ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Благовещение, остров. Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Благовещение, остров. Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова
Год постройки:1829.
Адрес:
Вологодская обл., Белозерский у., ур. остров Благовещение

Координаты: 59.884756, 37.983601



Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011
Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Благовещение, остров, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
16 октября 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  19 декабря 2012

Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан монастырь был еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое "Заволжье", располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине XVI века. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии.

Источник: сайт "Православие.ру"


Т.  19 декабря 2012

В 12 верстах от Горицкаго монастыря и.в 3 в. от Фетиньинской пустыни, на небольшом, но довольно живописном островке Ворбо-зомскаго озера, одиноко красуется небольшой каменный храм и при нем несколько деревянных зданий. Это когда-то бывшая иноческая обитель преподобнаго Зосимы, Ворбозомскаго Чудотворца, а ныне небольшой скиток Горицкой женской обители, с несколькими в нем насельницами, одиноко провождающими здесь свою отшельническую жизнь, вдали от мира и его соблазнов.

Для людей, духовно окрепших и жаждущих высоких иноческих подвигов, трудно найти более подходящее и соответствующее сей цели место, как этот тихий одинокий островок, безмолвно свидетельствующий о жизни и подвигах спасавшихся здесь иноков.

От древности не сохранилось точных известий, когда и кем основан Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. В самом начале XVI столетия Ворбозомская пустыня уже существовала; так, в 1501 году ею управлял строитель Иона. Быть может, она - один из тех многочисленных Белозерских скитов, которые возникали около знаменитой Кирилловой обители во второй половине XV века и в которых ревностно подвизались знаменитые "Белозерские, иноче заволжские старцы", славившиеся по всей Руси строгостию своей жизни.

Поэтому нет ничего невероятнаго, что первое начало Ворбозомской обители, как это утверждает местное предание, положено преподобным Корнилием Комельским (19 мая 1537 г.), принявшим иноческое пострижение в 1467 г. в Кирилло-Белозерском монастыре. Очень возможно, что преподобный Корнилий до своего странствования по Руси или после него оставил место своего иноческаго воспитания и некоторое время провел вблизи Кирилловой обители, подвизаясь на пустынном острову Ворбозомскаго озера, а затем уже удалился в Комельские леса и здесь основал в 1497 г. свой монастырь наподобие Кириллова.

Известно, что так поступил, напр., преп. Нил Сорский, который, возвратившись из дальнаго путешествия по Востоку, сначала жил одиноко вблизи Кириллова монастыря, а потом уже окончательно поселился в Сорском, им же созданном ските.

Если предание о начале Ворбозомской пустыни справедливо, то строитель Иона, управлявший ею в 1501 г., был преемником преп. Корнилия Комельскаго. Окончательное же устроение Ворбозомская обитель получила от преп. Зосимы Ворбозомскаго Чудотворца, ученика преп, Корнилия Комельскаго. Неизвестный благочестивый любитель старины, собиравший в XVIII веке сведения о святых Белозерскаго края, о преп. Зосиме заметил: "о рождении и воспитании, тоже о пострижении не обретох писанием". Не больше известно об этом и в настоящее время, так как никогда, вероятно, не были описаны подвиги и жизнь преподобнаго. Получив иноческое воспитание у преп. Корнилия, преп. Зосима оставил его обитель и по любви к уединению поселился в Ворбозомской пустыни. Здесь построил он деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, благословение на освящение которой получил, вероятно от ростовскаго Архиепископа, так как ему принадлежал Белозерский край.

По образцу Корнилиева монастыря, в возникшей иноческой обители был введен строгий общежительный устав, который в Кириллове монастыре, вопреки прямому завету преп. Кирилла, к тому времени стал уже клониться к упадку. Из многочисленных учеников преп. Корнилия одни, побуждаемые к тому особыми видениями и откровениями, как, напр., Кирилл Новоезерский и преп. Иродион Илозерский, покинули своего наставника еще при его жизни, другие же, как, например, Симон Сойгинский, удалились из Комельскаго монастыря после блаженной кончины ея основателя . К которым из них принадлежал преп. Зосима, неизвестно, а если к последним, то прибытие его на Ворбозомский остров имело место не ранее 1537 года, когда скончался преп. Корнилий.

Вотчина за Ворбозомским монастырем оставалась старая в XVIII столетии. Земельныя его владения увеличились только пожнею на реке Гверстянке, данною Белозерцем Карпом Ширяевым между 1642-1648 годами. Тогда же другой Белозерец Михаил Савельев Санков пожертвовал в монастырь двор в Новинском ряду, в Ивановской улице, В продолжение XVII века монастырская вотчина была два раза обмежевана в 1626-7 г. и 1686 г., когда она была приписана к Кириллову монастырю. Мелкие острова, расположенные на Ворбозомском озере, вблизи большаго, на котором стоит пустыня (Еловец, Свинец, Марьевский, Березов, Ямин, Челноков, Хвостец) в писцовых книгах 1626 г. не были написаны; их записали за монастырем только в 1686 г. по их (т. е. старцев) сказке и по наезду.

Монастырский вотчины состояли из сельца Фетиньины и деревень Анофриевы, Пиндина, Кузминской, пустоши Сизове, мельницы на речке Ворбозомке, рыбных ловель на Ворбозомском озере и двух пожен на реке Шексне. В деревне Фетиньинской стоял монастырский двор, а на дворе хором: "келья, живут в ней старцы; против кельи старцев сенник на подклете, возле сенника изба большая с прирубом, на дву углах два сенника жилых, под ними хлевы; три сарая с поветьми, забраны в столбцы и покрыты драницами. В поле житница да два овина с мельницами (отпис. кн. 1648 г.). В мельничном амбаре 8 ступ толчеи и три колеса со всею мельничною полною снастию (там же). В 1686 году в монастыре было 9 человек служебников (1 коровник и 8 детенышев), а по деревням в 21 дворе крестьянском 116 человек, да в дворе бобыльском один человек; три двора оставались пустых.

Имея вотчину, Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был нести разнаго рода государственныя повинности.

С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которою "не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела", И эти подати были значителны, но пустыне, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, напр., на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан (1666-1681 гг.) патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. Никитский и Благовещенский монастыри вместо этаго было указано "с них имать 31 рублев" в год.

За XVII век тяготы налогов еще более увеличились, особенно тяжела была рекрутская повинность и обязанность содержать отставных воинов.

Примечание: Приведенная история Зосимо-Ворбозомского монастыря является сокращенным вариантом статьи Н. П. Успенского "Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь". 

Публикуемая летопись имеет очень большое значение как исторический источник. В ней не только излагается история Горицкого монастыря с момента его основания, но дается краткий обзор приписных пустыней и скитов: Фетиньиной, Зосимо-Ворбозомской, Никулина. При составлении рукописи авторы использовали подлинные документы, многие из которых давно утрачены, что увеличивает ценность летописи. Помимо источниковедческого, публикация данной рукописи имеет немалое историографическое значение. В отличие от более именитых и древних собратьев - Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей - Горицкая обитель до настоящего времени не имеет обобщающей работы по своей истории. Немногочисленные сведения о ней можно встретить в путеводителях, монографиях и других публикациях.(Г.О. Иванова)

Источник: более подробно об истории монастыря можно прочитать на сайте ФГБУК "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.