ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Пияла. Церковь Вознесения Господня.


Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня, Флора и Лавра, Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:Между 1651 и 1654. церковь 1651-54, колокольня 1700, сгоревшая Климентовская церковь 1685.
Адрес:
Россия, Архангельская область, Онежский район, с.Пияла

Координаты:63.433242, 39.07237
Проезд:С а/д Р-1 Каргополь - Онега свернуть в село, церковь на берегу


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с северо-запада, с берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Вознесенская церковь в д. Пияла
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Вознесенская церковь в д. Пияла
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Вид с реки, (сканированный слайд)
Николай и Надежда Гусевы
??
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Евгений Шестаков
6 апреля 2014
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
фото проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера". obsheedelo.ru
"Общее Дело"
8 августа 2012
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
фото проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера". obsheedelo.ru
"Общее Дело"
8 августа 2012
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с северо-запада, с берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с запада, с берега Онеги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид на церковь с юго-востока, справа - надгробья священника с семьей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Вознесенский храм, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Вознесенский храм, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
колокольня, вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
колокольня, вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
колокольня, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Колокольня 1700г.
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Колокольня 1700г.
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
JohnIngham
27 июня 2014
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Из-под колокольни вымывает фундамент. Попытка укрепить берег ограждением из бревен.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 мая 2013
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Фрагмент храмоздатной надписи, восточная сторона южного прируба основания
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Фрагмент храмоздатной надписи, восточная сторона северного прируба основания
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
этот киот на восточном фасаде церкви, еще один - на восточной стене колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
северный фасад (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
горки бочек-кокошников с главками, вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 октября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
"Троица Новозаветная(Отечество)"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
ВераТ
22 мая 2015
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
ВераТ
22 мая 2015
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Евгений Шестаков
6 апреля 2014
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
фото проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера". obsheedelo.ru
"Общее Дело"
8 августа 2012
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
"Небеса" — расписной свод Вознесенской церкви в Пияле
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Интерьер Вознесенской церкви в д. Пияла
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Фрагмент росписи потолка Вознесенской церкви в д. Пияла
Евгений Шелковников
22 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Колокольня 1700г.Фото сняты 25.03 2011г.
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Колокольня 1700г.
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Надписи 1941 года на обшивке колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
19 июня 2016
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Пияла село.Вознесенская шатровая церковь /1651/
Пономарев Валерий
25 марта 2011
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Иконостас главного престола Вознесенской церкви деревни Пияла. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья".
Елена Григорьева
1 января 1962
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Иконостас придела святых Флора и Лавра Вознесенской церкви деревни Пияла. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья".
Елена Григорьева
1 января 1962
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Иконостас придела Рождества Богоматери Вознесенской церкви деревни Пияла. Фото из монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья".
Елена Григорьева
1 января 1962
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Рис. из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Церковь св. Климента в Пияльском приходе Онежского уезда Из книги Северный Край Иллюстрированный альбом Архангельской губернии СПб 1914 г.
Наталия
??
Церковь Вознесения Господня - Пияла - Онежский район - Архангельская область
Вид церкви Вознесения с Онеги в составе погоста Пиялы, левее - кубоватая церковь Климента, папы Римского. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  6 ноября 2011

Высота Вознесенской церкви - 45 метров, это самая высокая из сохранившихся в России деревянных церквей, и вторая по высоте из вообще существовавших, чья высота подтверждена документально. Выше (примерно 50 метров) была лишь сгоревшая в начале 1970-х Вознесенская церковь в Типиницах (Медвежьегорский р-н респ. Карелия). Сгоревшая в 1962 г. Владимирская церковь в Белой Слуде была также высотой 45 метров. Из ныне существующих к пияльской церкви по высоте приближаются церковь Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге (43 метра) и Успенская в Кондопоге (42 метра).

Ансамбль Пияльского погоста до 1966 года представлял из себя тройник, включавший кубоватую Климентовскую церковь (1685, перестроена в 1890, сгорела 1 августа 1966 от попадания в алтарь шаровой молнии), шатровую Вознесенскую церковь (1651) и отдельно стоящую колокольню 1700 года. Решение колокольни уникально - в основании шестерик с повалом, на него в два яруса поставлены еще два шестерика с резными карнизами (верхний шестерик - ярус звона), повернутые относительно основания на 30 градусов. Венчает колокольню округлый шестискатный купол со шпилем на шестигранном барабане.

Вознесенская церковь - ажурный восьмерик на четверике, с прямоугольными прирубами по сторонам света, увенчанными ярусными бочками сложной конфигурации с главками на высоких барабанах. По карнизам с юго-восточной и северо-восточной сторон - храмосдатные надписи. Барабаны и главки крыты лемехом, а западный и восточный барабаны в основании украшены еще и бочкообразными кокошниками. Западный прируб опоясывает клеть трапезной с притвором под двускатным покрытием, в плане имеющая ступенчатую форму. Превосходные пропорции, игра граней и объемов делает пияльский ансамбль даже в редуцированном виде одним из красивейших памятников России.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 августа 2016

Большое село Пияла, из семи деревень, входивших в один приход, вытянулось тремя порядками домов вдоль ровного правого берега Онеги. Погост расположен на обширной площади на северной окраине села. До пожара 1967 года погост занимал центральное положение в застройке села. Комплекс погоста Пияла сложился в середине ХVII - начале ХVIII веков. Наиболее ранним сооружением погоста является холодная шатровая Вознесенская церковь, построенная в 1651 году. Позднее в 1685 году рядом с ней была сооружена теплая пятиглавая с кубоватым покрытием церковь св. Климента, а в 1700 году возведена отдельно стоящая колокольня.

В ХVIII столетии к Вознесенской церкви с запада была пристроена обширная трапезная с папертью. Во второй половине XIX века сооружения погоста подверглись ремонтам, значительно изменившим их первоначальный облик. В 1882 году по инициативе купца Михаила Чебарова Вознесенская церковь была обшита снаружи и внутри тесом, получив новое оформление интерьера. В 1890 году на средства крестьянина Малыгина такой же ремонт был произведен в Климентовской церкви. В этот же период был перебран и укреплен сруб колокольни, полностью переделан ярус звона, стены обшиты тесом. В начале XX века территории погоста обнесли легкой деревянной оградой.

До недавнего времени комплекс представлял собой типичный для бассейна Онеги, так называемый "тройник", состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. С утратой Климентовской церкви сохранившиеся сооружения погоста в значительной степени потеряли логическую композиционную взаимосвязь, столь характерную для подобных ансамблей деревянного зодчества Севера. Ведущей композиционной доминантой ансамбля является крещатая, типа "восьмерик на четверике", шатровая Вознесенская церковь. Она видна из любой точки села и ее шатер служит своеобразным ориентиром при движении по реке на лодке. Климентовская церковь, сгоревшая в 1967 году, располагалась в нескольких метрах на северо-восток, а двухъярусная, шестигранная в плане колокольня отодвинута на северо-запад ближе к реке. Подобный принцип размещения построек типичен для целого ряда аналогичных комплексов Каргополья XVII-XVIII веков.

http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=367

Вознесенская церковь 1651 г. «На погосте находится шатровая церковь Вознесения 1651 г., покрытая кубом пятиглавая церковь Климента 1685 г. и колокольня 1700 г., перебранная с изменением покрытия в 19 в.». Сохраняются пустующие Вознесенская церковь с колокольней.

http://www.archnadzor.ru/2010/11/14/russkoe-derevo-2/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  22 апреля 2017

Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. По-видимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями. Онега здесь медленно течет в низких и ровных берегах. Церковь создает необходимую в окружающем пейзаже вертикаль, господствующую над монотонно растянувшейся застройкой села.

Вознесенская церковь в Пияле имеет определенное сходство с одноименной каменной церковью 1532 года в Коломенском. Церковь в Пияле — результат гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры. Памятник относится к лучшим произведениям древнерусского деревянного зодчества. В притворе Вознесенской церкви лежат два массивных резных столба, бывшие опорами кровли крыльца или галереи. Очень похоже, что эти столбы сохранились от старого крыльца входа на колокольню, имевшего двухскатную кровлю, о чем свидетельствуют следы на срубе. Обращенные к реке окна первого этажа сделаны в виде узких щелей.

В 1685 году рядом с Вознесенской была построена кубоватая Климентовская церковь, ныне утраченная.

Колокольня построена в 1700 году. На первый взгляд она кажется несколько странным сооружением. Ее основание состоит из двух шестиугольных срубов, поставленных друг на друга таким образом, что углы верхнего шестерика опираются на середины граней нижнего. Первоначально основанием колокольни, по-видимому, был только нижний сруб, имеющий, в отличие от верхнего, выразительный повал и рубленый с остатком (в чашу). Первый этаж сруба разделен на два помещения, имеющие отдельные входы. Колокольня стоит близко к воде, и Онега с нее далеко просматривается в обе стороны. Здание похоже на древнюю сторожевую башню.

А.Б. Бодэ "Архитектурный путеводитель по Онеге"


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  16 января 2020

Храмовый ансамбль в Пияле является одним из самых интересных на берегах Онеги. Церковь Вознесения Господня является самой высокой из сохранившихся в России деревянных построек подобного типа. Она почти на 10 метров превосходит самый, пожалуй, известный деревянный храм - церковь Преображения Господня на острове Кижи. Построенная в начале пятидесятых годов XVII века, Вознесенская церковь, по характеристике искусствоведа и исследователя Русского Севера, публиковавшегося под именем Генрих Павлович Гунн, "замечательна тем, что являет собой зрелый образец стиля. Её формы доведены до классической завершенности. Стройность пияльской церкви изумительна, её архитектурное решение подчинено единому замыслу - создать ощущение взлета ввысь, идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью". Андрей Борисович Бодэ сравнивал Вознесенский храм с одноименной каменной церковью в Коломенском, называя церковь в Пияле результатом гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры.

История храма настолько глубоко уходит в прошлое, что возвели его ещё в дореформенное время, когда будущий патриарх Никон был митрополитом Великого Новгорода, а до ограничения строительства шатровых храмов оставалось несколько лет. Кстати, Никон, как следует из исторических свидетельств, не только дал благословение на возведение церкви Вознесения, но и бывал в ней. "Лета 7159 (это 1651 год от Рождества Христова) месяца июня в 15 день построися церковь Вознесения Господня при Святейшем Иосифе патриархе Московском по благословению Никона митрополита Великоновгородскаго" - гласит надпись на самом храме.

За годы существования храм претерпел не одно изменение внешнего и внутреннего вида. Основная перестройка датируется второй половиной XIX века. Тогда была сооружена западная трапезная, сруб с фасада и внутри обшили тесом, убрали гульбище и рундук, а старый тябловый иконостас заменили новым каркасным. Средства на проведение масштабных работ выделил купец из Петербурга Михаил Чебаров.

В начале XX века на средства семьи Малыгиных главы церкви, шатёр и кровля были покрыты железом. Но материал оказался не слишком долговечным. Во время реставрационных работ в 70-е годы прошлого века металл на шатре частично был заменен дощатым покрытием, а все главы полностью были покрыты городчатым осиновым лемехом.

Сегодняшнее состояние церкви, согласно информации на сайте проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера", в целом, удовлетворительное. Последнее по времени обследование сооружения проводилось в 2015 году и на тот момент храму требовалась лишь реставрация внутренних помещений. Вместе с тем, уже тогда частично отсутствовали листы жести на крыше трапезной, что приводило к попаданию воды во время дождя внутрь здания. Сейчас в группе "Деревня Пияла" во ВКонтакте можно найти полные боли недавние сообщения об аварийном состоянии церкви.

Церковь сейчас полноценно не функционирует, службы проводятся время от времени, хотя в свое время это было, наверное, одно из немногих культовых сооружений, довольно долго выполнявших свои функции и в советское время. Как сообщается на сайте "Храмы России", богослужения здесь окончательно прекратились лишь в 1951 году. Храм тогда, естественно, лишился множества реликвий и деталей убранства: вывезены более 70 икон XVI-XIX вв., резные царские врата с сенью 1800 г., а также образцы художественной резьбы иконостасов XVII-XIX в.в. Большинство предметов сейчас хранится в собрании музейного объединения "Художественная культура Русского Севера", а ряд произведений - в Государственном Эрмитаже и Соловецком музее-заповеднике.

Иконы здесь были уникальные, высокохудожественные, некоторые из них были написаны еще в XVI веке. По словам искусствоведа Т.М. Кольцовой, "пияльский праздничный чин конца XVI века выделяется в онежском иконописном наследии необычайно тонкой манерой письма, крепким рисунком, продуманными, изысканными композициями. Иконы интересно рассматривать в деталях, особенно архитектурные пейзажи, горки".

Откуда же все это появилось в Пияле? Один из факторов такого высокого уровня иконописи - то, что устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в селе соляным промыслом. Как пишет Татьяна Михайловна, "известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова".

Теперь же повсюду, куда ни кинь взгляд, тебя окружают пустые деревянные рамы с отдельными элементами былого художественного великолепия, которое так часто поражает на Севере, поскольку не сразу привыкаешь к тому, что входя в простой внешне храм, попадаешь зачастую во дворец.

Храм украшала искусная резьба. Так, растительный орнамент наверший над иконами местного ряда восходил к XVII веку и был выполнен в технике пропильной резьбы. Резные позолоченные врата с сенью были пожертвованы в Вознесенскую церковь в 1800 году дьяконом Пияльского прихода Петром Егоровым за 135 рублей. Первоначально врата поместили в главный иконостас, а в конце XIX века перенесли в придел Рождества Богоматери.

Сейчас во всем только лишь намеки на резьбу и позолоту. Некоторые детали внутреннего убранства в разрозненном виде лежат в запасных помещениях или стоят тут и там, попадаясь среди приготовленных для ремонта досок, или прячась за дверью.

Иконы, которые сегодня можно увидеть в храме, будто сединой выбелило время. В сравнении с ними, необычайно ярко выглядит расписное небо Вознесенской церкви. Создание "небес" восходит к 1811 году. Живопись выполнена на средства прихожан, "радением крестьян Пияльского прихода по цене за 320 рублей". На восьми гранях написаны семь архангелов и "Распятие". На четырех угловых гранях, называемых парусами, можно найти символы евангелистов. Недостающий фрагмент (фото http://sobory.ru/photo/190736) совершенно непочтительно вырезал кто-то из приезжих. Если основываться на схеме восьмигранной композиции "неба" из Владимирской церкви д. Подпорожье, то пияльский храм Вознесения Господня остался без изображения архангела Варахиила. Как пишет Татьяна Михайловна Кольцова, "такую же восьмигранную композицию можно видеть еще в ряде памятников", в том числе и в Пияле. Теперь в получившемся отверстии можно рассмотреть уходящие вверх ряды бревен.

Когда-то в Пияле был типичный для этого региона так называемый "тройник", состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. Полвека назад из трех построек остались только две - построенная в 1685 году в честь Святого Климента церковь сгорела от попадания в алтарь шаровой молнии. Воскресенская церковь, колокольня и само село уцелели благодаря самоотверженным действиям местных жителей и Пияльской, Ковкульской, Вазенской добровольных пожарных дружин. Как указывалось в рапорте, особенно отличился житель села Пияла Михаил Дмитриевич Лещук.

Недавно в одной из публикаций о Севере попалась мысль, что невозможно сохранить или заново построить здание, когда вокруг нет жизни. Храм и колокольня в Пияле поддерживаются в неплохом состоянии именно благодаря живущим здесь людям. Но даже при огромном желании сделать что-то в одиночку не могут даже сильные духом люди. Этим летом в село вновь приедут волонтеры, продолжатся работы по реставрации колокольни, с которой открывается потрясающая панорама окрестностей, и как минимум еще одно деревянное сооружение на Русском Севере можно будет вычеркнуть из списка уходящих архитектурных памятников.

Использована информация с сайтов "Общее Дело", kenozerjelive.ru, проектного института "Спецпроектреставрация", Храмы России, группы "Деревня Пияла" во ВКонтакте, а также из материала С. Головченко "Пияльский приход" и книг Г.П. Гунна "Каргополье - Онега", Т.М. Кольцовой "Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера" и монографии Т.М. Кольцовой "Иконы Северного Поонежья"

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.