ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Благовещение, остров. Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Благовещение, остров. Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова
Год постройки:1829.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Вологодская обл., Белозерский у., ур. остров Благовещение

Координаты: 59.884756, 37.983601



Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  19 декабря 2012

В 12 верстах от Горицкаго монастыря и.в 3 в. от Фетиньинской пустыни, на небольшом, но довольно живописном островке Ворбозомскаго озера, одиноко красуется небольшой каменный храм и при нем несколько деревянных зданий. Это когда-то бывшая иноческая обитель преподобнаго Зосимы, Ворбозомскаго Чудотворца, а ныне небольшой скиток Горицкой женской обители, с несколькими в нем насельницами, одиноко провождающими здесь свою отшельническую жизнь, вдали от мира и его соблазнов. 

От древности не сохранилось точных известий, когда и кем основан Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. В самом начале XVI столетия Ворбозомская пустыня уже существовала; так, в 1501 году ею управлял строитель Иона. Быть может, она - один из тех многочисленных Белозерских скитов, которые возникали около знаменитой Кирилловой обители во второй половине XV века и в которых ревностно подвизались знаменитые "Белозерские, иноче заволжские старцы", славившиеся по всей Руси строгостию своей жизни.

Если предание о начале Ворбозомской пустыни справедливо, то строитель Иона, управлявший ею в 1501 г., был преемником преп. Корнилия Комельскаго. Окончательное же устроение Ворбозомская обитель получила от преп. Зосимы Ворбозомскаго Чудотворца, ученика преп, Корнилия Комельскаго. Неизвестный благочестивый любитель старины, собиравший в XVIII веке сведения о святых Белозерскаго края, о преп. Зосиме заметил: "о рождении и воспитании, тоже о пострижении не обретох писанием". Получив иноческое воспитание у преп. Корнилия, преп. Зосима оставил его обитель и по любви к уединению поселился в Ворбозомской пустыни. Здесь построил он деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, благословение на освящение которой получил, вероятно от ростовскаго Архиепископа, так как ему принадлежал Белозерский край.

По образцу Корнилиева монастыря, в возникшей иноческой обители был введен строгий общежительный устав, который в Кириллове монастыре, вопреки прямому завету преп. Кирилла, к тому времени стал уже клониться к упадку. Из многочисленных учеников преп. Корнилия одни, побуждаемые к тому особыми видениями и откровениями, как, напр., Кирилл Новоезерский и преп. Иродион Илозерский, покинули своего наставника еще при его жизни, другие же, как, например, Симон Сойгинский, удалились из Комельскаго монастыря после блаженной кончины ея основателя . К которым из них принадлежал преп. Зосима, неизвестно, а если к последним, то прибытие его на Ворбозомский остров имело место не ранее 1537 года, когда скончался преп. Корнилий.

Вотчина за Ворбозомским монастырем оставалась старая в XVIII столетии. Земельныя его владения увеличились только пожнею на реке Гверстянке, данною Белозерцем Карпом Ширяевым между 1642-1648 годами. Тогда же другой Белозерец Михаил Савельев Санков пожертвовал в монастырь двор в Новинском ряду, в Ивановской улице, В продолжение XVII века монастырская вотчина была два раза обмежевана в 1626-27 г. и 1686 г., когда она была приписана к Кириллову монастырю. Мелкие острова, расположенные на Ворбозомском озере, вблизи большаго, на котором стоит пустыня (Еловец, Свинец, Марьевский, Березов, Ямин, Челноков, Хвостец) в писцовых книгах 1626 г. не были написаны; их записали за монастырем только в 1686 г. по их сказке и по наезду.

Монастырский вотчины состояли из сельца Фетиньины и деревень Анофриевы, Пиндина, Кузминской, пустоши Сизове, мельницы на речке Ворбозомке, рыбных ловель на Ворбозомском озере и двух пожен на реке Шексне. В деревне Фетиньинской стоял монастырский двор, а на дворе хором: "келья, живут в ней старцы; против кельи старцев сенник на подклете, возле сенника изба большая с прирубом, на дву углах два сенника жилых, под ними хлевы; три сарая с поветьми, забраны в столбцы и покрыты драницами. В поле житница да два овина с мельницами (отпис. кн. 1648 г.). В мельничном амбаре 8 ступ толчеи и три колеса со всею мельничною полною снастию (там же). В 1686 году в монастыре было 9 человек служебников (1 коровник и 8 детенышев), а по деревням в 21 дворе крестьянском 116 человек, да в дворе бобыльском один человек; три двора оставались пустых.

С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которою "не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела", И эти подати были значителны, но пустыне, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, напр., на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан (1666-1681 гг.) патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. Никитский и Благовещенский монастыри вместо этаго было указано "с них имать 31 рублев" в год.

За XVII век тяготы налогов еще более увеличились, особенно тяжела была рекрутская повинность и обязанность содержать отставных воинов.

Примечание: Приведенная история Зосимо-Ворбозомского монастыря является сокращенным вариантом статьи Н. П. Успенского "Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь". 

Публикуемая летопись имеет очень большое значение как исторический источник. В ней не только излагается история Горицкого монастыря с момента его основания, но дается краткий обзор приписных пустыней и скитов: Фетиньиной, Зосимо-Ворбозомской, Никулина. При составлении рукописи авторы использовали подлинные документы, многие из которых давно утрачены, что увеличивает ценность летописи. Помимо источниковедческого, публикация данной рукописи имеет немалое историографическое значение. В отличие от более именитых и древних собратьев - Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей - Горицкая обитель до настоящего времени не имеет обобщающей работы по своей истории. Немногочисленные сведения о ней можно встретить в путеводителях, монографиях и других публикациях.(Г.О. Иванова)

Источник: более подробно об истории монастыря можно прочитать на сайте ФГБУК "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"


Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь был образован учеником преподобного Корнилия Комельского святым Зосимой Ворбозомским в 15 в. на Красном острове Ворбозомского озера, в 20 верстах от города Белозерска. Согласно устному преданию, когда-то на этом острове, еще до ухода в Комельские леса подвизался учитель преподобного Зосимы – святой Корнилий Комельский. Преподобный Зосима построил на Красном острове (соврем. остров Благовещенье) деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Постепенно известие о святой жизни отшельника распространилось по округе и к нему стала стекаться братия, желая спасаться под его руководством. В устроенной обители преподобный Зосима по образцу Корнилиева монастыря ввел строгий общежительный устав.

Единственный исторический источник о преподобном Зосиме, относящийся ко времени его жизни в Ворбозомской пустыни, — ободная грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февраля 1566 г. Этот документ подтверждает, что к концу XV века на Ворбозомском острове уже была Благовещенская пустынь, в которой подвизался старец Зосима. После многих иноческих подвигов преподобный Зосима мирно почил в конце XV- начале XVI вв. и был погребен учениками в созданной им обители. 

В 1501 г. Ворбозомской пустынью управлял уже строитель Иона. Сохранилась тарханная грамота 1501 г., которую великий князь Василий пожаловал «на Беле-озере на Ворбозомском озере на острове Благовещенскаго игумену Ионе с братьею, или кто по нем иной игумен будет». В тарханной грамоте 1501 г. говорится: «и на наместницы белозерские и их тиуны игумена и старцев не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным».

Слава о подвигах преподобного Зосимы распространилась по округе, Ворбозомская обитель стала известной. Вскоре после кончины святого за монастырем была утверждена царскими грамотами вотчина, а позднее в других жалованных грамотах царей, митрополитов и патриархов и другие земельные угодья, руга и разные льготы. Жалованными грамотами 1566 г. и 1567 г. царь Иван IV Грозный утвердил за пустынею вотчину, состоящую из деревень Фетиньины и Анофриевы и несколько пустошей на берегах Ворбозомского озера.

Указы царя были необходимы, чтобы защитить права монастыря и монастырских крестьян, притесняемых государевыми крестьянами. О нестроениях между ними свидетельствуют исторические документы. Так, когда царь Иван Грозный был на богомолье весной 1567 г. в Кирилло-Белозерском монастыре, к нему с челобитной обратились ворбозомские старцы Арсений и Антоний. В челобитной сообщалось, что государевы крестьяне не дают пустынским крестьянам деревень Фетиньины и Анофриевы ловить в Ворбозомском озере рыбу. Царь, вняв их просьбе, 19 мая 1567 г. написал в Кириллове указ, «чтоб ловити давали и оброк с них за рыбную ловлю имали по старине».

Митрополит Московский Антоний (1572-1581 гг.) посыльною грамотою от 11 марта 1576 г. запретил десятильнику взимать пошлины с Благовещенской церкви. Митрополит Московский Дионисий (1581-1586 гг.) в грамоте от 27 января 1583 г. указал, что «дани и оброку и десятин церковных имати и судити ни в чем не велено».

При царе Федоре Ивановиче (1584-1598 гг.) обитель купила из земли деревни Негодяевой место под мельницу на речке Ворбозомке. Это место царь Федор укрепил за монастырем грамотой от 20 июня 1584 г.Также царь дал монастыре денежную и хлебную ругу: по жалованной грамоте 10 января 1585 г. было «велено на Белоозере давати из оброчных денег в Зосимину пустыню на церковный обиход на воск по три рубля на год, за пуд 26 алтын, да оброку по 36 четьи с осминою, а овса тожь, да по девяти пудов соли». По царской грамоте от 20 июля 1589 г. рыбная ловля на Ворбозомском озере отошла монастырю.

Во второй половине XVI в., когда средства пустыни увеличились и она обогатилась вотчинами и вкладами, в ней была поставлена новая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, более обширная, чем прежняя. Церковь была двух-храмная: верхний – Благовещенский, нижний – Рождественский храм, каждый – с приделом. Возле церкви стояли кельи для братии. В исходе XVIII в. деревянная церковь была уничтожена пожаром.

Во время Смутного времени, когда Белозерский край подвергся польско-литовскому нашествию, при строителе Евстафии (1598-1613 гг.) в 1612 г. пустынь была ограблена, с икон сняты серебряные оклады и другие драгоценные украшения.

После польско-литовского разорения строителем в пустынь в 1620 г. был послан черный священник (т.е. иеромонах) Даниил. Он с ревностью взялся за возрождение монастыря. Позднее, испрашивая у царя почисления по старости на покой, Даниил так описывал свою деятельность по восстановлению обители: «В теплой церкве у Рождества Христова, а вверху большой церкви у Благовещения Пречистыя Богородицы и в пределех Божия милосердия образы местные и пядницы и царские двери и сене и деисусы и праздники и все образы устроил; да в той жь теплой церкве у Рождества Христова и в пределе у Ивана Богослова вновь в церкве и в олтарех и в трапезе подволоки устроил да перед трапезою паперть да у паперти ж крыльцо с кровлею зделал, а на другой стороне рундук без кровли; у зимние хлебни два угла вново поставил, потолок вново по переделал, покрыл тесом; перед хлебнею всю жь службу вново переделал; колокольницу покрыл, на колокольнице часом боевым чюлан зделал с подволокою, посередки колокольницы чюлан зделал с подволокою ризам и книгохранению; да летнюю нижнюю хлебню покрыл, да сушило покрыл скалами и тесом, да черную келью покрыл, да на монастыре келью поставил четырех сажен с чюланом и сенми да собою поставил кельи с сенми: а у монастыря святыя ворота поставил без кровли, да около монастыря ограду забором устроил», исправил службы вне монастыря и монастырскую мельницу.

В отписных книгах, составленных между 1630 г. и 1654 г., содержится следующее описание Благовещенской церкви: «Церковь Благовещение Пречистые Богородицы древяная, верх шатров да придел Никола чюдотворец. В церкве Благовещения Пречистые Богородицы и в пределе и в олтарех подволоки. Перед церковью и постороне церкви паперть дощаная. Ис паперти переход к колоколнице; колоколница рубленая на четрые угла. Церковь и паперть и переход и колоколица крыты тесом. Под тою же церковью – трапеза – теплый храм Рождества Христова да предел Иван Богослов. В церкве и в пределе и в олтарех и в трапезе подволоки. Да у тое же трапезы прируб с подволокою жь, именуетца келарская, да хлебня внизу. Перед трапезою паперть дощаная, а перед хлебнею сени, забраны стомиками. В трапезе, отделенной от Рождественскаго храма дверьми, «все образы ветхи, закоптели», там же «стол большой, доска дубовая» (между 1649-54 гг.). На колокольне висело пять колоколов и боевые часы; под колокольнею помещались ризница и книгохранительна».

Размещение местных образов в храме в середине XVII в. имело особенность: храмовый образ стоял первым направо от царских дверей, не было направо от Царских врат иконы Спасителя, а налево от них иконы Божией Матери (Спасов образ в Благовещенском и Рождественском храмах появился на иконостасе на своем месте только в конце XVII в.). Так, в первой половине XVII в. в холодном верхнем Благовещенском храме было 4 местных иконы – 2 на правой стороне Царских врат: Благовещение Пресвятой Богородицы с пророками (на золоте) и Благовещение Пресвятой Богородицы (на золоте и на красках). В стороне от Царских врат располагались 2 местные иконы: образ Живоначальной Троицы, в молении апостолы Петр и Павел и образ Пречистой Богородицы «Одигитрия».

Местные иконы помещались в киотах, стоявших на некотором расстоянии от пола, пространство между ними и полом было завешано пеленами. На самих иконах было много разного «прикладу» — крестов, полотенец. В нижнем теплом Рождественском храме в 1630 г. на правой стороне от Царских врат был местный образ «Рождество Христово на красках». В 1648 г. на эту же сторону поставили образ Благовещения Пречистой Богородицы на красках. По левую сторону от Царских врат сначала (в 1630 г.) не было местной иконы, а стояли 3 образа меньших размеров. В 1642 г. туда поставили образ местной Пречистой Богородицы Одигитрия «на празелене с подписью». В приделах стояло по одному местному образу. В Николаевском приделе (вверху) – образ святителя Николая Чудотворца на золоте, в облаке Спасов образ и Богородица. В приделе апостола Иоанна Богослова (внизу) – образ апостола Иоанна Богослова на золоте и на красках, на полях – преподобные Сергий и Сысой. При всех местных образах висели пелены. Перед каждой местной иконой стоял подсвечник со свечами.

В 1695 г. в Благовещенском храме возле Царских врат у правого клироса был поставлен Спасов образ с небесными сиалми и стоящими у ног апостолами Петром и Павлом, и апостолами в молении – Андреем Первозванным и Иоанном Богословом. В храме Рождества Христова возле резных золоченых Царских врат в то же время была также поставлена икона Спаса, «именуема царь-царем, окрест него трепещут небесные силы, а в подножие евангелисты». (ризы и венец на злате, поля – на красках). В иконостасах было по 2 двери: царские и северные. В большом изобилии были иконы, называемые «пядницами». Это были вкладные иконы и келейные образа, которые оставались после кончины старцев.

Пустынь была малолюдна и небогата. В описи 1686 г. указано только 2 братские кельи. Возле келий на подклетях находилась казна, в которой хранилось разное имущество пустыни, хозяйственные принадлежности. Тут же было 2 погреба, а над ними сушило. По правую руку от святых ворот стояла хлебня, перед ней –сени, перед сенями — поварня. Также в монастыре имелись две житницы, да за монастырем две. На берегу озера за монастырем находились квасная поварня да конюшенный двор. Монастырь был обнесен деревянным тыном. Входные ворота (святые) были покрыты тесом с зубцами. Над воротами располагался образ деисус, а со стороны монастыря на воротами находился образ Пречистой Богородицы Одигитрия.

Священные сосуды в XVII в. в церкви были оловянные, а в теплой Рождественской церкви – деревянные. Воздвизальные кресты медные или деревянные. Серебряных и золотых вещей совсем не было. Покров на престоле Благовещенской церкви был атласный, в Рождественской – полотняной. Число книг со временем увеличивалось: в 1630 г. их было 78, в 1654 г. – 88, а к началу XVIII в. более 100.

Имея вотчину, Зосимо-Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был исполнять государственные повинности. С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которой «не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела».

Во второй половине XVII в. подати с Ворбозомского монастыря в казну поступали через Кирилло-Белозерский монастырь. Иногда приходилось платить подать хлебом, иногда – деньгами. Подати были значительны, но пустыни, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, например, на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. За XVII век бремя налогов еще более увеличилось, особенно тяжела была рекрутская повинность и обязанность содержать отставных воинов. Кроме постоянных податей, нужно было платить оброк за рыбную ловлю и дань архиепископу.

Проживающие в пустыни люди делились на 2 разряда: 1 – братия (лица, постриженные или готовящиеся к постригу), 2 – служебники, к которым относились церковные дьячки, разные работники при монастыре (мельник, коровник, служившие по найму казаки). Многие служебники трудились не за деньги, а за вклад, который необходимо было внести, чтобы постричься. Между старцами редко были грамотные; иногда сам строитель не знал грамоты. Поэтому для совершения богослужения, чтения и пения при богослужении приходилось нанимать со стороны священников и псаломщиков. Священники чаще всего присылались из Кирилло-Белозерского монастыря, часто эта должность соединялась со строительством. Редко монастырь держал дьякона. Для чтения и пения обычно за определенную плату нанимали детей соседних приходских священников. Пустынское письмоводство исполняли церковные дьячки, иногда держали мирского дьячка.

В 1642 г. в пустыни жило 7 иноков: келарь старец Иоаким, казначей старец Ефрем, старец Авраамий, старец Антоний, старец Нифонт, старец Иоасаф, старец Пафнутий (шесть из семи старцев были неграмотны, также как и настоятель – старец Кирилло-Белозерского монастыря Нафанаил).

Главным источником содержания монастыря служила вотчина. От вотчины в пустынь шли пошлины с населения, получка за оброчные статьи и доходы от занятий сельским хозяйством. Общежительный устав сохранялся в пустыни и в XVII в., но только не в полной своей силе, не в том виде, как требовал устав преподобного Кирилла Белозерского, исключавший право приобретения чего-либо в „собину». 

Власти Зосимо-Ворбозомскаго Благовещенскаго монастыря, как монастыря общежительного, состояли из настоятеля, келаря и казначея; иногда упоминается житник и посельский старец. Настоятельство Зосиминой пустыня сначала было игуменское, затем строительское. Пока монастырь был самостоятелен, им управляли игумены; а когда он в середине ХVІ в. стал в зависимое положение от Кирилло-Белозерского монастыря, им стали управлять строители.

Вотчина пустыни была невелика, поэтому две последние службы соединялись в одном лице, носившем то первое, то второе наименование без различия в обязанностях. В XVII веке первенствовал между старцами, келарь, а в ХVIII в. на первом месте после игумена был казначей. Власти пустыни сносились с крестьянами непосредственно сами или через старосту, который назначался от пустыни.

К концу XVII века в Ворбозомской обители имелся 2-х этажный деревянный храм: верхняя холодная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя теплая церковь в честь Рождества Христова с приделом апостола Иоанна Богослова. Церковь была «ветха».

Царским Указом от 18 июля 1686 г. Благовещенский монастырь с вотчинными деревнями и пустошами и со всеми угодьями был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю.  В 1689 г. при настоятеле Феофиле Покровском в пустыни было 5 человек братии: иеромонах Александр Киснемский, казначей Игнатий Пиндинский, старцы Вассьян Лозский, посельский Антоний Суцкий, Герасим Никольский. 1 марта 1694 г. настоятелем обители был назначен иеромонах Александр Киснемский – один из деятельнейших строителей пустыни. Он восстановил погнившие и обветшавшие постройки, украсил пустынские церкви и своей ревностью привлек в пустынь множество пожертвований.

В XVIII в. при Петре I сборы с монастыря и крестьян увеличились, появилась новая повинность – обязанность содержать в монастыре инвалидов. Несмотря на строгие указы императора Петра Великого, повелевавшие самим монахам читать и петь в церкви, а не нанимать для этого посторонних, дьячков в Ворбозомской пустыни держали в ХVIII веке до закрытия монастыря.

В 1764 г/ малочисленный и бедный Ворбозомский монастырь был упразднен, храм обители обращен в приходской. Имущество, архив и братия были переведены в Кирилло-Белозерский монастырь. В состав нового прихода вошли деревни упраздненного монастыря: Анофриево, Кузминская, Пиндина, Мыс и владения соседов-помещиков: Губа, Гора, Волчок, Ершово, Шамозеро.

2 апреля 1796 г. священник Благовещенской церкви Гавриил Иванов с причтом получил разрешение от епархиального начальства (новгородской кафедры, к которой тогда принадлежала епархия с Белозерским уездом) на постройку новой каменной церкви. В устройстве церкви и образовании прихода активное участие принимал местный помещик Борис Гаврилович Чапыжников.

В 1809 г. на месте деревянной Благовещенской церкви была построена каменная церковь с приделами апостола Иоанна Богослова и преподобного Зосимы Ворбозомского. Работы по строительству Благовещенской церкви окончательно завершились в 1829 г. Теперь она имела пять престолов: в холодной церкви главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – апостола Иоанна Богослова, в левом приделе – преподобного Зосимы Ворбозомского, в теплой церкви: в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. Гробница преподобного Зосимы располагалась в холодной церкви перед иконостасом, на границе придела его имени с главным храмом.

В 1894 г. над гробом преподобного Зосимы, находящемся в холодном храме Благовещенской церкви, находилась деревянная рака с образом преподобного величиною в рост. В 40-х гг. XIX века Благовещенская церковь стала приписной к ближайшей Воздвиженской церкви на восточном берегу Ворбозомского озера, а вскоре и вовсе пришла в запустение.

По штатам 1876 г.? церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была соединена в один приход с церквами Кресто-Воздвиженской Ворбозомской и Рождественской Люпинской. При церкви был назначен помощник настоятеля. При церкви особого священника не было. В 1876-1890-х гг. она состояла приписной к Воздвиженской церкви.

Указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора от 29 июня 1890 г. островная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ворбозомском озере была приписана к Горицкому Воскресенскому женскому монастырю, при церкви учрежден причт (священник и псаломщик. Указом Св. Синода от 9 декабря 1890 г. на жалованье священнику и псаломщику было положено 240 рублей из специальных сумм Св. Синода, указом от 1 января 1894 г. – 400 рублей в год. Причт Ворбозомской Благовещенской церкви жил в Фетиньинском скиту Горицкого монастыря, расположенном в версте по озеру от Благовещенской церкви.

На Ворбозомском острове был образован скит Горицкого женского монастыря. Согласно Летописи Горицкого монастыря, составленной в 1896 – 1913 гг., церковная служба в это время в Ворбозомском скиту совершалась фетиньинским причтом через воскресенье. У гробницы преподобного Зосимы служили молебны. В 30-х гг. XX в. скит был разорен. По воспоминаниям местных жителей окрестных деревень во время разграбления храма иконы снимались со стен и бросались прямо в озеро. Сам остров был превращен в пастбище для выпаса коней.

В настоящее время Благовещенский собор находится в руинированном состоянии.

Источник: https://kanonizacia.cerkov.ru/zosimo-vorbozomskij-blagoveshhenskij-monastyr/



Комментарии и обсуждение


Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан монастырь был еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое "Заволжье", располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине XVI века. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии.

Источник: сайт "Православие.ру"

19 декабря 2012, Т..

Список настоятелей Зосимо-Ворбозомского Благовещенского монастыря (с указанием, под каким годом имя встречается в документах):

1. Преподобный Зосима Ворбозомский, XV в. - нач. XVI в. 2. Иона, игумен. 1501 г. 3. Варлаам, игумен, настоятель Ворбозомской пустыни в 1564-1581 гг. 4. Макарий, первый известный строитель, 1582-1586 гг. 5. Еустафий, 13 ноября 1598 г. 6. Паисий, 31 августа 1602 г. 7. Еустафий, 1 января 1606 г. 8. Феодосий, 1614 г. 9. Андрей, 1618 г. 10. Даниил, черный священник, 1620 г.-31 августа 1624 г. 11. Пимен, 1625-1627 гг. 12. Нил, черный священник, 1627-1630 гг. 13. Пафнутий Годунов, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 1630 г. 14. Лазарь, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 16 мая 1630 г. – 1635 г. 15. Герасим, черный священник, 27 сентября 1638 г. – 1639 г. 16. Лазарь, вторично, 31 января 1639 г. – 1642 г. 17. Нафанаил, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 30 апреля 1642 г. – 1646 г. 18. Филарет, черный священник, 20 октября 1646 г. 19. Феодосий Еланин, бывший строитель, старец Кирилло-Белозерского монастыря, до 30 марта 1648 г. 20. Исидор, черный священник, 15 июня 1648 г. 21. Гурий Валутин, 1649 г. 22. Авраамий, черный священник, 1 марта 1651 г.-20 августа 1651 г. 23. Иосиф, черный священник, 20 августа 1651 г. – 1652 г. 24. Иона, черный священник, 22 декабря 1652 г. – 25 сентября 1653 г. 25. Иосиф, вторично, 25 сентября 1653 г. – 26 июня 1654 г. (тайно бежал из монастыря). 26. Иона, вторично, после 15 сентября 1654 г. до 1656 г. 27. Иосиф Безрукий, 1660-1673 гг. 28. Феодосий Куташев, 25 августа 1673 г. -1674 г. 29. Виталий, 14 апреля 1676 г. 30. Иосиф Горицкий, иеромонах, упоминается строителем в 1677 г., 1680 г., 1683 г., 1684 г. 31. Макарий, 1684-1686 гг. 32. Никита Лозский, старец, сентябрь 1686 г. – 1687 г. 33. Афанасий, 28 сентября 1687 г. 34. Феофил Покровский, иеромонах, 1689 г. – август 1691 г. 35. Филарет Левшин, 1692 г. 36. Варлаам Волоцкой, 1 апреля 1693 г. – 18 сентября 1695 г. 37. Александр Киснемский, иеромонах из Кирилло-Белозерского монастыря, 1 марта 1694 г. – 24 марта 1704 г. 38. Иосиф Скицкий, иеромонах, 1708–1711 гг. 39. Иоасаф Тихановский, декабрь 1712 г. 40. Дионисий Скицкий, 1714 г. – 1715 г. 41. Иринарх Пиндинский, бывший казначей Ворбозомской пустыни, 1716 г. -20 октября 1720 г. 42. Иоасаф Воздвиженский, иеромонах из белых священников; 27 марта 1721 г. – 29 июня 1722 г. 43. Филипп, 1723-1724 гг. 44. Феодорит, иеромонах, 1726 г. 45. Иоанникий Кивуйский, иеромонах, 1732 г. – 8 мая 1734 г. 46. Кирилл, иеромонах, 22 января 1735 г. 19 февраля 1736 г. управляющим пустынею назначен казначей монах Авраамий Шаймозерский. 47. Никодим, иеромонах, 1745 г. 48. Иоанн Иосифов, белый вдовой священник, по 21 октября 1748 г. 49. Евфимий, иеромонах, 25 октября 1748 г. 50. Василий Иванов, белый вдовый священник, 1749 г. 51. Феодорит, иеромонах, 1755 г. 52. Гавриил Чуровский, 1756 г. 53. Павел Ергольский, иеромонах, 15 января 1763 г. 54. Дионисий Суцкий, иеромонах, 19 сентября.

Источник: Павел Строев. "Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви"1877 г.



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.