ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рождествено. Церковь Рождества Христова.


Рождествено. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Илии Пророка, Космы и Дамиана Римских
Год постройки:Между 1804 и 1813.
Адрес:
Россия, Ярославская область, Мышкинский район, село Рождествено

Координаты: 57.726073, 37.940648



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
1 июня 2011
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
dachauglich
21 февраля 2012
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
1 июня 2011
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
1 июня 2011
Церковь Рождества Христова, , Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
Вадим Павлов
15 августа 2023
Церковь Рождества Христова, Церковь Рождества Христова в селе Рождествено, построенная в 1813 году (летний храм и трапезная) и достроенная в 1852 году (колокольня). Фото сделано около 1933 года. Снимок из собрания Этнографического музея кацкарей, опубликован в "Журнал краеведов Кацкого стана (волости Кадки) «Кацкая летопись» № 1 (135) зима 2006 года", стр.7.<br>, Рождествено, Мышкинский район, Ярославская область
Церковь Рождества Христова в селе Рождествено, построенная в 1813 году (летний храм и трапезная) и достроенная в 1852 году (колокольня). Фото сделано около 1933 года. Снимок из собрания Этнографического музея кацкарей, опубликован в "Журнал краеведов Кацкого стана (волости Кадки) «Кацкая летопись» № 1 (135) зима 2006 года", стр.7.
Олег Тычкин
1931



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Тычкин  6 сентября 2011

«...И производить работу рачительно к пользе церкви...» (из истории храма села Рождествена в Кадке)

В селе Рождествене в Кадке, некогда обширном, торговом и многолюдном, с шумными ярмарками и базарами, с жителями в большинстве своём состоятельными, и храм имелся немалый, значительным убранством благолепно обустроенный заботами прихожан. Освящённый в 1813 году, он имел пять (!) престолов, а именно: в холодной (летней) церкви - главный престол в честь Рождества Христова с двумя малыми придельными престолами во имя иконы Казанской Божьей Матери и Святителя и Чудотворца Николая, в трапезной (зимней церкви) - придельные престолы во имя Святого Пророка Илии и Святых Бессребреников Космы и Дамиана. Храм был двухкомплектный, то есть в составе притча полагалось два священника, диакон и псаломщик. Это не первый здешний храм: за свою долгую историю церковь в Рождествене в Кадке была и деревянной, и каменной, и ветшала, и вновь строилась, и обновлялась. Но в какие бы времена она ни перестраивалась или вновь строилась, было это делом рук умелых мастеров: каменщиков, резчиков, живописцев, чеканщиков, кровельщиков. Имена некоторых мастеров XIX века, участвовавших в строительстве и украшении Рождественского храма, известны по контрактам на договорные работы. Так кто же эти люди и что же ими делалось.

Итак, 1805 год. Апрель месяц. Крепостные крестьяне княгини Мавры Алексеевны Голицыной из деревень Петровского и Прощей Кашинского уезда Тверской губернии Ефим Корнилов, Павел Васильев и Софон Семёнов подрядились для строящегося Рождественского храма изготовить 300000 штук кирпича, добротно обожжённого по всем ходовым строительным размерам, как то: длиной 6 вершков (26,7 см), шириной 3 вершка (13,4 см) и толщиной 1,5 вершка (6,7 см). Причём эти трое мастеров со своими рабочими должны были делать три вида кирпича в таком раскладе: на каждую тысячу штук полагалось 400 штук кирпича-железняка (для цокольной и околофундаментной кладки), 400 штук красного кирпича (для кладки стен) и 200 штук алого кирпича (для кладки печей).

Давайте на немного отвлечёмся от договора мастеров и посчитаем общее количество каждого вида кирпича, которое им предстояло изготовить для постройки церкви. Складывая и умножая, получаем, что для кладки фундамента и цоколя требовалось 120000 штук, для кладки стен 120000 штук и для кладки печей с дымоходами 60000 штук (это же не один десяток русских печей!). Условленные 300000 штук кирпича, согласно договора, кашинские умельцы должны были сделать за два года, работая только в тёплое время - с 1-го мая по 1-е сентября. А теперь посчитаем выработку кирпичной артели, и тогда будет несложно представить её трудоспособность. Изготавливая в один рабочий сезон (за четыре месяца) по 150000 кирпичей, артельщики должны были в месяц производить до 37500 штук, а в день в среднем - до 1220 штук! К слову сказать, производство кирпича в те времена было очень объёмной и трудоёмкой работой, суммировавшейся из многих видов трудовых операций: замес кирпичной массы в соответствующих пропорциях ингредиентов, формирование кирпичных заготовок (кирпича-сырца) по размерам, просушка сырца под навесами или в проветриваемых сараях. Далее обжиг - очень сложная операция: нужно было для каждого вида кирпича выдерживать оптимально необходимое время прокаливания и охлаждения, а готовый кирпич уложить в клетки по определённому счёту. Было много и других, промежуточных, но важных операций: правильно выбрать удобное место для кирпичного производства, правильно сложить печь для обжига, решить вопросы об оптимальной доставке воды, дров, песка и прочее. Кстати, дрова для обжига требовались саженные, то есть в одну сажень длины (2,13 см).

Но вернёмся к договору. По нему артельщики должны были жить в самом Рождествене на квартире, предоставляемой мирским обществом - прихожанами Рождественско-Кацкой церкви -с обеспечением дровами. За свою работу от прихода кашинские мастера должны были получить 930 рублей: за каждую тысячу штук готового кирпича 3 рубля 10 копеек. Интересна запись обязательств кашинских кирпичников, характеризующая кредо русских мастеров, их самодостаточность, достоинство и самоуважение. Читаем: «...чтоб каменных работников в кладке не остановить... А ежели за нами последуют им остановки, то прогульные их дни берём на свой счёт и обязываемся заплатить не только из договорной цены, но из собственного нашего имения... И производить работу рачительно к пользе церкви...» Кстати сказать, любой контракт или договор на работы содержал подобные вышеуказанным обязательства мастеров в той или иной формулировке.

Но продолжим разговор о строительстве Рождественского храма. Вернее, уже о его благоустройстве. 1 марта 1815 года крепостной крестьянин коллежского асессора Сергея Петровича Соковнина Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда и крепостной крестьянин помещика Петра Александровича Пурстошаева Таврило Васильев из деревни Башмакова Кашинского уезда договорились с Рождественско-Кацким приходом на производство плотницких и резных работ в новопостроенной церкви за 4100 рублей. При этом на данную сумму оговаривалось следующее: «...Если же мы, Кириллов и Васильев, по сделанному нами с ними договору учиним какую-либо неисправность в искусстве работы или упущение против плана, неисправность и пробы, то мы лишаемся совсем тысячи рублей, во уверение нашей справедливости и ответственности, без убытков церкви...» Мастера должны были выполнить значительный объём работ, а именно: во-первых, сделать три иконостаса (два придельных и главный) «искусным и прочным мастерством» при гладких колоннах с капителями, резными Царскими вратами и в целом резьбой, подобной как сделано в Шипиловской церкви Мышкинского уезда; во-вторых, следовало сделать три престола и три жертвенника, четыре клироса (два на главной солее и по клиросу в приделы) такие, как сделаны в церкви села Некоуза Мологского уезда; в-третьих, сделать перед приделами полы с площадками и перилами, над главным престолом сень на шести колоннах «во всём украшении», запрестольный крест, два шкафа с ящиками, комод для свечей и шкаф на главный клирос; в-четвертых, в проходе в арке из трапезной в главную церковь сделать полуциркульные двухстворчатые распашные двери - в верхней части стеклянные, внизу глухие - столярной работы; для всех образов изготовить доски. Подробно оговаривался материал для работ. Так, для образов должна быть ольха, для резьбы -липа, для плотницких основ - сосна, причём сосновый лес должен быть сухой и «жилой гладкий несуковатый». Лес поставляют мастера, а подвоз до церкви обеспечивают прихожане. Железные крюки, гвозди, канаты для креплений поставляет причт, оплатив их из церковной казны.

Квартира для плотницкой артели должна была быть в селе в церковных домах или в домах от прихожан, причём для топки печей артельщики должны были использовать щепу, которая получится в их работе при обработке дерева. (Разумное решение. Экономия! Всё по-хозяйски!). Работу следовало начинать с августа месяца 1815 года и окончить в два года. И как писали в договоре мастера: «...На другую работу никуда нам не отлучаться...» На первый взгляд, столь подробное описание в договоре условий и объёмов работ может показаться излишним, но в действительности всё имело свои объяснения и вполне реальную основу: стороны могли предъявлять претензии на прописанных условиях - одни знали за что платят деньги, другие за что их получают. Объём и сроки работ определяли сумму оплаты, а это было существенно для крепостных мастеров - ведь они были на строительном отходе и часть полученных денег предназначалась в уплату оброка, а остальное в доход семьи. Качество работ обуславливало сполна выплату договорной цены без изъятия и неустойки. Договор был помимо гаранта неким документом совести, деловой честности как нанимаемой, так и нанимающей сторон.

...Через два года крупные плотницкие работы по внутреннему оформлению были окончены. В октябре 1817 года дворовой человек помещика Александра Осиповича Кожина Алексей Трофимов Кашинцов из села Кривец Мышкинского уезда договорился на живописное письмо в трёх иконостасах Рождественско-Кацкого храма (то есть на написание икон), а также на живописное оформление запрестольного креста, запрестольной иконы Воскресения Христова, за придельными престолами двух образов, трёх аналоев с Евангелистами и ещё сделать живописное письмо двух хоругвей, плащаницы, над балдахином (сенью) главного престола в клеймах написать Страсти Христовы. Мастер обязывался своё письмо покрыть лаком крепчайшим, «...дабы по истечении 15-летнего времени никаких трещин на оных не оказалось...» За работу определялась сумма в 3500 рублей и исполнением всего письма в один год и шесть месяцев. Мастер имел свою артель, с которой жил в Рождествене. Квартиру и дрова для нужд этой артели должна была предоставить церковь (причт и прихожане), но мастер оговаривал и следующее: «...Если же я буду производить означенную работу в своём доме (в селе Кривец - Т. Т.), то для привезения и обратного возвращения образов в церковь подводы должны быть мирские...» Любопытно, что за Алексея Трофимова Кашинцова, дворового человека, порукой заручился его господин, доверявший умению мастера, коллежский советник и кавалер АО. Кожин. Это говорит о большом признании мастера.

С годами детали интерьера и внешнего оформления Рождественско-Кацкого храма требовали ремонта, некоторые части храма перестраивались или строились заново. И всё это вновь делалось руками умелых мастеровых! Так, в августе 1834 года крепостной крестьянин коллежского советника и кавалера Антона Васильевича Мясоедова Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда договорился на ремонтные и строительные работы в зимней части храма - в трапезной. Ему следовало отремонтировать резьбу иконостаса придела Святого Илии и вызолотить его, во всей трапезной исправить пол с накатом, под приделами и придельными престолами деревянные опорные столбы заменить на каменные, окрасить трапезную внутри (причём потолок отделать с кругами-клеймами, как было ранее), обрешетить заново трапезную снаружи, покрыть её по новому плану железом и окрасить зелёной красной четыре раза (то есть в четыре слоя). За всю работу мастер получить должен был ходячей монетой 450 рублей, никуда не отлучаясь от дела; жить ему назначалось в церковной келий в сторожке.

А знаете ли, кто этот Арсений Кириллов? Давайте возвратимся в 1815 год! Узнали? Да, это тот самый мастер, который в 1815 году выполнял плотницкие работы, а теперь, в 1834 году, приобретя ещё более умения, нанимался на ремонт деревянных деталей церкви и прочие работы. Кстати сказать, бывший некогда крепостным помещика Соковнина, он достался его дочери на её часть родового состояния. А дочь сия была в замужестве за А. В. Мясоедовым. И уж к слову, из рода Мясоедовых была мать Александра Осиповича Кожина (помните помещика, владевшего талантливым живописцем Алексеем Трофимовым Кашинцовым). Если задуматься, сколько же исторических параллелей может отражать один простой строительный контракт... 

Но продолжаем дальше. В феврале 1835 года крепостной крестьянин помещицы Надежды Алексеевны Сысоевой Игнатий Герасимов Соколов из деревни Бывалищ Мышкинского уезда договорился о золочении балдахина (сени) над главным Христо-рождественским престолом холодной церкви, а в трапезной (зимней церкви) в приделе Святителя и Чудотворца Николая - нового иконостаса. Работа была очень кропотливая и тонкая, не допускающая ошибок, нарушения технологии, требующая внимания и чёткости в наложении материала - сусального золота из тонких, почти невесомых листочков, которые для удобства продажи и работы собирали в небольшие книжечки-пачечки. Листочковое золото наклеивалось определённым способом на предварительно сделанную основу - полимент или гульфарбу, имевших значение грунтовой основы. На всю работу мастеру отводилось полтора года - к 1-ому октября 1836 года определялось её окончание. Оплата за весь объём оговаривалась в 1175 рублей государственными ассигнациями.

К 1840-ым годам назрела необходимость ремонта холодной (главной) Христорождественской церкви, деревянных деталей её интерьера, перекрытий, полов и прочее. Вообще, в Рождественско-Кацком храме каждый добрый десяток лет проводились те или иные строительные или ремонтные работы - как тогда говорили, «в храме поновлялось». Часто это делалось по желанию и настоянию прихожан, на их взносы и пожертвования, поскольку храм был некой «визитной карточкой», «лицом» прихода. Нередко по состоянию храма судили о живущих в округе людях, о их «душевном здравии». В конце 1830-х годов известный в регионе мастер-золотарь Мосягин начал золочение трёх иконостасов холодной церкви. Но работу завершить не успел по нездоровью, и тогда по указу Ярославской духовной консистории за № 1752 от 27 марта 1840 года окончить золочение приходу определён цеховой мастер-позолотчик мещанин города Бежецка Тверской губернии Василий Николаев Степанов.

Работа была объёмной, поскольку только главный иконостас имел по местному (нижнему) ярусу 10 больших колонн и 4 малые - по две по сторонам Царских врат, не считая резьбы, которую недостающую (сломалась) ему следовало и «прирезать» (восстановить). Золотить оговаривалось червонным полузолотниковым золотом - то есть золотом той же пробы, что использовалась для чеканки золотых монет (червонцев), но по объёму составных частей (чистого металла и примесей) на фунт монетного золота (0,41 кг) масса чистого металла должна была быть в расчёте не на золотник (4,3 г), а на его половину (2,15 г) на одну составную часть. Фунт насчитывал 96 золотников. Завершение работ намечалось в ближайшие от июня 1840 года месяцы с выплатой мастеру 2085 рублей государственными ассигнациями. Рассчитавшись за работы золотаря В. Н. Степанова, причт и прихожане Рождественско-Кацкого храма в августе 1841 года договариваются с крепостным крестьянином помещика Киселёва Андреем Ермолаевым из деревни Шахова Ярославского уезда на следующие работы: в холодной Христо-рождественской церкви деревянные балки под полом следовало заменить на каменные столбы с покрытием их белым камнем; затем под главным иконостасом, золочённым В. Н. Степановым, под полом сделать сплошную опору в виде каменной стены (не на отдельных столбах как было); для прочности кладки этой опоры в ней сложить каменные столбы-колонны на три аршина (2,13 м) столб от столба; те же работы сделать в приделах холодной церкви; перестелить новые полы; оштукатурить отпавшую местами штукатурку; 16 вентиляционных («духовых») пролётов под полом расширить до аршина (0,71 м). Кроме того, Андрей Ермолаев обязался к дополнительным выходам холодного храма пристроить каменные два крыльца на хорошем прочном буте (фундаменте) с колоннами и ступенями, отделав их фасады белым камнем; фронтон, «коник», тумбы под колоннами, капители колонн и медальоны фигурной кладки подвести под крышу.

Платили мастеру серебром за всю работу 542 рубля 85 и 5/7 копеек. Спустя десятилетие значительные строительные и ремонтные работы в Рождественском храме выполняет местный мастер - крестьянин из деревни Маурина Кацкого стана Иван Иванов Молчанов. В марте 1851 года он договорился за 300 рублей серебром в течение полутора лет (до 15 августа 1852 года), но работая только летом в хорошую погоду, сделать следующее: починить крышу на трапезной (зимней церкви) и на летнем (главном) храме, смастерить и подвесить желоба и трубы для стека воды, в слухах укрепить готовые решётки; покрыть железом колокольню и паперть, на куполе колокольни срубить постамент из дерева и на нём вытесать чашу под шпиль для креста, сам шпиль вытесать аккуратно из одного целикового дерева (!) и опаять «аглицкой» медью, затем поставить его на колокольню, укрепив в чаше; внутри колокольни настелить полы, смастерить, где нужно, накаты, подшивки, сделать рамы и круглую лестницу от второго до третьего яруса и обить её тёсом, с трёх сторон во входах под колокольню выточить и установить большие филёнчатые двери с полуциркульными рамами вверху, которые и застеклить, а где ещё нужно будет - сделать мелкие простые двери. Летом 1852 года одновременно с И. И. Молчановым работает артель мастера Лариона Антипина, крестьянина из деревни Ченцы Калязинского уезда Тверской губернии. Договор на работы подрядчик Ларион Антипин заключил с причтом и прихожанами в марте 1852 года на следующих условиях: все работы сделать за текущее лето, не отлучаться и жить с мастеровыми в церковной сторожке, получить по окончании 210 рублей серебром. Мастера должны были оштукатурить колокольню снаружи и внутри и всю её побелить по наложенной штукатурке; оштукатурить и побелить внутри паперть, побелить паперть и снаружи, но прежде очистить её стены от старой красной краски; побелить снаружи всю главную летнюю (холодную) церковь, тоже прежде очистив стены от старой краски; окрасить крышу всей церкви.

...Стоит призадуматься о навыках мастеров и трудовой дисциплине. Да-да, именно трудовой дисциплине: сам не ленись и другим не позволяй артельное время растрачивать! Дел невпроворот, а дней - не в россыпь. Давайте мысленно попытаемся представить тот объём работ по площадям (оштукатурить, побелить, окрасить), который следовало выполнить мастерам Лариона Антипина - в том числе и на высоте, когда могла случаться масса неприятностей. А сколько подготовительных работ!? Леса сооруди, верёвки натяни, раствор замеси, поднеси, воду достань, краски разведи... И каждое дело было «одушевлено» силой мужских рук. Ныне-то что - автоматизация, механизация. А раньше - ты сам себе, и каждый в артели для другого и автоматизация, и механизация. Кстати сказать, в немалой степени качество работ артели зависело от слаженности мастеровых. Казалось бы, знакомый ныне бригадный подряд. Но нет. Тогда был дух артели, единая цель, достижение которой не оправдывало любые средства; средство было одно - мастерство. Артель собиралась не абы как, а тщательно, порой формируясь десятилетиями.

Но закончим рассуждения и продолжим разговор о строительных работах в Рождественско-Кацком храме. Летом 1852 года как раз заканчивалось многолетнее строительство колокольни (в 1813-52 годах её заменяла звонница, стоявшая отдельно от церкви). Последним устанавливали крест, сделанный крепостным крестьянином помещика Горяинова Кондратием Михайловым Сусловым из деревни Аниковки Мышкинского уезда. В августе 1852 года, к моменту когда мастер Молчанов закончил укрепление шпиля, Кондратий Суслов заключил договор на изготовление креста для колокольни, оговорив окончание работ к 8 сентября 1852 года с выплатой ему 200 рублей серебром. За месяц (!) мастер должен был качественно сделать крест, шар под него и постамент под шар. При этом указывались точные размеры (по желанию прихожан) и часть технологических приёмов, а именно: постамент делать из латунной меди шириной 6 вершков (27 см) и высотой 8 вершков (36 см); посредине постамента - валик шириной 5 вершков (22,5 см) и толщиной 2,5 вершка (около 11 см); под валиком скоба в 1 вершок (4,5 см) - всё это для крепления вышепоставленных затем деталей (шара, креста); постамент вызолотить; шар под крест отковать «цельной» из толстой латунной меди (не складной, то есть не из мелких частей) шириной (то есть диаметром) 10 вершков (45 см); и его вызолотить; крест делать восьмиконечный, высотой 2,5 аршина (около 1,77 м); деревянный стержень креста обложить толстой латунной медью; верхнюю перекладину с титлой, нижнюю перекладину, косые перекладины и подножник креста сделать из латунной меди и припаять к центральному стержню припайкой (не приклёпывать!); концы креста соединить «в замок», спаять и укрепить на стержне креста спайкой; для прочности в середине креста с обеих сторон сделать небольшие круги, вычеканив на них Распятие. Для защиты креста от птиц на поперечных частях его смастерить сверху медные планочки и на них из медной проволоки укрепить продолговатые шпильки. Весь крест вызолотить «чрез огонь» червонным запарным золотом 95-ой пробы (жидким варёным металлом с прокаливанием на огне). Хотя в данном договоре и не указано, что мастер должен и установить крест, но это было само собой разумевшееся обычное дело. Этим договором, пожалуй, и завершим рассказ из истории строительства Рождественско-Кацкой церкви. Глобальных выводов, умозаключений и резюме делать не будем - лучше скажем «спасибо» мастерам прошлого за их талант и умение, пережившие века и времена.

Татьяна Анатольевна Третьякова, историк-архивист, г. Углич

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Угличский филиал Государственного архива Ярославской области (УФ ГАЯО): фонд 56, опись 1, единица хранения 1096; фонд 91, опись 1, единицы хранения 313, 324, 369, 558; фонд 111, опись 1, единица хранения 20. 2. Крылов А. «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, 1861. 3. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, 1908 г. Опубликовано в "Журнал краеведов Кацкого стана (волости Кадки) «Кацкая летопись» № 1 (135), зима 2006 года".


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 января 2015

Рождествено (в Кадке). Церковь Христо-Рождественская построена в 1813 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, приходская, летняя и зимняя под одной кровлею, прочна. Престолов в церкви пять; при летней - три престола: Рождества Христова, во имя Казанской Божией Матери, св. и чуд. Николая.; в зимней церкви престолов два: во имя прор. Илии и во имя бессребреников и чуд. Космы и Дамиана. Часовен в приходе четыре деревянные: в селе Рождествене, в деревнях Балакиреве, Алферове и Иванове.

Усадебной земли 3 десятины, пахотной и сенокосной 30 десятин, 5 десятин под торговой площадью и под церковным кладбищем 4 десятины. Домов церковных шесть: пять для жительства пяти членов причта и один для сторожей. Церковного капитала в билетах 3250 руб. В приходе прихожан муж. пола 2371 и жен. пола 2609. В приходе пять школ: две земские и три церковно-приходские, земская больница и библиотека. Штат причта состоит из двух священников, диакона и псаломщика, причтового капитала в билетах 3033 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2024

Для нашей местности, исконных территорий Угличского Верхневолжья, характерно длительное сохранение средневековых традиций. Вплоть до рубежа XVIII-XIX веков большинство местных храмов возводилось по эстетическим принципам допетровского времени. Тоже самое можно сказать и о жилом строительстве. Лишь с обозначенного периода новая классицистическая архитектура приобретает господствующее значение. Но типичная провинциальная культурная данность вовсе не исключала блистательных проектов видных столичных архитекторов. Они доходили до угличской глубинки уже во второй половине XVIII века, в каких-то случаях безнадёжно разбиваясь о местные реалии, в других – достигая реализации.

Рассмотрим один из ярких характерных примеров. В августе 1786 года проживавший в Москве отставной лейб-гвардии прапорщик Александр Андреянов сын Лопухин подал покорнейшее прошение на имя архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения (Верещагина): «В епархии Вашего Высокопреосвященства, прежде бывшего Углицкого уезда, а ныне в Мышкинской округе, имею я вотчину село Рожествено с деревнями, в котором селе состояло две церкви. Одна каменная во имя Рождества Христова с пределом Пророка Илии, а другая деревянная во имя Пресвятыя Богородицы, нарицаемые Казанские с пределом же Чудотворца Николая, предками той вотчины сооружённая, а каменная тщанием покойной матерью моею, по второму браку ея действительного тайного советника и разных орденов кавалера князь Якова Петровича Шаховского, княгинею Авдотьею Егоровною построенная и в жизни ея довольно церковными утварьми были снабжённые. Но из оных церквей в прошлом 1784 году в ночное время вышеупомянутая деревянная церковь Казанския Богородицы и с приделом вся без остатку згорела. И по усердию моему желаю ныне как исподволь вместо згоревшей построить вновь каменную с пределом Святителя Николая, а настоящую во имя Казанские Богородицы, так и каменную, требующую некоторой поправки, исправить же. Для новой же план и фасад на апробацию Вашего Высокопреосвященства прилагаю. Для которого строения старанием моим и кирпича уже заготовлено до ста тысяч».

Здесь говорится о селе Рождествене «в Кадке», исконно входившем в состав Кацкого стана Угличского уезда, где в XVIII веке существовали каменная и деревянная церкви. Подал прошение представитель знатного дворянского рода Лопухиных, в состав владений которого входило и обозначенное село с деревнями. Впрочем, сам Александр Андреянович – малоизвестный представитель рода. Он был сыном генерал-майора Андреяна Ивановича Лопухина (1693-1755) и Евдокии Егоровны (1719-1781). Его мать была дочерью обер-коменданта Санкт-Петербургской крепости генерал-майора Е.И. Фаминцына, – видимо, от неё унаследовано ярославское имение. Овдовев, в 1758 году она вышла замуж за видного государственного деятеля сенатора князя Якова Петровича Шаховского (1705-1777). Из детей куда более известен Андреян Андреянович Лопухин (1734-1816), возглавлявший московское казначейство. Очевидно, его брат Александр не особо продвинулся по службе, рано вышел в отставку, но был богатым вотчинником.

Далее, испрашивая архипастырское благословение, он писал, что в приходе состоят и другие помещики, но проживают в иных уездах и не соучаствовали в постройке церквей. По превосходному числу крестьян, до тысячи мужского пола душ, «я один господин состою, почему почитаться должен оного прихода села моего главным прихожанином». В прошении Александр Лопухин вроде бы отмечал, что на строительство планирует употребить средства «единственно из собственного иждивения», но с помощью собранных под его наблюдением и рачительством церковных денег. Последнее обстоятельство оказалось решающим в деле, поскольку он настойчиво требовал отстранить от участия в строительстве не только других помещиков, но и священников и причётников, передав всецело в его распоряжение и попечение сбор церковных денег. Иметь в сотовариществе местное духовенство он не желал «по различности характера их со мною», обвинял в корыстолюбии и других грехах, указывал, что представители причта состоят под следствием из-за жалоб, поданных друг на друга благочинному.

К прошению приложены фасад и план каменного храма, который Александр Лопухин планировал возвести в селе Рождествене. Проект примечателен высоким профессионализмом исполнения и нарочитой оригинальностью архитектурных форм. Здание округло-треугольное в плане – боковые фасады с небольшими портиками сведены к востоку под углом. В центре расположена ротонда храмовой части, величественно поднимающаяся над одноярусным объёмом, завершённая полусферическим куполом, фонарём и уплощённой главкой. С востока примыкает овальное помещение алтаря. С боковых сторон смежные с портиками кубические помещения придела и «господской трапезы» – обособленного места помещика. С запада ротонду обтекает полукругом «мирская трапеза», предназначенная для прочих прихожан. К западному ризалиту примыкает крыльцо с четырьмя массивными столбами и арками.

Фасады храма изысканно обработаны прямоугольными нишами, филёнками, лопатками и пилястрами. Привлекают внимание балюстрады и гирлянды, оформляющие окна ротонды; фигурные люкарны купола. Стилистически проект соответствует раннему классицизму и, несомненно, имеет столичное происхождение. Напомним, – на дворе 1786 год. Столь экстравагантные формы, в корне противоречащие традиционному образу православного храма, у большинства прихожан вызвали бы культурный шок.

Данный проект вполне узнаваем – он близко напоминает московскую церковь Георгия Победоносца «на Всполье» на Малой Никитской улице, построенную в 1777-1788 годах на средства графа Г.Г. Орлова, разрушенную в 1933 году. Автором проекта предположительно считается прославленный архитектор В.И. Баженов (1737-1799). О «Трёхосных центрических храмах» сообщается в статьях Е.Г. Щёболевой и А.Н. Яковлева, где обозначены обширный круг памятников и возможные прототипы.

При сравнении Георгиевской церкви «на Всполье» с проектом церкви села Рождествена оказывается, что сходство композиции, пропорций, деталей весьма значительно, если не досконально. Элементы отличия – обработка ротонды московского храма ионическими пилястрами, отсутствие люкарн, карниз дорического ордера на боковых фасадах, более насыщенный декор. Над западным крыльцом возведена колокольня со шпилем. Очевидно, повторение новаторских столичных зданий было распространённым явлением. Александр Лопухин вполне мог приобрести копию чертежей или один из вариантов проекта, чтобы применить в своей вотчине. Но если московский храм был воплощён в камне, судьба сельского сложилась иначе.

9 октября 1786 года Консисторией подготовлена справка о приходе, из которой следует, что имелось 355 приходских дворов, в них 1595 мужчин и 1508 женщин, а обоего пола 3103 души. У просителя имелось 1329 душ. Другим помещикам, бригадирше вдове Елизавете Петровой Лихачёвой принадлежали 77 крестьян, подполковнице вдове Прасковье Фёдоровой Юшковой – 375, майору Николаю Андрееву Тютчеву – 839, майору Николаю Иванову Лаговчинову – 340, поручику Даниилу Данилову Опочинину – 50, князю Ипполиту Фёдорову Мещерскому – 35. Причт двух храмов состоял из одиннадцати человек – 3 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 3 пономарей. Большинство из них, кроме одного священника, дьячка и двух пономарей, находились под следствием в Консистории и в Угличском духовном правлении.

13 октября прошение А.А. Лопухина было рассмотрено. От проницательных взоров членов Консистории не ускользнуло обстоятельство, что на строительство он планирует употребить собранную и впредь собираемую церковную денежную сумму. При этом Консистория не имела власти доверить ему общую церковную сумму «без общего на то всех того села Рожествена приходских людей согласия». В качестве решения предлагались два варианта: 1) построить объявленную церковь по представленному от него плану собственным своим иждивением или 2) представить от прочих приходских людей указную доверенность о вверении ему сборов.

Хотя изъявляемое усердие в таковом благонамеренном деле заслуживало немалую честь и похвалу, очевидно, этим и ограничилось. Оригинальный столичный проект так и не был реализован в селе Рождествене. В дальнейшем в 1804 году прихожане из числа крестьян приступили к возведению новой пятипрестольной одноэтажной каменной церкви значительных размеров, но удобных практичных форм. Работы осуществлял известный подрядчик каменных дел крестьянин Нижегородского наместничества Балахонской округи Пётр Иванов. Далее, в 1848 году, другой подрядчик – крестьянин Ярославского уезда казённой Григорьевской волости села Городищ деревни Пьянова Иван Герасимов Журавлёв – начал строительство сохранившейся до наших дней колокольни.

Впрочем, какими-то судьбами и неизвестными нам путями обозначенный проект в несколько упрощённом уменьшенном виде всё же был осуществлён – за десятки верст оттуда в правобережном селе Иванкове в 1802 году была построена Казанская церковь с тем же округло-треугольным трёхосным планом и венчающей вписанной ротондой.

Статья Евгения Лиуконена "Столичный проект сельского храма". Столичный проект сельского храма (uglmus.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 мая 2024

«…Церковь Христо-Рождественская построена в 1813 году тщанием прихожан; зданием — каменная; приходская — летняя и зимняя под одной кровлей, прочна. Престолов в церкви пять; в летней три престола: 1) Рождества Христова; 2) во имя Казанской Божией Матери и 3) Святителя и Чудотворца Николая. В зимней церкви престолов два: 1) во имя Пророка Илии; 2) во имя Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана. Часовен в приходе четыре деревянныя: 1) в селе Рождествене; 2) в деревне Балакиреве; 3) в деревне Алферове и 4) в деревне Иванове. Усадебной земли 3 дес., пахотной и сенокосной 30 дес. и 5 дес. под торговой площадью и под церковным кладбищем 4 дес. Домов церковных шесть: пять для жительства пяти членов причта и один для сторожей. Церковнаго капитала в билетах 3250 руб.

В приходе 2371 мужского пола и 2609 женского; в селе Рождествене 238 муж., 244 жен.; в деревнях Алферове 140 муж., 185 жен., разстояние от церкви в 6 верстах; Балакиреве 316 муж., 334 жен., в 4 вер.; Бибикове 114 муж., 109 жен., в 2 вер.; Борисовке 55 муж., 60 жен., в 3 вер.; Гонтакове 110 муж., 110 жен., в 3 вер.; Кузьминском 146 муж., 183 жен., в 5 вер.; Мансакове 101 муж., 111 жен., в 3 вер.; Перемилове 43 муж., 34 жен., в 5 вер.; Старотроицком 66 муж., 86 жен., в 6 вер.; Новотроицком 24 муж., 27 жен., в 6 вер.; Антеплеве 136 муж., 158 жен., в 3 вер.; Бибяках 28 муж., 32 жен., в 5 вер.; Голосове 124 муж., 133 жен., в 6 вер.; Иванове 86 муж., 100 жен., 3 вер.; Кологривцове 116 муж., 134 жен., в 1 вер.; Маурине 100 муж., 114 жен., в 3 вер.; Муханове 90 муж., 94 жен., 4 вер.; Большом Поповичеве 112 муж., 104 жен., в 3 вер.; Малом Поповичеве 112 муж., 104 жен., в 1 вер.; Чирикове 56 муж., 60 жен., в 1 вер.; Щербинине 17 муж., 20 жен., в 5 вер.

Село расположено на равнине, при речке Нерге. Почтовый адрес: [село] Рождествено, Ярославской губернии; телеграфный: [село] Маслово, Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В приходе пять школ: две земския и три церковно-приходския, земская больница и библиотека. Штатный состав причта: два священника, диакон и псаломщик. Причтоваго капитала в билетах 3033 руб…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 384. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003752578?page=194&rotate=0&theme=white



Комментарии и обсуждение


По ссылке можно найти историю строительства и довоенные фотографии храма.
18 августа 2011.