ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Федяево. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Федяево. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Ефрема Сирина, "Скоропослушница" иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1795 и 1825.
Архитектор:М.И. Слепнев (?)
Адрес:
Смоленская обл., Вяземский р-н, с. Федяево

Координаты: 55.29632, 34.298953
Проезд: 1. Церковь хорошо видна с а/д Р-134 Вязьма - Ржев. У Нового Села, в том месте, где на трассе отбойники, на запад к церкви отходит тропинка со ступеньками. Через р.Вязьму переброшен пешеходный мост, через болото построены длинные мостки. До церкви примерно 1 км. 2. Выезд из Вязьмы в сторону Хмелиты, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. Церковь хорошо видна с а/д Р-134 Вязьма - Ржев. У Нового Села, в том месте, где на трассе отбойники, на запад к церкви отходит тропинка со ступеньками. Через р.Вязьму переброшен пешеходный мост, через болото построены длинные мостки. До церкви примерно 1 км. 2. Выезд из Вязьмы в сторону Хмелиты, через 3 км после пересечения М-1 свернуть направо (на Рябцево - Гридино), 6 км, в Гридино опять направо, 3 км. Церковь видно издалека.



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, вид с юга<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, Троицкая церковь вид с дороги р 134<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Троицкая церковь вид с дороги р 134
Вадим кр
31 мая 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Начало рестоврации <br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Начало рестоврации
Вадим кр
3 июня 2018
Церковь Троицы Живоначальной, вид с юго-востока<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, южный фасад<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, вид с юго-запада<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, западный фасад и ворота<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
западный фасад и ворота
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, северный фасад<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, Южный фасад трапезной<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Южный фасад трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
10 августа 2013
Церковь Троицы Живоначальной, Вид на парные колокольни с северо-запада<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Вид на парные колокольни с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
10 августа 2013
Церковь Троицы Живоначальной, северный придел<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
северный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, барабан центральной главы<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
барабан центральной главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, южный придел<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
южный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, вид с северо-востока<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, Алтарная часть южного придела<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Алтарная часть южного придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
10 августа 2013
Церковь Троицы Живоначальной, Алтарная часть северного придела<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Алтарная часть северного придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
10 августа 2013
Церковь Троицы Живоначальной, внутри южной колоколенной башни<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
внутри южной колоколенной башни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, трапезная и основной объем, вид от главного входа<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
трапезная и основной объем, вид от главного входа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, немецкое фото<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
немецкое фото
Вадим кр
16 февраля 1942
Церковь Троицы Живоначальной, немецкое фото<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
немецкое фото
Вадим кр
16 февраля 1942
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 декабря 1941
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 октября 1941
Церковь Троицы Живоначальной, , Федяево, Вяземский район, Смоленская область
Вадим кр
16 июня 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 июля 2011

Стоит на высоком открытом месте над долиной небольшой речки. Крупное здание в формах классицизма, построенное в 1795 г. на средства М.М. Грибоедова, хорошо обозримо со всех сторон на несколько километров. Кирпичные стены оштукатурены и побелены, карнизы и капители белокаменные.

Крестово-купольный храм с крупным пятиглавием имеет в центре каждого фасада четырехколонные тосканские портики с высокими фронтонами. Западный фасад узкой трапезной выделен заглубленным тосканским портиком между двумя трехъярусными колокольнями. Нижние ярусы вписаны в объем храма; два верхние в плане квадратные; завершения - вогнутые четырехгранные колпаки с коротким шпилем под крупным яблоком креста. Размаху композиции соответствует крупный масштаб основных декоративных форм и строгость их применения.

Широкий центральный барабан прорезан 12 арочными окнами, барабаны угловых глав - четырехгранники со срезанными углами и полукруглыми окнами в гранях. Отзвуки барокко ощутимы в обработке углов, в завершении наличников на трапезной, в вогнутом фризе по центральному барабану. Метопы во фризах портиков выглядят как филенки. Тройные капли под триглифами включены в тягу под фризом. Фасадный декор колоколен плоскостной и несколько измельченный.

Внутри храма угловые помещения отделены от продольного нефа глухими стенами, восточные угловые ячейки изолированы от алтаря - в них, видимо, размещались приделы.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г.


В 1774 году сельцо Федяева перешло во владение помещику Михаилу Михайловичу Грибоедову, который в том же году построил здесь деревянную домовую церковь святого Архистратига Михаила, без колокольни. В 1774 году храм был освящен епископом Смоленским и Догоробужским Парфением. Деревянный храм просуществовал до 1830 года.

C середины XIX века село становится собственностью графа Рибопьер. В 1795 году на средства помещика Михаила Михайловича Грибоедова, на новом месте близ господского дома был построен новый каменный храм с двумя колокольнями. В этом храме М. М. Грибоедов предполагал устроит три престола: главный - Архистратига Михаила, с северной стороны - великомученика Георгия, а с южной - св. Николая Чудотворца. Когда и кем были освящен последний придел неизвестно, а первых два освящены в 1831 году, но с другими названиями. Вместо Архистратига Михаила стал придел Святой Троицы, а вместо Георгия Победоносца стал придел Ефрема Сирина. Так было угодно переименовать престолы действительному статскому советнику Ефрему Иосифовичу Мухину, который доканчивал устройство каменного храма. Кроме трех престолов, о которых упомянуто выше в 1880 году старанием крестьянина деревни Потапова Евсевием Тимофеевым с разрешения епископа Смоленского Иосифа, устроен четвертый придел иконы Божией Матери Скоропослушницы, теплый, в трапезном отделении. Этот придел был освящен 13 января 1880 года.

В Троицкий престол антиминс был выдан 1 июня 1831 года, епископом Иосифом; в придел Святителя Николая антиминс выдан 25 января 1861 года, епископом Антонием; в придел св. Ефрема Сирина антиминс выдан в 1861 году, епископом Иосифом; в придел иконы Божией Матери Скоропослушницы антиминс выдан в 1880 году, епископом Иосифом.

30 июня 1910 года пожаром были повреждены стены храма, обгорели некоторые рамы и боковая дверь, взломана железная крыша на храме и колокольнях, обгорели деревянные стропила, повреждены все купола и кресты на них; внутри храма престолы сдвинуты с места, иконостасы во многих местах повреждены. Кроме этого дотла сгорели церковная сторожка и здание церковно-приходской школы. Ни церковь, ни школа со сторожкой застрахованы не были. Граф Рибопьер выделил средства на восстановление и уже 30 ноября 1910 года, в день памяти Апостола Андрея Первозванного, храм был освящен.

Троицкую церковь, выпавшую из поля зрения исследователей, можно причислить к выдающимся образцам отечественной архитектурной школы. Тем тяжелее наблюдать ее нынешнее состояние. Храм был действующим относительно долго. Его не повредила война, что удивительно, учитывая ожесточенные сражения в этих местах и размещение здания на высокой точке. В 1949 г. в церкви еще проходили службы. Потом, в 1960-ч годах, ее закрыли, и за прошедшие полвека памятник пришел в аварийное состояние. Полностью отсутствует перекрытие трапезной, серьезные обрушения на сводах основного храма, наверху уже успели вырасти деревья.

http://www.vyazmablago.ru/inactive/10


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 июля 2011

Троицкая церковь усадьбы Федяева, 1825 г. - наименование в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 30.08.1960 № 1327.

Троицкая церковь является незаурядным произведением архитектуры зрелого классицизма. Относится к архитектурному типу двухколоколенных храмов. Уверенное использование современных архитектурно-композиционных приемов говорит о профессиональном уровне лежавшего в основе здания проекта. Памятник играет большую роль в окружающем пейзаже.

В литературе встречаются две различные даты создания памятника. А. Санковский датирует Троицкую церковь 1795 г. и заказчиком ее считает владельца поместья надворного советника М.М. Грибоедова. Иную датировку приводит И. Белогородцев – 1825 г. Он также предполагает, что автором постройки был смоленский губернский архитектор М.И. Слепнев.

Стилистически все части здания не являются вполне однородными. Например, фасадный декор колоколен и трапезной заметно отличается и по деталям и по своему характеру от декора самого храма. Кроме главного алтаря в летнем храме существовали престолы во имя св. Николая и Ефрема Сирина, в трапезной – Богоматери Скоропослушницы. Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника. Памятник хорошо сохранил основные архитектурные формы. Возможно, более поздними являются завершающие купола кресты на тонких шпилях. Значительно утрачены кровли и местами идет активное разрушение кирпичной кладки. Не сохранилось декоративное убранство интерьера.

Памятник расположен на невысоком холме среди открытой ровной местности. Его монументальный объем играет большую роль в пейзаже. Тип здания представляет собой классицистический вариант пятиглавой крестовокупольной постройки. План церкви симметричен относительно продольной оси В-З. К квадрату храма примыкает более узкая прямоугольная трапезная, западный торец которой фланкирован двумя квадратными колокольнями, образовавшими на западном фасаде здания лоджию, закрытую выступающим четырехколонным тосканским портиком. Такие же портики, завершенные треугольными фронтонами, поставлены в центре восточного фасада и на центральной поперечной оси храма. К своеобразным чертам планировочной структуры следует отнести отсутствие алтарного выступа.

Объемно-пространственная композиция здания строится на сочетании «базиликального» и центрического начал, что приводит к резко различной характеристике его основных фасадов. Базиликальное начало представлено вытянутостью плана, центрическое – полностью главенствует в композиции основной части постройки – летнего храма. Приземистый четырехгранник последнего несет в своей центральной части двенадцатиоконную ротонду, завершенную куполом, который увенчан как бы коротким барабаном каннелированной колонны. На углах основного объема храма поставлены невысокие четверики со срезанными углами, перекрытые плоскими купольными кровлями. Они заменяют здесь более традиционные цилиндрические барабаны глав. Между ними расположены фронтоны портиков. Все это создает мерный спокойный ритм пирамидальной композиции храма, согласованный центричностью его плана. Противоположенный западный конец продольной оси здания завершен двухколоколенной композицией с портиком между колокольнями. Однако композиционное значение колоколен, каждая из которых составлена из высокого нижнего четверика и четверикового же яруса звона, все же недостаточно, чтобы полностью уравновесить мощный объем храма на восточном конце продольной оси. В организации архитектурных масс здания велико значение равновысотности слагающих их объемов, что подчеркнуто линиями горизонтальных членений. Так карниз первых ярусов колокольни расположен в том же уровне, что и карнизы угловых барабанов и вершины фронтонов и цоколь световой ротонды храма. Венчающему карнизу ротонды соответствует карниз второго яруса колоколен, исключая объемы колоколен. Исключая объемы колоколен в одном уровне проходит по всему периметру церкви антаблемент нижнего яруса. На одной линии находятся и верхние обрезы оконных и дверных проемов первого света.

Композиции основных фасадов главных объемов памятника симметричны относительно своих центральных вертикальных осей. Облик фасадов памятников активно формируют в первую очередь крупные тосканские портики. Наиболее полно проявившиеся в них ордерное начало в той или иной степени отразилось и на остальных декоративных фасадных формах. Однако элементы тосканского ордера в архитектуре Троицкой церкви не всегда соответствуют канону: к примеру, метопы фриза портиков превратились в своеобразные филенки, «капельки» под триглифами включены в проходящую под фризом тягу. Весьма упрощенно трактованы капители пилястр в простенках окон световой ротонды и на гранях ярусов звона колокольни. Оригинальными наугольными филенками обработаны углы четверика храма. Все оконные проемы нижнего яруса имеют прямоугольную форму. Проемы с полуциркульной арочной перемычкой преобладают в венчающих объемах здания. Таковы проемы звона колоколен, оконные отверстия большого и малых барабанов храма. Характерная для зрелого классицизма полуциркульная трехчастная арка – ниша помещена в тимпане западного фронтона. Наиболее последовательно система фасадного декора, свойственная русской архитектуре нач. ХIХ в., осуществлена на фасадах летнего храма. Наличники же окон трапезной близки еще к позднебарочным образцам, а декор колоколен кажется излишне измельченным (показателен архаичный пояс мелких сухариков в карнизах 1 ярусов колокольни).

В интерьере храма доминирует высокое и светлое подкупольное центральное пространство. Переход от подкупольного квадрата, образованного четырьмя столпами с переброшенными между ними пониженными подпружными арками; осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами на распалубках. Закрестья перекрыты малыми полусферичскими куполами. Центричность внутреннего пространства несколько нарушают стены, расположенные вдоль оси В-З, которые изолируют угловые ячейки от восточного и западного рукавов креста. Возможно, такое решение отчасти диктовалось тем, что в восточных угловых ячейках находились приделы Николая святителя и Ефрема Сирина. Декоративная отделка интерьера храма сводится к сильно выступающему карнизу вокруг светового кольца ротонды купола и капителям столпов в уровне пят подпружных арок. Арочным проемом храм соединен с бестолпной трапезной, перекрытой плоским деревянным потолком. На верхние яруса колоколен вели деревянные винтовые лестницы, устроенные в круглых по плану колодцах.

Размер кирпича: 30х15х8 см., в отделке фасадов широко применен белый камень, стены оштукатурены и побелены. Железные кровли уложены по деревянной обрешетке. Основные габариты плана 22х37 м.

http://www.admin-smolensk.ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2016

Церковь построена в 1795 г. надворным советником Михаилом Михайловичем Грибоедовым, каменная, с двумя таковыми же колокольнями. Престолов четыре: в настоящей - во славу Св. Троицы, приделы: во имя св. Николая, преп. Ефрема Сирина и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Прихожан в 9 селениях, расстоянием в 2 - 6 верст, 612 душ муж. пола и 681 жен. пола.

Церковной земли 36 дес., из коих усадебной 2 дес., пахотной и сенокосной 33,5 дес., остальная - под кладбищем. Священник получает жалование 120 руб., псаломщик 36 руб. Священник Иоанн Федорович Барсов, священник с 1872 г., награжден скуфьей в 1897 г.; псаломщик Павел Константинович Дьяконов, в должности с 1851 г., в стихарь посвящен. В приходе имеется школа грамоты. От благочиния в 8 верстах.

«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  25 апреля 2016

Федяево, 8 км от г. Вязьмы (Вяземский район). Вотчина дворян Грибоедовых известна с 1730-х гг., владели: A.M. Грибоедов, затем И.А. Грибоедов, во второй половине XVIII в. сын статский советник М.И. Грибоедов, затем его сын надворный советник М.М. Грибоедов (жена кнж. Н.В. Прозоровская). В середине XIX в. усадьба продана мемуаристу гр. А.И. Рибопьеру (1781-1865, жена Е.М. Потёмкина, ум. в 1872 г.), ему наследовал сын действительный статский советник гр. И.А. Рибопьер (ум. в 1871 г., жена кнж. С.В. Трубецкая), затем — его сын меценат, основатель Олимпийского движения в России, гр. Г.И. Рибопьер (1854-1916).

Сохранились заброшенная Троицкая церковь 1795 г. в стиле классицизм, построенная вместо прежней деревянной; длинная липовая аллея по обваловке парка по одной стороне каре и несколько лип по другой стороне, напротив церкви; ещё по одной стороне каре растут акации, в его середине пруд, обсаженный липами.


ГАСО ВФ. Ф. 70. Д. 15. Л. 1; РГАДА. Ф. 1355. Oп. 1. Д. 1453. Л. 9 об. - 10; Д. 1455. Л. 118; Д. 1457. Л. 6 об.; Свод, с. 358-359; Филиппова А.А. Усадьба Грибоедовых Федяево // Вязьма, 2005, с. 192-195.

А.Б. Чижков, Н.Г. Гурская «Смоленские усадьбы», каталог 2009 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.