ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Замостье. Церковь Преображения Господня.


Замостье. Церковь Преображения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1865 и 1875.
Адрес:
Курская область, Суджанский район, с. Замостье

Координаты: 51.184158, 35.286573



Церковь Преображения Господня, , Замостье, Суджанский район, Курская область
МОРПЕХ879
25 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Замостье, Суджанский район, Курская область
Евгений Т.
20 сентября 2015
Церковь Преображения Господня, Пятиглавая церковь XIX века в псевдорусском стиле, с шатровыми 4-х ярусными колокольнями.<br>, Замостье, Суджанский район, Курская область
Пятиглавая церковь XIX века в псевдорусском стиле, с шатровыми 4-х ярусными колокольнями.
Илга Гондарева
3 июля 2011
Церковь Преображения Господня, , Замостье, Суджанский район, Курская область
Юрий Анцух
4 января 2009
Церковь Преображения Господня, , Замостье, Суджанский район, Курская область
МОРПЕХ879
25 июля 2022
Церковь Преображения Господня, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Замостье, Суджанский район, Курская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
25 марта 1942
Церковь Преображения Господня, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Замостье, Суджанский район, Курская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
11 марта 1942



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Рассолова Ольга
 
Рассолова Ольга  29 октября 2016

Еще в начале ХIХ в. сл. Замостье входила в состав городской черты г. Суджи. Как самостоятельное поселение встречается в ревизской сказке 8-й ревизии (1834 г.). Согласно «Справочной книге о церквах…» за 1908 г. храм был построен в 1865 г. В клировой ведомости 1916 г. храм датой постройки считается 1875 г., когда построенный «тщанием прихожан 24 октября того же года» храм был освящен епископом Курским и Белгородским Сергием. Однако сведения о наличии православного храма в с. Замостье, приведенные в «Списке населенных мест Российской империи» за 1863 г., а также сохранившиеся в архиве метрические книги Преображенской церкви за 1814 г. ставят под сомнение эту дату. Ближайшими к Преображенской были церкви г. Суджи: в одной версте находилась Покровская; в полутора верстах – Соборно-Успенская.

Каменный пятиглавый храм, крытый железом, был окружен каменной оградой. На территории храма находились «дом-сторожка» и «сторожка малая» - каменные, крытые железом. В каменной колокольне – 6 медных колоколов, 1 маленький медный колокольчик у окна. Их общий вес составлял 420 п. Храм имеет три престола: средний, главный, во имя Преображения Господня в металлической оправе; в правом приделе – во имя Казанской иконы Божией Матери; в левом – во имя Рождества Честного славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, оба деревянные в парчевом облачении. Иконостас двухъярусный, золоченый.

В опись церковного имущества, составленную в 1857 г. и проверенную в 1890 г., внесено 16 икон в серебряных рызах, 6 – в металлических, 18 различных киотов с иконами; 30 боогслужебных книг. С 28 марта 1912 г. по 16 августа 1913 г. в церкви был произведен ремонт. При церкви действовала церковно-приходская женская школа, в которой в 1916 г. обучалась 121 девочка. Закон Божий преподавал приходской священник Александр Павлович Солодовников, учителем состоял Иван Иванович Пыкин, окончивший Курскую учительскую семинарию.

Известны некоторые имена священников, служивших в храме в разные годы: Алексей Григорьевич Дьяконов (1899-1920), Александр Павлович Солодовников (1901-1906), Петр Поляков (1917-1922), Флегонт Антонов (конец 40-х – начало 50-х гг.), Ф.В. Бесов (1950-1954), И.В. Дунай (с марта 1954 г.), С.И. Бучковский (с 1962 г.), Алексей Михайлович Кононов (с 1967-1990 г.).

После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 20.01.1918 г. Преображенский храм продолжал действовать в соответствии с уставом религиозного общества с. Замостье. В 1924 г. Суданском волисполкоме было перерегистрировано религиозное общество Преображенской церкви сл. Замостье. Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г. из храма были изъяты 12 серебряных риз и 2 серебряных креста. По просьбе верующих были оставлены в храме иконы Преображения Господня и иконостасные – Спасителя и Божией Матери. В августе 1923 г. была составлена опись церковного имущества с отметкой об изъятии. Среди прочих изъятых серебряных вещей оказались 10 икон в серебряных ризах.

В 1933 г. община верующих распалась, согласно акту от 21 апреля 1934 г. большая часть здания храма была передана в арендное пользование Суджанскому заготзерну под зернохранилище. С августа 1937 г. храм был полностью закрыт ввиду отсутствия священнослужителя. 12 февраля 1940 г. на общем собрании колхозников было принято решение «О покупке церковного здания колхозом им. Ленина для переоборудования в культурный очаг». Решением Курского облисполкома от 28 мая 1940 г. № 15 церковь была закрыта, здание передано исполкому райсовета для использования в культурных целях.

Богослужения в храме возобновились в годы Великой Отечественной войны. 5 марта 1945 г. в Суданском райисполкоме зарегистрировано религиозное общество «Преображенская православная церковь» с числом верующих 800 чел. Прихожанами храма были жители сел Замостье, Махновка и хут. Дмитрюков. В годы войны в храме служил отец Григорий Травкин.

По состоянию на 14.01.1948 г. Преображенская сл. Замостье была внесена в «Список памятников архитектуры, состоящий на спецучете Управления по делам архитектуры при СМ РСФР». В 1949 г. храм был снят с учета памятников архитектуры. С 1951 г. Преображенская церковь была полностью занята под склад Заготзерно. В 1953 г. половина здания освобождена. В 1954-1955 гг. проведен ремонт храма, отмечено хорошее состояние здания. В 1963 г. рассматривался вопрос об объединении приходов церквей в г. Судже, сл. Замостье и сл. Гончаровке. Однако объединения не произошло: в документах архива за 1970-е годы храмы в сл. Замостье и сл. Гончаровке числятся в списках действующих церквей. 

В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. по заявлению Управляющего Курско-Белгородской епархии 3 января 1992 г. Зарегистрирован Устав религиозного объединения – православный приход Свято-Преображенского храма Курско-Белгородской епархии РПЦ (Московский патриархат). Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. зарегистрирована религиозная организация – Преображенский приход с. Замостье (свидетельство от 16.11.1999 г. № 135р).

Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. № 566 ансамбль Свято-Преображенской церкви в составе зданий: самой церкви, церковно-приходской школы, сторожки, ограды с воротами, поставлен на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения. Входящий в ансамбль церкви дом священника включен в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

http://sudganskoe-3.cerkov.ru/


Вадим кр
 
Вадим кр  10 января 2025

Слобода Замостье (ныне Суджанский район Курской обл. РФ) была основана как форштадт сотенного города Сумского Слободского казачьего полка - Суджи. История Спасо-Преображенского храма сл. Замостье уходит в XVII в. Согласно "Описи новопостроенного города Суджи, учиненной воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным в 1664 г.": "За рекой Суджею промеж реки Суджи и речки Смердицы, у Московской и Болгородской дороги …. Стоит церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, середь слободы; а в той слободе 182 двора, а в иных дворех еще люди не живут, строены вновь…"

Церковь была деревянной. Каменный храм в сл. Замостье был построен в 1865 г.трехнефный, шестистолпный, с пятью шатровыми главами. Боковые главки храма глухие. С западной стороны к храму пристроена шатровая трехъярусная колокольня. Долгое время храм простоял нерасписанный. Судя по некоторым сохранившимся иконам, которые находились в храме до его росписи, интерьер был решен следующим образом. На фоне белых стен были поставлены иконы, некоторые из них своей формой повторяли конструктивные особенности храма. Такая икона сохранилась в северном нерасписном приделе храма. Она написана суджанским художником-иконописцем П. К. Лихиным (1879 - 1967 гг.) в 1915 г. Большеформатная икона св. Иоанна Предтечи, выполненная на холсте, полностью перекрывает арку вимы северного придела. Своим полукруглым верхним завершением, икона точно вписывается в полуциркульную алтарную арку.Росписи храма были выполнены в 1922 г. П. К. Лихиным в соавторстве с Ф. И. Нестеровым и В. С. Клименко (о чем повествует авторская надпись в алтаре). Работы над монументальными росписями не была закончена. Не расписанными остались боковые нефы храма, кроме того, две росписи были оставлены на стадии первой прописки. Вероятно,  причиной незавершенности росписей стала неблагоприятная политическая ситуация в стране в 20-е гг. ХХ ст.

Трагичные для всей страны 30-е годы прошлого века оставили неизгладимый след в судьбах замостян. Преображенского храма сбросили колокол, осквернили и закрыли. Для богослужений разрешалось использовать лишь часть храма, на остальной площади, огороженной досками, хранили зерно. Стоял шум, клубилась пыль, проведению службы вредили намеренно, а в пасхальное богослужение на колокольне во всю мощь играл духовой оркестр. Храм всё же окончательно закрыли, а на общем собрании колхозников решался вопрос «убрать бородавку с лица села», но благодаря жителю Галушкину, настоявшему на сохранении и использовании церкви в качестве зерносклада, святыню не разрушили. Окончательно верующие пришли в свой храм в 1942 г., большой вклад в его преобразование внёс священник Травкин. В наши дни отреставрированная церковь стоит во всём великолепии, оглашая колокольным звоном окрестности.

http://old-kursk.ru/events/sh1602191.html https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/kurskoe-namestnichestva-1779-1797.-kurskaya-guberniya-1797-1924/naselennye-mesta-gubernii-po-uezdam-i-volostyam19/sudzhanskij-uezd-kurskoj-gubernii/naselennye-mesta-sudzhanskij-uezd-kurskoj-gubernii/istoriya-syol-i-dereven-sudzhanskogo-rajona.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.