Троицкая церковь усадьбы Федяева, 1825 г. - наименование в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 30.08.1960 № 1327.
Троицкая церковь является незаурядным произведением архитектуры зрелого классицизма. Относится к архитектурному типу двухколоколенных храмов. Уверенное использование современных архитектурно-композиционных приемов говорит о профессиональном уровне лежавшего в основе здания проекта. Памятник играет большую роль в окружающем пейзаже.
В литературе встречаются две различные даты создания памятника. А. Санковский датирует Троицкую церковь 1795 г. и заказчиком ее считает владельца поместья надворного советника М.М. Грибоедова. Иную датировку приводит И. Белогородцев – 1825 г. Он также предполагает, что автором постройки был смоленский губернский архитектор М.И. Слепнев.
Стилистически все части здания не являются вполне однородными. Например, фасадный декор колоколен и трапезной заметно отличается и по деталям и по своему характеру от декора самого храма. Кроме главного алтаря в летнем храме существовали престолы во имя св. Николая и Ефрема Сирина, в трапезной – Богоматери Скоропослушницы. Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника. Памятник хорошо сохранил основные архитектурные формы. Возможно, более поздними являются завершающие купола кресты на тонких шпилях. Значительно утрачены кровли и местами идет активное разрушение кирпичной кладки. Не сохранилось декоративное убранство интерьера.
Памятник расположен на невысоком холме среди открытой ровной местности. Его монументальный объем играет большую роль в пейзаже. Тип здания представляет собой классицистический вариант пятиглавой крестовокупольной постройки. План церкви симметричен относительно продольной оси В-З. К квадрату храма примыкает более узкая прямоугольная трапезная, западный торец которой фланкирован двумя квадратными колокольнями, образовавшими на западном фасаде здания лоджию, закрытую выступающим четырехколонным тосканским портиком. Такие же портики, завершенные треугольными фронтонами, поставлены в центре восточного фасада и на центральной поперечной оси храма. К своеобразным чертам планировочной структуры следует отнести отсутствие алтарного выступа.
Объемно-пространственная композиция здания строится на сочетании «базиликального» и центрического начал, что приводит к резко различной характеристике его основных фасадов. Базиликальное начало представлено вытянутостью плана, центрическое – полностью главенствует в композиции основной части постройки – летнего храма. Приземистый четырехгранник последнего несет в своей центральной части двенадцатиоконную ротонду, завершенную куполом, который увенчан как бы коротким барабаном каннелированной колонны. На углах основного объема храма поставлены невысокие четверики со срезанными углами, перекрытые плоскими купольными кровлями. Они заменяют здесь более традиционные цилиндрические барабаны глав. Между ними расположены фронтоны портиков. Все это создает мерный спокойный ритм пирамидальной композиции храма, согласованный центричностью его плана. Противоположенный западный конец продольной оси здания завершен двухколоколенной композицией с портиком между колокольнями. Однако композиционное значение колоколен, каждая из которых составлена из высокого нижнего четверика и четверикового же яруса звона, все же недостаточно, чтобы полностью уравновесить мощный объем храма на восточном конце продольной оси. В организации архитектурных масс здания велико значение равновысотности слагающих их объемов, что подчеркнуто линиями горизонтальных членений. Так карниз первых ярусов колокольни расположен в том же уровне, что и карнизы угловых барабанов и вершины фронтонов и цоколь световой ротонды храма. Венчающему карнизу ротонды соответствует карниз второго яруса колоколен, исключая объемы колоколен. Исключая объемы колоколен в одном уровне проходит по всему периметру церкви антаблемент нижнего яруса. На одной линии находятся и верхние обрезы оконных и дверных проемов первого света.
Композиции основных фасадов главных объемов памятника симметричны относительно своих центральных вертикальных осей. Облик фасадов памятников активно формируют в первую очередь крупные тосканские портики. Наиболее полно проявившиеся в них ордерное начало в той или иной степени отразилось и на остальных декоративных фасадных формах. Однако элементы тосканского ордера в архитектуре Троицкой церкви не всегда соответствуют канону: к примеру, метопы фриза портиков превратились в своеобразные филенки, «капельки» под триглифами включены в проходящую под фризом тягу. Весьма упрощенно трактованы капители пилястр в простенках окон световой ротонды и на гранях ярусов звона колокольни. Оригинальными наугольными филенками обработаны углы четверика храма. Все оконные проемы нижнего яруса имеют прямоугольную форму. Проемы с полуциркульной арочной перемычкой преобладают в венчающих объемах здания. Таковы проемы звона колоколен, оконные отверстия большого и малых барабанов храма. Характерная для зрелого классицизма полуциркульная трехчастная арка – ниша помещена в тимпане западного фронтона. Наиболее последовательно система фасадного декора, свойственная русской архитектуре нач. ХIХ в., осуществлена на фасадах летнего храма. Наличники же окон трапезной близки еще к позднебарочным образцам, а декор колоколен кажется излишне измельченным (показателен архаичный пояс мелких сухариков в карнизах 1 ярусов колокольни).
В интерьере храма доминирует высокое и светлое подкупольное центральное пространство. Переход от подкупольного квадрата, образованного четырьмя столпами с переброшенными между ними пониженными подпружными арками; осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами на распалубках. Закрестья перекрыты малыми полусферичскими куполами. Центричность внутреннего пространства несколько нарушают стены, расположенные вдоль оси В-З, которые изолируют угловые ячейки от восточного и западного рукавов креста. Возможно, такое решение отчасти диктовалось тем, что в восточных угловых ячейках находились приделы Николая святителя и Ефрема Сирина. Декоративная отделка интерьера храма сводится к сильно выступающему карнизу вокруг светового кольца ротонды купола и капителям столпов в уровне пят подпружных арок. Арочным проемом храм соединен с бестолпной трапезной, перекрытой плоским деревянным потолком. На верхние яруса колоколен вели деревянные винтовые лестницы, устроенные в круглых по плану колодцах.
Размер кирпича: 30х15х8 см., в отделке фасадов широко применен белый камень, стены оштукатурены и побелены. Железные кровли уложены по деревянной обрешетке. Основные габариты плана 22х37 м.
http://www.admin-smolensk.ru