ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пияла. Церковь Вознесения Господня.


Пияла. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Флора и Лавра
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:Между 1651 и 1654. церковь 1651-54, колокольня 1700, сгоревшая Климентовская церковь 1685.
Адрес:
Россия, Архангельская область, Онежский район, с.Пияла

Координаты: 63.433242, 39.07237
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд:С а/д Р-1 Каргополь - Онега свернуть в село, церковь на берегу





Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, Вид с востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 сентября 2021
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, вид с юга с максимальным удалением<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с юга с максимальным удалением
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
"Общее Дело"
8 августа 2012
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с севера<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с северо-запада, с берега Онеги<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с северо-запада, с берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с северо-запада, с берега Онеги<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с северо-запада, с берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с запада, с берега Онеги<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с запада, с берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с юга<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с юго-востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, Вид с юго-востока, справа - надгробья священника с семьей<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Вид с юго-востока, справа - надгробья священника с семьей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, Вид с запада<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, Вид с юго-запада<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с юга<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, вид с юго-запада<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня, Малая глава<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Малая глава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 сентября 2021
Церковь Вознесения Господня, Завершение<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Завершение
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 сентября 2021
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня, Из-под колокольни вымывает фундамент. Попытка укрепить берег ограждением из бревен.<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Из-под колокольни вымывает фундамент. Попытка укрепить берег ограждением из бревен.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, Фрагмент храмоздатной надписи, восточная сторона южного прируба основания<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Фрагмент храмоздатной надписи, восточная сторона южного прируба основания
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, Фрагмент храмоздатной надписи, восточная сторона северного прируба основания<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Фрагмент храмоздатной надписи, восточная сторона северного прируба основания
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, северный фасад (фрагмент)<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
северный фасад (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, горки бочек-кокошников с главками, вид с северо-востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
горки бочек-кокошников с главками, вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, колокольня, вид с востока<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
колокольня, вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, колокольня, вид с юга<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
колокольня, вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, колокольня, вид с юго-запада<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
колокольня, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, .Колокольня<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
.Колокольня
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня, Колокольня<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Колокольня
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, "Троица Новозаветная(Отечество)"<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
"Троица Новозаветная(Отечество)"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
ВераТ
22 мая 2015
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
ВераТ
22 мая 2015
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
"Общее Дело"
8 августа 2012
Церковь Вознесения Господня, "Небеса" — расписной свод<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
"Небеса" — расписной свод
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня, Фрагмент росписи потолка<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Фрагмент росписи потолка
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня, В колокольне<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
В колокольне
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня, Колокольня<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Колокольня
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня, Восстановленное крыльцо колокольни<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Восстановленное крыльцо колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 сентября 2021
Церковь Вознесения Господня, Ярус звона колокольни после реставрации<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Ярус звона колокольни после реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
26 июня 2021
Церковь Вознесения Господня, Надписи 1941 года на обшивке колокольни<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Надписи 1941 года на обшивке колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
19 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, этот киот на восточном фасаде церкви, еще один - на восточной стене колокольни<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
этот киот на восточном фасаде церкви, еще один - на восточной стене колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, Иконостас главного престола. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Иконостас главного престола. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"
Елена Григорьева
1962
Церковь Вознесения Господня, Иконостас придела святых Флора и Лавра. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Иконостас придела святых Флора и Лавра. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"
Елена Григорьева
1962
Церковь Вознесения Господня, Иконостас придела Рождества Богоматери. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Иконостас придела Рождества Богоматери. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"
Елена Григорьева
1962
Церковь Вознесения Господня, Рис. из журнала "Русский паломник".<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Рис. из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1880
Церковь Вознесения Господня, Из книги Северный Край Иллюстрированный альбом Архангельской губернии СПб 1914 г.<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Из книги Северный Край Иллюстрированный альбом Архангельской губернии СПб 1914 г.
Наталия
Церковь Вознесения Господня, Вид с реки, сканированный слайд<br>, Пияла, Онежский район, Архангельская область
Вид с реки, сканированный слайд
Николай и Надежда Гусевы
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня, , Пияла, Онежский район, Архангельская область
"Общее Дело"
8 августа 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 ноября 2011

Высота Вознесенской церкви - 45 метров, это самая высокая из сохранившихся в России деревянных церквей, и вторая по высоте из вообще существовавших, чья высота подтверждена документально. Выше (примерно 50 метров) была лишь сгоревшая в начале 1970-х Вознесенская церковь в Типиницах (Медвежьегорский р-н респ. Карелия). Сгоревшая в 1962 г. Владимирская церковь в Белой Слуде была также высотой 45 метров. Из ныне существующих к пияльской церкви по высоте приближаются церковь Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге (43 метра) и Успенская в Кондопоге (42 метра).

Ансамбль Пияльского погоста до 1966 года представлял из себя тройник, включавший кубоватую Климентовскую церковь (1685, перестроена в 1890, сгорела 1 августа 1966 от попадания в алтарь шаровой молнии), шатровую Вознесенскую церковь (1651) и отдельно стоящую колокольню 1700 года. Решение колокольни уникально - в основании шестерик с повалом, на него в два яруса поставлены еще два шестерика с резными карнизами (верхний шестерик - ярус звона), повернутые относительно основания на 30 градусов. Венчает колокольню округлый шестискатный купол со шпилем на шестигранном барабане.

Вознесенская церковь - ажурный восьмерик на четверике, с прямоугольными прирубами по сторонам света, увенчанными ярусными бочками сложной конфигурации с главками на высоких барабанах. По карнизам с юго-восточной и северо-восточной сторон - храмосдатные надписи. Барабаны и главки крыты лемехом, а западный и восточный барабаны в основании украшены еще и бочкообразными кокошниками. Западный прируб опоясывает клеть трапезной с притвором под двускатным покрытием, в плане имеющая ступенчатую форму. Превосходные пропорции, игра граней и объемов делает пияльский ансамбль даже в редуцированном виде одним из красивейших памятников России.


Марина Зуйкова  22 июля 2016

Сохранившийся до наших дней холодный Вознесенский храм был выстроен в 1654 г. (в одном источнике встретилась дата 1625 г.). Относится к шатровым храмам типа «восьмерик на четверике». Церковь многопрестольная, с тремя приделами. Переписная книга Крестного монастыря за 1671 г. повествует: «Волость Пияла... а в ней на погосте церковь Вознесения... а другая Климента, с трапезою, строения приходящих людей... у Вознесения в приделах служба Рождества Богородицы... Флора и Лавра, да служба в приделе вверху Зосимы и Саватия».

Вознесенскую церковь отремонтировали в 1882 г., после чего придел Зосимы и Савватия был перемещен в соседний храм святого Климента; в Вознесенской же их осталось только два: приделы Флора и Лавра и Рождества Богородицы. Комплекс памятников, происходящих из Вознесенской церкви деревни Пияла, весьма значителен: это более 70 икон XVI-XIX вв., резные царские врата с сенью 1800 г., образцы художественной резьбы иконостасов XVII-XIX вв. Большинство из них хранится в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств, ряд произведений - в Государственном Эрмитаже и Соловецком музее-заповеднике.

Письменные источники о Вознесенской церкви многочисленны и дают возможность проследить эволюцию создания ее интерьера, атрибутировать ряд произведений. В церковной метрике 1887 г. сказано: «Иконостас в Вознесенской церкви нового устройства, с колоннами, сделан из дерева, резьба по голубому фону узорчатая, в иконостасе помещается три яруса. Иконы в иконостасах в церквах все одного времени и сохраняются без обновления в своем первобытном виде». Последнее замечание не совсем точное, так как известно, что в 1854 г. иконописец Алексей Максимов поновлял на средства вкладчиков иконы верхних двух ярусов в приделе Рождества Богородицы, а в 1857 г. - иконы верхних трех ярусов Вознесенской церкви.

В 1811 г. в Вознесенской церкви были созданы живописные «небеса», которые и сейчас сохраняются в храме. Образ Петра и Павла был «вновь усердствован крестьянскою вдовою 1828 году». В 1834 г. пожертвована риза «на храмовой образ Рождества Пречистыя Богородицы... пробнаго серебра весом пять фунтов чеканая с десятью серебрянными позлащенными венцами, ценою 555 руб. Сию ризу усердствовал Пияльского прихода деревни Хачельской крестьянин Иван Семенов Навагин».

В 1882 г. Вознесенская церковь была «перестроена заново». В 1900 г. для нового придела Зосимы и Савватия, устроенного в трапезной Климентовской церкви, был создан иконостас и новые иконы, «писанные на цинке в мастерской художника Шишкина в Петербурге».

Иконы в пияльских храмах неоднократно переносились с одного места на другое. Проследить все передвижения на протяжении трех столетий достаточно сложно. Это можно сделать только в пределах XIX в. на основании описей храма и частично сохранившейся цифровой маркировки на оборотах икон. Наиболее крупные перестановки икон были в 1880-е гг., в период устройства новых каркасных иконостасов Вознесенского храма. В результате основной иконостас вместо четырехъярусного стал трехъярусным (местный, деисусный, праздничный ряды), а иконостасы двух приделов в трапезной были построены двухъярусными (местный и праздничный).

Главный иконостас Вознесенской церкви с 1654 г. и до 1880-х гг. оставался стилистики цельным, близким ко времени создания храма (речь идет об иконах первых трех ярусов). После перестройки иконостасов большой праздничный ряд середины XVII в. (третий ряд) переместился из основного иконостаса в приделы, а его место заняли иконы, оставшиеся от пияльских церквей конца XVI в. Образы праотцев и праздники были собраны в один ряд, в нарушение всяких иконостасных правил. Более того, когда древние иконы праздничного чина устанавливали, у них отпилили поля. Пияльский праздничный чин конца XVI в. выделяется в онежском иконописном наследии необычайно тонкой манерой письма, крепким рисунком, продуманными, изысканными композициями. Цветовая гамма насыщенная, преобладают киноварь, умбра, охра, белила. Складки одежд выполнены в цвет основного тона, но разбеленными мазками. Нимбы золотые. Личное письмо тонкое, охрение выполнено плавями, на губах - подрумянка. Надбровные выступы акцентированы разбеленными мазками охры. Иконы интересно рассматривать в деталях, особенно архитектурные пейзажи, горки.

Появление именно в Пияле икон такого профессионального уровня не случайно. Во-первых, после закрытия Кожеозерского монастыря в результате секуляризации земель церковное имущество в 1779 г. было отдано «на сохранение» в Вознесенскую церковь деревни Пияла. Нет уверенности, что все иконы были возвращены, поскольку монастырь возобновлен лишь в 1851 г. Во-вторых, устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в Пияле соляным промыслом. Известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова.

Среди архивного наследия Соловецкого монастыря сохранились отводные книги Пияльского усолья за 1720-1721 гг. Они перечисляют иконы, принадлежащие монастырю в Вознесенском храме, в приделе Зосимы и Савватия Соловецких, в братской келье, в «братских холодных сенях», в столовой. Вот как описывается храмовая икона Вознесенской церкви: «...образ Преображения Господня в приписи на полях Зосимы и Савватия и Филиппа Митрополита да Германа, у Спасителева образа венец с цатою да шесть венцов без цат басемные сребряные а пред тем образом подсвешник древяной писан крас-ками и с пеленой которой прислан из монастыря».

Пядничная икона «Флор и Лавр на конях» конца XVI в. близка по времени к вышеупомянутым праздничным иконам. Она отмечена редкой иконографией: святые Флор и Лавр изображены в воинских доспехах и плащах.

Наиболее значительная группа икон была написана в середине XVII в., ко времени постройки Вознесенской церкви в 1654 г. Это девятнадцать икон деисусного и семнадцать икон праздничного чинов, а также девять икон местного ряда. Все достаточно крупных размеров. доски местного ряда - 150 х 120 см. Среди них такие памятники, как: «Богоявление», «Рождество Богоматери», «Успение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Преображение».

На оборотах икон сохранились пометы, выполненные красной краской. Они состоят из двух чисел, написанных через тире. Вторая цифра означает ряд иконостаса, первая - порядок в этом ряду. Например, икона «Богоявление» местного ряда имеет маркировку «8-1», а икона «Богоявление» праздничного ряда - «6-3». Счет идет от северной стены к югу. У иконы «Святой князь Борис» отметка «1-2», следовательно, она стояа в деисусном ряду слева. У иконы «Митрополит Алексий» - «18-2 », она стояла крайней справа.

Среди икон местного ряда редкий сюжет - «Единородный Сыне», более не встретившийся в Поонежье. Обращает на себя внимание и образ «Преображение», на полях которого написаны святые Соловецкие чудотворцы: Зосима, Савватий, Герман и Филипп, митрополит Московский. Эта икона подчеркивает историческую и художественную связь Пияльского храма со Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. .

В деисусном ряду первоначально было более 20 икон. Помимо традиционных икон, апостолов, в его составе есть изображения московских митрополитов, святых князей Бориса и Глеба. XVII в. - время утверждения христианства в Поонежье, поэтому в составе иконостасов появляются «столпы» русского православия.

Известно, что иконы трех верхних ярусов иконостаса Вознесенской церкви поновлены Алексеем Максимовым в 1857 г. Судя по сохранившимся памятникам, это в большей степени коснулось икон деисусного ряда. Поновления икон местного и праздничного рядов незначительны, т.к. их авторская живопись в хорошем состоянии.

В местном и праздничном рядах повторяются одни и те же сюжеты: «Преображение», «Богоявление», «Успение», «Вход в Иерусалим». Они совпадают и по иконографии. Пока иконы не раскрыты, трудно судить о6 иконописцах, работавших над иконостасом Вознесенской церкви в середине XVII в. Однако уже сейчас можно дать предварительную характеристику. Композиции плотные, насыщенные. Значительное место уделено архитектурному или пейзажному фону. Отличительная особенность - «чешуйчатые» склоны горок. Архитектурный пейзаж состоит из набора повторяющихся форм: купола, щипцовые завершия, арочная форма оконных проемов. Цветовая гамма строится на сочетании локальных насыщенных цветов: темно-зеленого, красного, бордового, различных оттенков охры.

По мере необходимости прихожане заказывали для церкви новые иконы. Во второй половине XVIII в. был дополнен местный ряд, появилась икона «Воздвижение Креста». Тот же иконописец написал трехфигурный поясной деисус (на трех досках), большую икону «Архангел Михаил» для церковной трапезной. Он предпочитает сложную орнаментацию одежд, имитирующую дорогие ткани, парчу. Но орнаменты выглядят аппликацией, драпировки не выявляют форму тела, отсутствует динамика фигур.

В Вознесенской церкви сохранилось восьмигранное живописное «небо», на котором написаны семь архангелов и «Распятие» на восточной радиальной грани. На четырех угловых треугольных гранях - символы евангелистов. Живопись «неба» выполнена в 1811 г. на средства прихожан, «радением крестьян Пияльского прихода по цене за 320 руб ». Оно создано кем-то из последователей творчества известного онежского иконописца И.И.Богданова-Карбатовского.

Значительно дополняют картину внутреннего убранства Вознесенской церкви образцы художественной резьбы XVII-XIX вв. Они, конечно, не дают полного представления о сложной и интересной конструкции трех иконостасов Вознесенской церкви, но все же свидетельствуют о высоком мастерстве резчиков. В Арх. обл. музее ИЗО и Соловецком гос. ист.-арх. музее хранятся образцы накладной резьбы, колонки, капители, коруна, резные киоты. Стоит отметить резные позолоченные царские врата с сенью, пожертвованные в Вознесенскую церковь в 1800 г. дьяконом Пияльского прихода Петром Егоровым за 135 рублей. Первоначально врата поместили в главный иконостас, а в конце XIX в. перенесли в придел Рождества Богоматери. Особенно интересны резные навершия, в документах именуемые «щит резной», находившиеся над иконами местного ряда. Их растительный орнамент восходит к XVII в., выполнен в технике пропильной резьбы. Старые фотографии иконостаса позволяют судить о его составе и характере декора.

http://kenozerjelive.ru/koltzova-pijala.htm


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2016

Пияла. Церковь Вознесения Господня

В ХVIII столетии к Вознесенской церкви с запада была пристроена обширная трапезная с папертью. Во второй половине XIX века сооружения погоста подверглись ремонтам, значительно изменившим их первоначальный облик. В 1882 году по инициативе купца Михаила Чебарова Вознесенская церковь была обшита снаружи и внутри тесом, получив новое оформление интерьера. В 1890 году на средства крестьянина Малыгина такой же ремонт был произведен в Климентовской церкви. В этот же период был перебран и укреплен сруб колокольни, полностью переделан ярус звона, стены обшиты тесом. В начале XX века территории погоста обнесли легкой деревянной оградой.

По материалам: http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=367


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 апреля 2017

Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. По-видимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями. Онега здесь медленно течет в низких и ровных берегах. Церковь создает необходимую в окружающем пейзаже вертикаль, господствующую над монотонно растянувшейся застройкой села.

Вознесенская церковь в Пияле имеет определенное сходство с одноименной каменной церковью 1532 года в Коломенском. Церковь в Пияле — результат гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры. Памятник относится к лучшим произведениям древнерусского деревянного зодчества. В притворе Вознесенской церкви лежат два массивных резных столба, бывшие опорами кровли крыльца или галереи. Очень похоже, что эти столбы сохранились от старого крыльца входа на колокольню, имевшего двухскатную кровлю, о чем свидетельствуют следы на срубе. Обращенные к реке окна первого этажа сделаны в виде узких щелей.

В 1685 году рядом с Вознесенской была построена кубоватая Климентовская церковь, ныне утраченная.

Колокольня построена в 1700 году. На первый взгляд она кажется несколько странным сооружением. Ее основание состоит из двух шестиугольных срубов, поставленных друг на друга таким образом, что углы верхнего шестерика опираются на середины граней нижнего. Первоначально основанием колокольни, по-видимому, был только нижний сруб, имеющий, в отличие от верхнего, выразительный повал и рубленый с остатком (в чашу). Первый этаж сруба разделен на два помещения, имеющие отдельные входы. Колокольня стоит близко к воде, и Онега с нее далеко просматривается в обе стороны. Здание похоже на древнюю сторожевую башню.

А.Б. Бодэ "Архитектурный путеводитель по Онеге"


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 января 2020

Храмовый ансамбль в Пияле является одним из самых интересных на берегах Онеги. Церковь Вознесения Господня является самой высокой из сохранившихся в России деревянных построек подобного типа. Она почти на 10 метров превосходит самый, пожалуй, известный деревянный храм - церковь Преображения Господня на острове Кижи. Построенная в начале пятидесятых годов XVII века, Вознесенская церковь, по характеристике искусствоведа и исследователя Русского Севера, публиковавшегося под именем Генрих Павлович Гунн, "замечательна тем, что являет собой зрелый образец стиля. Её формы доведены до классической завершенности. Стройность пияльской церкви изумительна, её архитектурное решение подчинено единому замыслу - создать ощущение взлета ввысь, идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью". Андрей Борисович Бодэ сравнивал Вознесенский храм с одноименной каменной церковью в Коломенском, называя церковь в Пияле результатом гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры.

История храма настолько глубоко уходит в прошлое, что возвели его ещё в дореформенное время, когда будущий патриарх Никон был митрополитом Великого Новгорода, а до ограничения строительства шатровых храмов оставалось несколько лет. Кстати, Никон, как следует из исторических свидетельств, не только дал благословение на возведение церкви Вознесения, но и бывал в ней. "Лета 7159 (это 1651 год от Рождества Христова) месяца июня в 15 день построися церковь Вознесения Господня при Святейшем Иосифе патриархе Московском по благословению Никона митрополита Великоновгородскаго" - гласит надпись на самом храме.

За годы существования храм претерпел не одно изменение внешнего и внутреннего вида. Основная перестройка датируется второй половиной XIX века. Тогда была сооружена западная трапезная, сруб с фасада и внутри обшили тесом, убрали гульбище и рундук, а старый тябловый иконостас заменили новым каркасным. Средства на проведение масштабных работ выделил купец из Петербурга Михаил Чебаров.

В начале XX века на средства семьи Малыгиных главы церкви, шатёр и кровля были покрыты железом. Но материал оказался не слишком долговечным. Во время реставрационных работ в 70-е годы прошлого века металл на шатре частично был заменен дощатым покрытием, а все главы полностью были покрыты городчатым осиновым лемехом.

Сегодняшнее состояние церкви, согласно информации на сайте проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера", в целом, удовлетворительное. Последнее по времени обследование сооружения проводилось в 2015 году и на тот момент храму требовалась лишь реставрация внутренних помещений. Вместе с тем, уже тогда частично отсутствовали листы жести на крыше трапезной, что приводило к попаданию воды во время дождя внутрь здания. Сейчас в группе "Деревня Пияла" во ВКонтакте можно найти полные боли недавние сообщения об аварийном состоянии церкви.

Церковь сейчас полноценно не функционирует, службы проводятся время от времени, хотя в свое время это было, наверное, одно из немногих культовых сооружений, довольно долго выполнявших свои функции и в советское время. Как сообщается на сайте "Храмы России", богослужения здесь окончательно прекратились лишь в 1951 году. Храм тогда, естественно, лишился множества реликвий и деталей убранства: вывезены более 70 икон XVI-XIX вв., резные царские врата с сенью 1800 г., а также образцы художественной резьбы иконостасов XVII-XIX в.в. Большинство предметов сейчас хранится в собрании музейного объединения "Художественная культура Русского Севера", а ряд произведений - в Государственном Эрмитаже и Соловецком музее-заповеднике.

Иконы здесь были уникальные, высокохудожественные, некоторые из них были написаны еще в XVI веке. По словам искусствоведа Т.М. Кольцовой, "пияльский праздничный чин конца XVI века выделяется в онежском иконописном наследии необычайно тонкой манерой письма, крепким рисунком, продуманными, изысканными композициями. Иконы интересно рассматривать в деталях, особенно архитектурные пейзажи, горки".

Откуда же все это появилось в Пияле? Один из факторов такого высокого уровня иконописи - то, что устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в селе соляным промыслом. Как пишет Татьяна Михайловна, "известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова".

Теперь же повсюду, куда ни кинь взгляд, тебя окружают пустые деревянные рамы с отдельными элементами былого художественного великолепия, которое так часто поражает на Севере, поскольку не сразу привыкаешь к тому, что входя в простой внешне храм, попадаешь зачастую во дворец.

Храм украшала искусная резьба. Так, растительный орнамент наверший над иконами местного ряда восходил к XVII веку и был выполнен в технике пропильной резьбы. Резные позолоченные врата с сенью были пожертвованы в Вознесенскую церковь в 1800 году дьяконом Пияльского прихода Петром Егоровым за 135 рублей. Первоначально врата поместили в главный иконостас, а в конце XIX века перенесли в придел Рождества Богоматери.

Сейчас во всем только лишь намеки на резьбу и позолоту. Некоторые детали внутреннего убранства в разрозненном виде лежат в запасных помещениях или стоят тут и там, попадаясь среди приготовленных для ремонта досок, или прячась за дверью.

Иконы, которые сегодня можно увидеть в храме, будто сединой выбелило время. В сравнении с ними, необычайно ярко выглядит расписное небо Вознесенской церкви. Создание "небес" восходит к 1811 году. Живопись выполнена на средства прихожан, "радением крестьян Пияльского прихода по цене за 320 рублей". На восьми гранях написаны семь архангелов и "Распятие". На четырех угловых гранях, называемых парусами, можно найти символы евангелистов. Недостающий фрагмент (фото https://sobory.ru/photo/190736) совершенно непочтительно вырезал кто-то из приезжих. Если основываться на схеме восьмигранной композиции "неба" из Владимирской церкви д. Подпорожье, то пияльский храм Вознесения Господня остался без изображения архангела Варахиила. Как пишет Татьяна Михайловна Кольцова, "такую же восьмигранную композицию можно видеть еще в ряде памятников", в том числе и в Пияле. Теперь в получившемся отверстии можно рассмотреть уходящие вверх ряды бревен.

Когда-то в Пияле был типичный для этого региона так называемый "тройник", состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. Полвека назад из трех построек остались только две - построенная в 1685 году в честь Святого Климента церковь сгорела от попадания в алтарь шаровой молнии. Воскресенская церковь, колокольня и само село уцелели благодаря самоотверженным действиям местных жителей и Пияльской, Ковкульской, Вазенской добровольных пожарных дружин. Как указывалось в рапорте, особенно отличился житель села Пияла Михаил Дмитриевич Лещук.

Недавно в одной из публикаций о Севере попалась мысль, что невозможно сохранить или заново построить здание, когда вокруг нет жизни. Храм и колокольня в Пияле поддерживаются в неплохом состоянии именно благодаря живущим здесь людям. Но даже при огромном желании сделать что-то в одиночку не могут даже сильные духом люди. Этим летом в село вновь приедут волонтеры, продолжатся работы по реставрации колокольни, с которой открывается потрясающая панорама окрестностей, и как минимум еще одно деревянное сооружение на Русском Севере можно будет вычеркнуть из списка уходящих архитектурных памятников.

Использована информация с сайтов "Общее Дело", kenozerjelive.ru, проектного института "Спецпроектреставрация", Храмы России, группы "Деревня Пияла" во ВКонтакте, а также из материала С. Головченко "Пияльский приход" и книг Г.П. Гунна "Каргополье - Онега", Т.М. Кольцовой "Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера" и монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 июля 2024

«…На Севере часто бывает так: после погожих дней зарядит непогода и тогда безрадостными кажутся однообразные речные берега, деревни с черными намокшими избами, но вот когда увидишь вдали стройный шатер и уже по силуэту чувствуешь что-то незаурядное, тогда словно луч солнца пробился сквозь дождевые облака и уже не страшит и не портит настроения непогода - смотришь во все глаза и не оторвешься. Впереди - Вознесенская церковь 1651 года в Пияле.

Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощущение взлета ввысь - идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, «к горнему». Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности.

Церковь крещатая в плане - квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Четверик переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Взлет шатра направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, завершающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к которым тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок - ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.

Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Как известно, перенесе­ние в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь, а также церковь села Варзуга на Терском береге (см. «Историю русского искусства», т. VI, стр. 108).

«Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью», - записал летописец о коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви. С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, в позднее время: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам. По карнизу восточной стены есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: вспоминается эпоха, «тишайший» царь, патриарх Никон, огненный Аввакум - все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас и вот эта церковь, что рядом с нами, - она делает это далекое явным, потому что сама существует в яви и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми второй половины XX века, стоит как и встарь - стройно, ни в чем не отклонившись от вертикальной оси. «Ишь, стоит как стопочка», - сказал, взглянув на нее, старик прохожий.

До недавнего времени в Пияле сохранялся обычный для Онеги «тройник». Сейчас второй церкви - Климентовской, кубоватой,- нет, а была она тоже XVII века (1685). Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 г.). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик…»

Источник: Гунн Г.П. Каргополье – Онега. Главы из книги. - М., 1974. С. 102–139.

РусАрх - Гунн Г.П. Каргополье – Онега (rusarch.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 августа 2024

«…На погосте находится шатровая церковь Вознесения 1651 г., покрытая кубом пятиглавая церковь Климента 1685 г. и колокольня 1700 г., перебранная с изменением покрытия в ХХ в.

Вознесенская церковь (крещатая в плане) — четверик с четырьмя прирубами. Центральная часть — восьмерик на четверике — покрыта шатром. Прирубы покрыты двумя возвышающимися одна над другой бочками, из которых верхние увенчаны главками. Невысокая трапезная покрыта на два ската. В 1882 г. произведен ремонт церкви, когда она была обшита тесом, были расширены окна и сделаны железные кровли.

Церковь частично обмерена арх. П.Д. Барановским в 1931 г…»

Источник: Забело С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. - М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942, стр. 114

Русское деревянное зодчество : Забелло С. : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive



Комментарии и обсуждение


«…На берегу р. Онеги в с. Пияла (Онежский район Архангельской обл.) стоит Вознесенская церковь, срубленная 1651 г., в композиции которой варьируется тот же прием при иных пропорциях и большей высоте сооружения (45 м). Кроме того, на каждой ветви крещатого сруба вторые ярусы бочек увенчаны главами…»

Источник: Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2003, стр. 44

История русской архитектуры - Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. - 2003

27 мая 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.



Видео

  Снято:         Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир