В 1871 году построена в городе Режице новая на каменном фундаменте деревянная тёплая церковь во имя Святого Чудотворца Николая. Освящена 6 декабря 1871 года. Стоимость постройки 3000 рублей. Одну тыс. рублей, по распоряжению епархиального начальства, разрешено было употребить из кошельковой суммы. Две тысячи отпущены Министерством Внутренних Дел. Остальные суммы составили доброхотные пожертвования. Первоначально церковь эта была при Резекненском Соборе и службы совершались причтом Собора только в зимнее время. Строителем церкви был Резекненский купец Л.И. Масленников и члены его семьи. В 1909 году приход этой церкви стал самостоятельным с отдельным причтом, а в 1911 году к церкви пристроили колокольню. Настоятелем прихода состоял протоиерей Евстратий Рушанов. Заботами его в 1936 году были приобретены и подняты на колокольню пять колоколов, возвращённых из СССР. В 1938 году, за неимением причтового дома, священник проживал в наёмном доме.
Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187, за 1900 год, лист с 1 по 20. «Ведомость о церкви Рождества Богородицы соборной в городе Режицы».
13 ноября 1961 года на заседании комиссии Совета Министров Латвийской ССР по текущим делам решился вопрос о закрытии Никольской православной церкви в городе Резекне. Старожилы помнят эту маленькую деревянную церковь, расположенную по улице 1 Мая, 50 (сегодня это аллея Атбривошанас). Храм был построен и освящен в честь Святителя Николая в 1871 году. Размеры церкви были невелики, всего по периметру 9х21 м. В 1911 году к церкви пристроили колокольню, позже силами общины была сделана обшивка храма. В 1947 году храм пострадал от пожара, во время которого обгорело внутреннее убранство, но, несмотря на несчастье, богослужения в церкви продолжались.
В 1958 году начались «хрущевские» гонения на Церковь. Эта антицерковная кампания продолжилась вплоть до 1964 года. В это поистине страшное богоборческое время совершалось массовое закрытие храмов, либо они под каким-нибудь предлогом подлежали сносу, изымались иконы и книги, был запрещен колокольный звон, священнослужителей лишали регистрации, без которой они не могли легально служить, верующих людей увольняли с работы. Вся деятельность церкви, и духовная, и финансовая, была под строгим контролем. Так, в те годы в Латвии, чтобы контролировать деятельность Церкви, существовал Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Латвийской ССР. И некто Сахаров А. А. курировал все вопросы, связанные с деятельностью Православной Церкви.
Велась антирелигиозная пропаганда и в Резекне. Слишком много церквей было в городе, а вот спортом заниматься было негде, поэтому на комсомольских собраниях предлагалось устроить в молитвенных зданиях спортивный зал. Да и само здание горисполкома находилось в окружении аж целых трех культовых сооружений: двух православных храмов и католического костела. Никак они не вписывались в «хрущевскую» политику ликвидации «последнего попа».
12 сентября 1961 года исполнительный комитет Резекненского городского совета депутатов трудящихся ЛССР принял решение под № 363 «О закрытии здания Никольской православной церкви в городе Резекне по ул. 1 Мая, 50». Поводом для закрытия церкви послужил Акт технической комиссии, в котором говорилось об аварийном состоянии здания, а также о необходимости реконструкции центральной площади в городе. Участок, на котором находился Свято-Никольский храм, намечен был под строительство многоэтажного общественного здания. Также, по мнению комиссии, и сам храм в архитектурном отношении никакой ценности не представлял.
30 ноября 1961 года на основании решения горисполкома от 12.09.1961 года и протокола заседания комиссии Совмина ЛССР по текущим делам от 13.11.1961 года вышло распоряжение председателя исполнительного комитета горсовета о передаче молитвенного здания Никольской общины на баланс существовавшего тогда в Резекне домоуправления N№ 1. Оглашать фамилии этих людей, подписавших приговор Свято-Никольскому православному храму, наверное, не стоит. Один Господь знает, что было в тот момент у них на сердце, да государственные архивы хранят документальную историю для потомков.
При закрытии здания Свято-Никольской церкви культовое имущество было передано православной общине собора Рождества Пресвятой Богородицы. При передаче культового имущества присутствовали представители городской власти, со стороны православной церкви — священники Яков Легких и Николай Шенрок. Судьбы этих двух батюшек, посвятивших себя служению Богу в те атеистические времена, достойны отдельного рассказа.
В декабре 1961 года под покровом ночи старенький намоленный храм разобрали на бревна. Эти бревна потом пошли на топливо. А через два дня «вражьи» голоса по радио Би-би-си сообщили всему миру об уничтожении Божьего храма в латвийском городе Резекне.
Ангел на месте уничтоженного Свято-Никольского храма плачет уже 50 лет, потому что не совершается молитва, не служится Литургия. На месте церкви в советские годы было построено кафе, где отдых трудящихся зачастую бывал очень сомнительным, с плясками, сквернословием, алкоголем. Сейчас это кафе стало рестораном «Маленькая Италия», но ничего не поменялось. За кружкой пива трудно услышать ангела. Но Бог поругаем не бывает! Нам всем должно быть страшно, что это святое место оскверняется до сих пор, потому что тот, кто по ведению или неведению принимает участие в осквернении этого места, совершает хулу на Бога. Рано или поздно, но отвечать придется. Господь попускает наказания и в этой жизни. Наше поколение также несет ответственность за поступки наших родителей. Храм уже не вернуть, но понимать истинный и глубинный смысл прошлого и настоящего мы обязаны, иначе мы все уподобимся Манкуртам и Иванам, родства не помнящим, ведь у кого нет прошлого, у того нет и будущего.
Легенды нашего городка
Из уст в уста вот уже несколько десятилетий передаются страшные истории о судьбах тех, кто разрушал храм, а также об аномальных явлениях, наблюдаемых уже после того, как было построено на этом месте кафе. К сожалению, почти все очевидцы варварского сноса Никольской церкви ушли в мир иной, а тот, кто еще жив, по вполне понятным причинам, желает сохранить анонимность. Но доподлинно известно, что трагической смертью погиб человек, срывавший крест с купола храма. Сохранились предания о бульдозере, который разравнивал площадку вместе с человеческими черепами и костями после сноса церкви, ведь на ее территории был склеп с захоронениями священников. По воспоминаниям одного из строителей здания кафе на месте бывшего храма, до начала стройки на этом месте была голая и ровная площадка. Когда началась стройка, то проходящие мимо старушки всегда останавливались и спрашивали: «Что же вы тут строите? Здесь же храм раньше стоял». Перекрестятся и идут дальше. А потом и спрашивать перестали, только тихо крестились. Такая была власть. Строительство шло легко, помогал лично первый секретарь горкома партии, каждый день приходил на стройку. Спрашивал, нужна ли помощь? Например, не было крана, раз — и кран пригнали. А раньше со строительной техникой было напряженно.
Но совестливые и верующие люди были и в те атеистические годы. Так, один из работников общестроительного треста не захотел принимать участие в строительстве развлекательного заведения на месте уничтоженного храма и уехал на другой объект в Мадону. Кафе сдали в начале 70-х годов. И работники кафе стали замечать странные и жуткие вещи, которые начинались сразу после того, как только уйдет последний посетитель. Слышался леденящий кровь тихий стон, прыгали стаканы, гасло по непонятным причинам электричество. Наверное, старожилы помнят, что это кафе в те годы закрывалось очень рано. А закрывалось по одной простой причине: работники боялись оставаться наедине с чем-то страшным, непонятным и мистическим.
Кто-то может сказать, мол, все это бабушкины сказки. Но дыма без огня не бывает. И очень хочется, чтобы ангел на этом месте перестал плакать, а радостно улыбнулся нашему городу!
При подготовке материала были использованы документы Резекненского зонального государственного архива