софийская бурса, кельи и восстановлен Михайловский храм Выдубицкого монастыря в Киеве.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 декабря 2023

Построен мастером С.Д. Ковниром. Расположен на господствующем над городом холме среди древних валов. С большим мастерством решена зодчим пятиверхая композиция здания. Удачно поставленный на холме собор хорошо просматривается с дальних точек и имеет большое градостроительное значение.

В конце XIX в. к главному входу был пристроен притвор.

Собор кирпичный оштукатуренный четырехстолпный квадратный в плане с выступающими по сторонам полукруглыми объемами. Завершен пятью куполами, поставленными по диагонали по углам квадрата. Архитектурные формы и декор характерны для украинского барокко. В отделке фасада применены пилястры с лепными капителями, плавно изогнутые тянутые фронтоны над окнами, раскрепованные карнизы. Апсиды завершены мягко очерченными полукруглыми фронтонами. В интерьере сохранились тематические росписи. С 1974 г. ведутся реставрационные работы. Здание является выдающимся памятником украинской архитектуры XVIII в. и лучшим из произведений замечательного украинского зодчего С.Д. Ковнира (1695-1786 г.г.).

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, издательство «Будівельник», 1983 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 декабря 2023

Здание расположено на отроге хребта рядом с городищем и является главной градостроительной доминантой Василькова. Собор - квадратный в плане, четырехстолпный, с полукруглыми апсидами, прилегающими по сторонам света, увенчанный пятью банями: центральной – на подружных арках, которые опираются на четыре столба, боковыми – над угловыми камерами между раменами (рукавами) пространственного Креста.

Фасады решены в позднебарочных архитектурных формах с влиянием стилистики архитекторов И.Г. Григоровича-Барского, А. Квасова, М. Юрасова. Наиболее примечательной чертой здания являются сегментные фронтоны с карнизами двойной кривизны, венчающими апсиды. Стены расчленены пилястрами с капителями композитного ордера и увенчаны полным раскрепленным антаблементом. Слишком большие, немасштабные окна и двери имеют лучковые (окна) и арочные (двери) перемычки, тянутые "ушастые" наличники и сегментные сандрики. Оригинальностью отмечаются капители пилястр подбаинов, решенные на основе мотива цветочных розеток. В интерьере частично сохранились полихромные монументальные масляные рисунки конца XIX в.

Постройка потинькована (оштукатурена) и побелена; крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам; макушки и кресты позолочены.

Собор в Василькове является типологически уникальной достопримечательностью позднего барокко.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.